Клинская елочная игрушка доклад: Народные художественные промыслы Подмосковья: Клинская елочная игрушка

Чем знамениты клинские ёлочные игрушки? | Культура

Ценность этого материала издавна была очевидной. Ещё в XVIII веке Михаил Васильевич Ломоносов написал знаменитое «Письмо о пользе стекла». Оно представляет собой поэтический гимн. Примечательно, что воспевается не только важность стекла для науки — немало строк посвящено его красоте. Даже говоря об алмазах, учёный и поэт смело добавляет:

Но больше красоты и больше в них цены,
Когда круг них Стеклом цветки наведены.

А сельские девушки, украшавшие себя летом венками, зимой не могли этого делать. И на этот счёт Ломоносов замечает:

Без оных что бы вам в нарядах помогло,
Когда бы бисеру вам не дало Стекло?

Дизайнеры бижутерии и в наши дни прекрасно это понимают. А ещё стекло издавна украшало собою интерьеры самых разных стилей. И, конечно, оно стало одним из главных действующих лиц новогодних и рождественских праздников. Игрушки, восхищающие своим великолепием, чаще всего изготавливаются именно из стекла.

Существуют народные промыслы, целиком посвящённые ёлочным украшениям. В их числе — клинские игрушки. Их история богата славными традициями.

Блеск среди зелёной хвои

Д. Доу, «А. Меншиков», 1826 г.
Фото: ru.wikipedia.org

У истоков промысла стоял князь Александр Сергеевич Меншиков — личность незаурядная и разносторонняя. Он прожил нелёгкую, но очень яркую жизнь. Участвовал в разработке проекта освобождения крестьян от крепостной зависимости. Отличился в военных действиях, в том числе в период Отечественной войны 1812 года. Позднее стал адмиралом и генерал-адъютантом.

Меншикову принадлежало имение Александрово в Клинском уезде. Те края были богаты месторождениями кварцевого песка. И в 1848 году князь получил разрешение на открытие стекольного завода. Первоначально выпускались лампы, бутылки и другие изделия для бытовых и аптечных нужд. Продукция отличалась высоким качеством, спрос на неё был велик.

Традиция наряжать ёлку на Рождество появилась в России в XVIII столетии. Но первоначально украшениями служили сладости, разноцветные ленточки, а также изделия из соломы и фольги. А в XIX веке настал черёд стеклянных игрушек. На заводе Меншикова начали изготавливать ёлочные бусы. Затем последовали шары и фигурные изделия. Они создавались не только на заводе, но и в частных мастерских. Изготовление требовало большого художественного вкуса и умения тонко чувствовать материал.

После революции 1917 года, несмотря на многочисленные трудности, мастера объединились в артели. Промысел развивался, в селе Воздвиженском открылось училище по подготовке кадров. Производство ёлочных игрушек вышло на новый уровень. Шёл поиск самобытных форм и приёмов изготовления. Ассортимент становился всё более разнообразным.

Во время Великой Отечественной войны мастера производили в первую очередь медицинскую аппаратуру. Изготовление ёлочных украшений отошло на второй план, однако полностью не было забыло.

Но после войны промысел стал возрождаться и постепенно достиг довоенного уровня, а затем поднялся на новую высоту. Артели объединились в фабрики, стали внедряться передовые технологии. Позднее образовалось предприятие, которое известно сейчас под названием «Ёлочка».

Вдохновение, застывшее в стекле

Заготовка мало напоминает нарядную игрушку. Вначале это простая стеклянная трубка, но мастера творят с ней настоящие чудеса.

Её разогревают при высокой температуре, и материал обретает пластичность. Затем будущую игрушку надувают — подобно воздушному шарику. Здесь крайне важно рассчитать силу выдоха — мастера-стеклодувы знают секреты. Используются приёмы как свободного, так и формового дутья.

