Кто запатентовал синий цвет: История одного цвета: Синий Ива Кляйна

История одного цвета: Синий Ива Кляйна

К 90-летию со дня рождения Ива Кляйна компания Ressource выпустила краску для стен, вдохновленную его ультрамариновым оттенком. Баночка синей бархатной краски обойдется в $ 100 за литр — немного, если сравнить с $ 22 миллионами, за которые продали монохромное полотно художника в 2008 году. Рассказываем, с чего все началось.

В 1960 году французский абстракционист Ив Кляйн запатентовал личный оттенок синего цвета — International Klein Blue. Для Кляйна синий имел особое значение: по его мнению, все остальные цвета вызывали слишком стойкие ассоциации, в то время как синий напоминал только о море и небе — самых абстрактных вещах в мире. Кляйна интересовало бесконечное пространство неба и моря, которое он называл вакуумом.

Работать с синим цветом художник начал в 1946 году — тогда ему приснился сон, будто он подписывает обратную сторону неба. На небе появились птицы, и художник разозлился, что они испортили “величайшее его творение”. Кляйн родился в Ницце и каждое лето проводил на Лазурном Берегу у тети, потому не странно, что синий цвет стал центральным в его искусстве. Кроме “синей” природы юга Франции главным источником вдохновения послужили фрески Джотто в капелле Скровеньи в Падуе, которую итальянский мастер разрисовал в 1305 году.

Кляйн стремился сохранить насыщенный оттенок ультрамарина, который исчезал при контакте с закрепителем. Помог ему в этом парижский торговец красками Эдуард Адам, чей магазин все еще открыт на бульваре Эдгар-Кине в районе Монпарнас. Адам предложил художнику использовать синтетическую смолу Rhodopas M60A, разработанную фармацевтической компанией Rhône-Poulenc, и тогда Кляйн получил желаемый эффект.

В 1960 году художник запатентовал формулу под названием International Klein Blue. Сам цвет никогда не был запатентован — это противоречило французскому законодательству —  но Кляйн зарегистрировал саму технологию создания краски.

Синий период Кляйна начался в 1957 году, когда он открыл выставку в Милане с 11-ю одинаковыми монохромными полотнами размером 78 на 56 см. В буклете к выставке Кляйн написал, что покажет “синий, каков он есть, свободный от любой функциональности”. Позже он привез полотна в Париж, где открыл выставку запуском 1001 воздушного шара синего цвета в небо (тогда проблема загрязнения окружающей среды не стояла так остро, потому люди могли позволить себе подобную роскошь без угрызений совести). За свою короткую карьеру (Кляйн умер в 34 года от сердечного приступа) он создал 194 монохромных синих полотна.

Однако самыми известными работами с использованием синего стали “антропометрии” (названные в честь науки об измерении человеческого тела), создание которых превращалось в перформанс. Кляйн обливал краской обнаженные тела моделей, а потом просил их оставить отпечаток на белом вертикальном холсте. Атмосферу перформанса художник сгущал синими коктейлями для гостей, которые наблюдали за творением искусства под авторскую композицию Кляйна “Монотонная симфония” — она состояла из одного аккорда, повторяющегося на протяжении 10 минут, после которых следовали 10 минут тишины. С 1958 года он создал 180 антропометрий.

Летом 1960 года, после получения патента, художник показал первые “космогонии” — полотна, созданные в содействии с природными явлениями. Он привязал синий холст к крыше машины, на которой отправился из Парижа в Кань-сюр-Мер (тот самый город у моря, где жила его тетя). Холст пострадал от дождя, ветра и пыли, и тогда Кляйн считал свою работу законченной.

К концу жизни художник начал создавать скульптуры в синем цвете. Он окрашивал губки в синий пигмент, считая, что они поглощают краску так же, как и человек, смотрящий на глубокий синий, — подобно вакууму.

Наследие художника продолжает вдохновлять людей самым неожиданным образом: британский актер Эдди Рэдмейн, будучи дальтоником, написал дипломную работу о синем Ива Кляйна — он изучал историю искусств в Кембриджском колледже.

