Жуковский интерьеры: 30 интерьерных картин — PORUSSKI.me

30 интерьерных картин — PORUSSKI.me

Сохраненные жемчужины дворянского быта так или иначе связаны с громкими именами великих людей. Без важного «звания» сохранить наследие практически невозможно. И всё то, что пострадало от вандализма и исчезло, теперь можно лишь отыскать в воспоминаниях или картинах таких деятелей, как Станислав Юлианович Жуковский. Недаром Жуковского называли (и называют до сих пор) певцом русской усадьбы. Художник в какой-то степени сохранил  для нас эту атмосферу, рисуя на своих картинах интерьеры старинных усадеб, природу, пейзажи.

Семья Жуковского жила неподалеку от города Белостока. Его отец, будучи лишенным всех имущественных и сословных прав после подавления польского восстания 1863 года, был отправлен в Сибирь, что сделало его человеком замкнутым и нелюдимым, с трудным характером, сохранившимся до последних дней. Мать Жуковского, учившаяся в Париже и получившая блестящее воспитание и образование, разделила участь мужа, но не смогла справиться с переменившимся характером и была несчастлива в браке и всецело посвятила себя детям.

Терраса в поместье. Конец 1900-х

На террасе. 1904

Вечерний интерьер. 1900–1909

Увлечение рисованием раздражало отца. Мрачный и суровый, он настаивал на изучении точных наук, а успехи на художественном поприще приводили его в гнев, несмотря на благосклонность матери к таланту сына. После окончания училища Станислав стал учеником Сергея Никитича Южанина, который впоследствии стал известным пейзажистом, и окончательно определил судьбу юного художника.

Зная, что отец ни в коем случае не даст согласия на его профессиональные занятия живописью, Станислав стал тайно готовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 17 лет он сбегает из дома в Москву, и этот поступок отец не простил ему никогда. Даже спустя много лет, когда Жуковский стал известным художником, отец всё равно пренебрежительно называет его “маляр” (в польском языке это слово одновременно означает и “художник”, и “маляр”).

Интерьер. 1910-е

Интерьер библиотеки помещичьего дома. 1910-е

Праздник весны. 1911

В процессе обучения педагогами Станислава Юлиановича Жуковского были такие известные личности, как Сергей Коровин, Леонид Пастернак, Абрам Архипов, Василий Поленов и Левитан, пусть и косвенно. И уже в студенческие годы юный художник практически не знал неудач и разочарований. Одна за другой открывались выставки. И к 1904 году Жуковский стал членом “Союза русских художников”.

В 1906 году Жуковский решил испытать себя в педагогической деятельности и открыл частную школу живописи и рисования. Студия вначале помещалась в гостинице “Санкт-Петербург”, а с 1910 года существовала в большой квартире Жуковского в Козицком переулке. В летнее время, уезжая на дачу в Тверскую губернию, Жуковский вывозил туда своих учеников и интенсивно работал с ними на природе. Студия просуществовала до 1917 года. Среди ее учеников были Владимир Маяковский и Игнатий Нивинский.

Брошенная терраса. 1911

В старом доме. 1912

Поэзия старого дворянского дома. 1912

Во времена Советской России искусство Жуковского было объявлено идейно вредным, “воспевающим помещичьи гнезда”, тоскующим по прошлой жизни. И в 1923 году Жуковский уехал на свою родину в Польшу. Вернуться было очень непросто, да и Жуковский, судя по всему, не был уверен в том, что это нужно делать. Тем временем Германия напала на Польшу, и началась Вторая мировая война. Во время оккупации Жуковский оставался в Варшаве. После разгрома Варшавского восстания он с другими жителями был изгнан немцами из города, попал в лагерь в Прушкуве, где умер осенью 1944 года и был похоронен в общей могиле.