Затем наступает процесс металлизации. В специальных вакуумных установках игрушки обрабатывают парами алюминия, благодаря чему изделия приобретают зеркальный блеск. Потом фигурки раскрашивают — для этого их либо окунают в краску, либо красочный слой напыляется.

После этого игрушки расписывают. Это позволяет придать им ещё большую уникальность. Роспись производится вручную, каждый мазок неповторим. Даже серийные изделия хоть и похожи между собой, но всё же различаются. Выпускаются также эксклюзивные произведения авторской работы. Ещё нередко выполняются индивидуальные заказы — например, игрушки с логотипами. Иногда для дополнительного блеска фигурки декорируются блестящей присыпкой.

Из прошлого — в настоящее и будущее

Ассортимент очень широк — активный творческий поиск продолжается непрерывно. Так появились игрушки, которые, по сути, представляют собой мини-скульптуры. Они наполнены мягким юмором. Среди них — три поросёнка и злой волк, звери и птицы из сказочного леса. Нередки чайники, самоварчики, домики, фонарики в традиционном народном стиле. Ещё можно увидеть ягоды, плоды, жёлуди, шишки.

Образы Деда Мороза и Снегурочки наделены особым обаянием. Но знакомые всем персонажи под руками мастеров приобретают неповторимые черты. А шары и сосульки часто украшены рисунками и даже целыми живописными композициями. Очень изысканно и роскошно выглядят игрушки с нарисованными на них пейзажами.

В 2002 году старейшее в России производство ёлочных украшений получило статус народного художественного промысла. А через несколько лет открылся музей «Клинское подворье», посвящённый уникальным игрушкам. Посетители могут не только полюбоваться изумительными по красоте изделиями, но и поучаствовать в мастер-классах.

…В таинственном мерцании новогодних игрушек есть что-то волшебное, сказочное. И это действительно чудо — ведь произведения современных мастеров несут в себе искры давних традиций. Блеск украшений из прошлых эпох не меркнет — он освещает собою изделия, которые создаются умельцами нового поколения. А те, в свою очередь, передают эстафету вперёд — чтобы зажечь ёлки будущего.

Теги:

елочные игрушки,
елочные украшения,
народный промысел

Елочные игрушки «Елочка»: Клинские елочные игрушки от фабрики «Елочка»

Фабрика «Елочка», выпускающая елочные игрушки больше века, в своем нынешнем виде была создана в советское время. Но артели, на базе которых сформировалось предприятие, существовали в этом районе еще до революции.

Сам стекольный промысел в Клинском районе ведет свою историю с 1848 году, когда наследники знаменитого сподвижника Петра I Александра Меньшикова устроили у себя в имении стекольный завод. Предприятие просуществовало не очень долго, но искусство обращения со стеклом успело прижиться у местных крестьян. Те начали кустарно делать популярные в народе стеклянные бусы и другие украшения, а затем перешли и на елочную игрушку. Хотя до революции стеклянные украшения для елки были дороги и считались роскошью.

Иван Ерофеев

В самом Клину сегодня находится знаменитый Музей елочной игрушки «Клинское подворье» (в декабре и январе помещение доступно по предварительной записи). А фабрика расположена по соседству, в небольшом тихом Высоковске. До него от Клина — 10 минут на такси или около 20 минут — на рейсовом автобусе.

Иван Ерофеев

«Елочка» относится к предприятиям народных промыслов, таким как лаковые миниатюры, гжель или знаменитые фарфоровые заводы.
Главная особенность клинского производства елочной игрушки заключается в том, что большая часть операций здесь выполняется вручную. Национальное достояние — это не только нефть, но и эти обычно небольшие предприятия, разбросанные по всей стране.

Иван Ерофеев

На фото: цеха клинского производства елочной игрушки

Фабрика новогодних игрушек “Елочка” работает круглый год. Большую его часть — в спокойной режиме «про запас». «Горячий сезон» начинается на предприятии в ноябре и заканчивается в январе. В эти месяцы фабрика открыта для экскурсий.

