Содержание
особенности стиля, фотографии фасадов и интерьеров в этом стиле.
Публикации раздела Архитектура
Стиль модерн имеет условные хронологические границы: конец 1880-х — 1914 год — начало Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.
В период модерна происходило переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства.
• В каждой стране этот стиль имеет собственное название: в США — Тиффани, во Франции — ар-нуво, в Германии — югендстиль, в Австрии — стиль сецессион, в Англии — модерн-стайл, в Италии — стиль либерти, в Испании — модернизмо, в Нидерландах — Nieuwe Kunst (новое искусство), в Швейцарии — еловый стиль, в России — модерн.
• Модерн отказывается от традиционных классических архитектурных принципов — симметрии, ордера и античного декора фасадов — в пользу природных плавных текучих форм. Кривая изогнутая линия — главная черта в декоре фасадов и интерьера.
Особняк С.П. Рябушинского, архитектор Ф. Шехтель, Москва, 1900 год
Особняк «Дом Шаронова», архитектор Ф. Шехтель, Таганрог, 1912 год
Особняк А. Курлиной, архитектор А.У. Зеленко, Самара, 1903 год
Маскарон на особняке Е.Е. Карташова, архитектор А.Л. Обер, Москва, 1902 год
Музей «Архитектура эпохи модерна в Симбирске»
Музей модерна. Особняк А.П. Курлиной
• Каждая постройка эпохи модерн обладает индивидуальным архитектурным образом, каждая по-своему уникальна. Исчезает деление на конструктивные и декоративные элементы здания. Фасады превращаются в живые организмы с растительными орнаментами, фантастическими животными или маскаронами в форме женских головок. Они результат свободного полета фантазии художника. Архитектура и изобразительное искусство сближаются, влияют и дополняют друг друга. Здание — это холст, на котором важны даже мельчайшие детали, форма лестничных перил, рисунок дверей и окон…
• Архитектурно-художественный образ здания обязательно учитывает функциональное назначение строения. Строительные материалы модерна — железобетон, сталь, стекло, керамика, бронза, медь, кирпич.
• Основные цвета в модерне — пастельные приглушенные оттенки: табачные, увядшей розы, жемчужно-серые, пыльно-сиреневые.
Интерьер особняка А. Курлиной в Самаре
Декор потолка в особняке А. Курлиной в Самаре
Декор потолка в особняке С.П. Рябушинского в Москве
Декор потолка в особняке А. Курлиной в Самаре
Лестница в особняке С.П. Рябушинского в Москве
Музей «Градостроительство и быт Таганрога»
Мемориальный Музей-квартира А.М. Горького
Музей Ар Деко
• Стилю свойственен принцип единства целого. В модерне здание проектируется «изнутри наружу», то есть от внутренних помещений к внешнему облику строения. Возрождается традиция, когда архитектор проектировал строение от фасада и до мелких деталей. Все — от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников и других составных элементов — решено в одном ключе.
• В оформлении здания часто используется дерево и кованные изогнутые элементы для дверей, лестниц, решеток балконов и ограды строения.
• Двери и окна, как правило, прямоугольные, часто арочные. Двери — иногда во всю стену, раздвижные, распашные или поворотные с богатым растительным орнаментом. Ленточные — во всю стену окна или «магазинные» — широкие, наподобие витрин.
Декоративный десюдепорт над дверью в особняке А. Курлиной в Самаре
Окно-витраж в особняке А. Курлиной в Самаре
Окно-витраж в особняке С.П. Рябушинского в Москве
Камин, декорированный медными маками, в особняке А. Курлиной в Самаре
Читайте также:
- Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей
- 10 лучших зданий России, созданных иностранцами
- Русская псевдоготика и европейская неоготика: архитектурные кузены
• Мозаика, эмаль, витражи, латунь — любимые техники, используемые для украшения интерьера здания и мебели.
