Освещение и освещенность доклад детям: Освещение в образовательных учреждениях – особенности и требования.

Освещение в образовательных учреждениях – особенности и требования.

8-800-333-23-77

20 августа 2020

Автор: Евгений Бурдаев

Особенности освещения в образовательных учреждениях

Искусственное освещение является важнейшей составляющей процесса образования, так как 80% информации люди, в особенности дети, получают посредством зрительных ощущений. Наиболее благоприятным является естественное освещение, однако невозможно обеспечить требуемый уровень дневного света на протяжении всего учебного дня. Недостаток естественного света обязательно компенсируется общим освещением, которое должно соответствовать нормам и правилам проектирования, а также быть комфортным для педагогов и учащихся. Давайте разберем, какое освещение отвечает гигиеническим требованиям в школе.   

Нормирование системы освещения в образовательных учреждениях (ОУ)
Проект освещения школы в г. Наро-Фоминск

               

Нормируются осветительные установки исходя из назначения образовательного учреждения и пространственного зонирования (выполнения разных зрительных задач в помещениях ОУ). В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) запрещено применять светильники со светодиодными источниками света во всех помещениях, где пребывают дети. На школы и высшие учебные заведения этот запрет не распространяется. При этом, во вспомогательных помещениях ДОУ (столовые, подсобки, технические помещения) разрешается устанавливать светодиодные светильники.

 

 Уровень средней освещенности, равномерность освещенности и качественные параметры освещения в учебных заведениях зависят от зрительной работы. Ниже в таблице приведены нормируемые значения освещения (согласно СП 52.13330.2016).
Вставить таблицу с нормами освещения и скрыть ее

Помимо Свода Правил, при проведении экспертизы проектной документации школ, обращают внимание на Письмо Роспотребнадзора от 01. 10.2012 №01/11157-12-32 ≪Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света≫, в котором даны рекомендации надзорным органам для контроля конструктивных особенностей светодиодных светильников.
Смотреть выдержку и Письма Г. Г. Онищенко (выдержку скрыть)
1. Условный защитный угол светильников должен быть не менее 90°. Указанный параметр предъявляет требования к конструктивным особенностям осветительной арматуры для ограничения слепящего действия светодиодных ламп и измеряется транспортиром и угольником.
2. Габаритная яркость светильников не должна превышать 5000 кд/м2. В связи с тем, что габаритная яркость открытых светодиодов чрезвычайно высока, использовать светильник с открытыми светодиодами для общего освещения помещений нельзя. Осветительная арматура должна иметь в своем составе эффективные рассеиватели, снижающие габаритную яркость до вышеуказанных значений. Указанный параметр измеряется яркомером.
3. Допустимая неравномерность яркости выходного отверстия светильников Lmax:Lmin должна составлять не более 5:1. Может быть оценена после измерений яркомером, как отношение максимально измеренной яркости к минимальной.
4. Цветовая коррелированная температура светодиодов белого света не должна превышать 4000 °K. Оценить цветовую температуру светодиодного источника можно по маркировке на цоколе или упаковке лампы.
5. Не рекомендуется использовать в осветительных установках светодиоды мощностью более 0,3 Вт. Мощность смонтированных светодиодов указывается в маркировке лампы, расположенной на цоколе или на упаковке.
В паспортных данных на светильники со светодиодами, предназначенные для установок общего и местного освещения в учреждениях общего и начального профессионального образования, должна быть указана информация о величине габаритной яркости, неравномерности яркости по выходному отверстию светильника и величине цветовой коррелированной температуры.

Требования Роспотребназдзора направлены на ограничение слепящего действия светодиодных светильников и снижение габаритной яркости. Для всех наших школьных светильников мы указываем требуемые значения габаритной яркости и неравномерности яркости по поверхности рассеивателя в паспорте и на сайте. Помимо этого, мы применяем опаловые или микропризматические рассеиватели, закрывающие отдельные светодиоды от глаз наблюдателя. Проекты со светильниками «Световые Технологии» без проблем проходят государственную экспертизу, что подтверждает опыт реализованных нами проектов освещения школ, ВУЗов и ДОУ. Далее в статье рассмотрим виды освещения в школе, в зависимости от пространственного зонирования.

 

  
Особенности зонирования учебных учреждений.
Типовое зонирование образовательных учреждений

               

Все современные учебные заведения все больше становятся похожими на многофункциональные бизнес-центры. Старые типовые проекты детских садов, школ уже уходят в прошлое. Функциональное зонирование помещений играет весомую роль в архитектуре и дизайне интерьера школ. Появляются школы со спортивным уклоном, лицеи, гимназии, филиалы зарубежных школ с языковым уклоном.

                Освещение в школе и ВУЗах должно соответствовать современным требованиям, быть не только эффективным, но и эстетичным, чтобы поддерживать имидж образовательного учреждения.
Освещение входной группы и рекреаций.

                Входная зона в школе является наиболее важной с точки зрения престижа и восприятия. Родители, которые планируют поступление детей в школу, спонсоры, местная администрация – никто не проходит мимо входной рекреации. Важно, чтобы она была насыщенна светом, светильники поддерживали продуманный дизайн помещения. Все чаще в подобных зонах можно встретить светящиеся конструкции, нестандартные световые фигуры. Придать динамику световой среде можно не только за счет формы светового прибора, но за счет его расположения или расстановки относительно архитектуры пространства. Освещение входной зоны является самым емким по стоимости этапом проекта, но самым важным с точки зрения восприятия учебного заведения.  
Проект освещения школы ПИК в г. Москва

Проект освещения школы ПИК в г. Химки
Проект освещения школы Летово

Освещение учебных классов

Освещение учебных помещений – самая массовая задача в проекте. Важное значение здесь играет комфорт, качество света и уровень освещения в учебных помещениях. Вы должны быть уверены, что выбранные школьные светильники не будут слепить детей и подростков, не будут оставлять бликов на партах, досках или экранах мониторов в компьютерных классах.
Проект освещения школы BROOKES, г. Москва

 

Светодиодные светильники для учебных классов должны быть надежными и безопасными, т.к. дети активно проводят свое время на перемене и может произойти нештатная ситуация. Выход из строя светильника в классе приведет к изменению равномерности освещения и ухудшению световой среды. Массовый выход из строя светильников ляжет дополнительной финансовой нагрузкой на учебное заведение и пагубно скажется на здоровье учащихся.

Одним из важных моментов является освещение школьной доски. Уровень вертикальной освещенности не должен быть ниже уровня освещенности парт, чтобы у учащихся не было резкой перемены в зрительной адаптации. В ассортименте нашей компании есть светильник ASM LED для освещения школьных досок, адаптированный по размерам, способу крепления и мощности. Вам не нужно думать о расположении, повороте светильника – вы покупаете готовое решение и используете его.

Проект освещения школы. Освещение кабинета труда.

