Символы на наличниках и их значение: Деревянные наличники на окна, фото, узоры для декоративных резных наличников на русских избах

Деревянные наличники на окна, фото, узоры для декоративных резных наличников на русских избах

В предыдущей части мы рассказали о строении бревенчатой избы и ее крыши, которую старались предохранить от разрушения с помощью легко заменяемых элементов (первоначально даже без каких-либо украшений). Теперь настало время поговорить о символах и орнаментах резьбы.

Все схемы в статье: © Вадим Ковалев; фото 2, 3, 5, 7, 9: @iduismotru

Вадим Ковалев

На современных домах можно увидеть разве что самые распространенные символы — то ли дело орнаменты и фигурная резьба, которыми украшали старые избы XVIII-XIX веков.

Чтобы оградить дом и семью от напастей, насылаемых недобрыми силами, мало было крепко запереть избу и закрыть ставни. Дом защищали и с помощью разных «доброжелательных» знаков — оберегов. Сперва это были простые засечки и зарубки на косяках дверей и окон, консолях, столбах опор. Позже они превратились в декоративные орнаменты, а затем и в фигурные изображения, символизирующие солнце, плодородие, различных божеств и персонажей сказок и легенд.

Орнаменты и фигурки служили оберегами, охранявшими очаг и всех живущих в доме от невзгод. И, кроме того, прославляли силы природы, в первую очередь — земное плодородие. Наносились эти символы в определенных местах и в определенном сочетании. Это было своего рода пожелание счастливой жизни не только хозяевам дома, но и потомкам, которые будут жить здесь.

Например, внутри дома резьбой покрывалась матица — главная срединная потолочная балка (иногда таких балок было несколько), на которою опирались образующие потолок плахи (расколотые пополам бревна). Затем — печные столбы в центре избы и массивные опоры для двух балок-воронцов, расходящихся от них под прямым углом.

Магическими изображениями обрамлялись все проемы и отверстия, через которые могли проникнуть злые силы, — резные элементы помещались на воротах, вокруг окон, дверей, на щипце крыши и даже внутри жилища (на тот случай, если нечисть все же проникнет в дом).

Символы в резьбе
На внутренних и внешних резных элементах присутствовали символы солнца, огня, воды, земли, плодородия и многие другие. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Вадим Ковалев

Солярные символы
Связаны с солнечными светлыми богами — Даждьбогом, Сварогом и Хорсом, представляющим силы Прави (верхнего небесного мира в славянской мифологии). Свастику называли коловрат («коло» — круг, кольцо, колесо), или солнцеворот. Этот знак бывает статическим и динамическим. Статическим считается тот, у которого «лучи» расположены строго по вертикали и горизонтали.

Громовой знак — заключенный в круг шестиконечный крест. Знак олицетворял солнце, которое было колесом от колесницы бога неба — Перуна. Этот «добрый» солнечный символ выражал идею ясного дня и безоблачного неба, а в грозу или бурю должен был оградить дом «от грому», то есть от удара молнии и страшного пожара (поэтому знак старались расположить под самым коньком).

Вадим Ковалев

Восьмилучевой коловрат — знак Сварога, бога-творца и одновременно бога мудрости. Считалось, что именно Сварог создал Землю, людей (через Даждьбога) и даровал им многие предметы, в том числе — металл и плуг. Знак Сварога — символ мудрости и высшей справедливости.

Вадим Ковалев

Знаки солнца в виде розеток — существовало множество их вариантов, где лепестки ассоциировались с лучами солнца. Чаще всего солнце изображалось в виде большого цветка или цветочной розетки.

Солнце в зените может быть показано полукругом, дугой вверх, с тремя и более лучами, а также птицей с расправленными крыльями. Знак солнца ставился над проемами в стенах дома — окнами, дверями, слуховыми окошками и т. д.

Вадим Ковалев

Крест — тоже солярный символ. Многие считают его христианским знаком, однако, это далеко не так. Крест — символ жизни, неба и вечности. Правильный (равноконечный) крест также символизировал взаимодействие двух начал: женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная). Он считался и примитивной моделью Мирового древа, где вертикальная черта — Мировое древо, а горизонтальная — мир Яви. Соответственно, над горизонтальной чертой на Древе расположен верхний мир Прави, под ней — нижний мир Нави (ассоциировался с подземным огненным царством).