• Древний Египет, Восток, готика, русский стиль — любимые темы для творческого переосмысления в эпоху модерна. Архитекторы на их основе создают романтические, эмоционально насыщенные образы зданий, используя декоративные детали, дающие дополнительную игру света и тени.
Элемент декора стула. Особняк А. Курлиной, Самара
Деревянный маскарон в интерьере. Особняк А. Курлиной, Самара
Настольная лампа. Особняк А. Курлиной, Самара
Капитель колонны с изображением ящерицы и лилий. Особняк С.П. Рябушинского, Москва
Скульптурное оформление стены с изображением совы. Особняк М.П. фон Брадке, Ульяновск
Декоративные орнаменты на потолке. Особняк А. Курлиной, Самара
Теги:
Архитектурные стилиИнтересные фактыПубликации раздела Архитектура
Модерн — стиль в живописи и архитектуре и его отличительные черты | DesigNonstop
Веб-дизайн / Тренды
196461
07-11-2012
Стиль модерн, он же Ар Нуво, однозначно является моим самым любимым стилем. Более того, дизайн моего сайта по всем признакам выполнен именно в стиле Ар Нуво, как оказалось. Это и синий цвет, и растительные орнаменты, и насыщенность композиции, и обилие плавных линий. Модерн очень интересный стиль в плане прикладного применения в живописи, архитектуре, декоре интерьеров. Именно благодаря этой своей практичной особенности распространяться на смежные сферы искусства, модерн обрел сегодня второе рождение. По крайней мере, очень удобно оформлять среду проживания в одном стиле, начиная с ограды у входа и заканчивая обложкой книги.
Модерн (от фр. moderne — современный) — художественное направление в искусстве. Представителей модерна объединяло антиэклектическое движение — стремление противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), элементам прикладного искусства.
В разных странах стиль модерн назывался по-разному: в США — тиффани (по имени Л. К. Тиффани), во Франции — Ар Нуво (фр. art nouveau, новое искусство), в Германии — югендстиль (нем. Jugendstil, молодой стиль), в Австрии — стиль Сецессион (Secessionsstil), в Англии — модерн стайл (modern style, современный стиль), в Италии — стиль либерти, в Испании — модернизмо, в Нидерландах — Nieuwe Kunst, в Швейцарии — еловый стиль (style sapin).
Период Модерна относительно короток, имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х и до 1914 года, начала первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы. В период модерна происходило стремительное переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства. Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы. Главным содержанием периода модерна стало стремление к открытию новых методов, стилей, форм, синтезу различных источников.
Художники модерна использовали в своем творчестве разные формы: греческой архаики, крито-микенского искусства, античной классики, экзотического искусства Китая и Японии, Готики и Ренессанса, искусства этрусков и французского Рококо. Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент. Стремление к целостности, пластичности внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции, динамика и текучесть форм и есть отличительные особенности стиля Модерна.
Представители стиля модерн стремились к рациональному стилистическому единству, чтобы картинам и шпалерам, украшающим стены, соответствовали мебель, изделия из стекла, столовые приборы, а также одежда, ювелирные украшения и вообще все, что находится в оформленном ими пространстве. В модерне присутствует декоративность и двухмерность изображения, бег извилистых гибких линий, плоскостные узоры. И было не важно, предназначался ли такой декор для книжной обложки или же для фасада здания.
У истоков французского модерна стояли Поль Гоген и художники его круга. Также наиболее известным мастером Ар Нуво во Франции был Анри де Тулуз-Лотрек. Важную роль в развитии Ар Нуво во Франции сыграли архитектор Эктор Гимар, ювелир Рене и художник по стеклу и мебели Эмиль Галле. Значительное место в искусстве Ар Нуво принадлежит известным бельгийским архитекторам Анри ван де Велде и Виктору Орта. В Испании архитектор Антонио Гауди отличался наиболее индивидуальным и оригинальным вариантом Ар Нуво.