 

Разнообразить световую среду в учебном классе можно за счет использования светильников нестандартных размеров или необычной расстановке классических приборов. Также в классах рекомендуют применять интеллектуальную систему управления освещением, которая учитывает естественный свет из окон и диммирует световой поток от приборов, в зависимости от расположения в классе.   

 
Освещение общеобразовательной школы.
Проект освещения школы в г. Наро-Фоминск

 

 
Учительские и рабочие кабинеты

В кабинет директора, учительские и прочие рабочие кабинеты стоит выбирать отличающиеся по дизайну световые решения. Это подчеркнет статус сотрудников учебного заведения и разнообразит световой среду.

Для освещения рабочих зон можно устанавливать линейные световые приборы – встраиваемые или подвесные. Это позволит персонализировать рабочее место руководителя и выделить ее от зоны отдыха. Применение систем управления освещением в школе добавит возможность гибко изменять сценарии освещения, отдыхать в перерывах между уроками и снизит риски возникновения сезонных депрессий среди персонала. В такого рода помещениях могут быть востребованы системы Human Centric Lighting (HCL).
Проект освещения кабинета химии с применением линейных светильников

Освещение библиотеки

В любом учебном учреждении библиотека должна быть местом притяжения, чтобы интуитивно учащимся хотелось посетить ее, провести в ней время за чтением книги, журнала. Для этого, освещение должно создавать атмосферу уюта, спокойствия, но при этом позволять выполнять зрительные задачи.
Освещение библиотеки школы BROOKES, г. Москва

               

Все чаще общее освещение библиотек выполняют с применением нестандартных светильников или световых фигур. Это позволяет сделать читальные залы местом собрания неформальных школьных организаций, клубов по интересам.

Для обеспечения требуемых уровней освещенности для чтения текстов, работы за компьютером, лучше использовать дополнительное локальное освещение с применением торшеров или настольных ламп.

Важно помнить, что книгохранилище, как и зона кухни, является пожароопасным помещением категории П-IIа. Здесь обязательны к применению светильники с металлическим корпусом и негорючим рассеивателем из стекла (согласно ПУЭ).

Освещение пожароопасной зоны кухни.
Столовая

Для освещения столовой можно применять интересные подвесные светильники и конструкции, светильники нестандартной формы. Здесь менее жесткие требования по уровню освещенности и выбор приборов больше зависит от дизайна и архитектуры помещения. Важно уделять внимание значению цилиндрической освещенности, чтобы столовая была насыщена светом, и ученик мог расслабиться во время обеденного перерыва. Выбор светильников по цветовой температуре излучения стоит делать в пользу 3000 К, т.к. это также способствует расслаблению и отдыху после учебы.
Проект освещения школы Некрасовка

Спортивный зал

Спортивные школьные залы в новых школах больше напоминают самостоятельные ФОКи. Они включают и зоны раздевалок, душевых, и большие по площади и высоте универсальные крытые спортивные площадки, бассейны и даже беговые манежи.
Освещение спортивного зала школы BROOKES, г. Москва

               

Подходить к проектированию освещения спортивных залов нужно, как к проектированию спортивного объекта, выполняя требования по освещенности, равномерности освещенности. Если в зале планируется проведение фото и видео съемки, то нужно также обеспечить необходимые значения вертикальной освещенности.

Светильники должны быть защищены от попадания спортивных снарядов решетками. При этом, светильники монтируются на высоту от 5 м и не должны слепить учащихся и преподавателей. Светильник OLYMPIC LED разработан специально для школьных залов. Светодиоды перекрыты матовым рассеивателем для снижения яркости, что исключает возможное ослепление. Защитная решетка позволяет выдержать прибору попадание мяча.

Для освещения бассейнов можно применять спортивные светильники с различными оптическими решениями, чтобы избежать ярких бликов на поверхности воды, а систему освещения сделать удобной для монтажа и обслуживания.
Проект освещения школы Летово, г. Москва

 
Актовый зал

Освещение актового зала может стать очень сложной задачей, если планируется проводить серьезные мероприятия с применением профессионального сценического освещения. Здесь проектирование системы освещения сводится к задаче проектирования студийного освещения с применением специализированного оборудования.

В нашем ассортименте представлены классические акцентирующие светильники, прожекторы с возможностью управления по DMX и светильники общего света для проектирования классической системы освещения школьного актового зала.
Проект освещения школы ПИК
Проект освещения школы Летово


Проект освещения школы Луч в Белгороде

 

    Освещение школьных классов и учебных аудиторий / Хабр

    Методический материал для руководств учебных заведений, сотрудников технического надзора и родительских комитетов. Будет интересен всем, кто интересуется качеством световой среды в помещениях, где он учится, работает и живет.

    Рис. 1. Пример параметров световой среды в классной комнате, с люминесцентными лампами не соответствующей требованиям СП 52.13330.2016 цветопередачи Ra(CRI) < 60 и с устаревшими электромагнитными ПРА, из-за которых коэффициент пульсации освещенности превышает 30 %. Использован спектрометр Uprtek mk350n и люксметр-яркомер-пульсметр ЕЛАЙТ02

    Содержит требования к документально подтверждаемым и проверяемым параметрам световой среды, шаблон протокола осмотра систем освещения и рекомендации по устранению несоответствий.

    1. Требования к световой среде


    Световая среда — совокупность измеряемых или описываемых влияющих на человека факторов окружающей среды, связанных с освещением.

    1.1. Общие требования к параметрам световой среды для классов и учебных аудиторий

    1.2. Дополнительные требования к светодиодным светильникам

    2. Параметры световой среды: описание и способы определения


    Параметры световой среды можно измерить или проконтролировать. Несоответствие является основанием для корректирующих действий.

    2.1 Средний уровень освещенности парт в соответствии с СанПиН 2.2.4.3359-16 не должен быть ниже 400 лк. Минимальная освещенность парт не должна быть ниже 90 % этой нормы.

    Причиной несоответствия может быть постепенное снижение светового потока люминесцентных ламп. Если в помещении не работает более одной люминесцентной лампы, скорее всего, лампы заменяются при выходе из строя, а не по графику. В таком случае необходим приборный контроль освещенности.

    Для визуального комфорта разница освещенности парт неважна, но доска должна быть освещена не хуже парт. По СП 52.13330.2016 освещенность центра доски не менее 500 лк. Часто норма не соблюдается из-за того, что для доски нет отдельного светильника. Общим освещением выполнить норму можно, увеличив количество потолочных светильников в полтора раза. Чего, конечно, не делается. И хорошо освещенные дети смотрят на плохо освещенную доску.

    В вузах отдельного требования к освещенности доски нет.

    Единственный способ определить освещенность — измерить люксметром из реестра средств измерений со свидетельством о поверке или сертификатом о калибровке. Люксметры, не имеющие таких документов, могут ошибаться на десятки процентов. А программы для смартфона, якобы измеряющие освещенность, ошибаются в несколько раз.

