Содержание
Homepage — Арт-квартал «Патефонка»
Коломна, ул. Уманская, д. 3Д
+7 (495) 363-06-72
Vk
ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ
ЕДИНСТВО ВО ИМЯ ТВОРЧЕСТВА!
Коломна, ул. Уманская, д. 3Д
+7 (495) 363-06-72
+7 (499) 272-76-02
Время работы: 8:00 — 23:00
Vk
АРТ-ПРОСТРАНСТВО
ХОСТЕЛ
КЕМПИНГ
ГАСТРОБАР
© 2021-2022 Арт-квартал “Патефонка”. Создание и поддержка сайта – “Область Медиа”
Политика конфиденциальности
- Авторизация
- Регистрация
Забыли Ваш пароль? Введите Ваш адрес e-mail. На него Вы получите письмо со ссылкой на создание нового пароля.
Назад к авторизации
Выберите экскурсии и мастер-классы, которые Вы хотите посетить:
Экскурсии
Обзорная экскурсия по территории Арт-квартала «Патефонка»Посещение производства автодомов «Автокемпер-пром» (дополнительно к Обзорной экскурсии)»День на Патефонке»Интерактивная программа «Коломна – средневековая жемчужина»Дегустация старорусских медов в частной Медоварне Сергея Пупынина»Юрта на Патефонке»
Мастер-классы
Мастер-класс по ткачеству в музее-лаборатории «Шёлковая фабрика»Гончарный мастер-класс в семейной мастерской ЗавацкихМастер-класс по работе с мохером от сотрудников питомника Ангорских козХудожественные мастер-классы в Арт-студии «ESART»Мастер-класс по созданию киргизской куклы
Квесты
«Секреты Патефонки»
Два дня в Коломне
С проживанием в Арт-хостеле «Два Гуся»С проживанием в кемпинговом домике
Желаемая дата
Удобное время начала
Количество человек
Ваше имя
Контактный телефон
E-mail, на который мы отправим программу
Если есть особые пожелания к программе – расскажите о них нам
Дом в Коломне: родовое гнездо для любителя экстрима
Фрагмент гостиной. Кресло, Repeat Story. Журнальный столик, «Мастерская Кати Гердт». Декор на комоде, Dantone Home. Скульптурная группа «Феникс», автор Наталья Наумова, работа краснодеревщика Владимира Алексеева. Декор на открытом стеллаже, MH Living, Repeat Story, Barcelona Design. На стене — картина Натальи Наумовой «Вопреки».
- Фото
- Сергей Красюк
- Стиль
- Дарья Карпова
Дизайнер Наталья Наумова
- Фото
- Сергей Красюк
- Стиль
- ДАРЬЯ КАРПОВА
ПАРАМЕТРЫ ОБЪЕКТА
Тип недвижимости: трехэтажный дом с гаражом в цоколе
Метраж: 440 м²
Где находится: Подмосковье
Стиль: современный с элементами лофта
Основная идея проекта: создать открытое, наполненное воздухом пространство, которое станет постоянным местом проживания семьи и местом отдыха хозяина с друзьями после экстремальных выступлений
Цветовая гамма: светлые и нейтральные тона с яркими акцентами
Авторы проекта: дизайнер и художник Наталья Наумова, «Дизайн-бюро Натальи Наумовой», тел. +7 915 368-80-82, [email protected], www.naumova.design, Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) @nnburo
Прихожая. Комод, Liberty Home. Ваза и статуэтка, Dantone Home. Керамика, Repeat Story. Подсвечник, Liberty Home. Поднос в виде листочка, Barcelona Design. Напольная плитка, Italon. Текстильное оформление, мастерская «Дизайн-бюро Натальи Наумовой».
- Фото
- Сергей Красюк
- Стиль
- ДАРЬЯ КАРПОВА
У этого дома в Подмосковье — весьма необычные владельцы. Это молодая энергичная семья, глава которой — знаменитый спортсмен, любитель экстремальных видов спорта Алексей Колесников, который является единственным российским участником самого крупного в мире турнира по фристайл-мотокроссу Red Bull X-Fighters и который первым в России исполнил сальто на мотоцикле!
Дом замышлялся как место отдыха после частых поездок и выступлений, где можно расслабиться и провести время в кругу семьи (у Алексея жена и дочка) и куда можно пригласить друзей. Само здание представляет собой трехэтажное строение вытянутой формы, стоящее на узком участке. Эта земля принадлежит семье Алексея уже более ста лет, поэтому для него было принципиально построить свое родовое гнездо именно здесь. Собственно строительством занималась другая фирма, поэтому дизайнеры начали работать уже с готовым помещением.