В творчестве Жуковского преобладают интерьеры. Сюжеты художник чаще всего находил в старых домах и особняках с их библиотеками, гостиными, старинной мебелью и портретами, которые воспринимаются как сохранившиеся следы русской культуры прошлого и не могут не вызвать какого-то уважительного чувства. Вместе с тем интерьеры Жуковского – это не музейные залы, а та привычная среда, в которой живет и действует человек.  При этом художник не просто воспроизводил на холсте реальные предметы, в окружении которых течет жизнь их владельцев, а по аналогии с пейзажем воссоздавал атмосферу их эмоционального бытия. Жуковского привлекали комнаты, обставленные мебелью красного дерева в стиле ампир, украшенные портретами первой половины XIX столетия. Интерьеры предстают не просто как места обитания людей среди набора красивых вещей, но как памятники истории искусства.

Былое. Комната старого дома. 1912

Радостный май. 1912

Перед террасой.1912

За столом

Интерьер солнечным днем

Интерьер

Весенние лучи. Интерьер. 1913

В старом доме. 1913

В старом доме. 1914

Малая гостиная в имении Брасово. 1916

Комната в имении Брасово вел. кн. Михаила Александровича. 1916

Большая гостиная в Брасове. 1916

Гостиная с роялем. 1916-1917

Кусково. Малиновая гостиная. 1917

Интерьер. 1917

Интерьер. 1920

Интерьер комнаты. 1920

В комнате. 1920

Лунная ночь. Жасмин и пионы. 1929

Красная комната. 1939

Интерьер загородного дома — излюбленный сюжет Жуковского

Станислав Жуковский. «Радостный май» (1912 г.), холст, масло.

Интерьер загородного дома изобразил на картине «Радостный май» русский художник польского происхождения Станислав Жуковский. Простое убранство деревянного дома залито слепящим весенним солнцем. В открытое окно врывается тёплый ветер и гомон птиц, видны покрытые свежей зеленью деревья на фоне глубокой синевы неба.  

  Полотно словно дышит прошлым, оно овеяно ностальгией. И только солнечный свет, который бьёт в окна, оживляет интерьер… Именно он позволяет увидеть комнату и её бревенчатые стены как-то по-новому.

  Когда первый восторг проходит, невольно задумываешься — о чём могут поведать эти старые деревянные стены и ампирные стулья с синей обивкой, расставленные вдоль них между оконными проёмами? Что интересного могут рассказать стоящие на подоконниках синие цветы… А портреты прежних обитателей дома? Какие тайны скрывают они?

Александр Бенуа о картине 

 На X выставке «Союза русских художников» картину «Радостный май» восторженно встретили как критики, так и зрители. А Павел Третьяков сразу приобрёл её для своей коллекции.

  Вот что писал об этой работе Александр Бенуа: «…с одной музейной покупкой мы согласимся. Это «Радостный май» Жуковского, взятый в Третьяковскую галерею. Мне скажут, здесь повторение мотива, использованного уже Жуковским и успевшего набить оскомину… Зал в усадьбе с открытыми настежь окнами в сад, весеннее солнце, мебель красного дерева и даже не забыты фиалки на подоконниках – мы видели это не раз. Однако за самый факт повторения я не могу порицать Жуковского. Художник, живо заинтересованный какой-нибудь темой, совершенно естественно возвращается к ней многократно – желая всё полнее её выразить. К тому же в данном случае Жуковский достиг намеченной цели. Ярче прежнего светит солнце, радостнее кажется свежий воздух, полнее передано особое настроение оттаивающего, оживающего после зимней стужи, после долгого затвора дома; кроме того, вся картина написана с той ценной свободой техники, которая приобретается лишь тогда, когда во всех своих частях задача, поставленная себе художником, выяснена».

    Сам же мастер так сказал о своём творчестве: «Я большой любитель старины, в особенности, пушкинского времени…, но как мало истинно культурных и тонких людей, умеющих ценить эту святыню, не превращающих их (памятники того времени) в фабрики, а парки, где гулял Евгений Онегин — во дрова».

Певец русской усадьбы

 Станислав Юлианович Жуковский, которого называют певцом русской усадьбы, родился 1873 году в местечке Ендриховцы Гродненской губернии Российской империи.