Читайте также: Пятна и холст: Кто повлиял на творчество Джексона Поллока

Как Ив Кляйн придумал свой синий цвет

В день рождения французского художника вспоминаем его вклад в моду и кино. 

Express Newspapers

Уроженец Ниццы, Ив Кляйн рассказывал, что в 1947 году сидел вместе со своими друзьями на вечернем пляже и делил с ними мир поровну. Арман Фернандес захотел взять себе землю и все ее богатства, Клод Паскаль выбрал воздух, а Ив оставил за собой небо. В будущем он скажет, что именно небо стало его первой работой и породило в нем желание находить радикально новые способы показывать бесконечное и нематериальное в своих работах. 

Поворотным моментом в его карьере стал 1962 год – именно тогда Кляйн создал свой легендарный синий оттенок, который запатентовал и благодаря которому получил широкую известность. Оттенок International Klein Blue (или IKB) – не просто синий, он невероятно интенсивный, насыщенный и глубокий, создающий эффект той самой неизмеримости, бесконечности, к которым стремился Кляйн. Особенность формулы была в том, что пигмент сохранял яркость благодаря синтетической смоле Rhodopas M60A.

Возможно, разрабатывая IKB, художник и не представлял, насколько сильное впечатление он произведет на художников, дизайнеров и режиссеров. Причем обратную связь он получил весьма скоро. 

В «Безумном Пьеро» Жан-Люка Годара можно разглядеть отсылки ко многим художникам XX века. Так, например, в одной из сцен за спиной Анны Карина видны работы Пабло Пикассо, обилие красного и синего в кадре наталкивает на мысли об Анри Матиссе, но все же особенно сильно в картине ощущается влияние Ива Кляйна.  

«Безумный Пьеро»

Стоит отметить, что фильм был снят спустя несколько лет после того, как художник явил миру не только свой насыщенный синий, но и серию антропометрических картин: обнаженные женщины, выкрашенные в синий цвет, прилегали к белым холстам, оставляя отпечаток тела. 

В финале картины Фердинанд (Жан-Поль Бельмондо) раскрашивает свое лицо синей краской, и, скорее всего, Годар держал в голове именно эти полотно, прорабатывая сцену с синим гримом главного героя. 

«Безумный Пьеро»

Кроме того, Кляйн также экспериментировал с огнем: на холстах он оставлял абстрактные следы с помощью горелок и огнеметов. В «Безумном Пьеро» главный герой, закончив с гримом, обматывает себя динамитом и исчезает в языках пламени. Финальные кадры – безграничное небо и море, сопровождаемые закадровым голосом, цитирующим Артюра Рембо. 

«Безумный Пьеро»

Синий Кляйна не только закрепился в мире современного искусства или кино, но оставил след даже в литературе и музыке, тут можно вспомнить участников нью-йоркской группы Blue Man, выступающих в образах эдаких инопланетян.  

Группа Blue Man

Eric McCandless

Они носят исключительно черную одежду, а вот лица гримируют краской оттенка International Klein Blue. 

В 2019 году институт Pantone назвал «классический синий» цветом 2020 года, отмечая, что он действует умиротворяюще. Эксперты как в воду глядели: спокойствие – это действительно то, в чем мы особенно сильно нуждаемся в эти тревожные месяцы. 

Примечательно в истории и то, что тон, выпущенный под номером Pantone 19-4052, можно не только видеть, но еще и слышать, трогать и даже попробовать на вкус. Швейцарская парфюмерная компания Firmenich, например, выпустила свечу, а команда Tealeaves создала чайную смесь, посвященную «Классическому синему». Все это по сути идеи Кляйна о том, что синий цвет безграничен. 

В модном мире синий цвет, причем столь же интенсивный, что и у Кляйна, может, и не всегда лидирует, но занимает почетное место практически в каждом сезоне. В прошлом непосредственно к картинам художника обращалась Фиби Файло. В коллекции Celine были платья с принтами знаменитых антропологических работ Кляйна, а в прошлой весенне-летней коллекции след авангардиста, точнее отпечаток руки, был в мужской коллекции Дриса ван Нотена. 