Фрагмент гостиной. Диван, Anderssen. Торшер, Home Concept. Журнальный столик, «Мастерская Кати Гердт». Над диваном — работа Натальи Наумовой «Несбыточное равновесие». Подушки, Dantone Home, Liberty Home, MH Living, Home Concept. Декор на столе, «Хрупкие Вещи», Repeat Story, MH Living.
- Фото
- Сергей Красюк
- Стиль
- ДАРЬЯ КАРПОВА
Фрагмент каминной зоны с садовым креслом-шаром. Вазы, MH Living. Подушка, Home Concept. Картина Натальи Наумовой.
- Фото
- Сергей Красюк
- Стиль
- ДАРЬЯ КАРПОВА
Первый этаж занимают общественные зоны: прихожая, кухня-столовая и гостиная. Второй и третий этаж полностью отданы под приватные помещения: спальни хозяев и гостевые комнаты. У Алексея — целая команда единомышленников, с которыми он вместе тренируется, выступает и гастролирует по всему миру. Кто-то из Европы, кто-то из Америки — это настоящее международное «братство» экстремалов. Часто спортсмены, приезжающие в Россию, останавливаются в этом доме. Для таких гостей и предусмотрены комнаты на верхнем этаже.
Главной задачей было зонировать довольно узкое пространство так, чтобы сохранить объем и воздух, и в то же время разграничить прихожую, кухню и гостиную с каминной зоной. Все помещения плавно перетекают друг в друга. Их объединяет цвет стен, потолок на одном уровне и единое напольное покрытие (керамогранит). Коридор в санузел на втором этаже тоже оказался слишком длинным. Чтобы не терять полезные квадратные метры, было решено организовать там гардеробную комнату. «Получилось довольно логично — помылся, вышел из ванной, и можно сразу одеться», — говорит Наталья.
Гостиная. Диван, Anderssen. Кресло,Repeat Story. Журнальный столик, «Мастерская Кати Гердт». Текстиль, мастерская «Дизайн-бюро Натальи Наумовой». Декор на окне, Barcelona Design.
- Фото
- Сергей Красюк
- Стиль
- ДАРЬЯ КАРПОВА
Гостиная получилась контрастной. На фоне нейтральных оттенков стен и текстиля главная роль отведена мебели и предметам искусства. Здесь нашлось место и винтажному креслу из Европы, и китайскому столику середины XX века, а все картины для проекта написала сама Наталья.
Из-за архитектурных особенностей дома в гостиной получился высокий потолок в виде двускатной крыши. «Мы придумали сделать там имитацию стропильной системы из массивных деревянных балок. Балки не несут никакой инженерной нагрузки, они сугубо декоративные, но смотрятся очень эффектно и брутально. Они визуально сровняли потолок в зоне гостиной с потолком в других помещениях и послужили основой для трековой системы освещения, а еще натуральное дерево добавило интерьеру уют», — рассказывает дизайнер.
Каминная зона, плавно переходящая в гостиную. Кресла, Anderssen. Столик, Dantone Home. Корзина для дров камина, Liberty Home.
- Фото
- Сергей Красюк
- Стиль
- ДАРЬЯ КАРПОВА
Гостиная плавно переходит в каминную зону, с которой дизайнерам пришлось немного помучаться. «На этапе возведения дома строители заложили трубу дымохода определенного диаметра. В процессе разработки дизайн-проекта мы спроектировали большую каминную топку. Однако оказалось, что при существующем диаметре трубы реализовать это невозможно. В итоге каминная топка была установлена такой, как позволили технические условия, и выглядела на стене непропорционально маленькой. Мы решили воспользоваться декораторским приемом. Топка закрыта стеклянной дверцей, и когда огонь в ней не горит, то она выглядит черным прямоугольником. В мастерской заказали для нее „паспарту“ из полированного черного гранита, в итоге топка и гранит визуально сливаются в единое целое, дополняют друг друга, и выглядят пропорционально и органично».
Стену за камином дизайнеры хотели оформить ржавым железом, имитирующим паровозную печь. Но потом стало ясно, что лучше и проще сделать ее из крупноформатного керамогранита с эффектом ржавчины. Так и поступили. Получилось брутально и придало комнате модный лофтовый look, который поддерживается кирпичной стеной напротив.
Рядом с камином поставили винтажное кожаное кресло с реклайнером из Европы. В подлокотники встроен мини-бар — если хозяину захочется отдохнуть и расслабиться у огня с бокалом горячительного, ему даже не придется для этого вставать!