В Великобритании черты, характерные для нового стиля, появились в оформлении книг уже с начала 1880-х. Одним из наиболее известных художников-графиков Ар Нуво был Обри Бёрдсли, его эксцентричные рисунки иллюстрировали литературные произведения. Одним из ведущих представителей модерна в Великобритании был Ч.Р.Макинтош, шотландский архитектор и дизайнер, выполнявший самые разные художественные работы – от архитектурных проектов до эскизов обоев и изделий из серебра. Творчество Макинтоша оказало огромное влияние на развитие европейской архитектуры и искусства.
В США архитектор Луис Салливан использовал орнаменты в стиле модерн для украшения фасадов спроектированных им зданий. Ведущим представителем Ар Нуво был Луис Комфорт Тиффани, живописец и художник по стеклу. Он изобрел уникальное стекло с радужным отливом, которое назвал favrile и использовал при изготовлении своих знаменитых ваз и ламп в форме цветов.
Также представителями модерна можно назвать следующих художников – Густав Климт, Альфонс Муха, Михаил Врубель, Амедео Модильяни, Анри Руссо, Фердинанд Ходлер, Ян Тороп, Андерс Цорн, Константин Коровин, Михаил Нестеров, Франц фон Штук, Валентин Серов, Макс Курцвайль, Константин Сомов, Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Борис Кустодиев.
Стиль модерн достиг высшей точки своего развития на рубеже 19–20 веков, но вскоре был забыт – ведущие архитекторы стремились теперь к простоте и ясности форм и проявляли больше интереса к машинным технологиям, чем к ручной работе. Богатый декор 1890-х годов уступил место геометрическим, ничем не украшенным поверхностям зданий начала 20 века. Ар Нуво вышел из моды и был открыт заново только пятьдесят лет спустя.
Современность | культура | Британника
- Похожие темы:
- культурная эволюция
Просмотреть весь связанный контент →
современность , самоопределение поколения о собственных технологических инновациях, управлении и социально-экономической сфере. Участвовать в современности означало представлять свое общество как вовлеченное в организационные и информационные достижения, которые заставляют наших непосредственных предшественников казаться устаревшими или, по крайней мере, превосходящими их. Таким образом, выдающиеся викторианцы казались старомодными новому поколению «современников» в начале 20-го века, а девизом поэтов того времени было «сделать это новым».
В частности, современность ассоциировалась с индивидуальной субъективностью, научным объяснением и рационализацией, снижением внимания к религиозным мировоззрениям, появлением бюрократии, быстрой урбанизацией, подъемом национальных государств и ускоренным финансовым обменом и коммуникацией. Нет единого мнения относительно того, когда началась современность. Истории Западной Европы предполагают, что современная эра наступила в конце колониального вторжения и глобальной экспансии, которые датируются 18-м и началом 19-го века.вв. В целом современность была представлена периодом, последовавшим за началом современных войн, типичным примером которого были две мировые войны, за которыми последовал постмодернизм.
Влияние инноваций
Современность на Западе в первой половине 20-го века означала новые форматы для новых мыслей — новаторские способы письма и мышления, новые области исследований, вливание женщин в рабочую силу, в которой исторически доминировали мужчины, появление новых форм искусства ( например, джаз и немое кино), а также разработка новых продуктов и технологий. Рационализация процессов привела к таким схемам, как интенсификация разделения труда, что повысило эффективность труда и предоставило возможности для работы полуквалифицированным людям. Действительно, в результате изменений в организации рабочего места часто вытеснялись работники с установленным опытом, в то же время вводя многих рабочих в предсказуемый, рассчитанный рабочий день и предоставляя им доход для покупки продуктов, которые они создали. Сборочные конвейеры для автомобилей, такие как созданные американским промышленником Генри Фордом и прославленные как эгалитарное слияние человека и машины мексиканским художником Диего Риверой, воплощали этот подход, подразумевая передовые методы и технологии для всех. Производственная система Форда сильно повлияла на современную экономику. Точно так же технологические инновации, такие как телеграф и появление фотографии, также изменили способы обитания и повседневную жизнь всего населения.