 Отец Жуковского был дворянином по рождению, но к моменту крещения Станислава лишён этого звания и всех имущественных прав и вместе с двумя братьями сослан в Сибирь. Причина — участие в польском восстании 1863 года. Он тяжело переживал лишения, выпавшие на его долю, что не могло ни сказаться на его характере. Юлиан Жуковский стал замкнутым и нелюдимым. И таким он остался даже когда вернулся к прежней жизни.

    Мать будущего творца, её звали Мария Вержбицкая, была родом из Варшавы. Она получила блестящее воспитание, училась в Париже, но всё резко изменилось после замужества. Брак оказался несчастливым и не принёс радости. Семья жила очень замкнуто. Ей ничего не оставалось, как только заниматься детьми и безвыездно находиться в бывшем имении супруга Старая Воля в Гродненской губернии Пружанского уезда, которое они арендовали.

  Мария большое значение придавала образованию детей, особенно поощряла их занятия рисованием. А вот отец это не приветствовал, постоянно упрекал Станислава за его увлечение и часто наказывал. Он считал, только точные науки принесут детям успех в будущем…

Совет учителя

 В Белостокском реальном училище, куда родители перевели Станислава из Варшавской классической гимназии, у будущего художника случилась встреча, полностью изменившая его жизнь.

  Дело в том, что учителем рисования там работал художник Сергей Никитич Южанин, впоследствии известный пейзажист и мастер интерьера. Именно он посоветовал своему воспитаннику начать серьёзно учиться живописи. Обучение было решено продолжить в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

 Зная суровый нрав отца, юноша предпочёл не говорить о своём выборе, однако начал готовиться к поступлению. Согласно уставу училища, туда можно было поступать с двенадцати лет. Однако за несовершеннолетних детей должны были подать заявление родители. Тем самым они брали на себя материальное обеспечение учащегося.

 Юноша понимал — согласия отца он не получит. Немного поразмыслив, решил скрыть свой настоящий возраст и прибавить себе два года. Он рассчитывал, что подобная ложь позволит поступить в училище в качестве вольнослушателя, способного самостоятельно платить за своё обучение.

   Реакцию старшего Жуковского не сложно представить. Узнав о том, где теперь учится сын, он тут же от него отрёкся и не простил вольности до конца жизни. Даже когда Станислав станет известным художником, отец насмешливо будет называть его «маляром».

Первый успех 

  Первым московским педагогом Жуковского стал художник-жанрист и график Сергей Коровин. Затем Леонид Пастернак, Абрам Архипов, Исаак Левитан и Василий Поленов. Именно он в будущем окажет большое влияние на творчество молодого живописца.

   В 1895 году Жуковский получает свидетельство Совета Московского художественного общества «для беспрепятственного рисования и снятия живописных этюдов с натуры». Теперь он может уехать на родину, где начинает писать виды родной Гродненской губернии.

  Эти работы он начал выставлять на выставках Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Передвижных, Московского товарищества художников, Общества любителей художеств….

   После удачного дебюта на выставке в училище в 1896 году его работа «Усадьба» была принята на XXIV Передвижную выставку и сразу же отмечена в печати. Через год, теперь уже на XXV Передвижной выставке пейзаж «Весенний вечер» приобретает знаменитый Павел Третьяков.

  Вместе с тем на экзамене в 1897 году Жуковский получил две малые серебряные медали за этюд и за рисунок. Наступило время писать картину на большую серебряную медаль. Утверждение эскиза прошло удачно. Впереди были два свободных года для подготовки к выпускным экзаменам…

Мастер

 Вообще, конец 1890-х для Жуковского отмечен бурной деятельностью, как в творчестве, так и в личной жизни. В это время он женится на Александре Александровне Игнатьевой и создает картины, которые говорят о нём, как о самостоятельном художнике. К примеру, картина «Весенняя вода» была отобрана на XXVI-й Передвижной выставке Комитетом по приобретению картин для Академии художеств, куда входили Илья Репин, Павел Чистяков и Владимир Маковский. А за картину «Лунная ночь» он получил звание классного художника. Это был несомненный успех!

