Содержание
особенности стиля, фотографии фасадов и интерьеров в этом стиле.
Публикации раздела Архитектура
Стиль модерн имеет условные хронологические границы: конец 1880-х — 1914 год — начало Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.
В период модерна происходило переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства.
• В каждой стране этот стиль имеет собственное название: в США — Тиффани, во Франции — ар-нуво, в Германии — югендстиль, в Австрии — стиль сецессион, в Англии — модерн-стайл, в Италии — стиль либерти, в Испании — модернизмо, в Нидерландах — Nieuwe Kunst (новое искусство), в Швейцарии — еловый стиль, в России — модерн.
• Модерн отказывается от традиционных классических архитектурных принципов — симметрии, ордера и античного декора фасадов — в пользу природных плавных текучих форм. Кривая изогнутая линия — главная черта в декоре фасадов и интерьера.
Особняк С.П. Рябушинского, архитектор Ф. Шехтель, Москва, 1900 год
Особняк «Дом Шаронова», архитектор Ф. Шехтель, Таганрог, 1912 год
Особняк А. Курлиной, архитектор А.У. Зеленко, Самара, 1903 год
Маскарон на особняке Е.Е. Карташова, архитектор А.Л. Обер, Москва, 1902 год
Музей «Архитектура эпохи модерна в Симбирске»
Музей модерна. Особняк А.П. Курлиной
• Каждая постройка эпохи модерн обладает индивидуальным архитектурным образом, каждая по-своему уникальна. Исчезает деление на конструктивные и декоративные элементы здания. Фасады превращаются в живые организмы с растительными орнаментами, фантастическими животными или маскаронами в форме женских головок. Они результат свободного полета фантазии художника. Архитектура и изобразительное искусство сближаются, влияют и дополняют друг друга. Здание — это холст, на котором важны даже мельчайшие детали, форма лестничных перил, рисунок дверей и окон…
• Архитектурно-художественный образ здания обязательно учитывает функциональное назначение строения. Строительные материалы модерна — железобетон, сталь, стекло, керамика, бронза, медь, кирпич.
• Основные цвета в модерне — пастельные приглушенные оттенки: табачные, увядшей розы, жемчужно-серые, пыльно-сиреневые.
Интерьер особняка А. Курлиной в Самаре
Декор потолка в особняке А. Курлиной в Самаре
Декор потолка в особняке С.П. Рябушинского в Москве
Декор потолка в особняке А. Курлиной в Самаре
Лестница в особняке С.П. Рябушинского в Москве
Музей «Градостроительство и быт Таганрога»
Мемориальный Музей-квартира А.М. Горького
Музей Ар Деко
• Стилю свойственен принцип единства целого. В модерне здание проектируется «изнутри наружу», то есть от внутренних помещений к внешнему облику строения. Возрождается традиция, когда архитектор проектировал строение от фасада и до мелких деталей. Все — от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников и других составных элементов — решено в одном ключе.
• В оформлении здания часто используется дерево и кованные изогнутые элементы для дверей, лестниц, решеток балконов и ограды строения.
• Двери и окна, как правило, прямоугольные, часто арочные. Двери — иногда во всю стену, раздвижные, распашные или поворотные с богатым растительным орнаментом. Ленточные — во всю стену окна или «магазинные» — широкие, наподобие витрин.
Декоративный десюдепорт над дверью в особняке А. Курлиной в Самаре
Окно-витраж в особняке А. Курлиной в Самаре
Окно-витраж в особняке С.П. Рябушинского в Москве
Камин, декорированный медными маками, в особняке А. Курлиной в Самаре
Читайте также:
- Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей
- 10 лучших зданий России, созданных иностранцами
- Русская псевдоготика и европейская неоготика: архитектурные кузены
• Мозаика, эмаль, витражи, латунь — любимые техники, используемые для украшения интерьера здания и мебели.
• Древний Египет, Восток, готика, русский стиль — любимые темы для творческого переосмысления в эпоху модерна. Архитекторы на их основе создают романтические, эмоционально насыщенные образы зданий, используя декоративные детали, дающие дополнительную игру света и тени.