Сегодня здесь делают только стеклянные игрушки. В сложные времена в СССР переходили на производство украшений для елки из папье-маше или картона. У многих из нас еще остались все эти пингвины, петушки и лисички. Но сейчас навык их производства утрачен. А выпускать пластмассовые игрушки бессмысленно — ими и так завалены прилавки всех магазинов.

Иван Ерофеев

Рождение елочных игрушек в стеклодувном цехе
Мастер нагревает заготовку из медицинского стекла с помощью газовой горелки и делит на несколько частей. Обычно из одной заготовки получается две-три игрушки.

Затем каждую часть нагревают до полного размягчения и придают ей форму. Эта операция — одна из самых сложных во всем цикле и требует от мастера виртуозного владения дыханием. Например, шарик нужно сформировать за один выдох, иначе идеальной сферы не получится.

Клинские игрушки более сложной конфигурации — зайчиков, снегурочек или шишки — делают с помощью металлических форм, в которые помещают размягченную стеклянную заготовку. Разумеется, все тоже делается за один выдох. Такие формы — самая большая ценность предприятия. Сегодня их изготовление доверяют только одному мастеру, которого охраняют, как большой военный секрет.

Иван Ерофеев

На этом этапе каждая клинская игрушка еще имеет по два технических «усика» — остатки стеклянной заготовки. Один обычно удаляют сразу или закручивают в петельку. Второй убирают только в самом конце, на финальной сборке. А до этого он будет помогать мастерам окрашивать и расписывать игрушку.

Стеклодув — профессия сложная и тяжелая. За день мастер может изготовить не более 200 игрушек. Многие работники со временем переходят на другие участки производства, например, на сборку.

Сегодня на фабрике новогодней игрушке “Елочка” работает около двухсот человек. Подавляющее большинство — женщины. Мужчин, как и во многих других сферах, отпугивают не самые высокие зарплаты.

Екатерина Кулиничева

Иван Ерофеев

Следующий этап металлизация
Сюда отправляют игрушки, которые не должны оставаться прозрачными. Металлическое покрытие дает изделию хорошо знакомый праздничный блеск и помогает краске лучше ложиться. Некоторые изделия обрабатывают частично — так появляются знакомые всем комбинированные шарики или шишечки, половина которых остается прозрачной.

Иван Ерофеев

Металлизация — единственная механизированная операция цикла. Клинские елочные игрушки партиями загружают в специальные машины, где она проводят полтора-два часа. Внутри натянуты нити с металлической фольгой. В процессе она испаряется и после вдувания воздуха оседает на предметах.

Иван Ерофеев

Иван Ерофеев

Третий этап окрашивание
Здесь используются нитролаки, нитроэмали и другие материалы. Покрытие лаком происходит в специальных кабинах, где под вытяжкой находится емкость с материалом. Каждую игрушку погружают в краску вручную: делать это нужно постепенно, одновременно вращая изделия, чтобы оно не увлекло за собой воздух. Если воздух останется под пленкой в виде пузырьков, он может и испортить покрытие.

После лакирования игрушки устанавливают строго вертикально в лотки с песком, чтобы на поверхности не было затеков.

Иван Ерофеев

На фабрике очень много зелени, не только искусственной, в виде елочек, но и настоящей: цветов и домашних растений.

Иван Ерофеев

Наконец, роспись!
Именно здесь елочные игрушки приобретают детали, которые заставляют нас подолгу рассматривать каждую вещь, улыбаться и хранить ее поколениями.

Екатерина Кулиничева

Рабочее место каждого мастера — небольшое и заполнено в основном необходимыми для работы вещами. Но и здесь находится место для дорогих каждому мелочей.

Иван Ерофеев

Дизайн каждой елочной игрушки клинского производства сначала разрабатывает группа художников, а затем утверждает художественный совет. Только после этого изделие запускают в производство.