    Рис. 2. Светотехнический расчет школьного класса в программе Dialux

    Освещенность рассчитывается с помощью программы Dialux [1] (рис. 2) или вручную [2].

    Размеры, расстановка парт и даже цвет стен в учебных учреждениях определены санитарными требованиями и однотипны. Это позволяет использовать упрощенную унифицированную методику оценки средней освещенности E парт. Для этого нужно суммарный световой поток F потолочных светильников разделить на площадь класса S и дополнительно умножить на поправочный коэффициент 0,6:

    .
    2.2. Коэффициент пульсации освещенности — параметр, влияющий на утомляемость зрения. Питание светильника переменным сетевым напряжением приводит к пульсациям освещенности под светильником с частотой 100 Гц. Пульсации незаметны, но затрудняют перевод и удерживание взгляда [3]. Глубина пульсаций зависит от источника питания светильника, ее можно измерить портативным люксметром-пульсметром.

    СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 устанавливают требования к уровню пульсаций освещенности в классных комнатах не выше 10 %; а в соответствии с ПП РФ № 1356 с 1 января 2020 года пульсации светового потока вновь приобретаемого осветительного оборудования должны быть не выше 5 %.

    Коэффициент пульсаций люминесцентных ламп старого типа с электромагнитным ПРА (ЭмПРА) — 40…45 %, ламп накаливания — 10…15 %. У современных светодиодных светильников — обычно не выше 1…3 %. Однако и среди светодиодных светильников встречаются модели с упрощенным источником питания и пульсациями, не соответствующими нормам.

    Высокий уровень пульсаций проявляется, когда светильник снимают на камеру смартфона (по изображению идут темные полосы), и виден на карандашном тесте (движущийся на фоне светильника карандаш, как под стробоскопом, будто замирает в некоторых положениях (рис. 3)).

    Рис. 3. Уровень пульсаций 45,5 % освещенности для люминесцентного светильника с электромагнитным ПРА. И вызываемый этими пульсациями стробоскопический эффект при карандашном тесте [3].

    Смартфон и карандаш — не средства измерения, результаты таких «проверок» показывают проблему, но не имеют юридической силы, однако являются достаточным основанием для измерения пульсаций с помощью прибора.

    2.3. Индекс цветопередачи Ra ≥ 80 (или CRI ≥ 80) характеризует качество света, зрительный и эмоциональный комфорт. Он зависит от количества цветов радуги в спектре, определяет количество цветовых оттенков в сцене и соответствие этих оттенков тем, что видны под естественным освещением. Использование света высокой цветопередачи улучшает качество жизни, позволяет видеть больше и яснее. Использование источников света с низкой цветопередачей приводит к общему гнетущему впечатлению [4].

    Рис. 4. Пример лампы с цветовым кодом в маркировке 765, что означает цветопередачу Ra = 70 и цветовую температуру КЦТ = 6500 К

    CRI (color rendering index) — система индексов цветопередачи. Ra — наиболее важный общий индекс, значение которого нормируется. Правильно говорить о значении Ra, но производители светильников в паспорте часто пишут «CRI», не уточняя, что идет речь об Ra.

    Для учебных классов и аудиторий СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 и СП 52.13330.2016 устанавливают норму Ra ≥ 80. Приобретение люминесцентных ламп с индексом цветопередачи менее 80 для государственных учреждений (школ, вузов, больниц и пр.) запрещает п. 2 Постановления Правительства РФ № 898 от 28 августа 2015 г., а использование светодиодных светильников с индексом цветопередачи менее 80 ограничено п. 24 Постановления Правительства РФ № 1356 от 10 ноября 2017 г.

    (Добавлено 2021.04.28) В соответствии с п. 26 ПП РФ от 24 декабря 2020 г. № 2255 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения» Общий индекс цветопередачи светильников со светодиодами должен составлять не менее 90 для светильников, применяемых в целях освещения в дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

    Люминесцентные лампы и светодиодные светильники выпускаются с Ra ≥ 80, Ra ≥ 90 и даже Ra ≥ 95. Источники света с повышенной цветопередачей применяются при особенных требованиях к качеству света, к примеру в школьной художественной студии.

    Наблюдения за тем, как выглядит, к примеру, кожа ладони под дневным светом и искусственным освещением, позволяют «на глаз» отличать свет с низкой и высокой цветопередачей. Но этот метод неточен. Значение цветопередачи можно определить только с помощью спектрометра.

    2.4. Коррелированная цветовая температура (КЦТ), или цветовая температура, не выше 4000 К —важное требование. Холодный белый (т. е. с синим оттенком) свет цветовых температур 5000, 6000, 6500 К и т. д., особенно при низкой цветопередаче и освещенности, воспринимается как синюшный или «слепой» свет. А избыточное содержание синей компоненты в спектре вызывает нарекания у специалистов по нарушениям сна.

    Теплый (т. е. с желтым оттенком) свет цветовой температуры 2700 или 3000 К допускается, но нравится не всем, так как кажется недостаточно ярким. Теплый свет целесообразно использовать вечером, но утром и днем при недостаточном уровне естественного освещения провоцирует сонливость и снижение работоспособности.

    Не все предпочитают выраженно теплый или холодный свет. Нейтральный белый свет без синего или желтого оттенка с цветовой температурой 4000 К — обоснованный компромисс, устраивающий большинство. Это значение указывалось в рекомендациях гигиенистов, на основе которых составлялись нормативные документы. Свет этой цветовой температуры чаще других используют в общественных помещениях.

    4000 К — типовое округленное значение, которому по ГОСТ Р 54350-2015 «Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний» соответствует диапазон 3710…4260 К. Этот допуск обоснован естественным разбросом параметров источников и разницей температуры света, идущего от светильника под разными углами. Поэтому если в паспорте указано 4000 К, а прямой замер спектрометром показывает, к примеру, 4100 К — несоответствия нет. Для сравнения с нормативом необходимо округлить значение КЦТ 4100 К до 4000 К и уже округленное значение должно соответствовать условию «не выше 4000 К».

    Необходимо отметить, что требование к цветовой температуре не выше 4000 К устанавливается только для светодиодных светильников письмом Роспотребнадзора № 01/11157-12-32. Для люминесцентных светильников таких ограничений закон не устанавливает.

    Так как устанавливается не конкретное значение цветовой температуры, а диапазон, возможно использование осветительных приборов с автоматически изменяемой цветовой температурой в течение суток.

    2.5. Условный защитный угол светодиодных светильников не менее 90° означает запрет потолочных светильников, в которых видны не закрытые рассеивателем светодиоды.

    Рис. 5. Слева направо: рассеиватель из матового пластика; из прозрачного пластика с призматическим тиснением; из прозрачного пластика с тиснением «колотый лед»

    Рассеиватели из прозрачного пластика с тиснением в виде призм, «колотого льда», шагрени и пр. в некоторых случаях недостаточно снижают неприятную яркость светодиодов. Потолочные светильники с такими рассеивателями светят преимущественно под себя, в результате чего свет в помещении идет сверху вниз, создавая тягостное впечатление «как в колодце».