Dries Van Noten, весна-лето 2019

В нынешнем сезоне об оттенке IKB вспомнили в Berluti, Dior Men и GmbH. Цвет очень активный и насыщенный и лучше носить его в небольших количествах, ограничиваясь одним элементом или аксессуаром. 

Berluti; Givenchy; GmbH

Кстати, сам Ив Кляйн использовал яркие цвета только в том случае, когда дело доходило до работы над картинами. Художник одевался весьма лаконично и тяготел к сдержанной палитре. Его униформа – белая рубашка, костюм темно-серого оттенка, шелковый, небрежно повязанный бант. Художник любил жилеты, а также свитера с V-образным вырезом, под которые в большинстве случаев надевал однотонные рубашки.  

Есть и еще одна сторона Кляйна, о которой не так много известно: в 1953 году художник отправился в Японию, где провел 15 месяцев, практикуя дзюдо в институте Кодокан. В итоге он получил черный пояс и на некоторых фотографиях его можно увидеть в белых шелковых восточных халатах. 

Ив Кляйн: человек, который изобрел цвет

Загрузка

Современные достижения | Цвет

Ив Кляйн: человек, который изобрел цвет

Аластер Сук, 28 августа 2014 г.

Француз был художником, шоуменом и изобретателем, создавшим оттенок, которого раньше не существовало. Как он этого добился? Об этом сообщает Аластер Сук.

Одним летним днем ​​1947 года трое молодых людей сидели на пляже в Ницце на юге Франции. Чтобы скоротать время, они решили сыграть в игру и поделить мир между собой. Один выбрал царство животных, другой — область растений.

Третий мужчина выбрал царство минералов, прежде чем откинуться на спинку кресла и посмотреть на ультрамариновую бесконечность небес. Затем с удовлетворённостью человека, внезапно решившего, как должна развиваться его жизнь, он повернулся к своим друзьям и объявил: «Синее небо — моя первая работа».

Этим человеком был Ив Кляйн, которого искусствовед из New Yorker Питер Шьельдаль назвал в 2010 году «последним французским художником, имевшим большое международное значение». В период бурного творчества, продолжавшегося с 19 в.В возрасте 54 лет и до своей смерти от третьего сердечного приступа в возрасте 34 лет в 1962 году Кляйн изменил курс западного искусства.

Он сделал это благодаря своей приверженности духовно возвышающей силе цвета: золотого, розового и, прежде всего, синего. Фактически, его хроматическая преданность была настолько глубокой, что в 1960 году он запатентовал цвет своего собственного изобретения, который он назвал International Klein Blue.

Razzle dazzle

Клейн родился в 1928 году, его родители были двумя художниками. Он всегда проявлял склонность к зрелищности. Он любил магию, а также тайные ритуалы мистического розенкрейцерского общества, и влияние обоих позже проявится в его творчестве.

Проведя полтора года в начале 1950-х, изучая дзюдо в Японии, где он получил черный пояс, он в конце концов поселился в Париже и посвятил себя искусству. Его первая выставка монохромных картин разных цветов прошла в частных выставочных залах парижского издательства в 1955 году. Getty Images)

Его короткая карьера характеризовалась многими радикальными жестами, часто тронутыми его талантом к зрелищности. В честь открытия персональной выставки в 1957, например, он выпустил 1001 голубой шар, наполненный гелием, в парижском районе Сен-Жермен-де-Пре. В следующем году выставка, теперь известная как «Пустота», представляла собой не что иное, как пустую галерею, но собрала толпу в 2500 человек, которую пришлось разогнать полиции.

«Прыжок в пустоту», его знаменитая черно-белая фотография 1960 года, изображает Кляйна, взмывающего вверх с парапета здания, как Супермен Левого Берега. Однако, как и все чудеса магии, фотография на самом деле является трюком: в данном случае это монтаж, так что брезент, который держали некоторые друзья, который смягчил бы приземление Кляйн, исчез.