Многие ученые современности согласны с тем, что научные методы четко обозначают разрыв между современностью и древностью в том смысле, что исследовательские планы точно позволяют использовать новые средства для проверки реальности — от телескопов до электронных микроскопов, историй болезни, опросов, гирь и весов, а также системы анализа данных. Граждане современности понимали, что научное развитие приводит к средствам уничтожения и контроля над населением наряду с материальным улучшением стандартов повседневной жизни.
Упадок досовременных верований
Действовать в рамках современности также означало участвовать в вере в то, что можно найти резкий контраст между современными представлениями о космосе и мировоззрением домодернистов или «древних». В области философии премодернистские убеждения уступили место современной тревоге по поводу того, как социальные системы определяют большую часть жизненного опыта каждого отдельного человека. Немецкий философ Фридрих Ницше предположил, что для современности характерны кризисы в системах морали, так что если вера утрачена, восстановление невозможно. Он также отметил, что многие из этих кризисов самовосприятия происходят из-за достижений в области знаний и некритического принятия новых технологий.
Технологии сами участвуют в децентрации человеческого доверия к восприятию и планированию. Современность как историческая координата, маркер в хронологии названных эпох, зависит от различения новых способов существования, а также новых представлений о себе, связанных с транспортом, архитектурой, массовыми событиями и медиа, заменяющими прежние способы проживания. пространство и переживание времени. Таким образом, некоторые ученые заходят так далеко, что связывают современность с появлением печатного станка и массовым распространением печатной информации, которые привели к расширению грамотности среднего класса в 15 веке.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас
Наиболее часто приводимые примеры того, как технический прогресс способствовал разрушению досовременных верований, включают микроскопы и камеры, которые заменили человеческий глаз в качестве арбитра оценки, и лабораторные тесты на наследственность, которые могут подтвердить отцовство со свидетельством или без него. Камеры могут фиксировать отдельные элементы деятельности и, следовательно, предлагают точку обзора, которая потенциально превосходит возможности человеческого глаза. Английский фотограф Эдверд Мейбридж, пионер фотографических исследований движения, объединил научные эксперименты с фотографией в серии хронофотографических демонстраций. Он классно показал, что в определенный момент рысью стандартбредная лошадь находится в воздухе, оторвав все четыре ноги от земли. Фотография Мейбриджа запечатлела движение, ускользающее от человеческого глаза. С философской точки зрения работа Мейбриджа определила границу человеческого восприятия реальности. Визуальные устройства, такие как камеры и микроскопы, позволили людям по-новому исследовать и изучать механизмы функционирования и дисфункции объектов и существ.
Национальные государства, финансовый обмен и связь
Современность также характеризовалась сдвигом в управлении, когда далекие колонизирующие державы уступали место местным властям. Таким образом, границы национальных государств воспринимались как отражение надзора со стороны официальных лиц-резидентов, а не колониальных вооруженных сил.
С растущей глобальной практикой товарного капитализма, с необходимыми предприятиями капитала для открытия потребительских рынков, современность также стала ассоциироваться с возрастающей скоростью как в транспорте финансовых обменов, так и в трансграничных коммуникациях. Действительно, современность ассоциировалась со стремительным движением мирового капитала, спутниковой передачей изображений и непосредственной трансглобальной коммуникацией. Однако, несмотря на эти события, современность также стала определять дикое неравенство в глобальном масштабе, от отраслей, работающих на прибыль невидимых акционеров, до культурных предубеждений в предоставлении государственного образования.
Шэрон Л. Снайдер
Редакторы Британской энциклопедии
определений и характеристик современности | Доктор Филип Ирвинг Митчелл
Баптистский университет Далласа
- Домашний
- Доктор Филип Ирвинг Митчелл
- Ранние современные ресурсы
- Определения и характеристики современности
Поскольку термин «Модерн» используется для описания широкого круга периодов, любое определение современности должно учитывать рассматриваемый контекст. Модерн может означать всю постсредневековую европейскую историю в контексте разделения истории на три большие эпохи: Античность, Средневековье и Новое время. Точно так же он часто используется для описания евро-американской культуры, которая возникла в эпоху Просвещения и каким-то образом продолжается в настоящее время. Термин «современный» также применяется к периоду, начинающемуся где-то между 1870 и 19 гг.10, по настоящее время, а еще конкретнее до периода 1910-1960 гг.
