Содержание
Стиль Неоклассика в интерьере ▷ Неоклассицизм в интерьере
Стиль неоклассицизм сегодня – это роскошь прошлых столетий и комфорт XXI века без королевских затрат. Превратить городскую квартиру в шикарные апартаменты, достойные лиц голубых кровей? Легко! Подробности – в нашей статье.
История стиля
Нет единого мнения, что такое неоклассицизм и когда он возник. Из-за заметного влияния национальных черт искусствоведы выделяют российскую и западную трактовки.
У нас под неоклассицизмом понимают ретроспективное течение последней трети 19-го – начала 20-го веков. Оно приходит на смену стилю модерн, когда жажда новизны в очередной раз сменяется идеализацией прошлого.
Популярным течение становится благодаря художнику и историку искусства Бенуа. Александр Николаевич восхищался красотой старого Петербурга, привлекая внимание широких масс к классическому наследию России.
Своим современным обликом северная столица во многом обязана именно неоклассицизму. Возврат к золотому веку русской архитектуры соединил прошлое города с его настоящим.
Планировка
При создании интерьера в стиле неоклассицизм основное внимание уделяют планировке. Идеальным считается светлое просторное помещение с высокими потолками и большими окнами. Смысловой центр дома – гостиная, здесь должно быть много свободного места.
В расстановке мебели важны классические принципы симметрии и пропорциональности. Итог – упорядоченный, гармоничный интерьер, в котором хозяева дома и гости чувствуют себя легко и комфортно.
Материалы и отделка
При оформлении лучше всего использовать традиционные материалы: дерево, природный камень, металл, стекло, керамику.
Стены чаще всего отделывают краской пастельных тонов или оклеивают обоями с мелким ненавязчивым рисунком. На пол укладывают паркет или покрытие из массива. В гостиной, спальне и детской уместен однотонный ковер с изысканным рисунком или орнаментом.
Если пространство и бюджет позволяют, можно добавить арки, колонны, украсить потолок лепниной и резными карнизами – прямая отсылка к роскоши и эпохе классицизма.
Цветовая гамма
Цветовая гамма весьма консервативна. Основная палитра состоит из пастельных и природных тонов: белый, песочный, охристый, золотистый, бежевый, коричневый, серый. Они выступают фоном и создают общее настроение в помещении.
С помощью немногочисленных ярких акцентов и темных оттенков можно подчеркнуть геометрию и упорядоченность интерьера. Еще один известный прием – едва уловимый переход цвета. Например, от более светлого к темному.
Мебель
В выборе мебели учитывают вкус и финансовые возможности. Она может быть любая: роскошная или сдержанная, на изогнутых ножках или на прямых, с декором или ближе к стилю минимализм. Главное – удобство и функциональность.
Декор
Избыточный декор не приветствуется. Достаточно легкого намека на роскошь: прямые шторы из плотной шелковой ткани, живые цветы в хрустальных вазах, зеркала в массивных рамах. Все должно быть уместным и пригодным для повседневной жизни, а не напоминать залы музея.
Освещение
Свет выполняет не только практическую, но и декоративную функции. Многоярусная люстра с блестящими подвесками – главное украшение не только потолка, но и всей комнаты. Ее дополнят симметрично расположенные настенные бра или напольные торшеры с нарядными абажурами.
Подводя итоги, выделим основные особенности стиля:
просторные помещения
гостиная – смысловой центр дома
симметрия и пропорциональность
использование качественных отделочных материалов
естественные пастельные цвета
умеренный декор
Но самое главное, интерьеры в стиле неоклассицизм – это не только про роскошь, но и про комфорт. Уверены, теперь ничто не помешает вашим мечтам о собственном дворце, в котором еще и жить можно, стать реальностью.
черты, представители в искусстве, художники, здания в России
Толкование неоклассицизма вызывает споры среди искусствоведов из-за времени его возникновения. Но его последователей объединяет восхищение античными памятниками. Это направление объединяет в себе несколько течений разных периодов.
- Описание стиля
- Черты неоклассицизма
- Отличия неоклассицизма от классицизма
- История возникновения
- Неоклассицизм в России
- 8 великих художников-неоклассицистов
- 10 известных картин в стиле неоклассицизм
- 10 известных зданий в стиле неоклассицизм
- Неоклассицизм в других видах искусства
Описание стиля
Есть два искусствоведческих подхода к рассмотрению неоклассицизма. В первом варианте этим термином объединяют направления, возникшие в конце XVIII – начале XIX века. Эпоха неоклассицизма совпала с творчеством Жак-Луи Давида.
В России под этим термином подразумевают объединение стилей, доминировавших в период XIX-XX веков. Представители неоклассицизма взяли за основу каноны античного искусства, стиля Ренессанса, классицизма. В музыке обратились к истокам барокко. Также в России и Германии этим термином называют ретроспективный стиль первой половины XX века.
Одна из причин, почему возникло два разных подхода к изучению неоклассического стиля — позднее развитие классицизма в России. В русском искусстве он появился в конце XVIII века. В это время во Франции наступила эпоха рококо. Поэтому русский классицизм считают частью мирового неоклассицизма. Чтобы не возникло путаницы, искусствоведы советуют использовать термин неоклассика.
Последователи нового стиля старались соблюсти классические пропорции, следовать законам логики, сохранив богатство художественных средств выразительности. Неоклассицизм возник как противопоставление перегруженному модерну. Его можно назвать попыткой живописцев и архитекторов найти баланс в искусстве.
Черты неоклассицизма
В нем объединены особенности различных стилей в искусстве. Выделяют такие характерные черты неоклассицизма:
- минимализм в декоре;
- доминирование строгих линий и соблюдение пропорций;
- симметричность;
- смешение классических и ренессансных веяний;
- спокойная цветовая гамма;
- отказ от излишней строгости классицизма.
Последователи неоклассицизма постарались объединить в одном стиле лучшие черты из разных эпох в искусстве. Поэтому можно заметить смешение разных направлений.
Главное достоинство нового течения — отказ от обилия декоративных элементов, вычурности. Из недостатков — некоторые критиковали его представителей за отсутствие оригинальных идей и подражание старым стилям.
Отличия неоклассицизма от классицизма
Несмотря на то, что последователи обратились к академическим истокам, новый стиль существенно отличается от своего предшественника. В архитектуре неоклассицисты не боялись смешивать сюжеты, взятые из античной мифологии и эпохи Ренессанса. Они могли подчеркнуть классическую форму и детали или резко сократить их.
Здание Высших женских курсов на Малой Пироговой улице в Москве
Неоклассицисты взяли за основу ордерную систему, стремились к гармонии, соблюдая пропорции и симметричность. Принципиальное отличие от классицизма — иная интерпретация античных мотивов. В новом стиле он не был идеалом, а лишь одним из способов выражения красоты в искусстве.
Неоклассицизм в архитектуре отличают:
- прямоугольные фасады;
- лаконичность в оформлении фасадов.