Однако, пожалуй, самое известное его выступление произошло в марте 1960 года на открытии его выставки «Антропометрия синей эпохи» в Париже. По этому случаю, кадры которого можно посмотреть в Интернете, Кляйн предстал перед публикой в ​​строгом фраке и белой бабочке. В то время как девять музыкантов играли его «Монотонно-тишинную симфонию» (одна нота растягивается на 20 минут, а затем следует еще 20 минут тишины), Кляйн руководил тремя обнаженными моделями, которые покрывали себя липкой синей краской, прежде чем запечатлеть изображения своих тел на теле. белое полотно. Модели стали, по его словам, «живыми кистями».

Кляйн сфотографирован перед одной из своих скульптур «Голубая губка» в конце 1950-х годов (Express Newspapers/Getty Images)

«Гений Кляйна становится все более и более очевидным», — говорит Кэтрин Вуд, куратор отдела современного искусства и спектакль. «Некоторые искусствоведы отвергли его как шарлатана или — из-за того, что он использовал обнаженные женские модели — как традиционного и сексистского, но его стратегии были игриво критическими и становятся все более значительными в своем влиянии на молодое поколение. Можно утверждать, что он был критическим шутником наравне с Дюшаном».

Расширение спектра

Несмотря на все свое влияние на концептуальное искусство, Кляйн был больше всего озабочен цветом. Еще в 1956 году, во время отпуска в Ницце, он экспериментировал с полимерным связующим, чтобы сохранить люминесценцию и порошкообразную текстуру необработанного, но нестабильного ультрамаринового пигмента. В конце концов, в 1960 году он запатентовал свою формулу под названием International Klein Blue (IKB).57, в который вошли 11 его идентичных фирменных синих монохромных работ без рамы, одна из которых была куплена итальянским художником Лучио Фонтана. Это шоу положило начало тому, что Кляйн назвал своей «Голубой революцией», и вскоре он наносил IKB на всевозможные объекты, такие как губки, глобусы и бюсты Венеры. Даже его «живые кисти» обмакивали свою плоть в IKB.

Историки искусства до сих пор спорят о значении использования Кляйном ультрамарина. Для некоторых это означало разрыв с одержимой тревогой абстракцией, которая была популярна после Второй мировой войны. Нарисованные механически с помощью валика, плоские, пустые монохромы Кляйна, казалось, отвергали экспрессионистское искусство.

Скульптуры из голубой губки Кляйна (Thomas Lohnes/AFP/Getty Images)

Однако для других ученых бездонные монохромы Кляйна и одержимость «пустотой» могут быть поняты как выражение угрозы ядерной катастрофы. «Мы абсолютно должны осознать — и это не преувеличение, — что мы живем в атомный век, — сказал однажды Клейн, — когда вся физическая материя может исчезнуть в один прекрасный день, чтобы уступить свое место тому, что мы можем себе представить как самый абстрактный».

Но, возможно, его любовь к синему менее конкретна и более глубока. Кляйн был набожным католиком, и в религиозном искусстве синий часто олицетворяет вечность и благочестие. Например, Джотто, которым восхищался Кляйн, был блестящим сторонником синего цвета. Ультрамариновые монохромы Кляйна не являются откровенно христианскими, но он определенно использовал чувственность IKB, чтобы подчеркнуть духовность. Как он однажды сказал: «Сначала ничего нет, потом глубокое ничто, после этого голубая бездна».

Конечно, его богатые, сияющие монохромы имеют одну общую характеристику: все они обладают головокружительным качеством, которое, кажется, уносит нас из реальности в другое, нематериальное измерение. Эффект от взгляда на них не отличается от медитации на глубоком лазурном небе — нечто, что Кляйн, возможно, интуитивно ощутил в молодости, на том пляже в Ницце в 1947.