Элемент декора стула. Особняк А. Курлиной, Самара
Деревянный маскарон в интерьере. Особняк А. Курлиной, Самара
Настольная лампа. Особняк А. Курлиной, Самара
Капитель колонны с изображением ящерицы и лилий. Особняк С.П. Рябушинского, Москва
Скульптурное оформление стены с изображением совы. Особняк М.П. фон Брадке, Ульяновск
Декоративные орнаменты на потолке. Особняк А. Курлиной, Самара
Теги:
Архитектурные стилиИнтересные фактыПубликации раздела Архитектура
Характерные черты архитектуры модерна
Франция,
Бельгия Аrt
nouveau
(«Ар-нуво»), fin
de siècle
(«конец века»)
Великобритания,
Россия Modern
style («модерн
стайл», «современный
стиль»)
Австрия
Secessionsstil
(«стиль
Сецессион»)
Германия,
Латвия Jugendstil
(«югендстиль»)
Испания
Modernismo
(«модернизм»)
США
Tiffany Style
(«Тиффани»)
Италия
Style Liberty
(«стиль либерти»)
Нидерланды
«Nieuwe Kunst»
(«новое искусство»)
Швейцария
Style
sapin («еловый
стиль»)
***
Модерн
Период:
с конца 1880-х гг.
до 1914 г. (начала первой мировой войны)
Отличительными
особенностями модерна являются: отказ
от прямых линий и углов в пользу более
естественных, «природных» линий, интерес
к новым технологиям, в особенности, в
архитектуре, расцвет прикладного
искусства.
В
европейских странах начали создаваться
различные художественные ассоциации,
работающие в новом стиле: «Выставочное
общество искусств и ремёсел»
(1888) в Великобритании, «Объединённые
художественно-ремесленные мастерские»
(1897) и «Немецкие
мастерские художественных ремёсел»
(1899) в Германии, «Венские
мастерские»
(1903) в Австрии, «Нансийская школа» во
Франции, «Мир
искусства»
(1890) в России.
Визитная
карточка модерна – «Удар бича» Германа
Обриста.
Модерн
стремился сочетать художественные и
утилитарные функции создаваемых
произведений, вовлечь
в сферу прекрасного все сферы деятельности
человека.
Модерн
должен был стать стилем жизни нового
общества, создать
вокруг человека цельную эстетически
насыщенную пространственную и предметную
среду, выразить
духовное содержание эпохи с помощью
синтеза искусств, новых, нетрадиционных
форм и приемов, современных материалов
и конструкций.
Период
становления модерна (рубеж XIX-ХХ веков)
отмечен национально-романтическими
увлечениями, интересом к средневековому
и народному искусству.
На
первой стадии развития, согласно лозунгу,
выдвинутому А.Ван де Велде: «Назад к
природе», художники стремились
освободиться
от излишеств декора,
свойственных эклектизму «викторианского
стиля», Второго Ампира, Необарокко и
«неоренессанса» середины XIX века.
На
второй стадии архитекторы модерна
переходили к
целостному проектированию здания
«изнутри наружу».
При этом возрождалась старая традиция,
когда архитектор рисовал все «до
последнего гвоздя»: от общего эскиза
сооружения до рисунков дверных ручек,
оконных переплетов, светильников и
каминов.
Для
названий произведений искусства периода
Модерна характерны экзотические
определения: «павлиний
глаз», «цвет
красной парчи», «сине-зеленый атлас
павлиньих перьев», «перламутр нежной
ночи». Возрождались классические мотивы
и материалы, а также редкие техники
эмалирования, иризации и росписи стекла
эмалями, краклэ – приемы венецианского
стеклоделия эпохи Возрождения. Ювелирная
отделка деталей, использование необычных
материалов проникают в живопись.
В
период Модерна не
было создано единого исторического
художественного стиля,
обладающего необходимой целостностью
формальных признаков. Поэтому под словом
«модерн» следует понимать конкретный
исторический период, включающий различные
течения, школы и стили, связанные общими
идеологическими устремлениями.
Словосочетание «стиль модерна» конкретнее
и обозначает отдельное стилистическое
течение, в котором наиболее полно
проявились идеи синтеза.
Модерн
хотел возродить дух стилевого единства
художественных организмов, присущий
средневековому или народному искусству,
общность и взаимовлияние всех видов
искусства. Это предопределило появление
нового типа художника – универсала,
соединившего в одном лице архитектора,
графика, живописца, проектировщика
бытовых вещей и часто теоретика.
Архитектура
модерна была первым шагом в архитектурном
развитии ХХ века. Она искала единства
конструктивного и художественного
начал, вводила свободную, функционально
обоснованную планировку, применяла
каркасные конструкции,
разнообразные, в том числе новые,
строительные и отделочные материалы
(железобетон, стекло, кованый металл,
необработанный камень, изразцы, фанера,
холст).