Каждый мастер в цехе росписи получает образец, в строгом соответствии с которым и декорирует шарики, фигурки или шишки. Мастера, занимающиеся росписью игрушек, обычно проходят обучение и набивают руку прямо на фабрике. Здесь с грустью признаются, что, как и на многих других предприятиях художественной промышленности в нашей стране, большого конкурса нет — сказываются не самые высокие зарплаты. Поэтому принимают всех желающих, у кого есть хотя бы с минимальные художественные навыки.

Иван Ерофеев

В ход идут краски и металлический блестящий порошок, которые дает не только интересные декоративные эффекты, но и фактуру. Сначала нужные части покрывают специальным клеем, а затем с помощью обычной чайной ложки посыпают изделие блестками, которые скатываются с гладкого стекла и остаются только в нужных местах.

Все приемы росписи и их последовательность разработаны так, чтобы по возможности увеличить производительность труда. Например, сначала у всей партии делается подмалевок, затем прорисовываются детали. Это ручной труд, но ведь обеспечить игрушками нужно всю страну и не только. «Елочка» отправляет заказы и за рубеж, например, в Аргентину и США.

Екатерина Кулиничева

К стендам «Елочки» на ярмарках и выставках часто приходят в надежде найти любимую с детства, но разбившуюся игрушку. Поэтому на фабрике время от времени снова запускают в производство игрушки по старым моделям. Например, этот мишка на дереве (с небольшими цветовыми изменениями — теперь он золотой) переехал в современный ассортимент из середины XX века.

Иван Ерофеев

Помимо новогодних игрушек массового производства «Елочка» выпускает и коллекционные экземпляры премиального сегмента. Например, этот набор «Времена года». Такие игрушки более трудоемки: у них сложнее форма, тоньше декор, а тираж — заметно ниже. Оттого и найти их в продаже значительно сложнее.

Кроме того, на фабрике часто исполняют заказы предприятий и организаций. Стать обладателем эксклюзивных елочных игрушек, при желании, может любой. Единственное условие — достаточно большой размер заказа, от 300 штук.

Екатерина Кулиничева

Иван Ерофеев

Коллекционная новинка этого года — лимитированная серия «Музыкальная сказка», выпущенная специально к отмечаемому в 2015 году 175-летию Петра Ильича Чайковского. Знаменитый композитор провел в Клину последние годы жизни (здесь находится его дом-музей), написал здесь свой балет «Щелкунчик». Эта сказка — одна из самых знаменитых и популярных рождественский историй в мире.

Сегодня знаменитый композитор стал в городе элементом уличной культуры. Изображения самого Чайковского и его персонажей здесь украшают, например, брандмауэры домов.

Иван Ерофеев

Наконец игрушка поступает в цех монтажа и сборки
Мастер удаляет «усик», на месте которого появляется крепеж-прищепка или колечко. После этого клинские елочные игрушки отправятся в коробки, а потом разъедутся в магазины и на ярмарки.

Иван Ерофеев

Екатерина Кулиничева

Одной из самых сложных (и более дорогой) является так называемая монтажная игрушка: самолетики, звезды, мельницы и снежинки, состоящие из множества тонких стеклянных трубочек с мини-балясинами. Выдуть и собрать такую игрушку — особенный навык, которым владеют редкие мастера.

Когда-то монтажные изделия были очень популярны: например, в Музее елочной игрушки хранятся потрясающие воздушные шары XX века, выполненные в этой технике. А сегодня это, скорее, редкий образец ретро-стилистики. Несколько таких самолетиков — и новогодняя елка получается точно как из детства.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…
Полную съемку производства елочных игрушек можно посмотреть здесь

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ…
DIY: Рождественские химмели из металлических трубок
Новогодние украшения своими руками: 20 идей для дома и в подарок