    Рассеиватели из светорассеивающего пластика — матовые (диффузные, опаловые или молочные), обеспечивают больший зрительный комфорт, равномернее освещают рабочие поверхности и лучше освещают вертикальные поверхности. При выборе нового оборудования целесообразно выбирать матовые рассеиватели.

    2.6. Габаритная яркость светодиодных светильников не выше 5000 кд/м2 — условие, позволяющее смотреть на светильник без визуального дискомфорта. Такая яркость по порядку величины соответствует видимой изнутри помещения яркости оконного проема в солнечный день.

    Для потолочных светильников с рассеивателем из матового пластика размерами 600 × 600 мм или 300 × 1200 мм габаритная яркость не превышает допустимые 5000 кд/м2, если световой поток не превышает 5000 лм. Этому требованию удовлетворяют почти все подобные светильники.

    2.7. Условие неравномерности яркости светодиодных светильников Lmax:Lmin не более 5:1 является требованием использовать рассеиватель, за которым не видно неприятно ярких светодиодов.

    Рис. 6. Светодиодный светильник и измерение неравномерности его яркости. Яркость измерена дистанционным яркомером LMK Mobile Advanced

    Даже если ряды светодиодов через рассеиватель видны, но рассеиватель изготовлен из матового или опалового пластика, однородность яркости обычно соответствует требуемой.

    Контраст яркостей на улице в солнечный день многократно превышает 5:1 и не является большой проблемой. Поэтому если пятна яркости на рассеивателе светодиодного светильника визуально не кажутся значительно ярче светящейся трубки люминесцентной лампы, то и беспокоиться об этом не следует.

    2.8. Объединенный показатель дискомфорта UGR характеризует, как много светильников, вызывающих дискомфорт своей яркостью, находится в поле зрения ребенка. Самое большое значение UGR обычно для задних парт в больших классах.

    UGR проверяется расчетом в специализированных программах, таких как Dialux, и не может быть проверен после установки светильников в классе.

    Если проанализировать требования к расстановке парт и размерам класса из СанПиН 2.4.2.2821-10, окажется, что наиболее неблагоприятный для величины UGR случай — длинный класс с максимальным допустимым расстоянием от дальней парты до доски 8,6 м и тремя рядами двойных парт. На рис. 8 показан расчет UGR в таком классе, освещенном светильниками с довольно большим световым потоком 3600 лм и матовыми рассеивателями. Даже на последних рядах UGR не превысил максимально допустимое значение UGR = 19 из имеющего рекомендательный характер ГОСТ Р 55710-2013 и тем более соответствует требованию UGR ≤ 21 из обязательного к применению СП 52.13330.2016.

    В маленьких классах с менее яркими светильниками или с другими типами рассеивателей UGR будет еще меньше. Расчет для худших условий показывает, что нет необходимости рассчитывать UGR для остальных классов, в которых он будет принимать еще меньшие, заведомо соответствующие норме значения.

    Рис. 7. Расчет UGR для наиболее неблагоприятного случая в программе Dialux. UGR меняется от UGR = 12 на передних рядах до UGR = 18 для учеников на задней парте по центру, в поле зрения которых одновременно находится максимальное количество светильников

    3. Что учесть при замене осветительного оборудования

    3.1. Модернизация люминесцентных светильников

    Недостаточная освещенность и низкая цветопередача исправляются заменой ламп. Предпочтительный цветовой код новых ламп — 840 (что означает Ra ≥ 80, КЦТ = 4000 К) или, если желательна повышенная цветопередача, 940.

    Высокий коэффициент пульсаций светового потока исправляется заменой в люминесцентных светильниках электромагнитных ПРА (дросселей) на электронные, которые обеспечивают минимальные пульсации.

    3.2. Замена люминесцентных светильников на светодиодные

    О возможности использования светодиодных светильников в школах и вузах указано в письмах Роспотребнадзора № 01/11157-12-32 от 01.10.2012 «Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света» и № 01/6110-17-32 от 17. 05.2017 «О возможности использования светодиодного освещения».

    Светодиодный светильник при том же световом потоке потребляет минимум вдвое, а обычно втрое меньше электроэнергии, чем люминесцентный старого типа с электромагнитным ПРА. А параметры световой среды получаются не хуже, чем при использовании современных светильников с электронными ПРА и хорошими люминесцентными лампами.

    Без ремонта потолка квадратные люминесцентные светильники легко заменяются на квадратные светодиодные, а вытянутые — на вытянутые.

    3.3. Сертификация

    Все светильники обязаны пройти сертификацию на соответствие требованиям ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» и ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств» либо декларировать такое соответствие. Копия сертификата или декларации соответствия предоставляется производителем и должна храниться вместе с паспортами на светильники. Действительность сертификата проверяется в едином реестре сертификатов соответствия Федеральной службы по аккредитации по адресу 188. 254.71.82/rss_ts_pub, действительность декларации проверяется по адресу pub.fsa.gov.ru/rds/declaration. Свидетельством того, что при сертификации светильники действительно проходили необходимые испытания, являются копии протоколов испытаний.

    Наличие таких документов означает, что светильник не «ударит током» и что работа светильников в здании не помешает работе чувствительной к сетевым помехам техники.

    С 2021 года вступает в силу технический регламент ТР ЕАЭС 048/2019 «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств», по которому устанавливаются обязательные требования светоотдачи (энергоэффективности), качества света (индекс цветопередачи) и ряд других эксплуатационных параметров. Сертификация по данным требованиям будет производиться на основании протоколов испытаний в фотометрических лабораториях.

    Также есть добровольные (необязательные) формы сертификатов и заключений, подтверждающих что светильники «пахнут», «звучат» или «стимулируют развитие микрофлоры». К качеству, безопасности или эффективности освещения эти бумаги отношения не имеют.

    В настоящее время не существует систем сертификации, подтверждающих, что светильник рекомендован для учебных заведений. Никто не вправе выставлять такие требования или давать такие рекомендации.

    3.4. Требования к светильникам

    Чтобы параметры световой среды в классе соответствовали установленным законом требованиям и не поступало обоснованных жалоб на «плохое освещение», светильник должен соответствовать следующим условиям:

    1. Индекс цветопередачи: Ra ≥ 80 или CRI ≥ 80 для светильников с люминесцентными лампами, и Ra ≥ 90 или CRI ≥ 90 для светодиодных светильников.
    2. Коэффициент пульсации освещенности (или светового потока): Кп ≤ 5 %.
    3. Коррелированная цветовая температура: КЦТ = 4000 К, или КЦТ менее 4000 К, или КЦТ, изменяемая в течение суток.
    4. Тип рассеивателя: матовый (или опаловый).
    5. Условный защитный угол: не менее 90° (т. е. не видно открытых светодиодов).
    6. Габаритная яркость: не более 5000 кд/м2.
    7. Неравномерность яркости выходного отверстия Lmax:Lmin не более 5:1.