В России неоклассицизм преимущественно развивался в Санкт-Петербурге, но и в других городах и странах находятся здания, созданные его последователями — «Здание Высших женских курсов на Малой Пироговой улице в Москве», «Бывшее здание германского посольства в Санкт-Петербурге», здание Венского парламента, Театр на Елисейских полях.
В живописи новый стиль стал причиной популяризации исторического и портретного жанров. Художники неоклассицизма обращались к античным произведениям. Но появилось новшество, не характерное для классицизма — интерес к народным легендам и эпосам. Неоклассицизм в живописи отличается большей реалистичностью, резкостью. В портретах художники стремились передать внутреннюю силу человека.
Не обошлось и без влияния барокко, несмотря на противопоставление этих направлений. Художники стали драматизировать сюжет полотен, чего не было в работах классицистов. («Леонид при Фермопилах», Жак-Луи Давид, «Гортензия Богарне», Анн-Луи Жироде-Триозон, «Сладкая меланхолия», Жозеф-Мари Вьен).
Неоклассицизм в скульптуре также проявился в подражании античности. Мастера отказались от стилистики рококо. Доминировать стала симметрия и соблюдение пропорций.
Неоклассицисты взяли еще один принцип от своих предшественников — акцентирование на главном герое. Только они старались раскрыть характер персонажа, передать его эмоциональное состояние или добавить новый смысл классическому античному сюжету. («Скульптурный портрет Вольтера, Жак-Антуан Гудон, «Скульптура Геры», «Три грации» Антонио Канова)
История возникновения
В Европе вновь обратились к истокам классической эстетики в конце XVIII века. В искусстве наметился перелом: люди устали от вычурного, перегруженного рококо. Обществу захотелось простоты, лаконичности, возврату к классической утонченности.
В это время происходят раскопки в Помпеях, которые возродили интерес к античному искусству. Живописцы, скульпторы, архитекторы вдохновляются работами мастеров той эпохи. Большой вклад в становление неоклассицизма внес археолог Иоганн Викельман. Он призывал людей искусства искать воплощение высоких идеалов в античности.
Последователи неоклассицизма искали вдохновение в эпохе Ренессанса. А их предшественники — в эстетике Возрождения. На неоклассиков повлиял рационализм Просвещения. В своем творчестве они опирались на разум, стремились к изучению законов природы, чтобы достичь гармонии.
Поэтому неоклассицизм объединяет в себе характерные черты нескольких направлений. Скульпторы, архитекторы, живописцы постарались взять лучшее, чтобы создать идеальный стиль, соответствующий требованиям того времени.
Неоклассицизм в России
Последователи нового направления стали художники группы «Мир искусства», увлекавшиеся эстетикой древних цивилизаций. Важную роль в развитии неоклассицизма в России сыграл Санкт-Петербург. Александр Бенуа, создав иллюстрации к «Медному всаднику», стремился воссоздать «золотой век».
Русские неоклассисты были очарованы культурным наследием Франции. Особенно они восхищались эпохой Людовика XIV. Санкт-Петербург стали называть «северным Версалем». Черты неоклассицизма можно увидеть в поздних работах Серова, Врубеля, Петрова-Водкина.
За ним повсюду Всадник медный. Эскиз фронтисписа
Александр Бенуа
Но триумф неоклассицизм получил в архитектуре Санкт-Петербурга. Искусствоведы называют его «Петербургским Возрождением». Это первое стилевое направление, основанное на собственном наследии.
Возвращение к этому направлению произошло в 1930-х гг. Он пришел на смену авангардным советским течениям. Этот период стали называть эпохой сталинского неоклассицизма. Здания отличались помпезностью, но античные сюжеты сменила советская эстетика и регалии новой власти.
8 великих художников-неоклассицистов
Живописцы находили вдохновение в работах других мастеров. Через призму античности эпохи Ренессанса они по-новому интерпретировали мифологические сюжеты, известных героев. Каждый из этих мастеров внес вклад в развитие неоклассицизма.
Пьер Сесиль Пюви де Шаванн
Французский художник-символист нашел вдохновение в работах итальянских живописцев. Он обучался изобразительному искусству в процессе написания своих картин. В стиле Шаванна заметно влияние Эжена Делакруа и Теодора Шассерио.
Он избегал точного моделирования объектов на полотне, делая акцент на передаче духа изображаемой эпохи. В своих картинах Шаванн воспроизвел декоративную живопись итальянских мастеров конца XV века.
Антон Рафаэль Менгс
Художник был одним из тех, кто призывал отойти от эстетики рококо и вернуться к истокам классицизма. В его картинах можно заметить влияние барокко — это передача светотени, парадный стиль портретов. Также Менгс старался раскрыть характер персонажа, сделать его более реалистичным.
Леон Бакст
Это русский художник еврейского происхождения, покинувший по этой причине Санкт-Петербург. Ему удалось покорить парижскую публику своими работами и видением творчества.
Ужин
Леон Бакст
Леон Бакст известен как талантливый оформитель «русских сезонов» Дягилева и основатель кружка «Мир искусства». Художник приобрел славу талантливого портретиста, а одним из его учеников был Марк Шагал.
Фердинанд Ходлер
Известный швейцарский живописец-символист. В начале своего творческого пути писал реалистичные картины. Героями рисунков были люди, занятые повседневными делами, сцены из уличной жизни.
После периода ученичества Ходлер стал активно использовать аллегории и символы. Фердинанд Ходлер создал собственное направление — параллелизм.
Жак-Луи Давид
Французский живописец, на творчество которого влияла его гражданская позиция. В ранний период своего творчества был ярым сторонником классицизма. Позже в его полотнах можно заметить влияние стиля ампир.
Жак-Луи Давид написал свои известные картины во время правления Наполеона I. Портреты отличаются парадностью, символичностью, известные личности изображены в образе мифологических героев.
Константин Богаевский
Талантливый ученик Архипа Куинджи, член кружка «Мир искусства». В дореволюционный период своего творчества преимущественно писал пейзажи Восточного Крыма, стилизуя в духе классицизма.
Позже посетил Грецию и Италию, где познакомился с творчеством древних мастеров. Их работы повлияли на его собственный стиль. После революции жил в Феодосии и продолжал участвовать в выставках.
Ангелика Кауфман
Она была не просто художницей и яркой представительницей неоклассицизма. Ангелика Кауфман считалась одной из образованнейших женщин в Европе конце XVIII века. Ее работы были высоко оценены критиками. Кауфман стала одной из основательниц Королевской академии в Лондоне.
Жан-Огюст Доминик Энгр
Выдающийся академист начала XIX века, был учеником Жака-Луи Давида, стиль его работ — неоклассицизм. Считал, что живописцы должны стремиться к идеалам итальянского Возрождения. Жан-Огюст Энгр стилизовал известные исторические и мифологические сюжеты.
10 известных картин в стиле неоклассицизм
В этот период в полотнах переплетались идеи Ренессанса, Просвещения и возвращения к истокам академизма.