 В конце 1899-начале 1900 года на XIX-й выставке картин Московского общества любителей художеств Жуковский выставляет полотно «Ясная осень. Бабье лето», написанное в усадьбе Поддубье Тверской губернии. На нём изображена липовая аллея, ведущая от церкви к барскому дому.

  В этом произведении Жуковский выступил продолжателем своего любимого учителя Исаака Левитана, умеющего тонко передавать «унылую пору, очей очарованье»…

 Словом, в новый век Станислав Жуковский, как говорят его биографы, вступает настоящим мастером, продолжающим линию русского лирического пейзажа и использующим для этого достижения современной живописи.

Владимир Маяковский — ученик Жуковского

 В октябре 1907 года было объявлено, что Императорская Академия «…за известность на художественном поприще признаёт и почитает Станислава Юлиановича Жуковского своим академиком». Фортуна полностью на его стороне. В 1910 году за картину «Мельница» Жуковский получает премию имени Куинджи, а на выставках «Союза русских художников» его картины раскупаются ещё до открытия вернисажа.

   Казалось, можно было бы остановиться. Но художник продолжает искать что-то новое и, что впрочем ожидаемо, попадает под влияние импрессионизма. Но воспринятые им импрессионистские приёмы всё равно подчинены пленэрной живописи, а в его картинах довольно гармонично переплетаются сразу несколько жанров и стилей. Он продолжает много и плодотворно трудиться. Жуковского постоянно приглашают на выставки, причём не только как художника, но и как эксперта.

  Параллельно он открывает частную школу живописи и рисования, которая вначале размещается в гостинице «Санкт-Петербург», а затем переезжает в его квартиру в Козицком переулке. В летнее время, уезжая на дачу в Тверскую губернию, Жуковский вывозит туда своих учеников и интенсивно работает с ними на природе…

   Кстати, эта студия просуществовала до 1917 года. Среди его учеников были поэт Владимир Маяковский и известный российский художник Игнатий Нивинский.

Спасение Кусково

 Всё резко заканчивается в 1917 году. Великую Октябрьскую революцию художник принял без особого энтузиазма. Понять можно: он только что развёлся со своей первой женой и вступил в новый брак с ученицей своей студии, молодой красавицей Софьей Павловной Кваснецкой.

 Ему хочется любить и радоваться, а тут такое потрясение, которое в корне меняет жизнь не только его, но и всей страны.

  По крупному счёту, Жуковскому не стоит особенно сетовать на свою жизнь. Новая власть его сразу приняла. Более того, в октябре 1918 года его делают членом комиссии по охране памятников при ИЗО Наркомпроса и членом художественного совета Третьяковской галереи. По заданию Отдела пластических искусств ИЗО Наркомпроса Жуковский обследовал частные художественные собрания Москвы и Подмосковья и сделал всё от него зависящее, чтобы превратить в музей усадьбу Кусково. Так что во многом благодаря ему мы сегодня можем восхищаться этим дивным местом.

Идейно вредный художник

 В начале 1920-х годов от художников начинают требовать изображать «революционную действительность в искусстве». Но Станислав Жуковский не Иосиф Бродский и не Митрофан Греков. Ему, любившему писать усадьбы, очень трудно менять стиль и начинать творить по-новому.

   Верный себе, Жуковский продолжает рисовать так, как привык. 23 октября 1921 года в Салоне на Большой Дмитровке открывается его персональная выставка. На ней были представлены 74 работы, выполненные за последние четыре года. Выставка имела успех у зрителей, но не понравилась критикам, ангажированным властью. Творчество Жуковского назвали идейно вредным, «воспевающим помещичьи гнезда», тоскующим по прошлой жизни.

 Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, его работы востребованы и представляют современное искусство за рубежом, с другой стороны — в самой стране его перестали выставлять…

Польский период Жуковского

  Решение покинуть Советскую России далось Жуковскому с трудом. В сентябре 1923 года Станислав Жуковский уезжает в Польшу и в 48 лет начинает жизнь с нуля.

