Содержание
Расцветка тканей и виды рисунков
По способу
колористического оформления различают ткани отбеленные, гладкокрашеные,
пестротканые, меланжевые, мулинированные, набивные или напечатанные. В
небольшом количестве выпускаются, также ткани суровые и полубелые.
Суровые ткани,
не прошедшие процесс отбеливания, имеют цвет исходного волокнистого материала.
В основном суровыми выпускают льняные ткани (полотна, коломенок, бортовка и
др.), чтобы максимально сохранить их прочность. В небольшом количестве
выпускают суровые хлопчатобумажные ткани (миткаль, бязь, ткань карманную,
полотно гуцульское и др.).
Отбеленные
ткани получаются при обработке их белящими составами. Они могут быть различной
степени белизны: сорочечные ткани со степенью белизны 90—100%, бельевые —
75—85%, костюмные — около 70%. Эффективная белизна сорочечных тканей придает им
нарядный вид, хорошая белизна бельевых тканей подчеркивает их гигиенические
функции, умеренная белизна с легким кремовым оттенком летней костюмной
шерстяной, льняной или шелковой ткани производит приятное впечатление.
Полубелые
ткани — это частично отбеленные льняные ткани с кремоватым оттенком (полотна,
холсты, полотенца креповые и др.), приятные на вид и обладающие хорошей
прочностью.
Гладкокрашеные
ткани характеризуются однородно окрашенной поверхностью. Такие ткани делят на
виды по тоновым оттенкам с нумерацией по тонам. Например, в синей гамме могут
быть тона васильковый, перванш, ультрамарин, индиго, кубовый; в красной
гамме—малиновый, розовый, полевой гвоздики, гранатовый, вишневый, бордо,
клубничный, земляничный, брусничный, пунцовый, клюквенный, рубиновый,
кумачовый, алый, томатный, рябиновый и т. д.
Пестротканые
ткани оформляются в процессе ткачества, используются нити разных цветов в
основе и утке или только в одной из этих систем. В результате на лицевой и
изнаночной сторонах ткани выявляются цветовые полосы, диагонали, клетки,
жаккардовые узоры. Применяя различно окрашенные нити для основы и утка при
выработке некоторых гладких тканей (саржа, атлас и др. ), получают эффект
переливающегося цвета, так называемый эффект «шанжан».
Меланжевые ткани
вырабатывают из пряжи, изготовленной из смеси разноокрашенных волокон. При
смешивании разноокрашенных волокон получают разнообразные цветовые эффекты: на
темном фоне белая искра, серые цвета различной светлоты, различные оттенки
зеленого, оранжевого, фиолетового, бурого, коричневого и других цветов.
Ткани,
вырабатываемые из двухцветной крученой пряжи, также относятся к группе
меланжевых.
Мулинированные
ткани вырабатывают из двухцветной или многоцветной крученой пряжи, состоящей из
нитей разного волокнистого состава. При скручивании шерстяной пряжи с вискозным
шелком или капроном разных цветов получают нити, из которых вырабатывают ткани
с цветовыми эффектами подобно меланжевым тканям.
Напечатанные
(набивные) ткани, получить которые помогают http://transatlantika.ru/ из Москвы, откуда доставка трикотажа очень популярна, да и в целом http://transatlantika. ru/moscow_per.php являются одними из быстроразвивающихся сфер бизнеса, получают путем нанесения на них узорчатой расцветки с помощью
печатных машин или сетчатых шаблонов. Эти ткани характеризуются большим
многообразием печатных рисунков, что привело к созданию специальной типовой
серийной коллекции — альбомов, в которых помещены образцы тканей типовых
рисунков, сгруппированных по сериям и литерам. Наибольшее количество серий
охватывает плательная группа тканей (51 серия), из которых летние ткани имеют
24 серии рисунков, демисезонные ткани— 18 серий, зимние— 9. Например, 5-я серия
охватывает рисунки в виде полосок, горошка, колечек одно- и двухцветных для
детских платьев и сорочек, 12-я серия — одноцветная мелкая и средняя клетка для
блузок, платьев и детских костюмов, 27-я серия — клетка многоцветная, вытравная
для блузок и детских платьев и т. д.