Каминная зона. Кресло со встроенным в подлокотники мини-баром, винтаж, Viva Vintage. Корзина для дров, Liberty Home. Подушка, MH Living.
- Фото
- Сергей Красюк
- Стиль
- ДАРЬЯ КАРПОВА
Столик, Dantone Home. Декор на столике, Repeat Story. Подушки на креслах, Liberty Home. На стене напротив камина — картина Натальи Наумовой «451 по Фаренгейту».
- Фото
- Сергей Красюк
- Стиль
- ДАРЬЯ КАРПОВА
Забавная люстра в виде подставки для бутылок с эффектом ржавого металла добавляет в интерьер немного иронии и хорошего настроения. Кстати, с ней случилась забавная история. «Люстру мы заказывали по электронному каталогу. А она пришла не „ржавой“, а просто обычно покрашенной. Но для нас нет ничего невозможного!, — смеется Наталья. — Мы сами ее перекрасили и добились нужного эффекта ржавого металла. Далее встал вопрос с бутылками. У одного из друзей как раз был день рождения, и мы попросили не выбрасывать пустую тару, чтобы использовать ее как декор. Добавляя в эту люстру бутылки из стекла разных оттенков, можно менять настроение».
В кухне, совмещенной со столовой, потолок решили оставить бетонным. Во-первых, это просто красиво, во-вторых, такое решение позволило дизайнерам сохранить его высоту и, в третьих, визуально поддержать брутальную лофтовую стилистику, близкую экстремальному характеру Алексея. Той же цели служат и «ржавая» вытяжка, и открытый кирпич: часть стены решили не штукатурить, а просто покрасили краской и повесили на фактурную белую кирпичную поверхность декоративную композицию в виде гнутого позолоченного листа металла.
При этом пространство не выглядит неуютным и мрачным, как классический индустриальный лофт, благодаря светлой гамме, большим окнам и шарообразным светильникам из прозрачного стекла, парящим в воздухе, как невесомые мыльные пузыри.
Кухня-столовая. Кухонная вытяжка сделана из МДФ компанией «Дизайн01» и покрыта специальной краской с добавлением металла, который, окисляясь на воздухе, создает эффект ржавчины. Барные стулья, «Лофт дизайн». Напольная плитка, Italon. Текстиль, «Дизайн-бюро Натальи Наумовой». Напольные вазы, Liberty Home. Ваза, Liberty Home. Вазы, Barcelona Design. Керамика,«Хрупкие Вещи».
- Фото
- Сергей Красюк
- Стиль
- ДАРЬЯ КАРПОВА
Кстати, обратите внимание на «кухонный фартук»: его роль выполняет декоративное панно на штукатурке в виде карты мира. «Это стена достижений, побед, эмоций и приятных воспоминаний, — говорит Наталья. — Хозяин дома объездил с выступлениями весь мир, и многие издания публиковали о нем статьи. Я распечатала журнальные материалы на принтере, художественно их доработала и наклеила на карту. Сверху бумагу покрыли защитным лаком, и получился очень необычный и эмоциональный кухонный фартук».
Кухня. Художественное панно в виде карты мира на стене — работа Натальи Наумовой.
- Фото
- Сергей Красюк
- Стиль
- ДАРЬЯ КАРПОВА
Фрагмент кухни.
- Фото
- Сергей Красюк
- Стиль
- ДАРЬЯ КАРПОВА
Столовая. Кресло, Home Concept. Стол, «Лофт дизайн». Стулья, Concept Home. Декор обеденного стола, «Хрупкие Вещи», MH Living. На стене — работа из металла Натальи Наумовой.
- Фото
- Сергей Красюк
- Стиль
- ДАРЬЯ КАРПОВА
Фрагмент столовой.
- Фото
- Сергей Красюк
- Стиль
- ДАРЬЯ КАРПОВА
Фрагмент столовой.
- Фото
- Сергей Красюк
- Стиль
- ДАРЬЯ КАРПОВА
Спальня представляет собой просторное помещение с огромными окнами «в пол» — там много света и воздуха. По соседству находится парк, и природа буквально входит в дом, становясь органичной частью интерьера. Объединяющим элементом здесь стал цвет. В тон к большому шерстяному ковру подобрали обивку для винтажного кресла. Над кроватью Наталья разместила созданное ей художественное панно, и композиция сложилась.