В
живописи и
скульптуре модерн
неразрывно связан с символизмом. Поэтика
символизма обусловила интерес к символике
линии и цвета, к темам мировой скорби,
смерти, эротики, к миру тайны, сна,
легенды, сказки.
Динамика
и текучесть формы
и силуэта характерны для скульптуры и
для произведений декоративно-прикладного
искусства, уподобляющихся феноменам
природы с их органическими внутренними
силами.
Основной
выразительной формой и мотивом стиля
модерн стала
линия, но не
прямая, а гибкая, живая, прихотливая,
изящная, одухотворенная. Язык искусства
модерна – это абстрактные формы, но
живые, органические, дышащие и растущие.
Архитектура
модерна разнообразна. Этот стиль вобрал
в себя элементы всех предшествующих
стилей, но
в отличие от эклектизма, его авторы
отказались от прямого копирования форм
ренессанса и барокко.
Отказ
от прямых линий и углов в пользу более
естественных, «природных»
линий,
использование новых
технологий (металл, стекло),
а также стремление к созданию одновременно
и эстетически красивых, и функциональных
зданий.
Большое внимание уделялось не только
внешнему виду зданий, но и интерьеру.
Все конструктивные элементы: лестницы,
двери, столбы, балконы — художественно
обрабатывались.
Главный
принцип модерна — интерьер
и архитектура должны по возможности
максимально повторять и продолжать
друг друга.
Иначе говоря, нельзя строить особняк
в стиле модерн, а комнаты обставлять
по канонам барокко. В ту эпоху немало
дизайнеров наряду с проектом здания и
внутреннего убранства даже разрабатывали
эскизы костюмов для обитателей дома.
Художники
и архитекторы нового времени черпали
вдохновение в природе, прежде всего в
растительном мире. В декоре постоянно
использовали и обыгрывали флористические
мотивы.
Флористические мотивы повторяются не
только на ограде, но и на лестнице,
балконах, дверных ручках, декоративных
засовах и фонарях. Для стиля модерн
характерны тонкие линии с плавными
изгибами, имитирующие отдельные
травинки, стебли, лианы и узкие листья.
Их переплетения напоминают одновременно
и арабески, и народные кельтские узоры.
При этом в почете непышные розы или
пионы, а цветы, отличающиеся вытянутостью
очертаний: ирисы, орхидеи, лилии,
колокольчики.
В
декоре часто используют изображения
птиц, например лебедей
и павлинов.
Не обошли вниманием и морские
волны. Более
сложные композиции эксплуатируют
образы речных и лесных нимф, одетых в
длинные ниспадающие туники, в венках
из цветов, с длинными, струящимися до
земли волосами, девы с длинными волнистыми
волосами, извивами рук и струящимися
складками одежд томными и бледными
лицами. Присутствуют и восточные мотивы
— ветки цветущих сакуры и сливы, бабочки.
Заметное
влияние на стиль модерна оказало
искусство
Японии,
ставшее более доступным на Западе с
началом эпохи
Мэйдзи.
Художники модерна также черпали
вдохновение из искусства
Древнего
Египта
и других древних цивилизаций.
Возникновение
стиля модерн соответствует эпохе
империализма,
когда возникла потребность строить не
только замки, ратуши и церкви, но и
заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные
залы, магистрали. Поэтому возникает
потребность в использовании новых
материалов. Такие
материалы появляются: железо (сталь),
бетон, стекло.
Они дополняют использование камня,
кирпича и дерева.
Идея
применения стального каркаса как несущей
конструкции впервые появилась в Чикаго
(Чикагская школа, Луис Салливен, Франк
Ллойд Райт). Наиболее яркий пример —
Гаранти Траст Билдинг в Буффало. Здание
как бы устремляется ввысь, подчеркнуто
вертикальное членение. Проемы окон
делаются более широкими для более
полного освещения помещений. Кроме
того, в работах Салливена уже появляется
принцип «органичной архитектуры», то
есть стремление привязать строение к
окружающему пейзажу, вытекание внешнего
облика здания из его внутреннего
содержания.
В
архитектуре модерна есть ряд характерных
черт, например, отказ
от обязательных симметричных форм.
В нем появляются новые формы, как,
например, «магазинские
окна», то
есть широкие, предназначенные играть
роль витрин. Стены здания в стиле арнуво
часто имеют изогнутую
поверхность.
Большой
популярностью пользуются кованые
решетки
нечастого плетения, в узоре которых
легко угадать уже известный нам удар
бича. В архитектуре арнуво нашли
применение и колонны, но они не так
заметны, как в античных постройках.