 На родине предков его принимают с восторгом. Ещё бы! В глазах польской интеллигенции он изгнанный из страны Советов художник. Не удивительно, что его постоянно приглашают на выставки, берут интервью, прислушиваются к мнению и восхищаются творчеством.

 Он много пишет. Только теперь рисует Полесье, интерьеры Лазенковского дворца и пр.

  Картины Станислава Жуковского приобретают Национальный музей в Варшаве, Национальная галерея в Кракове, музеи Познани, Гданьска, Вроцлава, Лодзи и других городов, множество работ приобреталось в частные собрания. Выставки картин Жуковского прошли и в Париже: в 1925 году в галерее Шарпантье, в 1930 — в галереях Зак и д’Алиньян.

Жизнь решила по-своему

  Но вскоре критики начинают констатировать, что польский период Жуковского представляет собой чуть изменённое повторение всего того, что было написано раньше в России. А потом и вовсе всё чаще и чаще звучит: творчество Жуковского не имеет никаких связей с линией развития польского искусства. Все видят в нём «наследника по прямой линии знаменитого русского пейзажиста Левитана»…

   В общем, Советской России он не нужен, а в Польше так и остался чужим…

   И тут случается новая беда. В середине тридцатых годов в Польше разразился сильный экономический кризис. Стране было не до работ художников. С большим трудом его второй жене Александре Жуковской удалось продать двенадцать картин супруга в Советском Союзе.

 Параллельно она начинает уговаривать художника вернуться обратно, тем более, что советское гражданство он сохранил. Пока Жуковский думал, жизнь рассудила по-своему.

   В сентябре 1939 года Германия напала на Польшу и началась Вторая мировая война. Во время оккупации Жуковский оставался в Варшаве. После разгрома Варшавского восстания он с другими жителями был изгнан немцами из города и попал в лагерь в Прушкуве. Осенью 1944 года его не стало. Станислав был похоронен в общей могиле.

  Трудно сказать, как сложилась бы его судьба, если бы художник вернулся в СССР. Быть может, погиб бы в лагерях Сибири, а быть может, вновь бы поднялся на Олимп… В реальности же всё сложилось так, как сложилось…

Станислав Жуковский. «Радостный май» (1912 г.), холст, масло.Белый домБольшая гостиница в БрасовеПоследние астрыПлотинаЯсная осень. Бабье летоБрошенная террасаБылое. Комната старого домаВесенний вечерВесенняя водаВыпал снегЛунная ночьВ мае

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи»: Московский вечер Татьяны Назаренко

Боги и глупое величие: Интерьеры Станислава Жуковского

Интерьеры Станислава Жуковского

1917.

Стилистически эти интерьеры противоположны интерьерам Премацци, о которых я писал на прошлой неделе. В то время как работы этого пересаженного итальянца отличаются явно доимпрессионистской точностью и спокойствием — хотя он все еще был в состоянии чудесно уловить атмосферу изображаемых им величественных залов — Жуковский был искренним импрессионистом, с его грубой манерой письма, иногда искаженной перспективой. , и часто дико яркий, неожиданный цвет. Во многих его картинах этот цвет настолько насыщен — и насыщает — что сам по себе становится узором, настоящей причиной изображения. Но в своей работе здесь — по крайней мере, в более интимной обстановке, которую я выбрал, — ему все же удается чудесным образом уловить ощущение, что эти комнаты действительно живут: ветерок шевелит листву на деревьях за распахнутыми окнами. и пение птиц; тепло струящегося солнца и запах этого тепла на обивке мебели, коврах и полированном дереве, запах книг и срезанных цветов; скрип половиц, когда люди, населяющие эти комнаты, живут своей жизнью.

«Библиотека в усадебном доме», около 1910.
(этот номер, по -видимому, прилегает к одному выше.)

Гостиная в Брасово, усадьба великого князя Михаила Александровича, 1916 год. 16.
Brasovo, 1916.
The Sitting Room, Rozhdestveno, 1910.
Еще один вид на комнату выше.
1939.

9

9

80008 В гостиной, Rozhdestveno, 1912.

1914.

