Почему серебряные палочки из клада имели разную форму: Описание древнерусского серебряного клада, найденного в 1966 году. в Старой Рязани

Описание древнерусского серебряного клада, найденного в 1966 году. в Старой Рязани

Летом 1966 года экспедиция Института археологии Академии наук СССР и Рязанского краеведческого музея, работавшая на городище Старая Рязань, нашла клад серебряных вещей XII—XIII веков.

Находка клада нас обрадовала, но не удивила: ведь в Старой Рязани, как и в других древнерусских городах, погибших во время татаро-монгольского нашествия (1237—1240 гг.), клады уже встречались. Правда, за 140 лет исследований городища их было найдено всего четыре, причем последний мы обнаружили в наших раскопках 15 лет назад.

Мы не были удивлены находкой еще и потому, что ее можно было ожидать именно в том месте, где копали а этом году. Ведь здесь нам удалось обнаружить какое-то необычайно большое по своим размерам жилое сооружение, уничтоженное пожаром в 1237 году.

Раскопки не окончены, они будут продолжены в будущем году, но сейчас уже можно сказать, что эта возведенная из дерева постройка была длиной в 20 метров, шириной около 6 метров. Для ее отдельных конструкций использовался древнерусский плоский квадратный кирпич, так называемая «плинфа». Вещи, найденные на территории этого здания, указывают на высокое социальное положение его владельцев: здесь были обнаружены стеклянные сосуды из Ирана и Сирии, из Крыма — амфоры (вероятно, с вином), из Византии — парчовые ткани и т. п. Такие вещи мы не могли найти, да и никогда не встречали в рядовом жилище. Словом, еще до окончания раскопок у нас имеются все основания называть эту постройку княжеским дворцом.

Клад был завернут в холщовую тряпочку (она частично сохранилась) и закопан в землю на небольшую глубину. Татары осадили и взяли Рязань в декабре, а в промерзшей земле трудно было выкопать глубокую яму. Владелец или, вернее, владелица клада погибла и не смогла вернуться и выкопать его. Через 729 лет он достался археологам.

Клад состоял всего из 6 предметов. Два серебряных слитка, один в виде палочки, другой в виде шестигранника,— это деньги. В XI—XII веках на Руси был безмонетный период, монету не чеканили и в качестве денег использовали вот эти серебряные слитки — гривны. Такой серебряный брусок (в виде палочки — новгородский, в виде шестигранника — киевский) представлял в то время большую сумму, а для мелких платежей приходилось его рубить на части.

Здесь же лежали два витых браслета из толстой серебряной проволоки. Один из них украшен тонкой вплетенной рубчатой проволочкой. Но самыми замечательными в кладе были два других браслета: они уникальны как по качеству ювелирной работы, так и по изображенным на них сюжетам. Это подлинные шедевры древнерусского прикладного искусства. Браслеты состоят из двух широких (6,5 см) пластинчатых створок, соединенных шарнирами. На створках выложены серебряной рубчатой проволокой рамки, в’ которых помещены тонко выгравированные рисунки. Фон рисунка сделан чернью, а края браслетов позолочены. На одном из них в рамках в виде арочек помещены изображения трех участников древнерусского пира: танцовщицы, гусляра и флейтиста. Женщина пляшет и одновременно пьет из кубка. На ней рубаха с длинными рукавами, вышитые панева и фартук, высокие сапожки, а на руках браслеты, подобные тем, на которых изображена она сама. Такие браслеты удерживали рукава, чтобы они не мешали до начала танца; их снимали, чтобы плясать «спустя рукава». У ног танцовщицы маска — предмет, который использовали и в обрядовых танцах и скоморошьих играх. Гусляр в маленькой треугольной, наподобие фригийского колпака, шапочке, рубахе с вышитым воротом, шароварах и высоких, до колен, сапогах сидит на скамье, скрестив ноги, а на коленях держит гусли. Правая рука положена на струны. Флейтист в костюме, подобном костюму гусляра, сидит на пне. В правой его руке кубок, из которого он пьет, в левой руке — флейта (дудка). Второй браслет украшен рисунками зверей, здесь лев и грифон, два дракона. Подобные орнаменты и изображения зверей и чудовищ можно легко найти среди предметов древнерусского прикладного искусства, и прежде всего в белокаменной резьбе храмов Владимира и Суздаля.