    Для светодиодного светильника обязательно выполнение всех требований, для люминесцентного светильника обязательны пункты 1 и 2 и желательно выполнение пункта 3.

    Желательно, чтобы необходимые параметры указывались в паспорте светильника, так как паспорт является документальным подтверждением соответствия нормативам и при выявленном несоответствии позволяет требовать гарантийной замены оборудования.

    3.5. Необходимое количество светильников

    При установке новых светильников на места старых «один в один» освещенность не уменьшится, если световой поток новых светильников не ниже светового потока старых.

    Если количество светильников меняется, необходимое количество новых светильников для достижения освещенности на партах не менее 400 лк можно определить по методике из п. 2.1.

    Важное значение имеет эффективность, или световая отдача, светильника. Нельзя добиваться нужной освещенности, используя большое количество низкоэффективных светильников. В проекте межгосударственного стандарта ГОСТ 32498—20хх «Методы определения показателей энергетической эффективности искусственного освещения помещений» приводится требование к удельной установленной мощности ω, равной отношению суммарной мощности светильников в помещении P к его площади S:


    В классных комнатах и аудиториях при использовании светильников с люминесцентными лампами удельная установленная мощность не должна превышать 13 Вт/м2, а при использовании светодиодных светильников — 8 Вт/м2.

    ПП РФ №1356 устанавливает с 1 января 2020 года требование к типичным школьным светодиодным светильникам с матовым рассеивателем — иметь световую отдачу не менее 105 лм/Вт. Этого значения с небольшим запасом достаточно, чтобы соблюсти требования и по указанной выше установленной мощности, и по освещенности.

    3.6. Экономическая целесообразность замены светильников на светодиодные

    Требование к установленной мощности при использовании люминесцентных светильников не более 13 Вт/м2 выполнимо только при использовании современных светильников, сопоставимых по стоимости со светодиодными. При этом, учитывая, что световая отдача светодиодных светильников все равно выше, целесообразно выбирать их.

    Выбирая, оставить люминесцентные светильники старого типа или поставить светодиодные с меньшим энергопотреблением, нужно сравнить разницу цен на оборудование со стоимостью сэкономленной электроэнергии за предполагаемый срок службы.

    Потребляемую за год электроэнергию Wгод можно рассчитать по формуле:


    где P — суммарная мощность всех светильников в ваттах, tгод — время работы светильников за год в часах. По данным из проекта ГОСТ 32498—20хх, при 2-сменном режиме школы наработка tгод за год составляет 2250 часов.

    При разнице энергопотребления в два раза и разумном сроке окупаемости светильников 3…5 лет стоимость замены может оказаться оправдана.

    4. Юридические и этические аспекты


    Проверить характеристики установленных светильников, а также создаваемую ими освещенность можно в темное время суток с помощью портативных приборов: люксметра, пульсметра и спектрометра. Протокол измерений имеет юридическую значимость, если приборы внесены в реестр средств измерений и имеют действующие свидетельства о поверке или калибровке.

    В любом регионе есть представительства светотехнических компаний и лабораторий, которые по запросу пришлют в школу представителя с поверенными измерительными приборами.

    Если люксметра, пульсметра и спектрометра найти не удалось, большинство параметров осветительной системы можно проверить на основании данных из паспортов светодиодных светильников и цветового кода в маркировке люминесцентных ламп.

    Паспорта светильников, сертификаты соответствия и копии протоколов, на основе которых сертификаты выписаны, хранятся у завхоза или в бухгалтерии и могут быть затребованы для ознакомления. В паспортах должны быть приведены необходимые для составления протокола осмотра осветительной системы параметры. Дополнительным документом, иногда предоставляемым производителем, является протокол светотехнических испытаний светильника, подтверждающий указанные в паспорте характеристики. Этот комплект документов важен тем, что определяет ответственность производителя.

    Выявленное несоответствие фактических, полученных измерениями, значений заявленным в паспортах светильников является основанием для гарантийной замены оборудования. Если производитель от ответственности отказывается, необходимо обратиться в Роспотребнадзор.

    Если необходимые для соответствия санитарным нормам параметры в паспорте светодиодного светильника не указаны или указаны и не соответствуют нормативам, ответственность за несоответствие несет подписавший приказ о закупке.

    Школа, возможно, не позволит представителям родительского комитета провести осмотр осветительной системы и не предоставит для ознакомления паспорта светильников, тем более для составления протокола. Но предложение родительского комитета такое обследование провести, несомненно, приведет к тому, что школа проведет обследование сама или закажет экспертизу. Что, в свою очередь, приведет к выявлению и устранению проблем.

    Важно то, что определение несоответствия освещения нормативам не вызывает и не обостряет противостояния родители — школа, но направляет уже существующие отношения в конструктивное русло. Любые обстоятельства можно обсудить и решить ко всеобщему удовлетворению.

    Если изменить не получается совсем ничего, можно согласиться с тем, что рано или поздно проведут капитальный ремонт здания и у следующего поколения учащихся освещение будет хорошим. А этому поколению вдобавок к высокой учебной нагрузке, чрезмерному использованию смартфонов и недостаточности прогулок придется пережить и низкое качество освещения.

    5. Шаблон протокола осмотра осветительной системы


    Пошаговое заполнение протокола осмотра позволяет найти проблемы осветительной системы и сделать однозначный вывод о необходимых мерах.

    Если измерить некоторые параметры нет возможности, но расчет или экспресс-оценка показывают соответствие нормам, в протоколе отмечается, что претензий к этим параметрам нет. Результат оценки юридически не значим, но отсутствие претензий — значимо.

    Рис. 6. Шаблон протокола осмотра. Ссылка на файл: yadi.sk/i/kVk2OAcyXMMFKw

    Авторы, благодарности и список литературы

    Авторы


    Марина Ивановна Васильева, [email protected]; руководитель светотехнического отдела ООО «Арлайт Рус» Александр Дмитриевич Гончаров, [email protected]; Анна Вячеславовна Кистенева, [email protected]; главный конструктор ООО «Комплексные Системы» Станислав Александрович Лермонтов, [email protected]; ведущий специалист ОАО «АСТЗ» Андрей Алексеевич Храмов, [email protected]; международный консультант по энергоэффективности Программы развития ООН Анатолий Сергеевич Шевченко, [email protected].

    Под редакцией Антона Сергеевича Шаракшанэ, к. ф.-м. н., МГМУ им. И. М. Сеченова, ИРЭ РАН, [email protected]

    Данный документ имеет статус препринта, и опубликован для публичного обсуждения со всеми заинтересованными лицами и организациями.

    Редакция v2.6 от 2021.04.28, лицензия: cc by

    Благодарности


    За помощь в работе выражаем благодарность родителям школьников Ивану и Светлане Черновым, Марии и Павлу Ярыкиным, Вадиму Григорову, главе представительства компании ERCO в России Роману Мильштейну, инженеру Владиславу Лямину.