«Портрет мадам Рекамье», Жак-Луи Давид
Портрет мадам Рекамье
Жак-Луи Давид
Художник нашел вдохновение в работах античной эпохе. Мадам Рекамье одета как гречанка в белую тунику, а волосы убраны в высокую прическу. Женщина полулежит на тахте, как будто ее отдыху помешал гость. Жаку-Луи удалось передать интимность портрета.
«Греческая женщина в ванной», Жозеф-Мари Вьен
Греческая женщина в ванной
Жозеф-Мари Вьен
Героини полотна — две девушки. Их наготу едва прикрывает ткань, обернутая вокруг бедер. Одна из девушек — госпожа, потому что другая женщина омывает ей ступни. Жозефу-Мари Вьену удалось передать внутреннее свечение, а приглушенные оттенки добавляют интимности картине.
«Бонапарт на Сен-Бернарском перевале», Жак-Луи Давид
com/pin/create/button/?url=https://art-dot.ru/neoklassitsizm/&media=https://art-dot.ru/wp-content/uploads/2020/12/zhak-lui-david-bonapart-na-sen-bernarskom-perevale.jpg&description=Особенности неоклассицизма в живописи и архитектуре: черты, история, известные представители» data-width=»600″ data-height=»400″/>Бонапарт на Сен-Бернарском перевале
Жак-Луи Давид
Французский живописец был большим поклонником Первого консула. Он изобразил Наполеона героем, победителем. Его рука поднята вверх, он словно призывает французов идти за собой к новым свершениям.
«Венера пробуждает в Елене любовь к Парису», Ангелика Кауфман
Венера пробуждает в Елене любовь к Парису
Ангелика Кауфман
Полотно на сюжет «Илиады» было заказано князем Юсуповым. Венера приняла облик обычной женщины и внушает прекрасной Елене любовь к троянскому принцу. Тем временем маленький ангелок, возможно Купидон, ведет юношу к двум женщинам.
«Сновидение», Пьер Сесиль Пюви де Шаванн
Сновидение
Пьер Сесиль Пюви де Шаванн
В основе картины — легенда о юноше, к которому во сне пришли три богини — Любовь, Слава и Богатство. Девушки сулят ему дары, если он выберет одну из них. Ближе всех к юноше склонилась Любовь, осыпающая его розами.
«Жанна д`Арк на коронации Карла VII”, Жан-Огюст Энгр
ru/wp-content/uploads/2020/12/zhan-ogyust-jengr-zhanna-dark-na-koronatsii-karla-vii.jpg&description=Особенности неоклассицизма в живописи и архитектуре: черты, история, известные представители» data-width=»600″ data-height=»400″/>Жанна дАрк на коронации Карла VII
Жан-Огюст Энгр
Французский живописец изобразил одну из известных исторических личностей. Жанна изображена в рыцарских доспехах, держащей знамя, а вокруг ее головы нимб, напоминающий о подвиге девушки. Ее лицо дышит спокойствием, одухотворенностью, смелостью. Жан-Огюст Энгр сумел передать внутреннюю силу девушки.
«Отдыхающая нимфа», Ансельм фон Фейербах
Отдыхающая нимфа
Ансельм фон Фейербах
Живописец изобразил молодую обнаженную девушку, отдыхающую на лоне природы. Она лежит на камне на леопардовой шкуре. Атмосфера картины наполнена умиротворением, гармонией, единением человека и природы.
«Автопортрет в костюме Пьеро», Зинаида Серебрякова
Автопортрет в костюме Пьеро
Зинаида Серебрякова
Русская художница представила себя в образе известного литературного персонажа. Но с костюмом Пьером контрастирует улыбчивое выражение лица женщины. Приглушенный свет от светильника делает портрет более интимным, теплым.
«Корабли», Константин Богаевский
jpg&description=Особенности неоклассицизма в живописи и архитектуре: черты, история, известные представители» data-width=»600″ data-height=»400″/>Корабли
Константин Богаевский
Ученик А. Куинджи стремился возродить классический пейзаж. На этой картине он изобразил корабли, плывущим рядом со скалами, зелеными берегами. Солнечный свет добавляет ощущение сказочности. Глядя на картину, возникает ощущение, что герои древних легенд отправляются на поиск приключений.
«Поэзия обнимает живопись», Ангелика Кауфман
Поэзия обнимает живопись
Ангелика Кауфман
Австрийская художница часто обращалась в своем творчестве к мифологическим сюжетам. На этой картине она изобразила двух молодых женщин в образе древнегреческих богинь. Одна из них олицетворяет Живопись, поэтому в руках у нее кисть. Другая девушка — Поэзия, держащая лиру.
10 известных зданий в стиле неоклассицизм
Это направление нашло яркое отражение в архитектуре. Здания, выполненные в новом стиле можно увидеть во многих городах Европы и России.
Церковь Нотр-Дам в Ле Ренси
Церковь Нотр-Дам в Ле Ренси
Огюст Перре
Ее считают вершиной творчества известного архитектора Огюста Перре. Для создания церкви не использовали облицовочные материалы. Наружные стены представляют собой ажурные решетки с витражами. Интерьер представляет собой смешение современных веяний и возвышенного стиля.
Театр на Елисейских полях
Театр Елисейских полей
Одно из первых зданий, построенных из бетона повышенной прочности. Мраморные барельефы авторства Бурделя добавляют легкости интерьеру.
Дом купца Иоффа, Санкт-Петербург
Дом купца Иоффа, Санкт-Петербург
Известен как перекресток «5 углов». Фасад здания симметричен, на первых двух этажах большие окна с простенками из гранита. Верхние ярусы украшены венецианской отделкой. Особенность здания — двухуровневая башня с окнами-люкарнами и куполом.
Вилла Сан-Донато, Флоренция
Вилла Сан-Донато, Флоренция
Была построена по заказу посла России при дворе Тосканы. Здание прямоугольной формы с арочными проемами и колоннами соединяет в себе признаки античной архитектуры и строгие пропорции.
Военная школа на Марсовом поле, Париж
jpg&description=Особенности неоклассицизма в живописи и архитектуре: черты, история, известные представители» data-width=»600″ data-height=»400″/>Военная школа на Марсовом поле, Париж
Архитектурное великолепие, расположенное в самом центре города. Северный фасад здания выходит на Марсовое поле. Его главное украшение — купол центрального здания, сделанный в неоклассическом стиле.
Опера Гарнье, Париж
Опера Гарнье, Париж
Роскошное здание, известное как Гранд Опера. В его архитектуре можно увидеть элементы барокко, готики и эпохи Возрождения. Фасад здания украшен античными мифологическими сюжетами.
Оперный театр «Ла Скала», Милан
com/pin/create/button/?url=https://art-dot.ru/neoklassitsizm/&media=https://art-dot.ru/wp-content/uploads/2021/03/opernyi-teatr-la-skala-milan-1024×536.jpg&description=Особенности неоклассицизма в живописи и архитектуре: черты, история, известные представители» data-width=»600″ data-height=»400″/>Оперный театр Ла Скала, Милан
Фасад здания выглядит сдержанно и лаконично. Но его интерьеры поражают роскошным убранством. Шикарная обстановку погружает зрителей в аристократическую атмосферу.