Но сцены древнерусского пира представляют редкость, как и вообще сзетские сюжеты в древнерусском искусстве. Мастер, изготовивший наши браслеты, был прекрасным художником, его рисунки отличаются тонким вкусом и передают нам множество неизвестных ранее бытовых деталей.

Находка замечательного клада в Старой Рязани еще раз подчеркивает значение этого городища как одного из выдающихся археологических памятников нашей страны.

Доктор исторических наук А. Монгайт, Наука и жизнь, 1966 г., №11

В окрестностях Старой Рязани нашли клад серебряных украшений и денег домонгольского периода

Местные жители передали Старорязанской археологической экспедиции клад, обнаруженный неподалеку от села Исады. Находка включала 32 артефакта из серебра, искусно изготовленных древнерусскими ювелирами. Ученые предварительно датировали клад домонгольским периодом, то есть концом XI — первой половиной XII века. О находке сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.

Обновлено: в 2022 году статья опубликована в журнале Российская археология

Первое упоминание Рязани в летописях относится к 1096 году, однако, по всей видимости, в XI–XII веках это был уже крупный и хорошо укрепленный город, значение которого определялось важностью Оки как крупного торгового пути. Рязань оказалась первым древнерусским городом, который принял на себя удар орды хана Батыя, и прекратил свое существование в 1237 году. Новая столица княжества была перенесена в Переяславль-Рязанский (ныне Рязань), располагавшийся в 50 километрах от древнего городища.

Старо-Рязанское городище в 1822 году случайно обнаружил местный крестьянин, опахивавший края дороги. Он наткнулся на золотые предметы общим весом более 2,8 килограмма, которые получили название «Рязанские бармы», хранящиеся в настоящее время в Государственной Оружейной Палате в качестве шедевра древнерусского ювелирного искусства. Всего известно не менее 17 кладов, обнаруженных в Старой Рязани, однако возможные находки, случавшиеся ранее XIX века, не сохранились. «Рязанские бармы» подогрели интерес к раскопкам городища, которые продолжаются по настоящее время. Так, недавно археологи нашли две соседние усадьбы, принадлежавшие двум соседям-ювелирам.

Археологи из Института археологии РАН под руководством Игоря Стрикалова (Igor Strikalov) совместно с российскими коллегами проводили исследования древнего городища Старая Рязань, а также его окрестностей. В ходе работ к ним обратились местные жители, которые передали ученым клад украшений и денежных слитков, найденных в лесу на склоне оврага в излучине Оки, где неподалеку находится село Исады. Ученые обследовали местность, где был обнаружен клад, однако не смогли выявить признаков культурного слоя. Более того, само место находки оказалось удалено от ранее известных археологических памятников — ближайшие селища конца XII–XIII находились в полукилометре.

Клад включает в себя 32 предмета весом около двух килограмм, изготовленных из серебра, в том числе 14 браслетов, 8 шейных гривен, 5 семилучевых височных колец, денежные гривны новгородского типа, а также бусину с зернью, которые хранились в лубяном туеске диаметром 20–22 сантиметра. Все артефакты демонстрируют мастерство древнерусских ювелиров. Так, шейные гривны выполнены в четырех разных техниках.

Семилучевые кольца, судя по орнаменту и типу, были изготовлены в одной литейной форме и типологически относятся к предметам, распространенным во второй половине XI — первой половине XII века. Среди браслетов вовсе нет идентичных изделий, но выделяется комплект из трех плетеных разомкнутых браслетов с фигурными полыми головками, которые изготовили методом тиснения.