Портик (крытая
галерея, перекрытие которой опирается
на колонны)
отсутствует, однако узкие столбы
поддерживают широкий балкон или навес
над крыльцом. Эти элементы можно увидеть
и в интерьере — главным образом на
лестницах. Еще один типичный для модерна
элемент — асимметричные
арки (они
бывают и внутри, и снаружи здания).
В
интерьере в стиле модерн преобладают
естественные
пастельные тона:
бежевый, теплый коричневый, светло-серый,
серо-голубой, «соломенный», палевый,
бледно-розовый, бордовый, различные
варианты зеленого, в том числе болотный,
оливковый и бледно-изумрудный, как у
лесной листвы и травы. Отдельные элементы
могут быть солнечно-золотистыми.
Эффектнее всего в декоре арнуво смотрятся
однотонные настенные покрытия из ткани
с тисненым флористическим рисунком.
Еще один вариант — художественная
штукатурка. С ее помощью удается
воспроизвести практически любое
изображение, подходящее для стиля
Тиффани: от гибких тонких цветов на всю
стену до репродукций шедевров Врубеля,
Сомова, Климта или Бердслея.
В
этот период окончательно складывается
тип жилого доходного дома. Получает
развитие многоэтажное
строительство.
Бывали и такие случаи, когда наряду с
удачными работами, например, подлинного
югендстиля (ван де Вельде), в руках
подражателей в угоду моде и из коммерческих
соображений работа превращалась в
пустое украшательство.
В
работах художников все более стала
прослеживается увлеченность не только
искусством Востока и эстетикой изогнутых
линий, но также и стремление
к рациональности и конструктивности,
геометрической
правильности больших, спокойных
плоскостей, к строгости. Некоторые
архитекторы начала ХХ века предвосхищали
во многом функционализм, стремились
выявить каркасную структуру здания.
Стилистический
диапазон искусства Модерна широк. Во
многих петербургских зданиях
«классического модерна» стиль не
проявляется в «чистом виде». Классическая
колоннада дорического ордера сочетается
с растительным орнаментом в стиле Ар
Нуво и открытыми железными конструкциями.
То же смешение элементов разных стилей
можно видеть в зданиях Торгового дома
братьев Елисеевых в Москве и Петербурге.
Другое
течение национально-романтического
направления представляет «северный
модерн».
Рационалистические тенденции и
Неоклассицизм породили оригинальную
«модернизированную классику».
Основным
средством выражения в стиле модерна
является орнамент, который не только
украшает произведение, но и формирует
его композиционную структуру.
Модерн
стремился стать единым
синтетическим стилем,
в котором все элементы из окружения
человека были выполненные в одном
ключе. Вследствие этого в этот период
возрос интерес к прикладным искусствам:
дизайну интерьеров, керамике, книжной
графике.
Скульптура
модерна отличается динамикой и текучестью
форм, виртуозной игрой крупных или же
хрупких линий и силуэтов, стремлением
передать мгновение в выражении лица
или в позе человека; в переосмыслении
классического академического подхода
и стиля в скульптуре. Огюст Роден (Вечная
весна), Камилла Клодель (Бронзовый
вальс), Аристид Майоль (Ночью), все —
Франция; Франтишек Билек (скульптура
Моисей) — Чехия; Герман Обрист (фонтан)
— Германия; Жан Минне (Горюющая мать с
двумя детьми) — Бельгия.
«Стиль
модерн» в живописи
заключал в
себе отчетливую программу всеобщих
эстетических преобразований: идея
сотворения прекрасного, которое не
содержится в неудовлетворительной
окружающей жизни. Только в мире искусства
создается истинная красота. Искусство
рассматривалось в этот период как
средство возможного социального и
нравственного совершенствования и
даже преобразования общества – идея
утопическая. Стиль модерн возник как
отклик на изломы и противоречия самой
жизни, чреватой революциями и войнами.
Эстетическим увлечением модернистов
была также античность. «Мир Искусства».
Самые типичные представители Мира
искусства – Сомов, Бакст, Бенуа, Лансере,
Дягилев, Васнецов, Врубель, Билибин.
Для творческой манеры художников Мира
искусства характерно стремление
использовать особенности предшествующих
исторических стилей. Сомова вдохновляли
рокко и русский ампир, Серова и Бакста
– греческая архаика, Билибина, Васнецова
Рериха – древнерусское
искусство.
Но все это переплавляется в новый стиль,
что и определяет общность русского
модерна как стилевого направления в
живописи и графике. Пристрастие к
лилово-сиреневым, фисташковым оттенкам
цвета панно, => загадочность,
таинственность, что вполне отвечало
духу модерна, европейского и русского,
склонного к мифиологизации пространства.