Вадим Ковалев

Символика огня
Огонь для язычников был сакральным явлением, с которым связаны представления об огне земном (в том числе жертвенном) и небесном. Говоря о последнем, изображали огонь небесной кузни Сварога (где огненный меч служил символом справедливости и Прави), а также огонь Нави, на котором, как и в христианских верованиях, поджаривали грешников.

Вадим Ковалев

Символы земли, природы и плодородия
Макошь, мать-земля, матушка-природа… Почему так говорят? Наши предки-язычники называли землю матерью — именно она подательница всех благ. Богиней Земли, плодородия и судьбы была Макошь. Ее имя образовано из двух корней: «ма» — мать и «кошь» — кошелек, хранилище богатства.

Вадим Ковалев

На многих орнаментах богиня в одной руке держала рог изобилия, в другой — клубок нити-судьбы. Эти нити пряли для Макоши ее сестры — Доля и Недоля: первая — счастливую судьбу, вторая — несчастную.

Вадим Ковалев

Берегиня фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяла женское начало. Это один из самых популярных образов на резных наличниках. Иногда эта фигурка определяется четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как переплетение цветов и змей.

При желании ее можно узнать — центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги. Также можно увидеть стилизованные изображения женщин с оленями по бокам: с поднятыми ладонями — Макошь, с опущенными — Лада.

Вадим Ковалев

Символика плодородия представлена очень характерным узором. Это ромб или квадрат, обозначающий маленькое поле. Он разделен на четыре части, символизирующие лунки для семян. Если в маленьких ромбиках есть точки, это значит, что поле засеяно, если ромбики пусты — еще не засеяно.

Александра Немирова

Тему плодородия иллюстрирует и растительный орнамент, изображающий ростки, в виде стилизованной буквы «Ж» — в славянской азбуке она именовалась «живёте».

Лес изображали как несколько схематически нарисованных деревьев. Сосну считали светлым деревом веры и магии — деревом Прави. Ель — дерево темное, дерево Нави (помните поговорку: «В сосновом лесу — молиться, в березовом — веселиться, а в еловом — удавиться»?). Однако ель, перевернутая ветками вверх, служила пассивной защитой — руной богини Макоши.

Фото: Александра Жаркова, flickr.com

Вадим Ковалев

Мировое древо означало ось мира, которая держит на себе все его силы: в корнях расположился нижний мир Нави, у ствола — Яви, в ветвях — верхний мир Прави.

Цветок папоротника — огнецвет. Известный символ, с которым связана легенда: папоротник в ночь на Ивана Купалу выпускает цветок-огнецвет. И цветет он только одну ночь, а потом бесследно пропадает. Тот, кто найдет этот цветок, станет мудрым и сильным.

Символы воздуха и пространства, а также союза двух начал
Стрела — основной символ воздуха, а вместе с ним и ветра. Наши предки-оружейники знали законы аэродинамики, которые позволяли создавать стрелы и луки, поражающие врага на расстоянии 250 м. Две стрелы в резьбе — это восходящие и нисходящие потоки воздуха.

Фото: Бенте Нордхаген (Bente Nordhagen), flickr.com

Вадим Ковалев

Пространство тоже изображалось при помощи стрел — четырех или восьми. Они характеризуют сущность пространства: север (зима), юг (лето), запад (ночь) и восток (день). Круг, проведенный по этому кресту, означает единство элементов.

Тема единения и конфликта противоположных сил — одна из главных в резьбе знаков. Это и дуальная пара верхнего и нижнего миров Правь-Навь, и день с ночью, и, наконец, мужчина и женщина.

Вадим Ковалев

Символы воды
Вода — то, что дает жизнь всему живому. От небесной воды зеленеют травы и леса весной, благодаря ей все цветет, плодоносит и колосится, а не засыхает. Поэтому в резьбе присутствуют волнообразные узоры («небесные хляби»), располагающиеся в верхней и нижней частях фасада дома, а также бегущие вертикальные ручейки — в основном на боковых полках наличников. Можно увидеть также знаки дождя, капли и т. п.

Речную воду, которая пришла из-под земли (из ключей, родников), изображают в виде волнистых горизонтальных полос. В древних мифах и сказках фигурирует еще одна река — огненная. Она разделяла Правь и Навь, а стерегла эту границу Баба-яга.