Термин «Раннее Новое время» обычно используется для описания состояния западной истории либо с середины 1400-х годов, либо примерно с открытия европейцами подвижного шрифта и печатного станка, либо с начала 1600-х годов, периода, связанного с Возникновение проекта Просвещения. Эти периоды можно охарактеризовать:
- Возникновение национального государства
- Рост толерантности как политического и социального убеждения
- Индустриализация
- Возникновение меркантилизма и капитализма
- Открытие и колонизация незападного мира
- Возникновение представительной демократии
- Возрастающая роль науки и техники
- Урбанизация
- Массовая грамотность
- Распространение средств массовой информации
- Картезианское и кантианское недоверие к традиции по автономным причинам
Кроме того, можно сказать, что XIX век добавил современности следующие грани:
- Возникновение социальных наук и антропологии
- Романтизм и ранний экзистенциализм
- Натуралистические подходы к искусству и описанию
- Эволюционное мышление в геологии, биологии, политике и социальных науках
- Начало современной психологии
- Растущее лишение религиозных прав
- Освобождение
Определяющие характеристики современности
Были предприняты многочисленные попытки, особенно в области социологии, понять, что такое современность. Для описания общества, социальной жизни, движущей силы, симптоматического менталитета или некоторых других определяющих аспектов современности используется широкий спектр терминов. Среди них:
- Бюрократия — безличная социальная иерархия, практикующая разделение труда и отличающаяся регулярностью методов и процедур
- Разочарование мира — потеря сакрального и метафизического понимания всех граней жизни и культуры
- Рационализация — мир можно понять и управлять им с помощью разумной и логической системы объективно доступных теорий и данных
- Секуляризация — потеря религиозного влияния и/или религиозной веры на уровне общества
- Отчуждение — изоляция личности от систем смысла — семьи, осмысленной работы, религии, клана и т. д.
- Коммодификация — сведение всех аспектов жизни к предметам денежного потребления и обмена
- Деконтекстуализация — удаление социальных практик, верований и культурных объектов из их местных культур происхождения
- Индивидуализм — растущий стресс для отдельных лиц в отличие от размышлений о структурах, таких как семья, клан, академия, деревня, церковь
- Национализм — подъем современных национальных государств как рациональных централизованных правительств, которые часто пересекают местные этнические группы
- Урбанизация — перемещение людей, культурных центров и политическое влияние в крупные города
- Субъективизм — обращение внутрь для определений и оценок истины и смысла
- Линейная прогрессия — предпочтение форм рассуждений, которые подчеркивают предпосылки и результирующие цепочки предложений
- Объективизм — вера в то, что утверждения об истине могут быть подтверждены автономной информацией, доступной всем
- Универсализм — применение идей/притязаний ко всем культурам/обстоятельствам независимо от местных различий
- Редукционизм — вера в то, что что-то можно понять, изучая составляющие его части
- Массовое общество — рост обществ, объединенных средствами массовой информации и широким распространением культурных практик в противоположность местным и региональным особенностям культуры
- Индустриальное общество — общества, сформированные вокруг промышленного производства и распределения продуктов
- Гомогенизация — социальные силы, стремящиеся к единообразию культурных идей и продуктов
- Демократизация — политические системы, характеризующиеся свободными выборами, независимыми судебными органами, верховенством закона и соблюдением прав человека
- Механизация — переход средств производства от человеческого труда к механизированной, передовой технологии
- Тоталитаризм — абсолютистские центральные правительства, которые подавляют свободу слова и политическое инакомыслие, а также практикуют пропаганду и идеологическую обработку своих граждан
- Терапевтические мотивы — понимание того, что человеческое «я» является продуктом эволюционных желаний и что «я» нуждается в помощи в достижении этих желаний, а не в проектах этического улучшения или стремления к общественной добродетели
