Содержание
В гостях у актрисы Анастасии Немоляевой и режиссера Вениамина Скальника
Супруги Анастасия Немоляева — актриса, выпускница ГИТИСа, известная по фильмам «Курьер», «Интердевочка», «Цареубийца», «Перегон», — и Вениамин Скальник — театральный режиссер по образованию, ученик Петра Наумовича Фоменко — уже много лет знамениты на всю Москву созданием оригинальных дизайнерских предметов. А о роскошной расписной мебели Анастасии ходят легенды. Чтобы познакомиться с мастерами поближе, увидеть истоки, атмосферу их творчества, «Красивые квартиры» приехали к Анастасии и Вениамину в гости.
Корр: Анастасия, Вениамин, до встречи с вами я ни минуты не сомневалась, что живете вы в старом доме в центре столицы…
В.С. Да, новую архитектуру мы не любим. А в этот дом, датированный 1951 годом, влюбились сразу: тут кругом история, ведь его проектировал еще архитектор Жолтовский. Дом классический, основанный на традициях итальянского Возрождения, к которым маэстро был неравнодушен. Тут наша любовь совпала.
Корр: Насколько я поняла, здесь в одну объединены две квартиры?
В.С. Да. Правда, вначале, около десяти лет назад, мы были владельцами одной жилплощади и только потом выкупили другую у соседей. Для нас было важно сохранить аутентичность пространства, поэтому мы не ломали стен, даже их не выравнивали. Прежде квартира принадлежала вдове писателя Рыбакова, автора «Детей Арбата», Татьяне Марковне, поэтому, конечно, она нам досталась в очень интеллигентном виде — чистая, аккуратная, и мы некоторое время прямо так в ней и жили. Не сразу приступили к отнимающему уйму сил ремонту, похожему на стихийное бедствие. Главной нашей задачей было придумать такой дизайн, чтобы он максимально гармонировал с тем, что уже имелось в интерьере: со старинной лепниной, например, с которой мы просто сняли наслоения краски, таким образом облагородив. Кстати, так всегда поступают в Европе: сохраняют антикварные интерьеры с их родным духом, обновляя лишь изношенные за годы коммуникации или добавляя современную технику. Подобный путь, на наш взгляд, самый верный.
Корр: Анастасия, а когда началось Ваше увлечение росписью мебели?
А.Н. Году в 1996-м. Использовала как арт-объекты предметы (например, старые буфеты) либо купленные мною, либо подаренные друзьями, несмотря на то, что в те годы до моды на расписную мебель и интерьеры было еще очень далеко. Забавно, что для себя мы стали делать мебель и расписывать ее совсем недавно. До этого сапожник был без сапог (улыбается). Кстати, несмотря на нашу симпатию к раритетным вещам, мы не занимаемся их реставрацией. Наша работа сейчас состоит в сочинении совершенно новых предметов или в изготовлении реплик других столетий.
Корр: Весьма необычна входная дверь, покрашенная красной, зеленой и золотой красками…
В.С. Да, это образец классической итальянской двери. А далее идет холл, за которым начинается викторианская часть дома. Мы любим дизайнера, художника Уильяма Мориса, и здесь местами следуем его стилю. Коридор выкрашен в насыщенный, глубокий цвет, а в санузле, оборудованном рядом, — бордово-зеленые, с цветочным орнаментом обои, изготовленные вручную, по старинной технологии; золотистая и бордово-черная плитка. В близлежащей ванной комнате также не стандартный мойдодыр, а деревянный шкафчик, расписанный сине-белыми птицами — в духе Уильяма Моргана, ориентировавшегося в творчестве на восточную тему с ее декоративными панно. Так что идеи «Движения искусств и ремесел», выступавшего против скучного массового производства, нам, как вы понимаете, чрезвычайно близки.
Корр: Ваш дом довольно эклектичен. Расскажите, пожалуйста, о его интерьерах подробнее.