Старый музей, Берлин
Старый музей, Берлин
За основу для строительства была выбрана Афинская Стоа. Здание дополнено ордерными элементами, украшающие колонны. По обеим сторонам от лестницы, ведущей к главному ходу, расположены конные статуи.
Доходный дом Р. Г. Веге, Санкт-Петербург
Доходный дом Р. Г. Веге, Санкт-Петербург
Серое здание, высотой в 6 этажей, поражает своей массивностью. Внимание прохожих привлекают фигуры атлантов, поддерживающих входную арку. В архитектуре доходного дома заметно влияние неоклассицизма и Итальянского ренессанса.
Дом с башнями на площади Льва Толстого, Санкт-Петербург
jpg&description=Особенности неоклассицизма в живописи и архитектуре: черты, история, известные представители» data-width=»600″ data-height=»400″/>Дом с башнями на площади Льва Толстого, Санкт-Петербург
А.Е. Белогруд отказался от ордерной схемы и стилизовал здание под средневековый английский замок. В архитектуре дома присутствуют элементы неоклассицизма и неоготики. Одна из особенностей здания — симметричные шестигранные башни.
Неоклассицизм в других видах искусства
В музыке этот стиль связывают с именем И. Ф. Стравинского, который призывал вернуться к мелодиям Баха. В композициях можно различить черты раннего классицизма и барокко. Это был ответ музыкантов на перегруженность мелодий.
В литературе неоклассицизм проявился не так заметно. Некоторые его черты можно увидеть в поэзии.
Неоклассическое искусство | искусство | Британника
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Неоклассическое искусство , также называемое Неоклассицизм и Классицизм , широко распространенное и влиятельное движение в живописи и других изобразительных искусствах, зародившееся в 1760-х годах, достигшее своего расцвета в 1780-х и 90-х годах и продолжавшееся до 1840-х годов. и 50-х годов. В живописи это обычно принимало форму акцента на строгом линейном дизайне в изображении классических тем и предметов с использованием археологически правильной обстановки и одежды. Неоклассицизм в искусстве — эстетическое отношение, основанное на искусстве Греции и Рима в древности, призывающее к гармонии, ясности, сдержанности, универсальности и идеализму. В контексте традиции классицизм относится либо к искусству, созданному в древности, либо к более позднему искусству, вдохновленному античностью, в то время как неоклассицизм всегда относится к искусству, созданному позже, но вдохновленному древностью. Художники-классицисты склонны отдавать предпочтение несколько более конкретным качествам, включающим линию цвету, прямые линии кривым, фронтальность и закрытые композиции диагональным композициям вглубь пространства, общее частному.
Неоклассицизм возник отчасти как реакция на чувственный и фривольно-декоративный стиль рококо, господствовавший в европейском искусстве с 1720-х годов. Но еще более глубоким стимулом был новый, более научный интерес к классической древности, возникший в XVIII веке. Большой импульс неоклассицизму придали новые археологические открытия, в частности исследование и раскопки погребенных римских городов Геркуланум и Помпеи (раскопки которых начались в 1738 и 1748 соответственно). А начиная со второго десятилетия XVIII века ряд влиятельных публикаций Бернара де Монфокона, Джованни Баттисты Пиранези, графа де Кайлюса и антиквара Роберта Вуда содержали гравированные изображения римских памятников и других древностей, что еще больше усилило интерес к Классическое прошлое. Новое понимание, извлеченное из этих открытий и публикаций, в свою очередь, позволило европейским ученым впервые различить отдельные и отчетливые хронологические периоды в греко-римском искусстве, и это новое понимание множества древних стилей заменило прежнее безоговорочное почитание римского искусства. и поощрял зарождающийся интерес к чисто греческим древностям. Особое влияние в этом отношении оказали труды немецкого ученого Иоганна Иоахима Винкельмана и его изощренные теории. Винкельман видел в греческой скульптуре «благородную простоту и тихое величие» и призывал художников подражать греческому искусству. Он утверждал, что при этом такие художники получат идеализированные изображения природных форм, лишенные всех преходящих и индивидуалистических аспектов, и их образы, таким образом, приобретут универсальное и архетипическое значение.
Еще из Британники
Западная живопись: неоклассицизм
Неоклассицизм, как он проявляется в живописи, изначально стилистически не отличался от французского рококо и других предшествующих ему стилей. Отчасти это было связано с тем, что в то время как архитектура и скульптура могли быть смоделированы на основе прототипов в этих средствах массовой информации, которые действительно сохранились с классической древности, те немногие сохранившиеся классические картины были второстепенными или просто орнаментальными произведениями — до тех пор, пока не были сделаны открытия. сделанные в Геркулануме и Помпеях. Самыми ранними художниками-неоклассиками были Джозеф-Мари Вьен, Антон Рафаэль Менгс, Помпео Батони, Анжелика Кауфманн и Гэвин Гамильтон. Эти художники были активны в 1750-х, 60-х и 70-х годах. Каждый из этих художников, хотя они могли использовать позы и фигуры из древних скульптур и росписей на вазах, находился под сильным влиянием предшествующих стилистических тенденций. Важная ранняя неоклассическая работа, такая как «9» Менгса.0021 Парнас (1761 г.) во многом обязан своим вдохновением классицизму 17-го века и Рафаэлю как позами фигур, так и общей композицией. Композиции многих ранних картин художника-неоклассика Бенджамина Уэста основаны на произведениях Николя Пуссена, а сентиментальные персонажи Кауфмана, одетые в антикварные одежды, в основном напоминают рококо в их смягченной декоративной красоте. Тесная связь Менгса с Винкельманом привела к тому, что на него повлияла идеальная красота, которую последний так горячо излагал, но церковные и дворцовые потолки, украшенные Менгсом, больше обязаны существующим традициям итальянского барокко, чем чему-либо греческому или римскому.
Более строгий неоклассический стиль живописи возник во Франции в 1780-х годах под руководством Жака-Луи Давида. Он и его современник Жан-Франсуа-Пьер Пейрон больше интересовались повествовательной живописью, чем идеальной грацией, которая очаровывала Менгса. Незадолго до и во время Французской революции эти и другие художники заимствовали волнующие моральные темы из римской истории и прославляли ценности простоты, аскетизма, героизма и стоической добродетели, которые традиционно ассоциировались с Римской республикой, тем самым проводя параллели между тем временем и Современная борьба за свободу во Франции. Исторические картины Давида Клятва Горация (1784 г.) и Ликторы, приносящие Бруту тела его сыновей (1789 г.), демонстрируют серьезность и приличия, заимствованные из классической трагедии, определенную риторичность жеста и образцы драпировки под влиянием древней скульптуры. В какой-то степени эти элементы были предвосхищены британскими и американскими художниками, такими как Гамильтон и Уэст, но в работах Дэвида драматическое противостояние фигур более резко и четко в одной плоскости, обстановка более монументальна, а диагональные композиционные движения , большие группы фигур и бурные драпировки барокко были почти полностью отвергнуты. Этот стиль был безжалостно строгим и бескомпромиссным, и неудивительно, что он стал ассоциироваться с Французской революцией (в которой Давид активно участвовал).