Вадим Ковалев

Звериные знаки
Животные и птицы в резьбе что-то символизируют. Например, конь — силу и выносливость, олень — долгую и состоятельную жизнь, птички — праведную душу, ворон — мудрость и т. п. И даже паучку здесь нашлось место — он считается символом настойчивости, терпения и художественного промысла.

Голуби — одна из самых распространенных тем в резьбе. Чаще всего это пары птиц, смотрящих друг на друга. Заклинательный смысл знака: пусть в этом доме живут счастливо и растят детей (дети — произрастающий цветок).

Впрочем, далеко не все украшения можно расшифровать, ведь многие из них делались только для красоты.

Чаще всего фигуры животных изображаются парами, как на фото. Особое место в звериных мотивах занимают змеи, связанные с понятием воды, а значит, и плодородия. Это могут быть извивающиеся или двухголовые змеи-охранители дома. Часто можно увидеть изображения «ужей-господариков»: ужей держали в домах и подкармливали молоком, чтобы они, отпугивая мышей, охраняли посевное зерно.

Значение символики резных наличников на русских срубах

Напоминали вам когда нибудь окошки деревянных домов глаза? Если да, то наличник похож на реснички 🙂 Окно. Око. Сквозь него смотрит душа дома. А реснички-наличники не только украшают окна, но и выполняют важные функции — видимые и не видимые глазом. Что же они делают?

Таких не увидишь ни в Норвегии, ни в Дании, ни в Англии, хотя широко известны традиции корабельной резьбы норманнов, кельтский шнуровой орнамент и лабиринты — символы непрерывности и связанности всех вещей, указывающие маршрут к источникам силы, духовной концентрации живых энергий. Русский наличник более привычен, но не менее загадочен.

Конечно, наличники служат утилитарной защитой от холода и сквозняков, проникающих сквозь щели.

Но! Поскольку мир наших предков был более неведом и не менее суров, они защищали двери и окна от навий, упырей наличниками-оберегами. Обережным орнаментом, как ковром, покрывались все предметы, начиная от орудий труда, домашней утвари, полотенец, платья, до украшений, домов и храмов.

Как расшифровать русский наличник?

Растительный орнамент. Это символ нарождающейся жизни и плодородия. Растительный орнамент из переплетающихся побегов и ветвей символизирует мирового древо.

Солнце. Все солярные знаки связаны с приобретением и приумножением как материальных, так и духовных благ и считаются очень сильными, мужскими знаками. Солнце изображалось в разных видах, и не всегда это был круг. Часто встречается его изображение в виде ромба с исходящими из центра лучами. Часто символы, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, сопровождают их солярные спутники – конь и птица, которые, согласно мифологии, являются «носителями». В наличниках советского времени, а в особенности в послевоенный период, солярный знак превратился в цветочек, либо его заменяла пятиконечная звезда.

Вода. Несет в себе сакральный смысл очищения. От нее зависит урожай и благосостояние семьи. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дарующей жизнь.

Земля. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы — так обозначается вспаханное и засеянное поле.

Поле – ромб или квадрат, разделенный внутри на четыре части. В целом, ромб или квадрат с точкой посередине – это то, что может родить. Возможны бесчисленные вариации с ромбами, квадратами и точками.

Женщина — берегиня. Иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать — центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги. Парные фигурки берегинь в наличниках советского времени превратились в знак карточной масти «пики».

Самым загадочным мотивом в оформлении наличника считают дракона — он встречается довольно редко, но никто не знает, откуда он здесь появился.

Конечно, уже в XVIII — XIX вв. резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.

Что резным узорам есть, что рассказать… Главное поглубже заглянуть.

культура руси, традиция руси, срубы, русские символы

Четыре символа Led Zeppelin и их значение

Символы Led Zeppelin, вероятно, являются одним из самых узнаваемых логотипов групп в рок-н-ролле. Перед выпуском своего четвертого альбома, известного как Led Zepplin IV , группа почувствовала некоторое давление. Их предыдущий альбом, Led Zeppelin 3 , был долгожданным и возглавил чарт, но критики встретили его неоднозначно и неблагоприятно.

Вслед за Led Zeppelin 3, группа хотела убрать свое название с альбома, поэтому в новом релизе не было ни названия, ни трек-листа. Не было ничего, что было бы связано с Led Zeppelin. Наряду с отсутствием информации о пластинке, группа выбрала четыре символа, представляющих каждого из них как участников, которые были включены во внутреннюю обложку пластинки. Излишне говорить, что альбом стал хитом.