    Литература


    [1] Лермонтов С. А. (2016). Освещение школьных и дошкольных учреждений глазами наивного дилетанта. Энергосовет. № 3 (45). www.energosovet.ru/bul_stat.php?idd=609

    [2] Гончаров A. Д., Туев В. И. (2017). Универсальный метод расчета коэффициента использования светового потока осветительных приборов. Доклады ТУСУРа. Т. 20, № 2. journal.tusur.ru/ru/arhiv/2-2017/universalnyy-metod-rascheta-koeffitsienta-ispolzovaniya-svetovogo-potoka-osvetitelnyh-priborov

    [3] Шаракшанэ А. С., Мамаев С. В., Нотфуллин Р. Ш., Порубов А. В. (2017). Фактические значения пульсации освещенности, создаваемой современными источниками света. Оптический журнал. opticjourn.ru/vipuski/1470-opticheskij-zhurnal-tom-84-01-2017.html

    [4] (2015) Свет в нашей жизни. Минэнерго РФ minenergo.gov.ru/sites/default/files/texts/481/3679/Svet_v_Nashei_Zhizni_v3.5.pdf

    Влияние цвета освещения на зрение и эмоции детей

    1. Содержание

      • Обзор
      • Освещение
      • Glare and Flicker
        • (1) Glare
        • 2) Flicker
      • 4. Цветовая температура
      • 5. Колор.

        Обзор

    80% доступа людей к внешней информации исходит от зрительной системы, которую иногда называют «окном души». Классы, комнаты или места, где дети учатся, живут и играют, оборудуются источниками искусственного освещения. Вспомогательное освещение используется в течение дня, чтобы компенсировать недостаток естественного света. Источники света должны использоваться в ночное время, чтобы создать здоровую, счастливую и эмоциональную световую и цветовую среду для детей.

    Детская зрительная система находится в стадии роста, и уровень зрения постоянно меняется. Если вы не можете полностью распознать его характеристики и находитесь под воздействием неблагоприятных факторов, очень легко повредить их зрение и даже ранить их душу. В мире более 500 миллионов детей, но влияние освещения на детскую психологию и физиологию еще не изучено отделом образования и соответствующим персоналом. Многие родители детей не понимают основных принципов и иногда используют неправильные методы, чтобы поставить под угрозу физическое и психическое здоровье детей.

    Сообщается, что заболеваемость близорукостью среди учащихся колледжей, средних и начальных классов в мире достигла более 53%, среди которых 21% — учащиеся начальной школы, 48% — учащиеся младших классов средней школы, 71% — учащиеся старших классов. школьники, а 73% — студенты колледжей. Это вопрос, достойный внимания. Причины выяснить очень сложно. В дополнение к генетическим факторам каждого человека это может быть связано с высоким учебным давлением, длительным чтением и чтением, невниманием к разумному отдыху, плохим освещением или световым дизайном в классе, а также с неразумным и отсутствием освещения для чтения. на дому Знания о здоровье глаз и зрения, популяризация информационной жизни, телевизор и компьютеры входят в повседневную жизнь, бьющееся изображение экрана дисплея вредит зрению учащихся и т. д.

    Правильный выбор световой и цветовой среды может снизить зрительную усталость учащихся, повысить настроение и интерес к обучению, повысить эффективность обучения и способствовать развитию IQ детей и их здоровому росту. В данной статье проводится предварительная дискуссия о влиянии элементов световой среды на рост детей, что может привлечь внимание всех слоев общества.

    1. Освещение

    Чтобы ясно видеть объекты, должно быть достаточно света, чтобы воспринимать существование различных объектов. В темноте без света зрительный механизм теряет свою функцию, а внутренние эмоции людей становятся спутанными, боязливыми, раздражительными и болезненными. Если в условиях хорошего светового и цветового пространства дети чувствуют себя психологически комфортно, концентрируют свое внимание, эффективность обучения высока, психика лектора также расслаблена, он может видеть и осваивать эмоции студентов, а педагогический эффект хороший.

    Освещенность — это основной технический индикатор визуальной световой среды. Он относится к величине светового потока на единицу площади освещаемого объекта. Его единицей является количество люменов на квадратный метр (лм/м2) или люкс (Lux). Измерять. При высокой освещенности легко видеть объекты, различать мелкие шрифты и изображения с высоким разрешением, а глаза человека не устают. Напротив, при низкой освещенности недостаточно света и не видны мелкие шрифты, низкое разрешение и легкая усталость глаз, травмы, близорукость.

    Различные светотехнические средства должны иметь научно обоснованные нормативные значения освещенности, а распределение освещенности должно осуществляться правильно. Недавно установленный международный стандарт освещенности класса составляет 300 люкс. По сути, освещенность в классе в дневное время представляет собой комбинированный эффект дневного света и освещения. Ночной класс должен быть оборудован полным освещением, а освещенность парты каждого класса должна быть больше нормативной. Стандарт освещенности классных комнат в некоторых развитых странах увеличен до 500 люкс.

    В период средней школы учащиеся имеют тяжелые учебные задачи, читают книги и делают домашние задания в течение длительного времени, глаза очень утомлены, и это период высокой заболеваемости близорукостью. Поэтому световому оформлению кабинетов учащихся средних классов следует уделить достаточно внимания. В некоторых районах освещенность в классах начальных и средних школ серьезно недостаточна, что ниже минимального нормативного значения в 150 люкс, что наносит вред физическому и психическому здоровью учащихся и снижает эффективность обучения. Освещенность некоторых специальных кабинетов (таких как рисование и живопись) увеличена до 500-1000 люкс, чтобы получить четкую световую среду. Однако некоторые вновь построенные школы имеют одностороннюю погоню за яркостью или неразумным дизайном. Освещенность достигает 800-1000 люкс, что формирует ослепляющий отраженный свет на учебниках и рабочих столах учащихся. Глаза учащихся склонны к усталости и трате электроэнергии.

    Если на парту в классе падает солнечный свет, освещенность достигает тысячи люкс, из-за чего учащиеся не могут видеть, что учитель пишет на доске, и ухудшается зрение. Свет, излучаемый электрическим источником освещения классных комнат, перераспределяется светильниками так, чтобы освещенность на рабочем столе каждого класса достигала необходимой величины. Из-за непродуманной конструкции или низкого качества ламп освещенность распределяется неравномерно и разница большая. Если субъективное суждение наблюдателя уже неудовлетворительно, это неизбежно повлияет на визуальные характеристики и комфорт. Равномерность освещения относится к отношению минимальной освещенности повсюду к среднему значению освещенности в классе, и обычно требуется, чтобы она была больше 80%. Люди, читающие или работающие при разном освещении, также могут вызывать утомление глаз.