Печатные
рисунки многообразны по своему виду в зависимости от вида печати, степени
покрытия ими площади ткани, характера и формы рисунка, назначения и влияния на
процессы раскроя тканей и изготовления из них швейных изделий.
По виду печати
рисунки подразделяют на рисунки прямой, вытравной и трехцветной печати.
По степени
покрытия площади ткани рисунки подразделяют на белоземельные, полугрунтовые,
грунтовые и фоновые.
Белоземельные
рисунки наносятся по белой ткани и занимают не более 40% площади, полугрунтовые
— 40—60%, грунтовые — более 60%. Фоновые рисунки отличаются тем, что прямая
печать произведена по предварительно окрашенной в светлые цвета ткани или с
последующим ее крашением.
По характеру и
форме все рисунки можно разделить на следующие основные виды: полоска, горошек,
клетка, цветочные рисунки, мелкофигурные и крупнофигурные рисунки, купоны.
Полоска
различной толщины, сложности и частоты располагается обычно в направлении
основы по белому или цветному полю. Рисунок в полоску широко используют для
тканей, идущих на мужские сорочки, женские блузки, детские платья, подкладку
для рукавов и др.
Горошек в виде
черных, белых или цветных кружочков различных размеров располагается на белом
или цветном фоне. Этот рисунок используют для тканей, предназначенных для
изготовления женских платьев, блузок и детских платьев.
Клетка
отличается большим разнообразием построения и может быть простой, образованной
пересечением однообразных полос, и сложной, образованной из полос разной
толщины и окраски. Рисунок в клетку используется для тканей, идущих
преимущественно на женские и детские платья и реже на мужские сорочки.
Цветочные
рисунки могут быть представлены в виде цветов или букетов, разбросанных по
белому или цветному фону. Эти рисунки предназначены для тканей, из которой шьют
женскую и детскую одежду.
Мелкофигурные
рисунки состоят из небольших (1 — 2 см2) геометрических фигур
(ромбиков, звездочек, кружков и др.), рисунков детской тематики (игрушки,
фрукты), мелких цветов и других, разбросанных по поверхности ткани.
Крупнофигурные
рисунки отличаются разнообразием форм и расцветок: крупные геометрические
узоры, крупные цветочные узоры, крупные фигуры детской тематики.
Купоны — это
крупные рисунки чаще всего растительного орнамента, расположенные в середине
ткани с разнообразным цветным фоном. Ткани с такими рисунками требуют
специального раскроя, так чтобы рисунок не был разрезан. Используются такие
рисунки для тканей плательного назначения.
По назначению
все рисунки делят »а сорочечные, плательные, подкладочные, матрацные, мебельные
и др.
По влиянию на
процессы раскроя тканей различают рисунки, затрудняющие раскрой тканей
(полоска, крупная клетка, крупные яркие узоры и др.), так как такие ткани
требуют подгонки рисунка в деталях готового изделия, и рисунки, не затрудняющие
раскрой тканей (мелкофигурные рисунки, мелкая клетка, точки, горошек и др.).
По влиянию на
швейные процессы различают рисунки, затрудняющие изготовление швейных изделий
(мелкая яркая клетка, вызывающая усталость зрения работающих) и не затрудняющие
его.
Источник: «Технология тканевязного производства»
Л.С. Смирнов, Ю. И. Масленников, В.Ю. Яворский
Опубликовано: 2008-12-23 18:53:38
Виды узоров и принтов, расцветка ткани: jaskravyjsvit — LiveJournal
Categories:
- Мода
- История
- Животные
- Cancel
Украшением тканей для изготовления одежды люди занимались с древнейших времен: об этом свидетельствуют образцы текстильных изделий, найденные в гробницах фараонов и различных захоронениях, а также сохранившиеся старинные миниатюры и настенные росписи. Чтобы разобраться в том, каковы сейчас модные принты в одежде, надо знать классификацию рисунков на ткани вообще. Итак, какие бывают узоры? Каки е есть виды принтов и расцветок ткани?
Расцветка тканей — группы:
Современные виды узоров и принтов для тканей можно условно разделить на две группы:
изобразительные орнаменты, в основу которых положены объекты реального мира – растения, животные (зооморфные мотивы), пейзажи, изображения человека (антропоморфный мотив), различные предметы;
неизобразительные орнаменты – геометрические элементы, абстрактные и психоделические изображения, которые первоначально могли иметь реальный прототип, но изменились до неузнаваемости.