А.Н. На кухне, после того как нас затопили соседи и пришлось снять штукатурку, мы обнаружили необычную фактуру потолка, которую, естественно, решили оставить. Стены украшены бордово-зеленой фреской с птицами, отсылающей к знаменитой флорентийской комнате с попугаями. Потолок в зоне кухонного гарнитура — сложный, дубовый, расписной, идеально гармонирующий по стилю и с дверями, и с мебелью. Все эти предметы мы делали в столярной мастерской Вениамина, а расписывала я их уже у себя в студии. Некоторые изображения наносили наши художники, соотносясь с моими эскизами. На полу тут — старая, толстая, шершавая глиняная плитка, привезенная из Франции. По ней так приятно ходить босиком!
В столовой, где деревянные арочные проемы великолепно сочетаются с викторианской атмосферой гостевой части квартиры, — стол, английский диван, два резных шкафа XIX века. Один мы купили в Москве, а другой — в Бельгии. На полу (как и во всей квартире) — натуральная дубовая доска. Стены затонированы вручную кистями. Причем это именно художественная работа, а не малярная.
Например, у нашей старшей восемнадцатилетней дочки Сони в комнате не обошлось без Густава Климта, покорившего ее в венском музее. Мы придумали, чтобы из-под фрески выбивалась приглушенная золотая краска. Стиль Макинтоша читается в мебели, по которой «разбросаны» элементы картин великого художника. Кроме того, тут присутствует копия эскиза костюма Соломеи кисти Бакста, появившаяся (как и манекен) не случайно: Соня учится на дизайнера одежды.
У средней дочки, одиннадцатилетней Дуси, интерьер сложился из «пушкинских» шкафов, которые я сочиняла еще для своей премьерной экспозиции. И тут отделка стен художественной штукатуркой выполнена под полосатые бело-голубые обои. На одном из шкафов я нарисовала самого поэта с Натальей Гончаровой, на другом — деревенские мотивы той эпохи. В данном ключе показались уместными и копии так называемых ярославских портретов, сотворенные руками моих коллег. Кровать — стилизованная, в ее изголовье изображены детишки с мамой. Старинное зеркало мы поместили в раму, расписанную масляными красками, как и стульчик, буфет, и встроенный рабочий стол. Дуся занимается конным спортом, поэтому на стенах — гравюры с изображением лошадей. В комнате младшей дочки, четырехлетней Фроси, мы тонировали стены в розово-жемчужный цвет. Отправной точкой идеи стал фактурный розовый платяной шкаф с зеркалом, гербами. Имитация печки с изразцами создает исключительный уют. И во всех комнатах — белые, распашные двери.
Корр: Не могу не обратить внимания читателей на ванную комнату с… балконом.
А.Н. Да, это особое удовольствие — принять душ с видом на улицу, а потом, накинув халат, отправиться со свежевыжатым соком на балкон. Фреска на стене изображает райский сад с музыкантами, потолок с балками — синий, плитка на полу — итальянская, расписанная вручную, скомбинированная нами с натуральным бежевым камнем, просто разрезанным на манер плитки. И синий мойдодыр с деревянными ящичками мы сами изготовили и украсили столешницу настенной плиткой. В этом интерьере отразилась моя любовь к Джотто, к Флоренции, Сиене, Ассизи, к раннему, еще несколько аскетичному Ренессансу. Оформление другого санузла выдержано в духе Помпей.
Корр: И если продолжить экскурсию по квартире, то…
А.Н. …проходной холл декорирован изображениями райских птиц. Его интерьер украшают также изящная восточная консоль, гипсовые львята, индийская лошадка-качалка, аквариум с рыбами, узорчатые сирийские килимы, создающие уют. Так что интерьер у нас живой, постоянно видоизменяющийся, и это нам по душе. Из холла, войдя в стеклянные двери, можно попасть в мой кабинет. Здесь установлена моя любимая яркая скамья — точная копия европейских лавок-сундуков XVIII века. Над скамьей — фламандский гобелен, привезенный из Брюгге. Понятно, что не оригинал, но неплохой. Он нам дорог тем, что мы его купили в свадебном путешествии по Голландии и Бельгии. Рядом — шкафчик с рыцарской темой, стол.