Фабрика «Ёлочка» в Клину | Orange Traveler

На фабрике «Ёлочка» в Клину

Мой кот однажды опрокинул нашу ёлку, отчего несколько моих любимых украшений сломались, остальные спасли елочные «лапы» А тем временем кошачьи лапы несли его в другую комнату, где пушистый нарушитель спокойствия спрятался под кроватью, чтобы избежать неминуемой кары. Смеясь, я поставила елку на место и собрала все разноцветные кусочки. Прошло столько лет, а елка украшения до сих пор так легко ломаются. Мне стало интересно, как они на самом деле делаются, поэтому на следующий день я позвонила в «Ёлочку», фабрику елочных украшений в Клину, и попросила их показать мне окрестности. Кроме того, я планировал купить несколько новых елочных украшений.

Как создается елочное украшение?

Кажется, создать дизайн елочного украшения довольно просто. Все, что нужно сделать, это нарисовать эскиз, вылепить форму, выдуть ее и раскрасить. Однако все гораздо сложнее. Не каждую идею можно превратить в стеклянную форму. Именно поэтому каждую новую игрушку на старейшей в России фабрике елочных игрушек создают два человека — ведущий художник и ведущий технолог. Изначально художник придумывает идею и зарисовывает ее. Затем из пластилина лепится будущее украшение.

При этом учитываются размеры украшения, его высота и ширина, а также его история. Затем орнамент лепится из гипса и только после этого его можно выдуть из стекла. Формы для украшений изготавливаются специалистом. Своего «ребенка-елочки» художник рисует сам в трех вариантах, а затем представляет окончательный вариант в худсовет завода. Члены совета обсуждают будущие игрушки. Среди участников есть и сотрудники финансового отдела, которые часто сводят увлеченных артистов на землю с учетом себестоимости. Подключается и отдел маркетинга, который определяет, интересен ли продукт покупателям. Угадать, чего они желают, — самая трудная задача. После того, как творение будет одобрено на фабрике, оно должно пройти еще две экспертизы: в худсовете Москвы, а затем в федеральной. От них зависит, появится украшение на рынке или нет. Если творение одобрено, ему присваивается код и фиксируются его технические характеристики. Только после этого можно производить украшение.

Как выдуваются украшения вручную?

Каждый шар, каждая форма на фабрике выдувается реальным человеком, а не машиной. Что довольно редко встречается в 21 -м веке. Каждому стеклодуву дается определенный набор действий. Некоторые дуют сферами, некоторые отвечают за формы. На самом деле есть воздуходувки, которые лучше создают кроликов или грибы. Если говорить о белках, снежинках, хижинах, то стеклодувы создают их каждый месяц тысячами. На заводе ходит шутка, что если на рабочем месте кого-то не хватает, то и кролики пропадут. Причина столь узкой специализации на «плюшевых мишках и шалашах» очевидна, так как приемы кардинально отличаются друг от друга и переквалификация означает получение всех навыков с нуля, получение руки. В данном случае рта.

В стеклодувном отделении темно — чтобы и огонь, и предмет были лучше видны, в качестве шумоподавления используются наушники. Все работники слушают музыку или подкасты во время работы. Ежедневный план для каждого стеклодува зависит от производственных заказов, их размера и заводских планов. В среднем за смену выдувается около 240 шаров, и это только те, которые прошли контроль качества и не разбились в процессе.

Количество больших сфер или сложных форм, производимых многоступенчатой ​​системой выдувания в день, намного меньше. Все зависит от сложности. Трудно взорвать большую сферу. Попробуйте выдуть безупречный пузырь, без каких-либо вмятин или растяжений. Измерьте объем воздуха и силу выдоха. Теперь представьте, что вы работаете с горячим стеклом. Я наблюдал за работой одной из дам, которая дула в большие шары; за это время ни один из шаров не взорвался и не разбился, не слышно даже малейшего звона стекла.

  • Оранжевый факт
    Самое сложное в изготовлении украшение – это самовар с ручками и чашками, знаменитый набор «Чаепитие». Этот элемент выдувается в несколько этапов, элемент за элементом, ручки и насадки прикрепляются позже. Это очень точная и сложная работа. Верх тоже сделать сложно — он должен располагаться в пределах одной оси и не должен прогибаться.