Современность часто характеризуется сравнением современных обществ с досовременными или постмодернистскими, и понимание этих несовременных социальных статусов, опять же, далеко не решенный вопрос. В какой-то степени разумно усомниться в самой возможности описательной концепции, способной адекватно отразить разнообразные реалии обществ различного исторического контекста, особенно неевропейских, не говоря уже о трехступенчатой модели социальной эволюции от премодерна к постмодерну. Как видно выше, современности часто приписывают внешне противоположные силы (такие, как объективизм и субъективизм, индивидуализм и национализм, демократизация и тоталитаризм), и, возможно, есть основания спорить, почему каждая из них является результатом современного мира. С точки зрения социальной структуры, например, многие из перечисленных выше определяющих событий и характеристик связаны с переходом от относительно изолированных местных сообществ к более интегрированному крупномасштабному обществу. Понимаемая таким образом модернизация может быть общим, абстрактным процессом, который можно обнаружить во многих различных частях истории, а не уникальным событием в Европе.
Как правило, крупномасштабная интеграция включает в себя:
- Увеличение перемещения товаров, капитала, людей и информации между ранее отдельными областями и усиление влияния, выходящего за пределы локальной области.
- Увеличенная формализация этих мобильных элементов, развитие «схем», по которым перемещаются эти элементы и влияния, и стандартизация многих аспектов общества в целом, что способствует мобильности.
- Усиление специализации различных слоев общества, например, разделение труда и взаимозависимость между областями.
Кажущиеся противоречивыми характеристики, приписываемые современности, часто являются разными аспектами этого процесса. Например, уникальная местная культура подвергается вторжению и утрате из-за растущей мобильности культурных элементов, таких как рецепты, народные сказки и популярные песни, что приводит к культурной гомогенизации в разных местах, но репертуар доступных рецептов и песен увеличивается в пределах области из-за усиление межместного движения, что приводит к диверсификации внутри каждой местности. (Особенно это проявляется в крупных мегаполисах, где много мобильных элементов). Централизованная бюрократия и иерархическая организация правительств и фирм беспрецедентно растут в масштабах и силе, что заставляет некоторых сетовать на душную, холодную, рационалистическую или тоталитарную природу современного общества. Тем не менее, индивидуумы, часто являющиеся взаимозаменяемыми компонентами, могут перемещаться в этих социальных подсистемах, создавая у других ощущение свободы, динамической конкуренции и индивидуализма. Это особенно верно, когда современное общество сравнивается с досовременными обществами, в которых семья и социальный класс, в котором человек родился, в большей степени определяют его жизненный путь.
В то же время такое понимание современности, конечно, многих не устраивает, потому что оно не объясняет глобального влияния западноевропейского и американского обществ со времен Ренессанса. Что сделало Западную Европу такой особенной?
На этот вопрос было два основных ответа. Во-первых, внутренний фактор заключается в том, что только в Европе благодаря гуманистам эпохи Возрождения и философам и ученым раннего Нового времени рациональное мышление пришло на смену многим видам интеллектуальной деятельности, которые находились под сильным влиянием условностей, суеверий и религии. Эта линия ответа чаще всего ассоциируется с Максом Вебером, социологом, который, как известно, искал ответ на поставленный выше вопрос. Во-вторых, внешним фактором является то, что колонизация, начавшаяся еще в эпоху Великих географических открытий, создала эксплуататорские отношения между европейскими странами и их колониями.
Также следует отметить, что такие часто наблюдаемые черты многих современных обществ, как нуклеарная семья, рабство, гендерные роли и национальные государства, не обязательно хорошо согласуются с идеей рациональной социальной организации, в которой такие компоненты, как люди, рассматриваются одинаково. . Хотя многие из этих особенностей исчезают, история, кажется, предполагает, что эти черты могут быть не просто исключениями из существенных характеристик модернизации, а необходимыми ее частями.