Роберт Плант сказал по теме символов: «Каждый из нас решил уйти и выбрать метафизический тип символа, который каким-то образом представляет каждого из нас индивидуально — будь то состояние ума, мнение или что-то, что мы сильно чувствовали. о том или ином. Затем мы должны были вернуться вместе и представить наши символы».

Итак, без лишних слов, давайте рассмотрим, что означает каждый символ четырех участников Led Zeppelin.

Символ Роберта Планта

Символ Роберта Планта представляет собой перо, заключенное в круг, представляющее перо Маат, древнеегипетской богини истины, справедливости, гармонии и равновесия. Перо также можно воспринимать как перо, которое было бы интересно автору текстов Роберту Планту. Символ произошел от цивилизации Му, существовавшей 15 000 лет назад на затерянном континенте в Тихом океане.

Символ Джимми Пейджа

Символ Пейджа представляет собой самую загадочную из всех членов группы. Его символ известен как символ Зосо, и многие члены предполагают, что за ним стоит сатанинский смысл. Поклонники нашли источник символа Пейджа в книге 1557 года Ars Magica Arteficii Дж. Кардана. Одна из теорий рассматривала символ как Пейдж, придающий ему свою изюминку. «Z» представляет собой астрологический знак Козерога, который является знаком Пейджа, а затем «oSo» соответствует сатанинскому происхождению «666».

Действительно, до сих пор никто не знает, что означает символ Пейджа, даже Роберт Плант. «Возможно, вы не поверите, — говорит Плант, — но однажды Пейджи отвел меня в сторону и сказал: «Послушай, я собираюсь рассказать тебе о значении этого один раз и больше никогда не буду упоминать об этом — или, по крайней мере, , во всяком случае, ненадолго.» И вы не поверите, что я с тех пор забыл, что это было, и теперь Пейджи не говорит мне».

Символ Джона Пола Джонса

Символ Джона Пола Джонса представляет собой три пересекающихся овала с кругом над ними. Символ взят из книги Рудольфа Коха «9».0003 Book of Signs и подразумевает кельтское и гэльское происхождение знака. Имея за знаком несколько значений, Джонс выбрал значение знака, которое представляло уверенного и компетентного человека.

Символ Джона Бонэма

Согласно журналу Far Out Magazine , Бонэм также заглянул в Книгу знамений Коха и остановился на символе, представляющем святую троицу: мать, отец и ребенок. Это был такой же формат его собственной семьи в то время. Пейдж сказал, что Бонэм был привлечен к символу без какого-либо значительного уведомления, но Плант с этим не согласен. Независимо от того, имел ли он личное значение, этот символ также был перевернутым символом пива Ballantine Beer, подчеркивающим шутливые и вечерние характеристики Bonham.

Пояснения к символам и другим условным обозначениям

Перед словом или смыслом

 

= устаревший
= не натурализованный, иностранец (не используется в статьях New Edition)
= катахрестическое и ошибочное использование (не используется в записях New Edition)

После метки ‘

Obs. » или « редкий »

0 указывает на слово или смысл, для которого редакторам не были доступны контекстуальные примеры из печатных источников
1
указывает на слово или смысл, для которого редакторам был доступен только один контекстуальный пример из печатного источника

В списке вариантов написания

Записи второго издания:

20 века

1 = до 1100
2 = 12 век (1100-1200)
3 = 13 век (1200-1300) и т. д.
5-7 = 15-17 века и т. д.
9- = 19 век по настоящее время и т. д.
20 =

 

Записи в новой редакции:
eOE = ранний староанглийский
ОЕ = староанглийский
100 ОЕ = поздний староанглийский
eME = ранний среднеанглийский
МЭ = Среднеанглийский
МЭ = поздний среднеанглийский
14 = 1400-99
15 = 1500-99 и т. д.
16-18 = 1600-1899 и т. д.
18- = 1800-настоящее время и т. д.
-17 = до 1700 г. (маркировка старых шотландских форм)

В этимологии

* указывает на слово или форму, которые на самом деле не найдены, но существование которых предполагается
< = из (в записях новой редакции)
> = разработано или заимствовано как (в статьях New Edition)

В разделе форм

α.