Некоторым членам объединения Мир
искусства была свойственна
национальная романтика. В
их произведениях оживали народное
устно-поэтическое творчество и
отечественная история. К таким художникам
можно отнести Виктора Михайловича
Васнецова (Царь Грозный) и Николай
Константинович Рерих (Заморские гости).
Европейская
живопись.
Крупнейший представитель стиля модерн
Густав Климт стал лидером венского
направления Сецессион. Для его живописи
характерно плоскостное
изображение, подчиненное орнаментальному
ритму, дробному узору
(«Поцелуй», «Юдифь»). Яркие синие,
зеленые, красные цвета его картин,
уплощенность рисунка, орнаментальность,
необычная фактура из мелких квадратов
и прямоугольников вызывают в памяти
византийские мозаики и японскую графику.
Климт соединял живопись маслом с
аппликацией и инкрустацией, введением
в картину смальты, майолики, меди и
латуни, полудрагоценных камней и даже
кораллов.
Самым
первым интерьером
модерна можно считать знаменитую
«Павлинью комнату», оформленную
Д. Уистлером в Лондоне. Фигуры гигантских
птиц — павлинов, написанные на стене,
несколько раз повторяются в общей
композиции комнаты. Сами
фигуры павлинов, ставших в модерне
своеобразным знаком стиля, трактованы
плоскостно.
Графическое начало сочетается в этой
росписи с декоративностью; гнутые линии
контуров укладываются в строгие
прямоугольные рамы: обилие деталей,
сконцентрированных в некоторых местах,
соседствует с пустотами. Интерьер
стал играть более важную роль.
Декоративно-прикладное
искусство. Луис
Комфорт Тиффани
— американский художник и дизайнер,
представитель модерна.
Международное признание Тиффани
принесли его изысканные изделия из
стекла:витражи,абажуры,бижутерия.
Франция оказалась в положении
распространителя, реализатора стиля
модерн. Нельзя не отметить таких
мастеров, как Эмиль Галле (фр. Эмиль
Галле стал основателем стиля модерн в
декоративном стекле) в своих произведениях
прикладного искусства. Не зря современники
называли предметы, выполненные им из
стекла «говорящим стеклом».
Ювелирные
украшения.
Рене́ Лали́к — французский ювелир
и стеклянных дел мастер, один из
выдающихся представителей ар
нуво.
Необычное цветное стекло и стекло с
нанесённой на него патиной (цветной
эмалью) — характерная особенность
произведений Лалика. Фаберже «Кле́вер» и
«Ландыши» —
Яйца в стиле модерн.
Костюм.
1890 — образ цветка-хризантемы. Господствует
идеализированный образ женщины:
неземной, праздной, утонченной и
изнеженной с томным взглядом и вытянутой
фигурой. Стиль модерн обогатил искусство
костюма новой цветовой гаммой –
бледно-серые, зеленые, болотные, белые,
бледно-желтые и тепло-травяные тона
окрасили крепы и тафты, муслины и
крепдешина блузках и платьях, плюш
пальто и вечерних бальных ротонд.
Женская фигура при этом имела далекий
от естественных пропорций S-образный
силуэт, корсет. В моде маленькие
пышногрудые женщины. Кружево, муфты,
огромные шляпы с перьями. Веера. В
костюмах 1910-х гг. все чаще заметны
отголоски неоклассицизма, получившего
широкое распространение в архитектуре
и прикладном искусстве. Исчезает
S-образная линия силуэта, а с нею и
корсет, сильно стягивавший и деформировавший
фигуру женщины. Платье этого времени
приобретает стройный и строгий силуэт.
ХХ век — новая форма мягкого лифа, который
мог носиться без корсета, значительно
уменьшение количества нижних юбок,
более простые, лишённые тяжёлой
многослойности платья значительно
облегчили наряд. Мужчины:
Идеальные типы лица мужчины эпохи
модерна – мужчина мужественный с ярко
выраженными признаками: аккуратные
борода, усы, короткая стрижка. На рубеже
веков идеалом считается закрытый с ног
до головы джентльмен, денди, поражающий
своей строгостью и неприступностью.
Изменился фасон воротника: теперь в
моде стоячий воротник с отворотами.
Манжеты рубашки туго крахмалились. В
эти годы исчезли цветные фраки, остались
лишь черные. Костюм отличался от прежнего
только более бесформенным, мешкообразным
покроем. В моду входят мешковатые,
широкие, ниже бедер и сужающиеся книзу
брюки «французского покроя».