    Зрительный эффект человеческого глаза состоит из множества сложных факторов и варьируется от человека к человеку. Разные годы предъявляют разные требования к яркости света. Чем старше возраст, тем хуже светопропускная способность хрусталика глаза и требуется более высокая освещенность. Даже если у одного и того же человека разные требования и реакции на освещение из-за различий в окружающей среде и эмоциональных изменений. Лучше всего использовать лампы с регулируемой яркостью для чтения, чтобы создать комфортную среду освещения.

    1. блики и мерцание

    (1) Блики 

    Блики — это появление света, который непосредственно стимулирует глаза в поле зрения, что снижает зрительную функцию или видимость (так называемый ослепляющий блик) или вызывает зрительный дискомфорт (так называемый неприятный блик). Свет от источника света высокой яркости, попадающий непосредственно в поле зрения, называется прямым бликом, например, солнечный свет, падающий на рабочий стол; свет, попадающий в поле зрения после отражения от глянцевой поверхности, называется непрямым бликом. В классе появятся дискомфортные блики, а инвалидные блики вряд ли появятся. Светоизлучающая площадь источника освещения должна быть как можно меньше, чтобы прямые блики не мешали зрению. По мере увеличения освещенности глаз появляется явление световой завесы, затрудняющее видение объектов.

    Люминесцентные лампы в основном используются для освещения учебных классов и оснащены светораспределительными лампами с хорошим отражением. Лампы и классная доска должны располагаться вертикально, чтобы учащиеся могли видеть, что площадь светоизлучающей способности ламп уменьшается. Направление взгляда всего класса направлено на доску, и освещение доски также очень важно. Требуется, чтобы на доске не было бликов, а освещенность была равномерно распределена по всей доске, чтобы учащиеся могли четко видеть доску. У учителей не должно быть прямых бликов, мешающих во время лекций, а также не должно быть отраженных бликов на доске в глаза учителю. В освещении доски используются лампы с угловым отражателем, а направление ламп правильное. Вертикальной освещенности достаточно, чтобы средняя освещенность, генерируемая на доске, достигала около 350 люкс. Для уменьшения неприятных бликов светильники комплектуются молочно-белыми или призматическими прозрачными абажурами. Очевидно, что освещение на столе равномерное и мягкое, но освещенность снижена на 25-30%.

    2) Мерцание

    Характеристики разряда люминесцентных ламп должны использовать балласт для включения и стабилизации рабочего тока. Традиционно используется индуктивный балласт. После подачи переменного тока частотой 50 Гц он будет производить 100 колебаний света в секунду, так называемое мерцание. Когда напряжение нестабильно, явление мерцания особенно серьезно. Если вы научитесь читать в течение длительного времени в условиях сильно мерцающего освещения, ваши глаза будут быстро уставать, что приведет к ухудшению зрения. При работе с высокочастотным током 20-50 кГц разрядный свет очень стабилен, интенсивность светового потока не будет мерцать, и можно будет избежать явления мерцания.

    Современные электронные балласты используются для работы на высоких частотах. Это относится к письменным столам, которые защищают глаза на рынке. В то же время большое количество реальных испытаний показало, что светоотдача люминесцентных ламп, работающих на высоких частотах, на 10-15 % выше, чем на низких частотах. . Чтобы создать энергоэффективную и качественную световую среду, необходимо полностью понять и использовать электронные балласты. В настоящее время существуют электронные балласты с затемнением или автоматическим затемнением, которые могут удовлетворить потребности различных случаев и получить необходимое людям освещение. Может сэкономить много энергии.

    Поскольку проектировщики архитектурного освещения не имеют глубокого понимания развития технологии освещения, а также из-за рыночной ценовой конкуренции, рынок иногда игнорирует надежность и срок службы электронных балластов.
    Чтобы сократить расходы, пользователи часто избегают использования электронных балластов. Поэтому многим всегда нравится использовать индуктивные балласты с высоким энергопотреблением, низкой светоотдачей и мерцанием.
    С быстрым развитием информационных технологий телевизоры и компьютеры вошли в обычные семьи, и все больше и больше детей играют в игровые приставки. Мерцающее изображение на дисплее терминала надолго режет глаза, а рентгеновские лучи, проходящие через кинескоп, будут очень серьезными, что повредит глаза и повлияет на зрение.

    4. Цветовая температура

    Когда свет попадает в глаза, вы почувствуете цвет источника света. Различные светящиеся тела имеют разный световой цвет. Когда цвет, излучаемый источником света, совпадает с цветом теплового излучения черного тела, температура черного тела называется цветовой температурой источника света, а единица измерения представлена ​​шкалой абсолютной температуры «К». , что является характеристическим значением цветового различия источника электрического света.
    Цветовая температура люминесцентной лампы составляет 6500K для дневного света (RR), 5000K для нейтрального белого (RZ), 4000K для холодного белого (RL), 3500K для теплого белого (RB), 3000K для теплого белого (RN), 2700K для лампы накаливания (RD). .

    Выбор цветовой температуры источника света зависит от температуры окружающей среды, случая использования и предпочтения цветовой температуры света. Источник света с высокой цветовой температурой (≥5000K) холодный и содержит больше синего света, что успокаивает людей. В основном используется в серьезных случаях, таких как производственные цеха и конференц-залы.
    Источник света с низкой цветовой температурой (≤3000K) имеет теплый цвет и содержит больше красного света, что дает людям живое, теплое и приятное психологическое ощущение. Как правило, они используются для освещения в детских садах, домах и гостиницах.
    Свет со средней цветовой температурой находится между светом с высокой цветовой температурой и светом с низкой цветовой температурой. Компоненты красного, зеленого и синего цветов преобладают. Его можно использовать в торговых центрах, ресторанах быстрого питания и супермаркетах.
    Более высокая цветовая температура быстро утомляет глаза. Свет с низкой цветовой температурой мягче, дает людям ощущение комфорта, свет меньше раздражает глаза, различительная способность немного ниже, а психологическое ощущение более расслабленное.

    В тропических или субтропических регионах температура относительно высока. Людям нравится использовать лампы с высокой цветовой температурой, чтобы создать тихую и прохладную обстановку. В регионах с холодным или умеренным климатом, где температура низкая, вы можете использовать лампы с низкой или средней цветовой температурой, чтобы улучшить теплую атмосферу. В нормальных условиях люди используют лампы с высокой цветовой температурой летом и лампы с низкой цветовой температурой зимой.

    Светящиеся предметы в классе — это книги и человеческие лица. Белый свет с высокой цветовой температурой освещает книгу и заставляет людей чувствовать себя чисто белыми, но белый свет, отраженный бумагой, попадает в глаза и легко вызывает утомление.
    Людям с разным оттенком кожи больше нравятся светлые оттенки разных цветов. Белые люди любят источники света с низкой цветовой температурой, такие как Европа и Северная Америка. Чернокожие любят белый свет, например, в Африке, Юго-Восточной Азии и Южной Америке. Большинство люминесцентных ламп, используемых в Китае, имеют цвет дневного света 6500K, что является результатом долговременной привычки.
    В то же время люди всегда думают, что яркость ламп с высокой цветовой температурой выше, чем у ламп с низкой цветовой температурой. Фактически, яркость света лампы с низкой цветовой температурой того же типа люминесцентной лампы больше, чем у лампы с высокой цветовой температурой. Свет с высокой цветовой температурой стимулирует глаза и заставляет людей чувствовать себя яркими. Свет с низкой цветовой температурой мягкий, меньше раздражает глаза и выглядит тусклым.