Спальня. Паркет, Finex. Кровать, Anderssen. Текстильное оформление, мастерская «Дизайн-бюро Натальи Наумовой». Обои, Eijffinger. Ковер, Ами. Прикроватные тумбы, Dantone Home. Бра, Liberty Home. Стеклянные вазы у кровати, Liberty Home. Подушки, Liberty Home, Dantone Home, Home Concept. Банкетка, MH Living. Декор на банкетке, Liberty Home. Над кроватью — работа Натальи Наумовой.
- Фото
- Сергей Красюк
- Стиль
- ДАРЬЯ КАРПОВА
Фрагмент спальни. Кресло, Viva Vintage. Столик, Dantone Home. Декор на столике, Barcelona Design и Dantone Home. Консоль, «Мастерская Кати Гердт». Пуф, Dantone Home. Вазы на консоли, Dantone Home. Картина Натальи Наумовой.
- Фото
- Сергей Красюк
- Стиль
- ДАРЬЯ КАРПОВА
Ванная комната. Ванна, Ravak, Love story. Мебель для ванной, Cezares. Плитка, Italon. Люстра, винтаж, Viva Vintage. Текстильное оформление, мастерская «Дизайн-бюро Натальи Наумовой». Декор, MH Living, Liberty Home, Barcelona Design. Картина Натальи Наумовой.
- Фото
- Сергей Красюк
- Стиль
- ДАРЬЯ КАРПОВА
Санузел. Унгитаз, Belbagno. Мебель для ванной, Cezares. Плитка, Italon. Ваза, Barcelona Design.
- Фото
- Сергей Красюк
- Стиль
- ДАРЬЯ КАРПОВА
«Главное, что результат понравился заказчикам. Что дом нестандартной вытянутой формы стал уютным, удобным и харизматичным, — подытоживает Наталья. — В этом интерьере комфортные диваны соседствуют с ржавым металлом, а современное искусство прекрасно сочетается с винтажной мебелью. Это настоящий Дом для Чемпиона, который подойдет и для размеренной семейной жизни, и для приема многочисленных гостей».
Видео: Андрей Иванов
- Фото
- Сергей Красюк
- Стиль
- ДАРЬЯ КАРПОВА
Теги
- светлый
- Подмосковье
- традиционный
КБМ Конструкторское бюро машиностроения / Коломенское конструкторское бюро машиностроения
Сергей Павлович Непобедимый возглавил КБМ после смерти Б.И. Шавырина в 1965 году. Технических отказов Сергей Павлович не знал. Противотанковые, переносные зенитные, оперативно-тактические ракеты из Коломны были чуть ли не первыми в своих классах, другие остаются лучшими на планете За свою карьеру Непобедимый сконструировал ряд известных систем вооружения, таких как «Ока», «Точка». -У, Хризантема, Стрела и Игла. Он также основал совершенно новую область в разработке вооружений: системы активной защиты для танков, вертолетов и шахт для баллистических ракет.
Исторически сложилось так, что в стране Советского Союза почти не было бывших Генеральных конструкторов — как правило, их уносили с этой должности (ногами вперед). Либо по тем или иным причинам, часто очень далеким от технологий, их убрали. Своим уходом Сергей Павлович Непобедимый выразил протест против ликвидации этого комплекса «Ока» в рамках Договора о ракетах средней и меньшей дальности [ДРСМД].
Не исключено, что он прожил бы долгую счастливую жизнь, оставаясь «широко известным в узких кругах», несмотря на то, что названия созданных им машин знал весь мир. Он был обнаружен путем катастрофы и разоружения. Только тогда страна узнала о Генеральном конструкторе коломенского КБМ — конструкторского бюро машиностроения, создателе почти всех типов боевых ракет, фамилия которого лучше всего соответствует его работе, а старая и нынешняя — о Сергее Павлович Непобедимый. И все же неоднократные публикации отражали хотя и важную, но только одну сторону его деятельности — историю оперативно-тактического ракетного комплекса «Ока».
Сергей Павлович сказал о происхождении своей фамилии [что означает «Непобедимый»]: Она происходит от прозвища. Мой отец — Павел Федорович — уроженец Курской области, граничащей с Украиной; используются прозвища. Еще до революции нашу семью прозвали Непобедимой за большую силу. Когда отец уехал в Петроград, украинский Непобежденный превратился в Российского Непобедимого.
Сергей Павлович Непобедимый родился 13 сентября 19 г.21 в городе Рязани в семье рабочего. В 1922 году семья переехала в Курскую губернию и поселилась в городе Никольское Шгровского уезда (ныне Курская область). Через несколько лет родители с детьми переехали в город Сжгира. Уже в школьные годы он проявил незаурядные способности в математике, изучал механику, занимался моделированием и в 14 лет сконструировал паровую турбину, которую отправил на выставку в Москву.