Прически
– стали чаще мыть голову. Изобретен
новый метод горячей завивки. Шиньоны.
В 1890-е вместе
с закрытыми платьями пришла и мода на
волосы, собранные на макушке или на
затылке в петлю, «пирожок», «гнездышко»
и т.д. Готовую, довольно объемную,
прическу оформляли при помощи щипцов
«волнами» (волна — один из излюбленных
мотивов модерна). Бандо. Мужчины.
К концу столетия все, кроме пожилых
людей, носили совсем короткие стрижки.
Только нищие, люди из простонародья и
представители богемы: музыканты, поэты,
художники — носили довольно длинные
волосы. В 1900–1910-е годы в мужской прическе
особенно ценился идеальный пробор,
который порой даже специально
протравливали сильными химическими
средствами. Бороды исчезали.
Графика
модерна обладала собственными
выразительными средствами: энергичный
обобщенный рисунок, резко контрастные
цветовые соотношения, использование
больших технических возможностей
литографии содействовали развитию
такой разновидности графики, как афиша,
плакат. Для них характерны тщательно
разработанные композиции, декоративные
и шрифтовые.
В
конце 19 века сформировался тот вид
графики, который мы привыкли называть
плакатом.
Рождение плаката обусловлено новшествами
в типографской промышленности. Настоящему
искусству плаката открыла путь техника
литографии. тираж мог составлять
несколько тысяч оттисков. Франция –
страна плаката. Первым мастером был
Жюль Шере («Жирары»). Эжен Грассе создает
афиши с плавным рисунком в легких
полупрозрачных тонах. Альфонс Муха
создавал незабываемые афиши театральных
спектаклей. Итальянские художники:
Марчелло Дудович и Леопольдо
Метликовиц. Уильям Бредли делал
плакаты в флореальном стиле (Велосипеды
Виктор), бельгиец ван де Вельде выступил
в качестве автора рекламы «Тропон». К
числу венских мастеров принадлежал
Коломан Мозер (афиша). Обри Бердсли
представитель стиля модерн в Англии.
Он вдохновлялся исключительно
литературными персонажами, его огромное
наследие — это, главным образом,
иллюстрации, обложки, бордюры, заставки,
концовки, вензельные ключи, экслибрисы.
В
России большую роль в становлении
плаката сыграли мирискуссники. Плакат
предоставлял им массовую трибуну, с
которой они могли заниматься эстетическим
просветительством. Одно из важнейших
достижений русского дореволюционного
плаката – плакат Серова с изображением
Анны Павловой. Прекрасно ощущая
воздушность и грациозность балетного
танца, художник передает это ощущение
зрителю и делает акцент на индивидуальности
артиста.
Интерес
к национальной культуре является
характерной чертой мастеров модерна,
не только русского, но и европейского.
Например,
знаменитую французскую художницу
Элизабет Сонрель вдохновляли романтические
легенды о короле Артуре,
библейские сюжеты, древние и средневековые
легенды о любви. Неповторимый стиль в
русской графике создал Иван Яковлевич
Билибин – стиль книжной иллюстрации,
основанный на стилизации народного
искусства – лубка, резьбы по дереву,
древнерусских миниатюр. Его книжные
иллюстрации отличались взволнованной
поэтичностью, яркой цветовой гаммой.
Орнамент
модерна, во всех видах искусства
структурно организующий плоскость, и
своеобразный ритм его гибких линий
сложились в графике. Литография,
ксилография, искусство
книги достигли в этот период высокого
подъема.
Животные,
птицы (лебедь, павлин, фазан, голубь,
орел), цветы (розы, вишни, гвоздики,
плюща, ириса, шиповника, орхидея, лилия,
тюльпан, подсолнух), листья, деревья —
излюбленные
мотивы в орнаменте модерна. Раппортом
орнамента становится человеческая
фигура или какая-то ее часть. Чаще всего
это женская фигура, волосы. Разумеется,
все эти «объекты» переходят в
орнамент стилизованными, сильно
преобразованными сравнительно с тем,
какими они выступают в натуре.
Важное
и особое место в орнаменте югендстиля
занимал образ Женщины. Такие художники
модернисты как Михаил Врубель, Анри
Матисс, Густав Климт, Альфонс Муха,
Тулуз-Лотрек, Эдмон-Франсуа Аман-Жан
создавали образ женщины-героини,
женщины-соблазнительницы, женщины-танцовщицы,
насыщая и дополняя орнаментальную
композицию.