А если сломается?

Обязательно. Стекло и украшения могут разбиться на каждом шагу. Все может случиться, так как все сделано вручную. То, что стекло разбивается, совершенно нормально, поэтому эта стоимость включена в производственные затраты. Стекло само по себе сложный материал. Внутри шара есть внутреннее напряжение, и если его не заметить и лишний раз не отнести в печь после выдувания, то, скорее всего, он лопнет точно так же, как мыльный пузырь. Инспекторы проверяют все елочные украшения на наличие микротрещин на каждом этапе производства. Все, что кажется сомнительным, считается дефектным. Проверки в основном производятся визуально, но дефекты иногда проверяют с помощью специального прибора, особенно для тех орнаментов, которые предстоит расписать очень художественно.

  • Оранжевый факт
    Многие устаревшие технологии больше не используются. Например, сферы с фосфорной эмалью, светящиеся в темноте, больше не производятся. Некоторые из сложных методов, таких как втягивание стекла, также были забыты. Многие забавные приспособления, используемые для создания причудливых форм, также давно утеряны.

​Как раскрашиваются декорации?

Большинство украшений, называемых на данном этапе заготовками, покрыты сверхтонким слоем алюминия. Вот как они получают свой рождественский серебряный блеск. Кроме того, это покрытие способствует более ровному нанесению краски, позволяя ей дольше держаться и не растекаться. Процесс называется металлизацией. Изделия размещаются на рамах с тонкими полосками фольги между ними. Рамы помещаются в машину, которая создает вакуум. Волшебство происходит внутри этого огромного металлического шкафа. Испарители Wolfram, те самые спирали накаливания в лампочках, превращают фольгу в облако алюминиевой пыли, которая используется для покрытия украшений.

Весь процесс занимает около часа. Затем украшения передаются в малярную мастерскую. Раскрашивают шары также вручную — на фабрике разрешен только ручной труд. Процесс довольно простой — предмет держат за «усик» и на несколько секунд окунают в краску. Затем его помещают в сушилку. Сразу после высыхания специалисты проверяют, нет ли подтеков. Если все в порядке, орнаменты переходят к следующему процессу, к той области, где они будут художественно окрашены.

 

  • Оранжевый факт
    Украшения, оставленные прозрачными, называются субпродуктами. Такие изделия тоже раскрашивают, но в основном белой краской. Такие сферы часто наполняют искусственным снегом или маленькими сосновыми шишками. Прозрачные украшения составляют всего 5% от общего объема производства. Большинство украшений проходят процесс металлизации.

​​

Как украшаются украшения?

Расписаны вручную акриловыми красками и кистями. В отделе декорирования работает около 40 человек. Как это принято в любом женском коллективе, либо в комнате полная тишина и все заняты своими делами, либо кто-то болтает о детях и домашних делах, щедро посыпая игрушки блестками. Раскрашивание шара отличается от росписи плоской поверхности множеством нюансов.

Фигуры должны быть нарисованы внутри оси, чтобы они не размазывались по сфере. Шары и фигурки декорируются в несколько приемов — пока краска сохнет на одном из изделий, художник будет работать над другим. Вокруг каждого художника лежит множество украшений, которые висят и стоят. Двух одинаковых фигур не встретишь: мышки действительно похожи друг на друга, но больше похожи на сестер; кажется, что вся кукуруза из одной партии, однако на каждом початке есть уникальная штриховая метка.