Неоклассицизм, который обычно проявлялся в европейской живописи к 1790-м годам, подчеркивал качества контура и линейного дизайна над качествами цвета, атмосферы и эффектов света. Широко распространенные гравюры классической скульптуры и греческие вазовые росписи помогли определить эту предвзятость, которая хорошо видна в контурных иллюстрациях, сделанных британским скульптором Джоном Флаксманом в 1790-х годах для изданий произведений Гомера, Эсхила и Данте. Эти иллюстрации примечательны своим радикальным и мощным упрощением человеческого тела, отрицанием изобразительного пространства и минимальной сценической обстановкой. Эта строгая линейность при изображении человеческой формы была принята многими другими британскими художниками-фигуралами, в том числе уроженцами Швейцарии Генри Фюзели и Уильямом Блейком.
Художники-неоклассики придавали большое значение изображению костюмов, декораций и деталей классического предмета с максимально возможной исторической точностью. Это сработало достаточно хорошо, чтобы проиллюстрировать случай, найденный на страницах Гомера, но поднял вопрос о том, следует ли изображать современного героя или знаменитого человека в классической или современной одежде. Эта проблема так и не была решена удовлетворительным образом, за исключением, возможно, блестящих портретов Дэвида, изображающих натурщиков в модных тогда антикварных одеждах, как, например, в его Портрет мадам Рекамье (1800).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Классическая история и мифология составляли большую часть предмета неоклассических работ. Поэзия Гомера, Вергилия и Овидия, пьесы Эсхила, Софокла и Еврипида, а также история, записанная Плинием, Плутархом, Тацитом и Ливием, обеспечили большую часть классических источников, но самым важным единственным источником был Гомер. К этому общему литературному акценту добавлялся растущий интерес к средневековым источникам, таким как псевдокельтская поэзия Оссиана, а также эпизоды из средневековой истории, произведения Данте, и восхищение самим средневековым искусством в лицах Джотто, Фра Анджелико и др. Действительно, неоклассики разительно отличались от своих академических предшественников своим восхищением готикой и искусством кватроченто в целом и внесли заметный вклад в положительную переоценку такого искусства.
Наконец, следует отметить, что неоклассицизм сосуществовал на протяжении большей части своего более позднего развития с кажущейся противоположной и противоположной тенденцией романтизма. Но эти два стиля, далекие от того, чтобы быть отдельными и отдельными, сложным образом смешивались друг с другом; многие якобы неоклассические картины демонстрируют романтические тенденции, и наоборот. Эта противоречивая ситуация поразительно очевидна в работах последнего великого художника-неоклассика Жана-Огюста-Доминика Энгра, который писал чувственные романтические женские обнаженные тела, одновременно создавая строго линейные и довольно безжизненные исторические картины в утвержденном неоклассическом стиле.
Гэвин Гамильтон — шотландский художник, археолог и торговец — провел большую часть своей трудовой жизни в Риме, и его картины включают две серии больших и влиятельных полотен на гомеровские сюжеты. Уэст и уроженец Швейцарии Кауфманн были самыми постоянными экспонентами исторических экспонатов в Лондоне в 1760-х годах. Джеймс Барри и Фюсели также сыграли важную роль. Блейк, поэт и художник, в какой-то степени был неоклассиком.
Жозеф-Мари Вьен был не только художником, но и другом археолога Кайла и директором Французской академии в Риме. В это поколение также входил Жан-Батист Грез, нарисовавший несколько предметов классической истории, а также сцены из современной жизни, которыми он наиболее известен; Луи-Жан-Франсуа Лагрене Старший, как и Вьен, директор Французской академии в Риме; и Николя-Ги Брене.
Выдающимся и наиболее влиятельным из всех французских неоклассиков и одним из крупнейших художников Европы был ученик Виена Жак-Луи Давид. Ранние работы Давида в основном рококо, а его поздние работы также возвращаются к типам начала 18 века. Его известность как неоклассика основана на картинах 1780-х и 90-х годов. После получения Римской премии Французской академии в 1774 году (важной в истории французской живописи, поскольку она присуждала пребывание в Риме, где победители изучали итальянскую живопись на собственном опыте), он был в этом городе в 1775–1781 годах и вернулся туда. в 1784 году написать Клятва Горация . Среди современников и почти современников Давида был Жан-Жермен Друэ, чьи исторические картины почти не уступали собственным картинам Давида по строгости и интенсивности.
Чуть более молодое поколение художников включало Жана-Батиста Реньо, Луи-Леопольда Бойи и Луи Гофье. За ними последовала более важная группа, в которую входил Пьер-Поль Прюдон, смешавший в своих картинах мягкий классицизм с лирическим настроением и мягким светом Корреджо. Прюдону покровительствовали императрицы Жозефина и Мария-Луиза. Барон Пьер-Нарсис Герен рисовал в стиле, близком к неоклассицизму Давида, хотя и не был одним из учеников Давида.
Из учеников Дэвида трое стали известными, а один стал очень известным. Барон Франсуа-Паскаль-Симон Жерар имел высокую репутацию портретиста как при Наполеоне, так и при Людовике XVIII. Антуан-Жан Гро исполнил множество больших наполеоновских полотен и после смерти Давида стал ведущим неоклассиком во Франции. Анн-Луи Жироде получил Римскую премию, но перестал рисовать после 1812 года, когда он унаследовал состояние и обратился к писательству. Знаменитым учеником был Энгр, который был важен как неоклассик в своих предметных картинах, но не в своих портретах.
Антон Рафаэль Менгс родился в Ауссиге в Богемии (современный Усти-над-Лабем, Чехия) в 1728 году в семье местного придворного живописца. Сам он был назначен дрезденским придворным художником в 1745 году. В 1755 году он познакомился с Винкельманом и впоследствии стал видной фигурой в римских неоклассических кругах. Менгс важен и как художник, и как теоретик. Однако, помимо него, основной вклад Германии и Австрии в неоклассицизм был теоретическим, а не практическим. Среди ранних неоклассиков были Кристоф Унтербергер; Антон фон Марон, женившийся на сестре Менгса; и Фридрих Генрих Фюгер. После Унтербергера самым интересным художником был Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн, выполнявший как портреты, так и сюжетные работы. Он был директором академии искусств в Неаполе и руководил публикацией гравюр с греческих ваз в коллекции сэра Уильяма Гамильтона, британского посла в Неаполе, который был известным знатоком.
Немецкий художник Асмус Якоб Карстенс работал в Берлине и был профессором Берлинской академии. В его художественный кружок входили художники Карл Людвиг Ферноу, Эберхард Вехтер, Йозеф Антон Кох (который был самым выдающимся из этой немецкой группы) и Готлиб Шик.