Современность как надежда, Современность как гибель
Модернизация принесла людям ряд, казалось бы, неоспоримых преимуществ. Снижение младенческой смертности, снижение смертности от голода, искоренение некоторых смертельных болезней, более равное отношение к людям с разным происхождением и доходом и так далее. Для некоторых это показатель потенциала современности, возможно, еще не полностью реализованного. В целом рациональный, научный подход к проблемам и стремление к экономическому богатству до сих пор кажутся многим разумным способом понимания хорошего социального развития.
В то же время существует ряд темных сторон современности, на которые указывают социологи и другие. Технологическое развитие происходило не только в медицинской и сельскохозяйственной областях, но и в военной. Атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки во время Второй мировой войны, и последующая гонка ядерных вооружений в послевоенную эпоху некоторыми рассматриваются как символы опасности технологий, с которыми люди могут или не могут справиться мудро. Великие сталинские чистки и Холокост (или Шоа) рассматриваются некоторыми как признаки того, что рациональное мышление и рациональная организация общества могут включать исключение или уничтожение нестандартных элементов.
Экологические проблемы составляют еще одну категорию темной стороны современности. Загрязнение, возможно, является наименее спорным из них, но одним из них может быть уменьшение биоразнообразия и изменение климата в результате развития. Развитие биотехнологии и генной инженерии создает то, что некоторые считают источниками неизвестных рисков.
Помимо этих очевидных казусов, многие критики указывают на психологические и нравственные опасности современной жизни — отчуждение, чувство безысходности, утрата крепких уз и общих ценностей, гедонизм, разочарование в мире и так далее. Точно так же утрата общепринятых определений человеческого достоинства, человеческой природы и, как следствие, потеря ценности человеческой жизни — все это упоминалось как воздействие социального процесса/цивилизации, которая пожинает плоды растущей приватизации, субъективизма, редукционизма. , а также утрата традиционных ценностей и мировоззрений. Некоторые предполагают, что конечным результатом современности является потеря стабильной концепции человечества и/или человека.
[Многое из вышеперечисленного взято из бесплатной статьи Википедии. В соответствии с философией веб-сайта я свободно адаптировал материалы, добавил свои собственные и удалил другие подборки без четкой атрибуции. Любой, кто хочет увидеть полную статью, может перейти по адресу: https://en.wikipedia.org/wiki/Modernity ]
Условия современного Я
- Современное «я» предполагает автономию, которая стремится отвергнуть притязания авторитета, традиции или сообщества.
- Современное «я» ищет личную терапию, которая приводит только к субъективному переживанию благополучия.
- Истинное, доброе и прекрасное невозможно обнаружить, поэтому они считаются неприменимыми к человеческому опыту.
- Современное «я» перешло от акцента на искупление характера к освобождению от социальных запретов.
- Личность конструируется посредством самопотребления продуктов желания.
- Подобные утверждения об идентичности и истине требуют технического овладения окружающей средой, а также разделения публичной и частной сфер реальности.
Адаптировано из Гэй, Крейг М. Путь (современного) мира: или почему заманчиво жить так, как будто Бога не существует . Grand Rapids: Eerdmans, 1998.
Шесть положений Питера Бергера о природе западной индивидуальности.
Таким образом, имея в виду вышеизложенное, вот как большая часть западного общества понимает человеческую идентичность:
- Уникальность человека представляет его или ее сущностную реальность.
- Люди свободны или должны быть свободны.
- Люди несут ответственность за свои действия, но только за свои действия.
- Индивидуальное субъективное восприятие мира «реально» по определению.
- Отдельные лица обладают определенными правами по отношению к коллективам.
- Люди несут полную ответственность за создание самих себя
Бергер, Питер Л. «Западная индивидуальность: освобождение и одиночество», Partisan Review 52 (1985).