Картина Кляйна 1960 года «Великая голубая антропофагия. Посвящение Теннесси Уильямсу» (Olivier Laban-Mattei/AFP/Getty Images) был не только провокатором, но и сластолюбцем, и этим объясняется его пристрастие к цвету. «Для Кляйн чистый цвет предлагал способ использования искусства не как средство рисования картины, а как способ создания духовного, почти алхимического опыта, вне времени, приближающегося к нематериальному», — объясняет Керри Броугер, куратор главной выставки. ретроспектива Yves Klein: With the Void, Full Powers в музее Хиршхорна в Вашингтоне, округ Колумбия, 2010 г.

«Из всех цветов, которые использовал Кляйн, ультрамариновый синий стал самым важным. В отличие от многих других цветов, которые создают непрозрачные блоки, ультрамарин мерцает и сияет, словно открывая нематериальные сферы. Синие монохромы Кляйна — это не картины, а переживания, проходы, ведущие в пустоту».

Аластер Сук, арт-критик The Daily Telegraph

Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-либо еще, что вы видели на BBC Culture, перейдите на наш Facebook  или напишите нам по телефону Twitter .

Синий Ив Кляйн: цвет с запатентованным процессом

Синий Ив Кляйн: символ глобального единства и сотрудничества

В недавнем интервью бразильскому журналу Veja меня попросили прокомментировать недавнее появление и популярность Yves Klein International Blue на мировых подиумах. Изучив тенденцию, связанную с последними мегатенденциями и самыми последними глобальными прогнозами цвета, я считаю, что возрождение этого интенсивного яркого синего цвета является одним из ведущих новых цветовых направлений сегодня.

В настоящее время мир сталкивается со многими проблемами устойчивого развития и глобального сотрудничества, и YKIB идеально подходит для того, чтобы донести эти идеи до людей. Какой цвет говорит о глобальном единстве и сотрудничестве лучше, чем ярко-синий цвет нашей планеты, если смотреть на нее из космоса?

Yves Klein Blue на подиумах

Подобно циклам нашей планеты, YKIB, который в последний раз видели в начале 80-х годов, снова вращается в очередном воплощении. Цвет, который многие называют единственным запатентованным цветом, шагает по подиумам во всех крупных столицах моды по всему миру. Это просто очередная переработка популярной цветовой тенденции или на этот раз в ней больше смысла и содержания? Будет ли у него больше долговечности? Третий раз может быть очарование!

Устойчивое развитие, глобальное потепление и окружающая среда являются важными проблемами во всем мире. Зеленый появился как цвет, связанный с этими проблемами, YKIB — это цвет решения и сотрудничества, которые определят решения.

Jaredzimmerman (WMF) [CC BY-SA 3.0]

Сдвиг в глобальном цветовом направлении

Недавно глобальные цветовые направления стали ассоциироваться с региональными этническими цветами. Это был праздник нашего глобального разнообразия. Теперь, когда мы видим, что у всех на уме серьезные проблемы, такие как глобальное потепление и устойчивость, возрастает потребность в цветах, которые представляют собой единую глобальную причину и представляют объединенное глобальное сообщество. Цвета нашей планеты: ярко-синий, белый и зеленый, кажется, наиболее подходят для этого глобального направления. Синий нравится всем, но его также можно рассматривать как вездесущий и немного скучный. Яркость YKIB делает его захватывающим и выделяющимся в море голубых оттенков.

Синий Yves Klein: как текстура влияет на наше восприятие цвета интенсивность как у сухих пигментов. Цвет достигается путем суспендирования сухого пигмента в прозрачной синтетической смоле. Этот новый носитель был запатентован Кляйном. Таким образом, патент больше касается процесса суспендирования сухого пигмента в прозрачной синтетической смоле для достижения очень интенсивного синего цвета, а не запатентованного цвета.

Общественное достояние

Все это означает, что для производства ИСТИННОГО International Klein Blue необходимо следовать определенному процессу сухих пигментов и синтетической смолы. Большинство производителей сегодня используют Yves Klein Blue в качестве цветового направления, а затем согласовывают его, насколько это возможно, со своими собственными процессами и, следовательно, на самом деле не являются настоящим запатентованным Yves Klein Blue.