Археологи, основываясь на ранее известных похожих находках, предварительно отнесли клад к концу XI — первой половине XII века, то есть к домонгольскому периоду. По месту обнаружения клад назвали Исадским.

Ранее на N + 1 мы рассказывали, что российские археологи раскопали в Фанагории амфору, в которой находилось 80 медных статеров, относящихся к VI веку нашей эры, а археолог-любитель из Британии обнаружила на острове Мэн клад сокровищ, включающий более ста серебряных артефактов, причем для нее эта находка оказалась четвертой за три года.

Михаил Подрезов

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Палки Тутанхамона — ARCE

Тутанхамон остается одним из самых знаковых фараонов Древнего Египта. С точки зрения религиозных верований, социальных структур, материальной культуры и погребальных ритуалов гробница Тутанхамона дает египтологам беспрецедентные знания и понимание царей 18-й династии. Однако после знаменитого открытия гробницы в 1922 году большая часть материала остается недостаточно изученной или неопубликованной. Среди этих материалов собрание из более чем 130 палочек и посохов. Ученые предполагают, что Тутанхамон был похоронен с этими предметами, потому что он был инвалидом и нуждался в помощи при ходьбе. Но такими палками и посохами пользовались и другие короли 18-й династии. Сравнивая эти останки материальной культуры с посохами, найденными в гробнице Тутанхамона, я пришел к выводу, что эти предметы служили важными королевскими знаками отличия во время его правления, а не вспомогательными средствами при ходьбе.

Северная стена погребальной камеры Тутанхамона
Фото: Кеннет Гарретт

Погребение Тутанхамона не было первой гробницей Древнего Египта, содержащей большое количество посохов. Когда Рейснер обнаружил в 1915 году гробницу Джехутинахта в Дейр-эль-Берша, в ней было более 250 палок и посохов. Также были обнаружены различные типы знаков отличия, связанные с королевской властью, в том числе булавы и модель — скипетры . Среди штаба Тутанхамона было человек.0008 -скипетры, абет, -посохи, посохи и другие. Хотя такие коллекции встречаются не в каждом захоронении, размер и разнообразие гробницы Джехутинахта по сравнению с посохами, захороненными вместе с Тутанхамоном, указывают на то, что древних египтян нередко хоронили с множеством разных посохов.

Резное изображение нубийского пленника украшает рукоять трости, найденной в гробнице Тутанхамона. Изображение нубийского пленника на трости Тутанхамона типично для древнеегипетских образов, в которых цари часто изображаются в роли завоевателей 9.0004 Фото: Кеннет Гарретт

Других фараонов 18-й династии хоронили с теми же палками и посохами, с которыми они изображены при жизни. Хотя фрагментарно, свидетельства из гробниц Аменхотепа II, Тутмоса IV и Аменхотепа III указывают на наличие посохов. К сожалению, плохая сохранность и малочисленность материала не позволяют сравнивать эти предметы с Тутанхамоном.

Сами посохи – не единственное свидетельство использования королевского посоха, так как существует множество художественных изображений королей, использующих палки. В захоронении Тутанхамона несколько артефактов изображают молодого фараона с палкой или посохом. Такие изображения взяты из разных статуй и статуэток, найденных в Вестибюле и Сокровищнице. Из всех статуй Тутанхамона наиболее примечательны две тыс. лет назад статуи царя (JE 60707 и JE 60708), найденные по бокам от входа в погребальную камеру. Между тем, блоки из мемориального храма Тутанхамона, которые были извлечены из Карнака, показывают культовую статую короля с посохом и булавой. На обоих изображениях культовое изображение Тутанхамона держит длинный прямой посох. Эти и другие изображения имеют параллели с более ранними гробницами 18-й династии в Долине царей, включая Тутмоса III (CG 24901), Аменхотепа II (CG 2459).8) и Тутмоса IV (CG 46047).