Модерн
породил огромное количество новых
шрифтов.
Достижения
русского книжного дизайна начала ХХ
века во многом определяют сегодняшний
полиграфический язык. Книжный модерн
поэтично называют «эпохой красивой
книги». Знаменитые художники начала
XX века: Гончарова, Ларионов, Розанова,
Родченко, Степанова, Чекрыгин, Филонов
и Эль Лисицкий создавали шрифты, обложки,
титульные листы, рисунки, находя
предельное графическое выражение
экзальтированного, чувственного или
мистического содержания книг; составляя
законченное единство иллюстрации и
печатного слова, воздействовавших на
читающую публику подобно безукоризненным
произведениям искусства. Это были
книги, рожденные фантазией художника
и поэтами, бесконечно далекими от
обыденности.
современность | культура | Британника
- Похожие темы:
- культурная эволюция
Просмотреть весь связанный контент →
современность , самоопределение поколения о собственных технологических инновациях, управлении и социально-экономической сфере. Участвовать в современности означало воспринимать свое общество как вовлеченное в организационные и информационные достижения, которые заставляют наших непосредственных предшественников казаться устаревшими или, по крайней мере, превзойденными. Таким образом, выдающиеся викторианцы казались старомодными новому поколению «современников» в начале 20-го века, а девизом поэтов того времени было «сделать это новым».
В частности, современность ассоциировалась с индивидуальной субъективностью, научным объяснением и рационализацией, снижением внимания к религиозным мировоззрениям, появлением бюрократии, быстрой урбанизацией, подъемом национальных государств и ускоренным финансовым обменом и коммуникациями. Нет единого мнения относительно того, когда началась современность. Истории Западной Европы предполагают, что современная эра наступила в конце колониального вторжения и глобальной экспансии, которые датируются 18-м и началом 19-го века.вв. В целом современность была представлена периодом, последовавшим за началом современных войн, типичным примером которого были две мировые войны, за которыми последовал постмодернизм.
Влияние инноваций
Современность на Западе в первой половине 20-го века означала новые форматы для новых мыслей — новаторские способы письма и мышления, новые области исследований, вливание женщин в рабочую силу, в которой исторически доминировали мужчины, появление новых форм искусства ( например, джаз и немое кино), а также разработка новых продуктов и технологий. Рационализация процессов привела к таким схемам, как интенсификация разделения труда, что повысило эффективность труда и предоставило возможности для работы полуквалифицированным людям. Действительно, в результате изменений в организации рабочего места часто вытеснялись работники с установленным опытом, в то же время вводя многих рабочих в предсказуемый, рассчитанный рабочий день и предоставляя им доход для покупки продуктов, которые они создали. Сборочные конвейеры для автомобилей, такие как созданные американским промышленником Генри Фордом и прославленные как эгалитарное слияние человека и машины мексиканским художником Диего Риверой, воплощали этот подход, подразумевая передовые методы и технологии для всех. Производственная система Форда сильно повлияла на современную экономику. Точно так же технологические инновации, такие как телеграф и появление фотографии, также изменили способы обитания и повседневную жизнь всего населения.
Многие исследователи современности согласны с тем, что научные методы четко обозначают разрыв между современностью и древностью в том смысле, что планы исследований точно позволяют использовать новые средства для проверки реальности — от телескопов до электронных микроскопов, историй болезни, опросов, гирь и весов, а также системы анализа данных. Граждане современности понимали, что научное развитие привело к средствам уничтожения и контроля над населением наряду с материальным улучшением стандартов повседневной жизни.
Упадок досовременных верований
Действовать в рамках современности также означало участвовать в вере в то, что можно найти резкий контраст между современными представлениями о космосе и мировоззрением домодернистов или «древних». В области философии премодернистские убеждения уступили место современной тревоге по поводу того, как социальные системы определяют большую часть жизненного опыта каждого отдельного человека. Немецкий философ Фридрих Ницше предположил, что для современности характерны кризисы в системах морали, так что если вера утрачена, восстановление невозможно. Он также отметил, что многие из этих кризисов самовосприятия происходят из-за достижений в области знаний и некритического принятия новых технологий.