Более древними являются геометрические виды узоров на тканях: они произошли от космогонических представлений людей о мире и от технологических способов изготовления предметов. Это такие известные мотивы орнаментов, как полоска, зигзаг, клетка, ромб, горошек, треугольник и др.
Геометрические узоры и принты на тканях
Самым известным геометрическим узором, наверное, является древнегреческий орнамент «меандр».
Меандр – орнамент в виде ломаной линии в виде связанных между собой прямых углов, имитирующих сложную кромку морского берега.
Полоска
Такая расцветка ткани как полоска была известна уже в Древнем Египте: головной убор фараона изготавливался из ткани в синюю и золотую полоску. Сначала полоски появились на керамических изделиях: они образовывались при их изготовлении на гончарном круге и впоследствии стали окрашиваться в различные цвета. Затем полоски стали использовать для декорирования тканей.
У славянских народов бытовала многоцветная полосатая ткань под названием «пестрядь»: рисунок на ней был обусловлен тем, что пряжа в крестьянском хозяйстве периодически заканчивалась, а купленные на торгах нити отличались по цвету.
Современные ткани в полоску разнообразны по цветовым решениям, ширине полосок и расстоянию между ними. Выделяются следующие варианты:
Полоски на тканях для одежды морского стиля – регулярные полоски в ограниченном цветовом диапазоне, характерном для этого стиля: сочетания синего, черного или красного с белым цветом.
Ткань «омбре» — шелковая легкая ткань, имеющая долевую полоску, образуемую путём сложного саржевого переплетения нитей (основное, уточное или равностороннее переплетение).
«Райе» — ткань, имеющая долевые полосы одинаковой или различной ширины. Рисунок создается в процессе переплетения нитей контрастных цветов.
Клетка
Клетка – один из самых популярных видов рисунков на ткани: первые упоминания о ней датируются III веком нашей эры. Ткани с рисунком в клетку получили общее название «шотландка», потому что они родом из Шотландии. Плотная шерстяная ткань в клетку в этой стране стала знаком клана: каждый род имел определенный по цвету и размеру рисунок клетки, называемый «тартан». Специальная компания занимается регистрацией тартанов, которых в настоящее время насчитывается 2200 вариантов: фамильные, королевские, государственные расцветки, создаваемые по случаю праздников – все учитывается!
За многовековую историю создано огромное количество тканей в клетку:
Английская клетка – неяркий клетчатый рисунок на шерстяных костюмных тканях, используемый в изделиях классического стиля. Цветовая гамма включает серые и коричневые тона. Примером является ткань, бывшая с 1924г.фирменной для бренда Burberry, выполненная в сочетаниях коричневого, черного, бежевого и красного цветов.
«Виши» — рисунок в мелкую клетку, появившийся в 1850 г. и названный в честь французского города.
Гленчек – общее название тканей в клетку, включая «куриную лапку» и «пепиту», чаще применимое для обозначения мелкого рисунка.
«Куриная лапка» («пье-де-кок»), «гусиная лапка» («пье-де-пуль»), «собачий зуб» – двухцветный, контрастный рисунок на ткани в виде деформированной клетки, с вытянутым углом – получаемый путем переплетения нитей; ткани с таким рисунком ввела в моду Коко Шанель в 20-40-е годы XX столетия. В Англии и Финляндии этот рисунок более крупных размеров называется «собачий зуб».
«Мадрас» — плотная хлопчатобумажная ткань с печатным рисунком многоцветной клетки крупного размера с асимметричным решением композиции; названа в честь большого промышленного города Индии.
Оксфорд – хлопчатобумажная или с добавлением химических волокон сорочечная ткань в полоску или клетку.
«Пепита» – мелкий рисунок на ткани в виде квадратов «с завитушками», получаемый путем переплетения нитей контрастных цветов; родом из Испании.
«Принц Уэльский» («Эстерхази», виндзорская клетка) — костюмная шерстяная ткань серого цвета с тонкими полосами светлого и темного цвета, при пересечении которых образуются клетки; в названиях задействованы имена вельмож, которые использовали эти ткани в своих костюмах, несмотря на их низкое происхождение.