Одним из первых представителей неоклассицизма и одним из выдающихся художников своего поколения в Италии был Помпео Батони. Его стиль сочетает в себе рококо с элементами неоклассицизма, а его работы включают в себя произведения на классические темы, а также портреты в современной одежде, натурщицу, позирующую со старинными статуями и урнами, а иногда и среди руин. Художник Доменико Корви находился под влиянием как Батони, так и Менгса, и был важным учителем трех ведущих неоклассиков следующего поколения: Джузеппе Кадеса, Гаспаре Ланди и Винченцо Камуччини. Эти художники работали в основном в Риме, первые два заработали репутацию портретистов, а Ланди особенно известен своими хорошими современными группами.
Рим действительно был городом, где наиболее активно работали главные итальянские художники периода неоклассицизма. Одним из таких был Феличе Джани, чьи многочисленные украшения включают наполеоновские дворцы там и в других местах в Италии (особенно в Фаэнце) и во Франции.
Известные художники за пределами Рима включают Андреа Аппиани Старшего в Милане, который стал официальным художником Наполеона и выполнил одни из лучших фресок в северной Италии. Он был также прекрасным портретистом. Одним из его учеников был Джузеппе Босси. Другим ведущим ломбардским художником был Джованни Баттиста дель Эра, чьи энкаустические картины были куплены Екатериной Великой и другими. Другие хорошие примеры неоклассических декоративных схем за пределами Рима находятся во Флоренции во дворце Питти работы флорентийца Луиджи Сабателли и Пьетро Бенвенути, родившегося в Ареццо, и в Венеции в базилике Сан-Марко работы Джузеппе Борсато, родившегося в этом городе и был художником и архитектором. Основными неоклассицистами на юге были сицилийцы Джузеппе Веласко, написавшие важные фрески во дворцах Палермо, и Джузеппе Эрранте.
Другие страны
Основным датским художником, создавшим оригинальные неоклассические произведения, был Николай Абрахам Абильдгаард. Среди других датских художников был ученик Абильдгаарда и Давида Кристоффер Вильгельм Экерсберг. Дэвид был очень влиятельным в Брюсселе, где он ушел на пенсию в конце жизни. Картины его бельгийского ученика Франсуа-Жозефа Навеза, например, представляют собой чистый французский неоклассицизм. Двумя главными художниками-неоклассиками в Нидерландах были Гумберт де Супервиль и Ян Виллем Пиенеман. Главным неоклассиком в Испании был Хосе де Мадрасо-и-Агудо.
Археологические исследования классического средиземноморского мира дали знатокам 18-го века убедительное свидетельство порядка и безмятежности классического искусства и послужили подходящим фоном для эпохи Просвещения и Века Разума. Вновь открытые античные формы и темы быстро находили новое выражение.
Успешные раскопки способствовали быстрому росту коллекций античной скульптуры. Иностранные посетители Италии экспортировали бесчисленное количество мрамора во все части Европы или нанимали агентов для создания своих коллекций. Доступность античной скульптуры в музеях и частных домах, а также через гравюры и гипсовые слепки оказала далеко идущее формирующее влияние на живопись и скульптуру 18 века. Подавляющее большинство собранных древних скульптур были римскими, хотя многие из них были скопированы с греческих оригиналов и считались греческими.
В трудах Иоганна Иоахима Винкельмана греческое искусство считалось неизмеримо выше римского. Любопытно, однако, как мало положительного влияния мрамор, который лорд Элджин привез в Англию из Парфенона в Афинах, оказали на скульптуру в Западной Европе, хотя они оказали большое влияние на ученых. Идеалы неоклассической скульптуры — акцент на четкости контура, на ровном фоне, на несоперничестве с живописью в имитации воздушной или линейной перспективы в рельефе или развевающихся волосах и развевающихся драпировках в отдельно стоящих фигурах — были главным образом вдохновлены теорией и римскими неоаттическими произведениями или даже римским псевдоархаическим искусством. Последний вид искусства оказал влияние на Джона Флаксмана, которым чрезвычайно восхищались суровый стиль его гравюр и рельефной резьбы.
«Декорум» и идеализация
Академические теоретики, особенно из Франции и Италии XVII века, утверждали, что выражение, костюм, детали и обстановка произведения должны максимально соответствовать их предмету. Неоклассики XVIII в. унаследовали эту теорию «декорума», но, отдавая предпочтение универсальному идеалу, реализовывали его в ограниченной форме, подразделяя все действие и выражение на классический покой, идеализируя лица и тела в классических героев и превращая все костюмы, если таковые имеются, в облегающую одежду, чтобы избежать ссылки на эфемерное время.
Серия памятников генералам и адмиралам Наполеоновских войн 18-го и начала 19-го веков в соборе Святого Павла и Вестминстерском аббатстве демонстрирует важную возникшую дилемму: герой или известный человек должны быть изображены в классическом или современном костюме. . Многие скульпторы по-разному изображали фигуры в униформе и полностью обнаженными. Представление о современном герое в старинном костюме принадлежит к традиции академической теории, примером которой является английский художник сэр Джошуа Рейнольдс в одной из его Королевских академий 9.0021 Беседы :
Стремление передать потомству форму современного платья должно быть признано приобретаемым непомерной ценой, даже ценой всего ценного в искусстве.
Даже живого героя можно идеализировать полностью обнаженным, как в двух колоссальных стоячих фигурах Наполеона (1808–1811 гг.) работы итальянского скульптора Антонио Кановы. Одна из самых известных неоклассических скульптур — « Паолина Боргезе Бонапарт» Кановы в образе Венеры-победительницы 9.0022 (1805–08). Она изображена обнаженной, слегка задрапированной и чувственно полулежащей на кушетке — и очаровательный современный портрет, и идеализированная античная Венера.
Отношение к барокко и рококо
Классические академические теории эпохи Возрождения, особенно в 17 веке, отдавали предпочтение античности и тем художникам, которые следовали этой традиции. Среди высоко оцененных художников были Рафаэль, Микеланджело, Джулио Романо и Аннибале Карраччи. Чуть более позднее поколение писателей добавило к списку имя французского художника Николя Пуссена. Утверждалось, что следует избегать изобилия и «ярости» барокко, потому что они ведут к «варварским» и «злым» произведениям. Продолжая эту традицию, Винкельманн, например, утверждал, что итальянский скульптор и архитектор эпохи барокко Джан Лоренцо Бернини был «введен в заблуждение», следуя природе.
Такая враждебность к произведениям барокко, однако, не сразу искоренила их влияние на художников 18-го века, как это можно увидеть в ранней работе Кановы, Дедал и Икар (1779), выполненной до того, как он был в Риме. В гробнице Кановы папы Климента XIV (1784–1787; базилика Санти XII Апостоли, Рим) папа, сидящий на троне над саркофагом, изображен в драматически реалистическом стиле с поднятой рукой в сильном жесте, напоминающем папские гробницы 17 век.