 

Самая сложная задача в этом отделе — украшение шара пейзажем. На стеклянном шаре диаметром 115 мм художники рисуют русские деревни, церкви и цветочные узоры. За смену качественно покрасить больше 5 таких невозможно. Это объясняет их цены. Ландшафтная сфера стоит дорого. Только профессионалы высочайшего уровня могут украшать фигурки для коллекционных серий, таких как «Времена года», «Репка» и «Народы Севера». Ведущий специалист решает, кто будет рисовать «Крысиного короля», а кто будет отвечать за простые узоры. После оформления украшения передаются в упаковочный цех, где у них отрезаются «усики», прикрепляются к ним клипсы и они укладываются в красивые коробочки.

Какие украшения самые популярные?

Украшения с новыми знаками китайского зодиака достигли пика популярности. Покупатели предпочитают фигурки мячам. Высоким спросом пользуются и ретро-украшения — Кот в сапогах, медведь на дереве, слон на шаре — созданные из оригинальных традиционных форм. Такие украшения всегда раскупаются первыми. Ежегодно «Ёлочка» выпускает десятки тысяч зодиакальных украшений. Пока мы покупаем мышей и крыс всех пород, фабрика уже давно утвердила эскизы быка, а изготовление знаков зодиака на 2021 год начнется в январе 2020 года. 

Однако не все зодиакальные животные популярны. Оказывается, змеи вызывают негативную реакцию у большинства покупателей. Эти милые и улыбчивые стеклянные рептилии были куплены в меньших количествах, чем обычно, в год Змеи. Непросто было и в год Свиньи, так как никто из покупателей не хотел «грязно играть» со своими подарками.

  • Оранжевый факт
    Фабрика производит более 600 видов елочных игрушек. Ассортимент ежегодно увеличивается на 10%. Более того, ежегодно выпускаются лимитированные коллекционные серии, такие как «Космический набор» или «Цирк». В архиве «Ёлочки» тысячи форм для выдувания елочной игрушки. Все они архивированы и каталогизированы. Любые ретро-украшения можно отлить, выдуть и раскрасить, но они доступны только по специальному заказу.

Как хранить рождественские украшения?

В идеале каждое украшение должно храниться в индивидуальной упаковке, что, разумеется, редко возможно. Так что лучше поместить их в небольшие плоские коробочки и завернуть в бумагу. Важно держать их в темном месте. При соблюдении этих правил украшения останутся в идеальном состоянии. Елка не должна подвергаться воздействию яркого света, чтобы краска не потеряла свой цвет. На самом деле, синие оттенки обычно первыми теряют свою интенсивность, а желтые и красные держатся дольше всего.

Хотите лично понаблюдать за процессом?

Легко узнать, как создаются елочные игрушки. Для этого достаточно заказать экскурсию на фабрику «Ёлочка» в Высоковске Клинского района. Экскурсии доступны в ноябре и декабре. Запись возможна по телефону (49624) 6-24-34 или через их сайт www.yolochka.ru

Стоимость экскурсии всего 550 рублей с человека. Обычно посетителей объединяют в группы, но если в определенный день никого нет, возможны и индивидуальные экскурсии. Никого не отворачивают. После экскурсии вы также можете посетить небольшой музей и остаться на мастер-класс по рисованию сфер. Цена 270 руб. Вы можете не только оставить себе нарисованный шар, но и получить в подарок шар, украшенный профессионалами. После посещения «Ёлочки» отправляйтесь прямо в Музей елочных игрушек «Клинское подворье» в Клину, чтобы узнать об истории елочных игрушек. Не забудьте купить новые украшения, самый большой выбор и самые низкие цены вы найдете в магазинах возле «Ёлочки» и в музее.

 

Добраться до фабрики «Ёлочка» в Высоковске:

Удобнее всего на автомобиле, это около 80 км по Ленинградскому шоссе.

Отдельное спасибо фабрике елочных игрушек «Ёлочка» и коммерческому директору Яну Шачикову за организацию отчета.
Проект «Времена года» проходит при поддержке Русского географического общества www.rgo.ru
Посещение старейшей фабрики елочных украшений рекомендовано Русским географическим обществом.