Тартан – клетка на плотной шерсти, получаемая переплетением нитей, знак принадлежности к определенному роду.
Шотландка – общее название тканей в крупную клетку.
Ромбы
Аргайл – узор на материале из связанных между собой отдельных ромбов, используемый чаще всего в трикотажных изделиях. Название произошло от местности в Западной Шотландии.
«Ёлочка» — рельефная расцветка костюмной ткани или драпа в виде ломаных линий, напоминающих положение игл на елке, образуемый переплетением различных по цвету нитей основы и утка по типу ломаной саржи.
Горошек
Ткани в мелкий горошек получили распространение в женском костюме в конце XVIII века. Современная мода обязана популяризации этого мотива в оформлении тканей Ив Сен Лорану, который считается «Королем горошка»: он активно использовал рисунок в 70-х годах в деловых жакетах и романтических платьях. Другой дизайнер, Хайнц Остегаард, предложил рисунок в крупный горошек Polkadots, расположенный в виде рядов, образующих своеобразные полоски на ткани.
Polkadots («пятна полька») – принт на ткани в виде параллельных рядов из горошин крупного размера.
«Перец с солью», «мушка» — рисунок на грубых тканях типа драпа, твида в виде мелких точек темного и светлого цвета, образуемый переплетением нитей.
Виды узоров и принтов — фото. Геометический узор на ткани: 1 — меандр, 2 — морская полоска, 3 — полоска райе, 4 — узор многоцветная полоска, 5 — пестрядь полоска, 6 — пестрядь клетка, 7 — английская клетка Берберри (шотландка), 8 — мелкая клетка виши (гленчек), 9 — куриная лапка (клетка гленчек), 10 — узор клетка мандрас, 11 — принт пепита (гленчек), 12 — клетка «Принц Уэльский» (гленчек), 13-14 — клетка тартан (шотландка), 15 — ромб аргайл, 16 — узор ёлочка, 17 — контрастный прямоугольный узор курага в стиле 60-х, 18 — геометрический рисунок.
Изобразительные узоры и принты на тканях
Растительные узоры и принты
В первобытной орнаментике растительных мотивов не было, но в искусстве Древнего мира они очень популярны: в Египте это — стилизованные изображения папируса, лотоса, в Риме – листьев аканта, дуба, лавра, винограда. Многообразие мира флоры – великолепный источник творчества для дизайнеров: мода всегда будет их использовать, каждый раз обращая наше внимание на новые объекты.
Арабески – расцветка ткани из витиеватых узоров в виде стилизованных цветов и листьев.
Пейсли («пейслийский огурец», «индийский огурец», «турецкий огурек») – узор на ткани, образованный с помощью элемента персидского орнамента «Бута» в виде изогнутого листа и названный в честь шотландского города, в котором производились шерстяные шали с этим рисунком. В Европе получил распространение в начале XIX века, когда в моду вошли кашмирские шали.
Купон (купонная ткань) — это крупный узор на ткани, чаще растительный (но не только!), который по краям изделия самый крупный, а ближе периферии уменьшается и сходит «на нет». Часто сочетается с каймой, так как это выглядит логично и естественно для купона.
Цветочные принты
Эти принты в расцветке ткани всегда на пике популярности: большие и маленькие, в букетах и по одиночке, цветы всегда вызывают восхищение! Цветочные — очень модные принты. Известные мотивы:
Мильфлер (Millefleurs – с фр.– «множество цветов») — узор из мелких цветов на хлопчатобумажных тканях; название впервые использовано в искусстве гобелена, где изображения часто размещались на фоне с изображением цветов.
Fleur-de-lis или «Геральдическая лилия» – знак королевской власти во Франции с конца средних веков. Этим изображением украшены гербы и флаги различных городов мира — Флоренции, Квебека, Нового Орлеана и др. Согласно последним исследованиям выявлено, что Fleur-de-lis является стилизованным изображением ириса, а не лилии.
Геометрнический узор в горошек — фото: 19 — мелкий горошек (крапинка), 20 — рисунок polkadots, 21 — перец-с-солью.
Растительный узор на ткани — фото: 22 — арабески, 23 — пейсли, 24 — цветочный принт мильфлер, 25 — цветочный акварельный узор на ткани, 26 — рисунок fler-de-lis, 27 — экзотический растительный тропический узор из листьев (принт джунгли).