Технологии сами участвуют в децентрации человеческого доверия к восприятию и планированию. Современность как историческая координата, маркер в хронологии названных эпох, зависит от различения новых способов существования, а также новых представлений о себе, связанных с транспортом, архитектурой, массовыми событиями и медиа, заменяющими прежние способы проживания. пространство и переживание времени. Таким образом, некоторые ученые заходят так далеко, что связывают современность с появлением печатного станка и массовым распространением печатной информации, которые привели к расширению грамотности среднего класса в 15 веке.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Наиболее часто приводимые примеры того, как технологический прогресс способствовал разрушению досовременных верований, включают микроскопы и камеры, которые заменили человеческий глаз в качестве арбитра оценки, и лабораторные тесты на наследственность, которые могут подтвердить отцовство со свидетельством или без него. Камеры могут фиксировать отдельные элементы деятельности и, следовательно, предлагают точку обзора, которая потенциально превосходит возможности человеческого глаза. Английский фотограф Эдверд Мейбридж, пионер фотографических исследований движения, объединил научные эксперименты с фотографией в серии хронофотографических демонстраций. Он классно показал, что в определенный момент рысью стандартбредная лошадь находится в воздухе, оторвав все четыре ноги от земли. Фотография Мейбриджа запечатлела движение, ускользающее от человеческого глаза. С философской точки зрения работа Мейбриджа определила границу человеческого восприятия реальности. Визуальные устройства, такие как камеры и микроскопы, позволили людям по-новому исследовать и изучать механизмы функционирования и дисфункции объектов и существ.
Национальные государства, финансовый обмен и связь
Современность также характеризовалась сдвигом в управлении, когда далекие колонизирующие державы уступали место местным властям. Таким образом, границы национальных государств воспринимались как отражение надзора со стороны официальных лиц-резидентов, а не колониальных вооруженных сил.
С растущей глобальной практикой товарного капитализма, с необходимыми предприятиями капитала для открытия потребительских рынков, современность также стала ассоциироваться с возрастающей скоростью как в транспорте финансовых обменов, так и в трансграничных коммуникациях. Действительно, современность ассоциировалась со стремительным движением мирового капитала, спутниковой передачей изображений и непосредственной трансглобальной коммуникацией. Однако, несмотря на эти события, современность также стала определять дикое неравенство в глобальном масштабе, от отраслей, работающих на прибыль невидимых акционеров, до культурных предубеждений в предоставлении государственного образования.
Шэрон Л. Снайдер
Редакторы Британской энциклопедии
Определения и характеристики | ||||||
Поскольку термин «Современный» используется для описания широкий диапазон периодов, любое определение современности должно учитывать рассматриваемый контекст. Модерн может означать всю постсредневековую европейскую историю в контексте Разделение истории на три большие эпохи: Античность, Средневековье и Новое время. Точно так же это часто используется для описания евроамериканской культуры, возникшей в эпоху Просвещения. и каким-то образом продолжается в настоящее время. Термин «современный» также применяется к период, начавшийся где-то между 1870 и 19 гг.10, через настоящее и даже больше конкретно к периоду 1910-1960 гг. Одно из распространенных употреблений термина «Ранний
Кроме того, можно сказать, что XIX век добавил к современности следующие аспекты:
Определяющие характеристики современности Предпринимались многочисленные попытки, особенно в области социологии,
рациональные централизованные правительства, которые часто пересекают местные этнические группы политическое влияние на крупные города оценки истины и смысла стрессовые предпосылки и результирующие цепочки предложений установлена автономная информация, доступная всем культуры/обстоятельства вне зависимости от местных особенностей изучая части, из которых он состоит и широкое распространение культурных практик в отличие от местных и региональных сведения о культуре производство и распространение продукции единообразие культурных идей и продуктов выборы, независимые судебные органы, верховенство закона и соблюдение прав человека человеческий труд в механизированный, передовые технологии подавляют свободу слова и политическое инакомыслие, а также практикуют пропаганду и воспитание своих граждан самость является продуктом эволюционных желаний, и что самости следует помогать в достижения этих желаний, а не проектов этического улучшения или стремления общественная добродетель Современность часто характеризуется сравнением современных обществ с досовременными или Как правило, крупномасштабная интеграция включает:
Кажущиеся противоречивыми характеристики, приписываемые современности, часто отличаются Вместе с тем, однако, такое понимание современности заведомо не На этот вопрос было два основных ответа. Во-первых, внутренний фактор заключается в том, что Примечательно также, что такие общеизвестные черты многих современных обществ, как Современность как надежда, современность как гибель Модернизация принесла людям ряд, казалось бы, неоспоримых преимуществ. Ниже В то же время существует ряд темных сторон современности, на которые указывает Экологические проблемы составляют еще одну категорию темной стороны современности. Помимо этих очевидных инцидентов, многие критики указывают на психологические и моральные риски [Многое из вышеперечисленного взято из бесплатной статьи Википедии. В сочетании с .
|