Верхняя часть шкатулки из слоновой кости из гробницы Тутанхамона (Carter No. 540, JE 61477)
Фото: Кеннет Гарретт

Король также держит посох на погребальном изображении на инкрустированной слоновой костью шкатулке, найденной в Приложении (JE 61477). Предполагая, что эта коробка изначально была написана для Тутанхамона, сцена изображает фараона и его королеву. Тутанхамон правой рукой опирается на посох, а левая рука тянется к букету цветов, который предлагает ему Анхесенамун. Хотя заманчиво заключить, что молодой фараон использует посох для поддержки, сцена на самом деле является остатком искусства в амарнском стиле. Подобные сцены можно найти в двух частных гробницах Амарны: захоронение Пареннефера (гробница Амарны 7), где королевская семья появляется на публике, а Эхнатон держит длинный посох аналогичным образом, и гробнице Мериры (гробница Амарны 2). , где показано, как умерший владелец гробницы получает Золото Доблести от Эхнатона, который опирается на прямой посох. Другие примеры из периода Амарны изображают частных лиц, держащих посохи аналогичным образом. В мемфитской гробнице Иниуиа сцена, почти идентичная сцене Тутанхамона, показывает умершего, опирающегося левой рукой на посох, а правая рука тянется к букету цветов, предложенному его женой.

На других изображениях 18-й династии изображены короли, использующие посохи в разных условиях, чаще всего сидящие в киоске и устраивающие суд. На другом распространенном изображении изображены короли 18-й династии с посохами в сценах дани — либо во время Новогоднего фестиваля, либо для сирийских и нубийских дани. Из гробницы Амунедже (ТТ84) два нубийских подателя подношения приносят царю посох с надписью « тису ». Этот тип посоха указан среди новогодних подарков в гробнице Кенамуна (TT93), где 30 таких жезлов преподносятся Аменхотепу II. Надпись рядом гласит, что посохи tisu сделаны из черного дерева, украшены золотым наконечником и серебряным наконечником. Такие образцы посоха тису были найдены в пристройке Тутанхамона — тоже из черного дерева, украшенного золотым наконечником и электрумовым обухом. Возможно, тогда некоторые посохи из гробницы Тутанхамона могли быть подарком, преподнесенным иностранными посланниками или во время новогоднего праздника.

Гробница Тутанхамона, окруженная настенной фреской, изображающей фараона, за которым следует ка, обнимающая ОсирисаФото: Кеннет Гарретт

Поскольку точное использование и функции палок и посохов как царских регалий до конца не изучены, ученые будут продолжать интерпретировать набор посохов в гробнице Тутанхамона по-новому. Одна группа, возглавляемая Drs. Салима Икрам и Андре Вельдмейер основали проект «Палки и посохи Тутанхамона», чтобы задокументировать предметы в сборке, проанализировать технологии, использованные для их производства, определить их использование и понять их роль и положение в гробнице, смерти и жизни Тутанхамона. Хотя некоторые из этих многочисленных предметов могли быть приспособлениями для ходьбы, более вероятно, что Тутанхамон использовал эти посохи в качестве королевских регалий для религиозных ритуалов и публичных выступлений.

 

Рекомендуемая литература

Браун, Николас Р. 2017. «Приди, мой посох, я опираюсь на тебя: использование посохов для божественного преобразования умерших в Древнем Египте». Журнал Американского исследовательского центра в Египте 53: 189-201.

Браун, Николас Р. 2017. «Путешествие в загробную жизнь: идентификация деревянного фрагмента с кладбища Южных гробниц». Horizon: проект Amarna и информационный бюллетень Amarna Trust , выпуск 18, осень 2017 г.: 12-13.

Фишер, Х. Г. 1978b. «Заметки о палках и посохах». ММЖ 13, 5-32.