В 1938 году окончил Шгровскую среднюю школу №1 (бывшая гимназия) и, пройдя жесткий конкурсный отбор, поступил в Краснознаменный машиностроительный институт имени Баумана (ныне МГТУ им. Баумана) на «факультет боеприпасов». К началу Великой Отечественной войны окончил третий курс. Он подал заявку добровольцем на фронт. Участвовал в строительстве оборонительных сооружений под Елней на реке Десна в составе особого батальона. 8 сентября, 1941 во время работ попал под налет вражеской авиации. 20 октября 1941 года школа эвакуирована в Ижевск. Работал на потоке противотанковых стволов, слесарем на заводе, выпускавшем пулеметы «Максим».
Вернувшись в Москву из эвакуации в 1943 году, продолжил занятия в группе под руководством профессора Ю. А. Победонцев также бросил бомбы на труболитейном заводе, расположенном под землей на Павелецком вокзале. В 1945 году окончил Академию обороны имени Баумана по специальности «Инженер-механик по боеприпасам» (тема дипломного проекта — «Ракетный комплекс перспективного диапазона для борьбы с танками»). Суть дела: существовавшие в то время фаустпатроны, базуки и другие подобные образцы имели дальность действия всего в десятки метров. Ракеты тех же немецких гранатометов могли лететь и дальше, но точность резко падала. Сергей Павлович обосновал другое решение. Короткие, компактные направляющие и пусковой двигатель, сгорающий практически мгновенно. Снаряд уже летит, скорость достаточная, стабилизаторы работают, стартовые возмущения стихают. И только здесь через модератора запускается маршевый двигатель.
В конце Великой Отечественной войны, когда молодой Сергей Непобедимый заканчивал учебу в Московском государственном техническом университете им. будущее советского ракетостроения: молодому выпускнику предложили работу в КГБ. Тогда от таких предложений почти никогда не отказывались, тем более что работа в КГБ была связана с большим престижем. Однако молодой инженер пошел против течения и вместо этого поступил на работу в Коломенское конструкторское бюро машиностроения, став впоследствии его главным конструктором. Сегодня бюро известно во всем мире благодаря разработанным им ракетным комплексам «Искандер-М» и «Игла».
По рекомендации Ю. Победонцев был направлен в Коломну в СКБ-101 (КБМ, ныне ФГУП «КБ машиностроения»). В КБ последовательно занимал должности инженера-конструктора, старшего инженера, начальника группы, начальника научно-исследовательского отдела, первого заместителя главного конструктора (1961 г.), главного и главного конструктора (1965 г.), генерального конструктора (1988 г.). Принимал непосредственное участие в создании механизма заряжания для 433-мм противолодочной бомбы Бесшщан БМБ-2 (1951 г.). Руководил разработкой, испытанием и изготовлением осколочно-фугасных и кумулятивных выстрелов для рекуперационных орудий Б-10 и Б-11 (1954).
В конце 1950-х годов перед инженерами-ракетчиками была поставлена задача создать межконтинентальный мобильный комплекс по дальности и дальности действия, максимально адаптированный к требованиям войск (читай, предельно простой в применении). Он предложил использовать воздух в качестве окислителя для твердого топлива. Гном разместил первую, прямоточную ступень впереди. А второй, уже чисто ракетный, с боевой частью вставлялся в его хвостовую часть. Мобильный комплекс брал не более 32 тонн. Машина массой до 65 тонн может проходить по мостам (причем стратегическим, усиленным), а уже было известно, что масса пустого транспортера примерно равна массе ракеты.
В 1956 г. возглавил группу по разработке противотанковых ракетных комплексов (ПТРК), результатом которой стали комплексы «Шмель» (1960 г.), «Малютка» (1963 г.), позже полуавтоматические ПТРК «Малютка-П» ( 1969 г.) (в 1973 г. во время арабо-израильской войны с помощью «Малюток» был уничтожен весь израильский танковый полк (около 800 машин). При их создании был реализован ряд новаторских технических разработок, сыгравших важную роль в других отраслях
Мало кто знает, что стоимость легендарной управляемой ракеты «Малютка» была снижена до стоимости черно-белого телевизора — 500 рублей. И это несмотря на то, что в ракете было несколько технологических новшеств, а в боеголовке использовались передовая электроника и пластмассовые компоненты. Кроме того, его корпус был изготовлен из пластика, что в 1960-е годы были шагом вперед даже для США. Благодаря дешевизне Советский Союз производил до 40 000 ракет «Малютка» в год. Неудивительно, что на армейских складах в различных частях мира до сих пор хранится около 200 000 таких ракет.