Хотя неоклассические художники и писатели выражали презрение к тому, что они считали легкомысленным аспектом рококо, существует сильное влияние французского рококо на ранний стиль некоторых неоклассических скульпторов. Этьен-Морис Фальконе, Флаксман и Канова начали вырезать и моделировать тенденции рококо, которые затем постепенно трансформировались в более классические элементы.
Враждебно настроенные критики неоклассической скульптуры склонны сравнивать такие работы с «долиной сухих костей». Некоторые художники и теоретики неправильно поняли призыв Винкельмана и его школы подражать древнему искусству. Винкельман имел в виду — как и теоретики 17-го века до него, а также такие писатели, как Шефтсбери и Джонатан Ричардсон, которые оказали на него значительное влияние, — подражание как средство открытия идеальной красоты и передачи духа оригинала. Он не выступал за рабское копирование античности или устранение убедительного красноречия действия и интенсивного выражения. К сожалению, были сделаны бездуховные копии, что привело к отнесению идеалистических произведений к разряду «фригидных». В скульптуре некоторые из важных заказов, к сожалению, привели к этой безжизненной концепции неоклассицизма. Среди примеров — большие мраморные скульптуры Христа и апостолов (1821–1842 гг.) И бронзовая статуя Святого Иоанна Крестителя (1822 г.) работы датского скульптора Бертеля Торвальдсена в церкви Богоматери в Копенгагене. Мрамор Торвальдсена, в отличие от мрамора Кановы, столь же нейтрален, как и гипсовые модели; действительно, поверхность скульптуры намеренно оставлена нейтральной.
Жесты и эмоции в неоклассических произведениях обычно сдержаны, чтобы отдать приоритет спокойному величию, духовному благородству и красоте. В вакхических сценах веселье сдерживается и никогда не перерастает в буйство. В трагической сцене Андромаха не проливает слез, оплакивая смерть Гектора. Когда Флаксман действительно пытался терроризировать, как в мраморе «Ярость Афаманта» (1790–1794 гг.), насилие кажется натянутым и неубедительным. Действительно, в неоклассической скульптуре почти нет убедительных образов гнева. Концепция античного спокойствия пронизывала европейское искусство. Канова со своими Геркулес и Лихас (1796 г. ) произвели большой шарик с преувеличенным выражением, выходящим за рамки его нормального диапазона и, в некоторой степени, за пределы его способностей. Как и Флаксман, он был гораздо более успешным, вырезая образы с тонким выражением, что даже сторонники романтической страсти приветствовали как цель скульптуры, искусства, для которого они выступали за выразительную тонкость, пробуждающую воображение. Они утверждали, что чувствительный зритель найдет сильное выражение и сильную активность в монументальной отдельно стоящей скульптуре нелогичной (т. Е. Мрамор не должен корчиться или летать) и раздражающе театральной.
Среди выдающихся скульпторов раннего британского неоклассицизма были Джон Уилтон, Джозеф Ноллекенс, Джон Бэкон Старший, Джон Дир и Кристофер Хьюетсон — последние двое работали в основном в Риме. Ведущим художником молодого поколения был Джон Флаксман, профессор скульптуры Королевской академии и один из немногих британских художников того периода с международной репутацией. Последнее поколение неоклассиков включало скульпторов сэра Ричарда Уэстмакотта, Джона Бэкона Младшего, сэра Фрэнсиса Чантри, Эдварда Ходжеса Бейли, Джона Гибсона и Уильяма Бенеса.
В то время как в неоклассицизме во Франции доминировали живопись и архитектура, движение нашло ряд заметных представителей в скульптуре. Среди них были Клод Мишель по прозвищу Клодион, создатель многих маленьких ярко-выразительных классических фигур, особенно нимф; Огюстен Пажу; и Пьер Жюльен. Ученик Пигаля Жан-Антуан Гудон был самым известным французским скульптором 18-го века, создавшим множество классических фигур и современных портретов в манере старинных бюстов. Среди других современных скульпторов были Луи-Симон Буазо и Этьен-Морис Фальконе, который был директором скульптуры на фабрике в Севре. Немного более молодое поколение включало скульпторов Жозефа Чинара, Жозефа-Шарля Марина, Антуана-Дени Шоде и барона Франсуа-Жозефа Бозио. Ранняя скульптура известного современника Энгра Франсуа Руда была неоклассической.
Центральная Европа
Важным среди центральноевропейских скульпторов раннего периода был Иоганн Генрих фон Даннекер. Последующие неоклассики включали Готфрида Шадова, который также был художником, но более известен как скульптор; его ученик, скульптор Кристиан Фридрих Тик; художник и скульптор Мартин фон Вагнер; и скульптор Кристиан Даниэль Раух.
Самым выдающимся итальянским неоклассиком был Антонио Канова, ведущий скульптор — и, безусловно, самый известный художник любого рода — в Европе к концу 18-го века. Положение Кановы в последующие 20 лет можно сравнить только с положением Бернини в 17 веке. Однако различия между их карьерами имеют большое значение. Только в начале своей карьеры Бернини вырезал галерейную скульптуру для княжеских коллекционеров, но большинство работ Кановы относится к этой категории. Оба художника проживали в Риме большую часть своей жизни, но, в то время как Бернини находился под контролем пап и ему лишь изредка разрешалось работать на иностранных властелинов, главными покровителями Кановы были иностранцы, и он поставлял скульптуру во все дворы Европы. Прекрасный скульптор разных стилей, в том числе строгих, сентиментальных и ужасающих, Канова создал обширный массив работ, который включает в себя классические группы и фризы, гробницы и портреты, многие в старинных одеждах. Его ученик и соавтор Антонио д’Эсте — один из самых интересных итальянских скульпторов-неоклассиков. Среди других скульпторов-неоклассиков в Риме был Джузеппе Анджелини, наиболее известный своей могилой гравера и архитектора Джованни Баттиста Пиранези в церкви Санта-Мария-дель-Приорато в Риме.
В Милане Камилло Пачетти руководил скульптурным оформлением Арко делла Паче. Работы Гаэтано Монти, родившегося в Равенне, можно увидеть во многих северных итальянских церквях. Тосканский скульптор Лоренцо Бартолини выполнил несколько важных наполеоновских заказов. Мрамор Благотворительность — один из самых известных образцов его позднего неоклассицизма. Однако следует отметить, что он не считал себя художником-неоклассиком и бросил вызов идеализму, который поддерживал Канова и его последователи.
Дания и Швеция
Швед Йохан Тобиас Сергель, придворный скульптор шведского короля Густава III, и датчанин Бертель Торвальдсен, проживший большую часть своей жизни в Риме, были одними из самых известных неоклассических скульпторов в Европе. Торвальдсен был главным соперником Кановы и в конце концов заменил его в пользу критиков. Его работы были более суровыми, иногда даже архаичными по характеру, а его религиозная скульптура, в первую очередь его великая фигура Христа в церкви Богоматери в Копенгагене, демонстрирует нарочито пугающий возвышенный стиль, который все еще ждет сочувственной переоценки. Среди его наиболее известных учеников был шведский скульптор Йохан Быстром.