Животные (анималистические) принты
Естественная расцветка животных иногда круче всех дизайнерских изысков в этом плане, поэтому не удивительно, что периодически в моду входят принты на тканях, имитирующие узоры шкур различных представителей фауны. Как раз сейчас очень модный принт — животный. Самые известные животные принты:
- Змеиный принт – создание узора, имитирующего рисунок шкур змей.
- Тигровый принт – имитация расцветки тигровой шкуры.
- Леопардовый принт – имитация расцветки шкуры леопарда.
- Зебровый принт – имитация расцветки шкуры зебры.
Этнические принты
Национальные орнаменты народов мира — самобытны и уникальны. Периодически мода обращает внимание на узоры тканей различных народов при создании моделей костюмов в этническом стиле. Модный узор в стиле этники особенно идет женщинам с насыщенным цветотипом «Осень».
Психоделические принты
Сложные состояния психики человека характеризуются спецификой мировосприятия, способного породить необычные картины измененного мира. Это — галлюцинации, иллюзии, мистические образы. Характерные особенности этих явлений – невероятно яркие цвета, визуальные эффекты перетекания, калейдоскопические узоры, мотивы грибов, изображения глаз, павлиньих перьев и др. Все эти явления находят свое отражение в модных психоделических принтах.
Акварельный принт
Акварельные рисунки – светлые, нежные, почти прозрачные. Узоры в подобной манере идеальны для оформления легких, струящихся тканей типа шелка, шифона и др.
Абстрактный принт
Абстракция – направление в искусстве начала XX века. В абстрактной живописи воздействие на органы чувств человека осуществляется за счет эмоционального восприятия линий, пятен и цветов. Эффект бывает просто потрясающий, ведь в этих элементах есть почти все – динамика, ритм, настроение!
Узоры и принты на ткани — фото: Животный принт: 28 — змеиный принт, 29 — тигровый принт, 30 — леопардовый узор, 31 — принт зебра.
Виды расцветок ткани — фото: 32 — этнический узор, 33 — психоделический принт, 34 — абстрактный принт в стиле Пикассо, 35 — муаровый узор на ткани, 36 — узор в стиле венецианского стекла, 37 — принт чешуя, 38 — узор зигзаг Миссони, 39 — узор в стиле пэчворк.
Виды узоров и принтов на тканях – неисчерпаемая тема: их очень много! И с каждым новым витком моды их становится все больше! Упомянем еще лишь парочку узоров, о которых мы не сказали. Например, меландж — ткань из нескольких цветов нитей, или из разных оттенков одного цвета, ткани с меланжевым эффектом похожи на ткани типа «соль-с-перцем», расцветка травер — ткань, имеющая одинаковые или различной ширины поперечные полосы, создаваемые переплетением нитей контрастных цветов. Рисунок образуется уточным переплетением. Или Филь-а-филь (Ш-а-Ш) (гуськом, шеренгой, ступенчато) — рисунок на ткани с выступающими, диагональными полосами. Такой рисунок создается с помощью саржевого переплетения контрастных по цвету нитей основы и утка. Соотношение нитей основы и утка в раппорте 1:1. И многие другие узоры…
Ирина Шестакова для http://fammeo.ru
Статья взята http://fammeo.ru/articles.php?article_id=1124
Tags: dressmaker, kroy.in.ua, profi kroy, sewing, sewingschool, Авторская школа «PROFI KROY», Курси крою та шиття в Києві, Курси крою та шиття в Чернівцях, Творча студія «Яскравий Світ» Курси крою, Черновцы, Чернівці, авторська кравецька школа, как выбрать швейную машинку, курси крою, курси крою київ, курси крою чернівці, курси крою і шиття Київ, курси крою і шиття Чернівці, курси шиття, курси шиття для дітей у Чернівцях, курсы кройки, курсы кройки и шитья, курсы кройки и шитья Киев, курсы кройки и шитья Черновцах, курсы кройки и шитья Черновцы, курсы кройки и шитья киев, курсы кроя и шитья, курсы кроя киев, курсы кроя черновцы, курсы шитья, курсы шитья для детей, курсы шитья для детей Черновцы, обмен опытом, школа шиття, школа шиття київ, школа шитья, школа шитья киев
Subscribe
Упражнение — Окрашивание ткани в цвет
Дэвид С. Эру
Подумайте о своей любимой рубашке. Какого он цвета и как он стал таким цветом?