Еще один любопытный и малоизвестный факт, связанный с конструкциями Непобедимого, касается и Малютки, а также Китая и мод. В 1960-х годах при советском лидере Никите Хрущеве отношения Москвы с Китаем испортились. Это повлияло на импорт китайского шелка, который почти прекратился. Однако проводка, по которой наводилась ракета «Малютка», использовалась из шелка. Долгое время Непобедимый бился над поиском замены шелку, пока однажды на совещании на работе не заметил у одного из коллег рубашку из полиэстера. Ткань, из которой была сшита рубашка, называлась «Лавсан» — аббревиатура Лаборатории высокомолекулярных соединений АН СССР. Так ткань, из которой шили рубашки и платья, стала для Малютки рубашкой.
Под его руководством была завершена разработка первого отечественного переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК) «Стрела-2» (1968 г.), за которым последовала серия ПЗРК: «Стрела-2М» (1970 г.), «Стрела-3». (1974 г.), «Игла-1» (1981 г.), «Игла» (1983 г.), при этом впервые в мировой практике были решены комплексные технические задачи по обеспечению эффективной стрельбы навстречу в условиях воздействия активных тепловых возмущений и др. факторы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «секретно») от 26 апреля 19 г.№ 71 за исключительные заслуги перед государством при выполнении особого поручения Сергею Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1970—1980 годах были созданы первые в мире сверхзвуковые противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Штурм»: «Штурм-В» (1976 г.) — в вертолетной, «Штурм-С» (1978 г. ) — в самоходной. исполнение. Позднее были созданы «Атака» (глубокая модификация «Штурма») и первая в мире двухканальная «Хризантема».
В середине 1970-х по его инициативе было организовано принципиально новое направление в области вооружений — создание комплексов и систем активной защиты (КАЗ) с бронетехникой (комплекс «Арена») и другой техники (в том числе минных пусковых установок МДР).
Был инициатором создания в стране высокоточных мобильных оперативно-тактических ракетных комплексов (ТРК и ОТРК). Под его руководством были созданы «точки» с различными типами боевой части (БЧ): Сбч, Офбч (1975), КЧ (1977 г.), Г (1979 г.), Ф-Р (1982 г.), а также «Точка-У» (1988 г.), ОТРК «Ока» (1980 г.).
О преданности Сергея Непобедимого своей работе ходили легенды: он присутствовал на каждом испытательном пуске своих ракет, иногда преодолевая расстояние в 250 миль до полигона. Заметьте, тестовый запуск был чуть ли не каждую неделю, а то и чаще. Когда испытания закончились, Непобедимый подсчитал, что в поездках на полигоны он измерил длину экватора. Во время одного из таких испытаний — противотанковой ракеты «Шмель» — произошел инцидент, послуживший основанием для введения специальной психологической подготовки военнослужащих, работающих с комплексным вооружением.
Во время испытания к Непобедимому подошел солдат, который сказал ему, что у него трясутся руки от страха сделать что-то не так и тем самым нанести ущерб социалистическому государству, уничтожив дорогую ракету, хотя официально солдаты не могут быть привлечены к ответственности ни за какие повреждение вызвало. Это признание послужило поводом для введения нового требования, согласно которому все военнослужащие, участвующие в пусках ракет, должны были предварительно пройти специальную психологическую подготовку.
Страх возложить на государство огромные расходы не означал, что стоимость советского оружия была запредельной или что конструкторы не могли уследить за копейками. Действительно, технологии, созданные в ту эпоху, показывают, что все было наоборот, в основном потому, что одной из ключевых концепций, лежащих в основе советских технологий, была простота в сочетании с эффективностью.
Всего Сергей Павлович Непобедимый был создателем 28 единиц оружия. С 1990 года работал главным научным сотрудником Института автоматики и гидравлики в Москве, был научным руководителем НТЦ «Реагент».
Сергей Павлович скончался 11 апреля 2014 года в возрасте 93 лет. Похоронен 15 апреля на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищах.
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org |
Введите свой адрес электронной почты |
Шавырин Борис Иванович
Шавырин Борис Иванович (27 апреля (10 мая) 1902, Ярославль — 9 октября 1965, Москва) — советский конструктор минометного и реактивного оружия. Доктор технических наук (1952), член-корреспондент Академии артиллерийских наук (1949), Герой Социалистического Труда (1945). В апреле 1942 года назначен начальником и главным конструктором только что созданного Особого конструкторского бюро, которое возглавлял до конца жизни. Простота и технологичность конструкций советских минометов позволили в короткие сроки развернуть их серийное производство и полностью удовлетворить потребности фронта.