Gordon, A.H. and C.W. Schwabe 1995. «Египетский wAs-скипетр и его современные аналоги: использование в качестве символов божественной силы или авторитета». Журнал Американского исследовательского центра в Египте  32, 185–196.

Хасан, А. 1976. Stöcke und Stäbe im Pharaonischen Ägypten . Мюнхен: Deutscher Kuntsverlag.

Jéquier, G. 1921. Les Frises d’Objets des Sarcophages du Moyen-Empire . Каир: ИФАО.

Мейс, А.С. и Х.Е. Винлок. 1916. Гробница Сенебтиси в Лиште . Нью-Йорк: Издательство Метрополитен-музея.

ТемыЕгиптология, история, музеи и объектыТемаФараоны и правителиИсторический периодНовое Царство хоккейные турниры по всей Северной Америке!

В настоящее время мы проводим 12 американских региональных квалификационных турниров, 28 канадских квалификационных турниров, а также наши международные финальные турниры, состоящие из 7 мальчиков, 4 девочек и нашего следж-хоккея.

Мы рекомендуем вам просмотреть наш текущий веб-сайт, включая Мемориальную стипендию Ларри Макграта, Зал хоккейной славы и историю Silver Stick®. Это даст вам представление о том, как работает Silver Stick®.

Наши региональные турниры уникальны тем, что если вы являетесь чемпионом дивизиона, в котором вы участвовали, это дает вам право участвовать в международном финальном турнире, соревнуясь с другими командами, которые успешно выиграли свой региональный квалификационный турнир. Наш девиз «Гражданственность и международная доброжелательность через Silver Stick® Hockey» будет испытан, когда команды из Канады и Соединенных Штатов соревнуются друг с другом за желанный чемпионский значок из стерлингового серебра.

International Silver Stick® желает всем командам, участвующим в турнирах Silver Stick® по всей Северной Америке, играть безопасно и честно, получать удовольствие и наслаждаться хоккеем International Silver Stick®, который вы будете помнить долгие годы.


КАК РАБОТАЕТ SILVER STICK®

1.  Международная хоккейная ассоциация Silver Stick® предоставляет хоккейные возможности мальчикам, девочкам и командам по следж-хоккею.

2. Все турниры Silver Stick® проводятся под эгидой Hockey Canada или Hockey USA.

3. Операционная структура Silver Stick® основана на серии региональных турниров. Эти турниры определяют региональных чемпионов, которые затем соревнуются друг с другом в соответствии с возрастом и навыками. Международные финальные турниры. Таким образом, региональные турниры не обязательно предназначены для предоставления командам возможности играть против новых команд или для предоставления командам «выездного» турнира. Скорее, эти турниры созданы для того, чтобы определить, какая из команд в определенном регионе заслужила право двигаться дальше и играть против других региональных победителей. Именно на этом уровне, уровне финала, команды будут играть против новых и разных команд. Должностные лица команд должны понимать, что, регистрируясь для участия в региональном турнире Silver Stick®, они направляют свои команды на второй турнир, финал, если они выиграют на региональном уровне. Региональные турниры проводятся практически для всех возрастов и уровней подготовки.

4. Региональная концепция также предназначена для того, чтобы помочь свести командные расходы к минимуму, особенно для тех команд, которые выходят в финал.

5. Команда может представлять на Финале только один регион. Кроме того, команда из одной страны не может представлять регион из другой.

6. Региональные турниры обязаны принимать команды из назначенного им региона в порядке живой очереди и не могут принимать команду из другого региона за счет местной, региональной команды.

7.  Команда, желающая принять участие в турнире за пределами региона, должна получить разрешение на участие в назначенном для нее региональном турнире. Такой выход не гарантирует команде место в заграничном турнире.

8.  Международная хоккейная ассоциация Silver Stick® учредила стипендиальную программу под названием McGrath Scholarships. В рамках этой программы каждый год 3 американских и 3 канадских игрока получают стипендию в размере 2000 долларов США.