Производитель красителей протестировал различные типы тканей, чтобы увидеть, как будет выглядеть цвет на каждом из них. Затем производитель протестировал образцы ткани, чтобы убедиться, что цвет останется прежним даже после того, как вы много раз постирали и надели рубашку. Чтобы придать вашей любимой рубашке потрясающий цвет, требуется много труда и науки!
Материалы
- Пакет смеси для напитков Kool-Aid, любого вкуса и цвета, несладкий
- Вода
- Чашка или чаша для красителя
- Вилка
- Мерный стакан, ¼ стакана (60 мл)
- Пластина
- Бумажные полотенца
- Белая хлопковая нить или пряжа
- Белая полиэфирная нить или пряжа
- Ножницы
- Дырокол
- Каталожная карточка
- Ручка
- Картонный, бумажный или пластиковый пакет, достаточно большой, чтобы накрыть и защитить рабочую поверхность
Примечания
- Вкусы Kool-Aid Blue Raspberry Lemonade, Orange и Tropical Punch хорошо работают.
- Полиэстер можно заменить нейлоном или акрилом.
- Шерсть можно заменить хлопком.
Будьте в безопасности!
- Носите защитные очки или защитные очки для защиты глаз
- Используйте прохладную водопроводную воду. Нет необходимости в горячей воде
- Накройте одежду, защитите рабочее место и наденьте одноразовые перчатки. Смесь для напитков оставляет пятна на ткани, твердых поверхностях и коже.
- Мойте руки после работы и уборки.
Процедура
Подготовка к работе
- Накройте рабочую зону картоном, бумажным или полиэтиленовым пакетом.
- Наденьте на одежду художественный халат и наденьте одноразовые перчатки.
- Разрежьте каталожную карточку пополам и пометьте две части из хлопка и полиэстера.
- С помощью дырокола сделайте отверстие на одном конце каждой этикетки.
- Отрежьте один кусок хлопковой нити или пряжи длиной 30 см. Проденьте один конец через отверстие на этикетке «Хлопок» и завяжите узел.
- Таким же образом разрежьте и наклейте этикетку на полиэфирную нить или пряжу.
№
Приготовьте красильную ванну
- Высыпьте один пакет смеси для напитков Kool-Aid в чашку или миску и поставьте ее на накрытую рабочую поверхность.
- Добавьте в смесь ¼ стакана (60 мл) воды и перемешайте вилкой, пока порошок не растворится.
Окрашивание волокон
- Поместите обе нитки или пряжи в ванну с красителем так, чтобы концы с этикетками свешивались с края чашки или миски, чтобы они оставались сухими.
- Протолкните вилкой любые плавающие части веревки или пряжи в краску.
- Подождите 10 минут.
- Положите бумажное полотенце на тарелку.
- Аккуратно достаньте вилкой оба образца из ванны с красителем и поместите их на бумажное полотенце, чтобы они высохли. Что вы наблюдаете?
Попробуйте!
Попросите кого-нибудь в вашем доме отрезать кусок нити или пряжи из хлопка или полиэстера, не сказав вам, какой именно. Затем поместите этот неизвестный образец в ванну с красителем. Сравните результаты с маркированными образцами. Можете ли вы определить, изготовлен ли неизвестный образец из хлопка или полиэстера?
Химия!
В порошковой смеси для напитков есть молекулы, которые придают ей цвет. Эти молекулы поглощают и отражают свет особым образом, который наши глаза воспринимают как цвет. Эти молекулы очень притягиваются к воде и очень быстро растворяются.
Комбинация молекул красителя в порошковой смеси для напитков лучше всего прилипает к волокнам, которые также очень притягиваются к воде. Основная молекула хлопка, также известная как полимерная целлюлоза, очень притягивается к воде. Поэтому краситель хорошо прилипает к хлопку, делая его более ярким или темным по цвету.
Комбинация молекул красителя в смеси для напитков практически не притягивается полиэстером. Таким образом, несмотря на то, что хлопок и полиэстер находились в ванне с красителем одинаковое количество времени, краска прилипала лишь немного.