9007

Ballroom of Lazienki Palace Palace.

«Исследование короля», Lazienki, около 1924.
Lazienki, Circa 1924.
0015
Малиновая приемная, Кусково.
Большой вестибюль, Кусково.
Картинная галерея, Павловск.
Другая репродукция — «альтернативный дубль» — вышеупомянутой картины Гостиной
в Брасово; обе очаровательны, но какая больше похожа?

Новое сообщение
Старый пост
Главная

Подписаться на:
Сообщение Комментарии (Атом)

Интерьер Шереметьевского Дворца

  • Описание

Provenance

Private collection, Poland

Private collection, USA

Sale: Butterfields, San-Francisco, USA, May 16, 2001

Private collection, USA

Exhibitions

The Society for Передвижные выставки ( Товарищество передвижных художественных выставок ), Петроград, 1918

 

Знаменитый русский художник-пейзажист польского происхождения, Жуковский был одним из ведущих русских художников-импрессионистов. К интерьеру он обратился во втором десятилетии ХХ века, начав цикл картин, изображающих великие усадьбы России.

 

Серия интерьеров знаменитой дачной усадьбы Шереметевых Кусково 1916-1917 годов считается его лучшим произведением в этом жанре. Кусковский дворец, построенный в середине 18 века в нескольких милях к востоку от Москвы, является одной из старейших и красивейших летних резиденций в России. По замыслу его владельца, графа Петра Шереметева, Кусково должно было быть сопоставимо по размерам и красоте с собственными царскими резиденциями. В письме, адресованном Дмитрию Шереметеву, Жуковский выдает свое увлечение интерьерами: « Не будете ли вы любезны разрешить мне рисовать в ваших домах в Остафьеве и Кусково? Я большой поклонник старины… Здесь они так ясно говорят и так чудесно, бережно сохранены. Я хотел бы сделать несколько интерьеров этого бесценного памятника прекрасной эпохе. К сожалению, в последнее время они так быстро исчезают, и мало действительно культурных и утонченных людей, которые могут оценить эти священные места и не превращают их в фабрики и не используют в качестве дров парки, где когда-то гулял Евгений Онегин . » Настоящая картина принадлежит к той же серии интерьеров Шереметьевского дворца, что и работа, находящаяся сейчас в Варшавской национальной галерее.

 

Станислав Жуковский был одним из самых почитаемых пейзажистов России. Родился в Гродно в 1873 году. В 1892 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у Исаака Левитана, Валентина Серова и Василия Поленова. Еще до его окончания в 1899 году Третьяковская галерея приобрела одну из его картин под названием «Лунная ночь». Выставлялся с передвижниками с 189 г.С 6 по 1917 г., участвуя в знаменитой выставке «Мир искусства» в 1902 г., и стал ее членом в 1904 г. Он открыл частную художественную студию, где обучал знаменитую художницу-авангардистку Любовь Попову и революционного поэта и художника Владимира Маяковского. В начале двадцатого века у него появился интерес к импрессионистскому движению, что нашло отражение в его работах.

 

После революции 1917 года поступил на работу в Художественный отдел Наркомпроса и был назначен в Художественный комитет Третьяковской галереи в Москве. Одна из его картин экспонировалась на Первой русской художественной выставке в Берлине в 1922. Он вернулся в родную Польшу в 1923 году, где и умер в концентрационном лагере вскоре после Варшавского восстания 1944 года. Большинство более поздних картин Жуковского было уничтожено.

 

Работы художника находятся в крупнейших музейных собраниях, таких как Третьяковская галерея в Москве, Русский музей в Санкт-Петербурге, Варшавская национальная галерея и Национальная галерея в Риме.

Вы ищете покупателя?

У нас есть активный и непрерывный процесс приобретения.

Связаться с нами

Чтобы быть в курсе последних новостей и идей, пожалуйста, заполните форму ниже.

  • Пожалуйста, заполните форму ниже, чтобы быть в курсе интересных новостей и идей.
  • Имя

    Первый

    Последний

  • адрес электронной почты

Мы только по предварительной записи.