Россия
Оба ведущих русских неоклассика были скульпторами. Иван Петрович Мартос учился у Менгса, Торвальдсена и Батони в Риме и стал директором Петербургской академии. Лучшие его работы — гробницы. Михаил Козловский участвовал в оформлении тронного зала в Павловске.
Помимо художника Бенджамина Уэста, который почти полностью работал в Лондоне, ведущими неоклассиками среди американских художников были скульпторы. Уильям Раш создал стоячие классические фигуры, в том числе те, которые раньше украшали гидротехнические сооружения в Филадельфии. В середине 19-гоВ 19-м веке известность получили четыре скульптора: Горацио Гриноу, выполнивший несколько правительственных заказов в Вашингтоне, округ Колумбия; Хирам Пауэрс, особенно известный своими портретными бюстами; Томас Кроуфорд, занимавшийся монументальной скульптурой; и Уильям Ветмор Стори, который жил и работал в Риме, где он был связан с несколькими другими видными американцами 19-го века. В 19 в. в Риме также возник кружок американских женщин-скульпторов, работающих в стиле неоклассицизма (Харриет Хосмер, Энн Уитни, Эдмония Льюис).
Дэвид Ирвин Редакторы Британской энциклопедии
Что такое неоклассицизм? Узнайте об этом художественном движении 18-го века
На протяжении всей истории художественные направления создавались в ответ на их предшественников. Так, в 18 веке, пока в Европе еще процветала экстравагантность искусства рококо и барокко, родился другой стиль с совсем другими ценностями. Основанное в середине 1700-х годов неоклассическое движение определяется интересом к классической (то есть римской и древнегреческой) эстетике, принципам и предмету.
Неоклассический стиль оказал большое влияние на живопись, скульптуру, архитектуру и дизайн интерьеров. Это возродило интерес к симметрии и простоте, которые применялись в изобразительном искусстве. Двумя самыми известными художниками, воплотившими идеалы этого стиля, были французский живописец Жак-Луи Давид и итальянский скульптор Антонио Канова.
Прокрутите вниз, чтобы узнать больше о неоклассическом искусстве и его особенностях.
Что такое неоклассическое искусство?
Жак-Луи Давид, «Вмешательство сабинянок», 1799 (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)
Неоклассицизм — художественное течение 18 века, основанное на идеалах искусства Рима и Древней Греции. Его интерес к простоте и гармонии был отчасти вызван негативной реакцией на чрезмерно легкомысленную эстетику декоративного стиля рококо. Открытие римских археологических городов Помпеи и Геркуланума (в 1738 и 1748 годах соответственно) помогло активизировать дух этого движения.
Характеристики неоклассического искусства
Анжелика Кауфманн, «Ариадна, брошенная Тесеем», 1774 г. (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)
Неоклассическое искусство имело несколько общих черт, каждая из которых основана на взглядах римлян и греков на науку, математику, философию и искусство. Эти характеристики являются минимальным использованием цвета ; акцент на симметрии , прямых , геометрических фигур ; точное определение форм и фигур; и Классическая тематика .
Окраска
Жак-Луи Давид, «Клятва Горациев», 1784–1785 гг. (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)
Искусство французского художника Жака Луи Давида — лидера неоклассического стиля — представляет собой характеристики неоклассической живописи. Его работа Клятва Горациев воплощает в себе эти черты.
Например, в нем представлены классические сюжеты , основанные на римской легенде о трех братьях Горациев. Дэвид также использует ограниченный, и даже строгая цветовая палитра, для передачи повествования, преобладают яркие красные и немного синего. Кроме того, он создан с помощью гармоничной композиции , которая напоминает баланс и ясность сцены на сцене. Наконец, он демонстрирует точное мастерство рисования со смелыми, четкими линиями и минимальным орнаментом.
Скульптура
Антонио Канова, «Психика, возрожденная поцелуем Купидона», 1887 г. (Фото: Кимберли Вардеман, Wikimedia Commons, CC BY-SA 2.0)
Неоклассическая скульптура имеет много общего с живописью. Художники этого стиля создавали скульптуры, вдохновленные классическими и мифологическими сюжетами. Они изготовили идеализированных фигур с плавными контурами , напоминающих статуи из Афин и Рима, часто в натуральную величину .
Архитектура
Пантеон в Париже, Франция (Фото: mix7777/DepositPhotos)
Неоклассическая архитектура хотела создать впечатляющее, масштабных зданий без витиеватых элементов стиля рококо и барокко. В нем использовались древнегреческие и римские детали, впечатляющие колонн , геометрических форм и куполообразных или плоских крыш . Пантеон в Париже, построенный между 1758 и 1790 годами, является визитной карточкой неоклассической архитектуры и воплощает в себе все эти характеристики.
Известные художники-неоклассики
Жак-Луи Давид
Жак-Луи Давид, «Смерть Марата», 1793 г. (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)
Большинство считает Жака-Луи Давида (1748–1825) ведущим неоклассическим художником той эпохи. Родом из Парижа, он получил серьезное и всестороннее образование в области изобразительного искусства, которое отточило его таланты и помогло ему стать сенсацией в Салоне. Он создавал искусство, не похожее на статус-кво рококо, с небольшим количеством цветов, минималистскими, но сбалансированными композициями и изображениями классических предметов. Во время Французской революции он присоединился к Максимилиану Робеспьеру и создал искусство, которое поддерживало его сторону. Позже, когда к власти пришел Наполеон, Давид снова перестроился и стал заниматься искусством в поддержку нового режима. Его искусство оказало далеко идущее влияние на художников-неоклассиков по всей Европе.
Значимые произведения: Клятва Горация (1784–1785), Смерть Сократа (1787), Смерть Марата (1793), Переход Наполеона через Альпы (1851–9003)
Жан-Огюст-Доминик Энгр
Жан Огюст Доминик Энгр, «Купальщица из Вальпинсона», 1808 г. (Фото: Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0)
Родившийся через пару десятилетий после Давида, французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780–1867) унаследовал неоклассическую традицию и создал искусство, в основном академическое по стилю. Его навыки одного из лучших рисовальщиков помогли ему создать убедительные портреты, большинство из которых являются его самыми известными работами. Позже, когда романтизм возник как еще одно ведущее направление в искусстве, Энгр и Эжен Делакруа противопоставлялись друг другу как символы старого и нового стилей.
Значительные произведения: Большая одалиска (1814)
Антонио Канова
Антонио Канова, «Три грации», 1815–1817 гг. (Фото: Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0)
Родом из Венецианской республики, Антонио Канова (1757–1822) считается величайшим неоклассическим скульптором, чьи работы определили стиль. Он создал множество масштабных мраморных скульптур, вдохновленных классической мифологией, с идеализированными фигурами в изящных композициях. В частности, его скульптуры известны своей полированной отделкой, которую Канова тратил недели или даже месяцы на полировку пемзой.