Борис Иванович родился 27 апреля 1902 года в Ярославле. В детстве он не помышлял о дизайнерской деятельности. Как и большинство сверстников из Ярославля, он хотел стать капитаном или механиком на одном из белоснежных пароходов «Волга». Другого мнения придерживался его отец, старый железнодорожник Иван Семенович Шавырин, который постоянно приглашал его работать к себе, на железную дорогу. И это случилось. Борис окончил двухлетнюю железнодорожную школу.
В 1917 году умер его отец, и семье пришлось очень тяжело. Он жил впроголодь. Нужно было идти на работу, и пятнадцатилетний школьник-подросток устроился на паровую мельницу. Однако случилась Октябрьская революция, которая способствовала его дальнейшему образованию. Вскоре устроился работать на вокзал, стал мотористом, научился работать на токарно-винторезных и фрезерных станках. У него была постоянная тяга к знаниям, что не осталось незамеченным — молодого рабочего отправили учиться на вечернюю станцию.
После окончания трудового факультета был направлен для дальнейшего обучения в Московский государственный технический университет. Н.Э. Баумана — первый и самый престижный технический вуз России. Учиться в нем было тяжело. Не хватало фундаментальных знаний, особенно по математике и физике. В 1930 году Борис окончил МГТУ и остался в Москве.
Работал инженером производственного отдела Оружейно-оружейного и машиностроительного союзов. Эта работа для молодого специалиста была престижной. Параллельно занимается преподавательской деятельностью, ведет курс материалов сопротивления в МГТУ.
С 1932 г. — старший инженер-конструктор, затем начальник КБ на заводах. В 1937 году добивался его перевода в Особое конструкторское бюро № 4 при Ленинградском артиллерийском заводе № 7, в котором начал работать над различными типами минометов.
В 1930-х годах в СССР была принята широкая программа создания минометов калибра 50, 82, 107, 120, 160 и 240 миллиметров. К ее выполнению в 1936 году подключился Шавырин, и вскоре его имя засияло в ярком созвездии имен выдающихся конструкторов минометного оружия.
После первого применения минометов Шавыриным в августе 19 г.39 в боях на реке Халхин-Гол вышло постановление правительства «Об увеличении производства минометов и мин», расширились работы над ними в других КБ и началось их серийное производство. Опыт боевых действий на Халхин-Голе, а также в ходе советско-финляндской войны 1939-1940 годов убедительно показал, что минометы являются незаменимым оружием пехоты в современном бою. Помимо минометов, СКБ-4 разработало и приняло на вооружение БМП-1 ВМФ — первые советские штурмовые бомбометы для глубоководных бомб, которыми были оснащены корабли противолодочной обороны.
В 1940 году из-за необоснованных обвинений Шавырин был вынужден из СКБ-4 перейти на работу в СРБ НИИ-13, но с началом войны вернулся к модернизации минометов.
С первых же дней Великой Отечественной войны конструкторский коллектив под руководством Шавырина, эвакуированный в Пермь, настойчиво работал над модернизацией и упрощением конструкций минометов, а также над снижением трудозатрат на их изготовление. Придавая особое значение дальнейшему совершенствованию минометного вооружения, Государственный Комитет Обороны принял постановление от 11 апреля 19 г.№ 42, на базе которого на базе специалистов СКБ НИИ-13 в подмосковной Коломне на территории завода № 4 было создано Особое конструкторское бюро гладкоствольной артиллерии (СКБ ГА, ныне ФГУП «КБ Машиностроение»). и минометная группа конструкторов завода № 7. (СКБ ГА). Шавырин был назначен начальником и главным конструктором. В этой должности он оставался до конца жизни.
Конструкторское конструкторское бюро Конструкторское бюро машиностроения (КБМ), награжденное орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, создано Постановлением ГКО № 1576 от 11 апреля 19 г.42 специально для разработки минометных систем.
В короткий срок отдельные конструкторские группы, разделенные войной, были объединены в технически сильный творческий коллектив во главе с Борисом Ивановичем Шавыриным, который инициировал и поставил на широкую ногу работу по обеспечению потребности армии в минометных системах. В непростых и крайне тяжелых условиях военного времени личный состав КБМ оперативно решает различные вопросы, возникающие при эксплуатации минометов в войсках, осуществляет заводской надзор на заводах и непосредственно на фронте, налаживает производство непрерывно нарастающего в ходе войны минометного вооружения.