    Используйте как можно больше мягкого и комфортного света для детской учебной и игровой среды, благоприятной для зрения детей. Не используйте сильный свет, так как это вредит детским глазам. Что касается освещенности, вы можете выбрать 200-500 люкс для учебы и чтения, 150-200 люкс для игр и 75-150 люкс для общего освещения.

    Цветовая температура света должна быть низкой, чтобы создать мягкую, живую и радостную атмосферу. Иногда световой дизайн освещает стену или потолок, а затем рассеивает свет по всему пространству, чтобы получить мягкую и рассеянную цветовую среду.
    Для классных комнат учащихся средней школы лучше всего использовать освещение со средней цветовой температурой 4000K в районах с умеренным климатом. Поскольку географическое положение — умеренный климат, кожа бледно-желтая, а свет меньше раздражает глаза, что способствует мобилизации учебного настроения и заботе о первоначальных привычках. Подходит для ламп с высокой цветовой температурой.

    Учащиеся средней школы становятся старше, учатся усерднее и усерднее, и у них появляется все больше и больше домашних заданий. Освещенность должна быть больше 300 люкс. Дети не должны жить в среде с одним светлым цветом, иначе это приведет к ухудшению способности распознавания цветов. Поэтому в отделке поверхностей и интерьера вокруг детской жилплощади должны использоваться цвета, которые нравятся детям.
    Международные исследования показали, что синий, желтый, желто-зеленый и оранжевый цвета способствуют развитию детского IQ, тогда как белый, черный и коричневый не способствуют развитию детского IQ. Конечно, это не должно быть в красочной, мигающей и прыгающей световой среде, иначе это повлияет на нормальное развитие зрения и сделает детей раздражительными.

    5. Цветопередача

    Способность света достоверно восстанавливать цвет цветных объектов называется цветопередачей. Солнечный свет содержит свет различных цветов и может воспроизводить любой цвет на объекте. Искусственный свет состоит из множества различных цветов света, и его способность воспроизводить цвет объекта также различна.
    Способность источника света восстанавливать цвет представлена ​​индексом цветопередачи Ra. Обычно солнечный свет является эталоном: Ra=100. Значения Ra всех остальных источников света меньше 100. Чем больше значение Ra, тем лучше цветопередача. Текстильные фабрики, фабрики цветной печати, магазины одежды, ремесленные изделия, исторические реликвии, предметы интерьера, больницы и поликлиники и т. д. предъявляют высокие требования к индексу цветопередачи, который должен достигать не менее Ra=80-95.

    Высокая цветопередача способствует зрительной деятельности детей, создает ощущение естественности и комфорта и может улучшить способность различать цвета и повысить эффективность обучения. В последнее время передовые страны мира используют трехцветные прямые светодиодные лампы Ra 80-85 для освещения классных комнат, что может значительно улучшить цветовую среду визуального освещения и снизить энергопотребление освещения.

    Когда объекты одного цвета освещаются двумя разными источниками света, цвета отображаются по-разному, а иногда некоторые цвета искажаются. Например: под желто-белым светом натриевой лампы высокого давления с цветовой температурой 2000К и Ra=20 синие предметы становятся черными. Поскольку в свете нет синего света, в спектре излучения ртутной лампы высокого давления отсутствуют компоненты красного света, и лицо человека при освещении этой лампой кажется фиолетовым.
    Иногда цвет влияет на физические и психологические изменения. Например, ребенок может плакать в условиях желтого света. Сон при свете этой цветовой температуры склонен к близорукости, так как дети до 2 лет находятся в стадии зрительного развития. Чтобы удовлетворить эмоциональные потребности людей и различные случаи использования, необходимо правильно выбрать цветовую температуру и индекс цветопередачи источника света.

    Дети и высокоэнергетический синий свет: повод для беспокойства

    Высокоэнергетический синий свет, или просто «синий свет», был частой темой в средствах массовой информации в течение последних нескольких лет. Мы получаем синий свет из нескольких источников, включая солнце, компьютеры и смартфоны. Хотя люди эволюционировали, чтобы приспособиться к надлежащему количеству полезного синего солнечного света, мы только сейчас осознаем, что искусственный цифровой свет создает новые проблемы для здоровья наших глаз. Сегодня искусственный синий свет, создаваемый светодиодами, почти неизбежен и представлен десятками искусственных источников, включая уличные фонари, внутреннее освещение, а также через наши многочисленные цифровые устройства, такие как смартфоны, планшеты, ноутбуки и настольные мониторы. Эта последняя категория цифровых устройств представляет особый интерес, потому что мы часто находимся очень близко к экранам наших устройств, день за днем, в течение многих часов.

    Существует большое количество исследований воздействия синего света на человека, особенно на здоровье глаз, сон, продуктивность и поведение. Исследование предполагает, что мы должны проявлять осторожность, когда речь идет о синем свете, особенно с детьми, которые более восприимчивы к синему свету, потому что хрусталик детского глаза не фильтрует синий свет так же эффективно, как хрусталик взрослого (рис. 1). 1

    Рис. 1. Развивающиеся глаза детей пропускают больше синего света к задней части глаза.

     

    Исследования также показывают, что дети поглощают на 45% больше токсичного синего света через сетчатку, чем люди в возрасте 25 лет и старше 1 , и дети часто держат цифровые устройства ближе к лицу, потенциально подвергая их в 4 раза большему количеству синего света (рис. 2). ) 2 .

    Обеспокоенный уязвимостью детей к синему свету, 8 мая 2021 года министр экологии Франции объявил о новой мере по ограничению синего света в игрушках со светодиодами к 2022 году. воздействие синего света и его последующая просьба к французскому агентству ANSES изучить опасность синего света и сформулировать рекомендации. В результате 2019 г.В отчете ANSES, подготовленном в соавторстве с несколькими уважаемыми французскими учеными-исследователями, подчеркивается необходимость сохранения здоровья и окружающей среды с помощью мер, направленных на защиту наиболее чувствительных групп населения, начиная с детей, чьи глаза особенно чувствительны к свету и еще не полностью развиты.

    Рис. 2. Дети часто держат цифровые устройства ближе к лицу, что потенциально подвергает их в 4 раза большему количеству синего света.

     

    Такая активная позиция в отношении синего света отражает традицию проведения исследований во Франции, где многие научные эксперты связаны с известным исследовательским центром в области зрения Института зрения.