Корр: А своим клиентам в какой стилистике Вы, как правило, оформляете интерьеры?
А. Н. В самой разной. Мне нравятся восточные мотивы, и нередко и заказчики хотят в своей квартире видеть подобные элементы. Расписываем мы все что угодно. Вот недавно сдали бассейн в японском стиле. Также строим деревянные дома с русским колоритом, благо в нашем полном распоряжении столярная мастерская. Но чаще всего к нам обращаются за сказочным, оригинальным обустройством детской — с рыцарями, забавными воздушными шарами или шкафами-домиками, голландскими, французскими или английскими (улыбается).
Беседовала Елена Грибкова
Фото: Александр Камачкин
Макияж, прическа: Армине Маргарян для студии Александра Тодчука
Подписывайтесь на наш канал
Как одна встреча изменила всю жизнь
Она родилась в семье, где все жили кино и театром. Но сама Анастасия Немоляева очень долго сомневалась в выборе профессии, хотя и начала сниматься ещё в школьные годы. Слава пришла к ней после съёмок в фильме «Курьер», а дальше карьера актрисы стремительно развивалась. Она играла в театре, много снималась, а после работы над фильмом «Сны о России» жизнь актрисы изменилась. Но тогда она ещё не знала, как повлияет одна встреча на её судьбу и даже профессию.
Сложный выбор
Анастасия Немоляева в фильме «Старый Новый год». / Фото: www.24smi.org
В детстве Анастасия Немоляева, родившаяся в семье известного советского оператора Владимира Немоляева, мечтала вовсе не о славе киноактрисы. Она увлечённо рисовала, могла расписать разделочную доску ко дню рождения мамы так, что все ахнут, и думала о том, чтобы в будущем стать художником или дизайнером.
Анастасия Немоляева. / Фото: www.yandex.net
В их доме часто собирались известные люди, в том числе и режиссёры. Поэтому девочка и сама не особенно поняла, как она в первый раз попала в кино. Просто Анастасию заметили многочисленные гости и стали приглашать на съёмки. Началось всё со «Старого Нового года», затем было ещё несколько фильмов и, наконец, «Курьер» Карена Шахназарова, после которого юная актриса стала знаменитостью.
Анастасия Немоляева. / Фото: www.belok.net
Казалось, судьба Анастасии Немоляевой определена: она поступила в ГИТИС, в студенческие годы снялась в нескольких картинах, в том числе и в «Интердевочке». После окончания института поступила в Театр на Малой Бронной, где служила до 1999 года.
Анастасия Немоляева не могла пожаловаться на отсутствие ролей, а уже на съёмках картины «Сны о России» встретила свою судьбу.
Интернациональное счастье
Анастасия Немоляева. / Фото: www.korupciya.com
Историко-приключенческий фильм снимался совместно с японскими кинематографистами, и на съёмочной площадке было множество японцев. Однажды к Анастасии подошёл парень, увидев которого, Настя сразу же приготовилась к тому, что не поймёт ни слова из сказанного. Когда же молодой человек задал ей вопрос на русском языке, девушка от неожиданности воскликнула на всю площадку: «Что?!»
Анастасия Немоляева и Вениамин Скальник. / Фото: www. yandex.net
Режиссёр Вениамин Скальник даже слегка опешил от темперамента русской красавицы. И это была любовь с первого взгляда, потому что всего спустя полгода они уже зарегистрировали свои отношения в ЗАГСе на улице Лобачевского. На тот момент актрисе было 22 года, но Анастасия была уверена: семью она создаёт на всю жизнь.