Конструкторы КБМ разработали несколько вариантов минометов для различного боевого применения, усовершенствовали конструкцию 82-, 107- и 120-мм минометов. Творческая эффективная работа конструкторского бюро была высоко оценена Коммунистической партией и Правительством. В 1942 г. начальник КБ и главный конструктор Б.И. Шавырин, заместитель главного конструктора Б.И. Шавырин, Е.А. Ягупов, руководитель группы Г.Д. Ширенин были удостоены Сталинской премии. Видные специалисты Н.А. Доровлев, С.В. Гусовский, А.Г. Соколов, С.П. Ванин, П.В. Горячев, В.И. Лукандер, С.Б. Добринский внес выдающийся вклад в разработку новых минометных систем.
История КБМ таит в себе немало ярких достижений своего творчества. Например, значительная часть (около 80 процентов) минометов, использовавшихся в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны и сыгравших огромную роль в Великой Победе 1945 года, была разработана КБМ.
В работе Борис Иванович был очень требовательным, жестким, даже придирчивым. Как он относился к своим коллегам по СКБ, так относился и к себе. В трудные военные годы Шавырин сумел организовать хороший коллектив и оказать значительную помощь промышленным предприятиям и воинским частям в освоении этого вида оружия. Простота и технологичность конструкций советских минометов позволили в короткие сроки развернуть их серийное производство и полностью удовлетворить потребности фронта. Всего за три военных года СКБ выполнило более 50 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
16 сентября 1945 года Борису Ивановичу Шавырину было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С окончанием Великой Отечественной войны минометы не так интенсивно развивались. Ходили даже слухи, что миномет исчерпал себя и в дальнейшей разработке нет смысла. Однако СКБ Шавырина работы не прекращало. Более того, требования к новым образцам резко выросли, а условия испытаний ужесточились. В начале 1950-х, 160-мм и 240-мм минометы были приняты на вооружение.
Тем не менее перед конструкторским бюро уже ставились новые задачи, связанные с созданием реактивного оружия. Последним изобретением Шавырина в области минометного вооружения стала самая мощная в мире 420-мм самоходная минометная установка. Опытные образцы были показаны на военном параде на Красной площади в Москве 1 мая 1957 года.
Работы по развитию реактивной техники начались в конце 1940-х гг. Первым шагом в этой области стали безоткатные орудия — оружие, не имеющее отдачи (отдачи) при выстреле. Этот эффект создается за счет отвода пороховых газов через отверстие в казенной части ствола. Благодаря напряженной работе команды уже в 19На вооружении Советской Армии находятся 54 безоткатных орудия калибра 82-мм Б-10 и 107-мм Б-11.
В 1957 году перед несколькими КБ была поставлена задача создать ПТРК — противотанковые управляемые ракетные комплексы. В 1957 году СКБ Шавырина получило новое задание на разработку первой советской противотанковой управляемой ракеты (ПТУР). Эта работа повлекла за собой полную переориентацию работы всей конструкторской группы. Многие высокопоставленные руководители предлагали назначить на место Шавырина другого конструктора, имеющего опыт разработки ракетного оружия. Однако его оставили на месте.
ПТРК, то есть противотанковый управляемый ракетный комплекс, должен был поражать танки кумулятивными ракетами на большом расстоянии от стрелка (500-2000 м), недоступном для обычных гранатометов и с большей точностью. Это оружие относилось к классу высокоточного. Для СКБ это была солидная перспектива, и главный конструктор ухватился за новую тему. Коломенское СКБ начало работы по созданию комплекса противотанковых управляемых средств, получившего впоследствии название «Шмель».
Управляемая ракета и наземная система наведения предназначались для стрельбы из легкой пехотной пусковой установки и должны были допускать транспортировку в кузове автомобиля. Его непосредственным конструктором был Сергей Павлович Непобедимый, выдающийся советский и российский ракетный конструктор, умерший 11 апреля 2014 года в возрасте 9 лет.3. Переход к новой теме был сложным и требовал значительной работы. Дальнейшим развитием ПТРК в СКБ стало уменьшение их размеров и создание переносных пехотных комплексов. Например, верхом совершенства были ПТРК, которые получили название «Малютка». Этот образец долгие годы считался непревзойденным в мире.
В начале 60-х СКБ занялось разработкой переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК), который получил название «Стрела-2». Под руководством главного конструктора Шавырина в результате мозгового штурма были сформированы облик и тактико-технические требования к комплексу. Но закончить эту работу замечательному конструктору уже не удалось.