У супругов было много общего: работа в театре, увлечение искусством, умение делать красивые вещи своими руками. Анастасия Немоляева вообще никогда не расставалась с этюдником, даже когда отправлялась на съёмки. Своё детское увлечение рисованием она сохранила на всю жизнь.
В русском паспорте мужа актрисы значится имя Вениамин Скальник, а в японском — Цутому Исудзима. Японскую фамилию носят и три дочери Анастасии Немоляевой и Цутому Исодхима: София, Евдокия и Ефросинья. При этом муж и дочери актрисы очень любят японскую кухню и часто усаживаются по вечерам в одинаковые позы, поджав по себя ноги, как на Востоке.
Анастасия Немоляева и Вениамин Скальник. / Фото: www.yandex.net
Веня, как называет супруга актриса, очень талантлив. Но его сотрудничество с театрами не складывалось из-за характера. Он совершенно не умеет прогибаться и подстраиваться под кого-то. Если же во время работы над спектаклем режиссёру начинали диктовать свои условия, он запросто мог бросить работу и уйти. Хотя душа у Цутому Исудзима, по признанию Анастасии Немоляевой, русская. Он очень щедрый и добрый человек, способен отдать последнее нуждающемуся.
Из актрисы в дизайнеры
Анастасия Немоляева и Вениамин Скальник. / Фото: www.24smi.org
В конце 1990-х актриса ушла из театра, у Вениамина Скальника дела тоже шли далеко не лучшим образом. Анастасия Немоляева пыталась получить доход продажей своих картин, но денег в семье отчаянно не хватало. А у них уже подрастала Соня, чуть позже родилась вторая дочь, Дуся.
Как-то Анастасия нашла на улице старинную тумбочку, забрала её домой, отмыла, почистила и расписала. Потом появился огромный шкаф, который актриса тоже привела в порядок и украсила диковинными узорами.
София, Ефросинья и Евдокия Исудзима. / Фото: www.yandex.net
Тогда у мужа актрисы возникла идея открыть свою мастерскую по изготовлению мебели. Супруги наивно думали: запустят своё дело и смогут продолжать играть в театре, работать в кино. Но жизнь показала, что усидеть на двух стульях им не удастся. Вениамин Скальник периодически возвращается мыслями в театр, но очень быстро понимает, если он оставит на какое-то время свою фирму ради постановки спектакля, то его дело начнёт рассыпаться.
Анастасия Немоляева. / Фото: www.dolci.pw
Сегодня мастерская Вениамина Скальника и студия Анастасии Немоляевой уже очень известны в Москве. Их предприятие сотрудничает с мастерскими Франции, Японии, Италии и Великобритании, а мебель, которая выходит из их рук, пользуется огромной популярностью. При этом у каждого из супругов своё направление деятельности.
Анастасия Немоляева и Вениамин Скальник. / Фото: www.houses.ru
Анастасия Немоляева создаёт для каждого предмета интерьера свои причудливые узоры, придумывает сюжеты и затем занимается ручной росписью. Можно с уверенностью сказать: такая мебель существует в единственном экземпляре.
У супругов, которые когда-то страдали от безденежья, теперь есть собственное прибыльное дело и твёрдая почва под ногами. Они берут в работу самые разные проекты, в том числе в течение нескольких лет оформляли в японском стиле целый дом: потолки, стены, двери, мебель.
В доме Анастасии Немоляевой и Вениамина Скальника. / Фото: www.fabrika-horeca.ru
Их собственная квартира, расположенная в старом доме в центре столицы, тоже представляет собой необычное зрелище. В ней сочетаются разные стили и фактуры, которые объединяются общей атмосферой и необычными узорами.
Актриса теперь очень редко появляется в кино, но ничуть от этого не страдает. У неё есть любимое дело и, самое главное, — большая и дружная семья.
Наверное, творческой судьбе Светланы Немоляевой, родной тёти Анастасии Немоляевой, позавидовала бы любая актриса – в театре и кино ей доставались роли, о которых другие могли только мечтать.