Дополнительно о русских кустарных промыслах читайте здесь:
Золотая хохлома:Путешествие в Семенов за «кудрями» и «рядом»

Теги:

Русское географическое обществоРоссияРождество4 времена года России

Чайковский и русские игрушки в Клину

carlfbagge / Flickr (CC BY-NC-ND 2. 0)

Если Чайковский написал вашу любимую рождественскую музыку, то Клин, где он жил много лет, — это ваш город для отдыха на выходные.

Всего в нескольких минутах езды от Москвы, этот небольшой уютный город наполнен не только звуками музыки. Здесь также находится одна из старейших и самых известных в стране фабрик по производству елочных украшений, что делает его прекрасным местом для отдыха от шума и суеты Москвы.

Немного истории

Есть несколько объяснений того, откуда Клин получил свое название — это слово означает клин или что-то V-образное. Некоторые говорят, что это происходит от формы земли вдоль берегов реки. Другие говорят, что это как-то связано со знаменитой русской поговоркой «Только клин выбивает клин».

Независимо от значения, Клин сыграл важную роль в истории России. Часть Тверского царства, она использовалась как военный форпост против Москвы, пока не сдалась Ивану Третьему, который сделал ее частью Московского царства.

Гораздо позже, при последнем царе Николае II, это был один из городов, через который прошла первая Николаевская железная дорога. А у россиян, выросших недавно, Клин ассоциируется с пивом «Клинское», которое производится в городе.

Пиво нацелено на молодежь с помощью хипстерской рекламы, которая спрашивает: «Кто захочет больше Клинского?» Теперь эта фраза в шутку вошла в просторечие — и вы будете постоянно слышать ее в Клину.

Государственный дом-музей композитора Петра Чайковского / Владимира Варфоломеева / Flickr (CC BY-NC 2.0)

Музыкальная усадьба

Для многих российских и зарубежных меломанов Клин является местом, наиболее тесно связанным с известным композитором Петром Чайковским. Композитор, который был выпускником юридического факультета, увидел объявление о сдаче дома у местного судьи в газете «Полицейские новости». В 1892 создатель «Щелкунчика» арендовал этот тихий особняк на окраине города.

Сегодня почти в центре Клина. Деревянный двухэтажный особняк очень хорошо сохранился с оригинальной мебелью и фарфором, который использовал Чайковский, а также его книги на русском, немецком и французском языках.

В одной из комнат можно даже услышать голос Чайковского, правда, всего одну фразу.

Его можно услышать на фонографе Эдисона. На одной из дошедших до нас записей записан фрагмент разговора Чайковского, солистки Большого театра Елизаветы Лавровской и любителя музыки Юрия Блока. Блок принес Чайковскому машину Эдисона.

Короткий разговор в основном состоит из шуток, которые люди отпускают, зная, что их записывают. Но звуковой фрагмент Чайковского лучше всех и мог бы быть использован в рекламе Эдисона: «Блок хорош, но Эдисон лучше». Голос Чайковского довольно высокий и резко контрастирует с его стильной внешностью.

На протяжении многих лет Клин пытались превратить в русский Зальцбург, родину Моцарта. Игорь Чайка, один из двух сыновей скандального генерального прокурора страны Юрия Чайки, вынашивал этот план, возможно, его привлекал Чайковский, потому что композитор начал свою карьеру в Министерстве юстиции.

Будучи советником губернатора области, он придумал слоган — «Звуки Клина» — для привлечения любителей музыки со всего мира. Он также помог организовать Международный музыкальный фестиваль имени Чайковского в Клину, на который приехали многие известные имена из России и Европы. Фестиваль, который проходит летом, по-прежнему захватывает дух — в отличие от Чайки-младшего, покинувшего свой пост в 2015 году.

Но Клин так и не стал российским Зальцбургом. Как сказал пожилой смотритель музея: «В Зальцбурге каждый камешек — Моцарт, а здесь строительный бум и супермаркеты. Это ошеломляет этот город с населением 70 000 человек».

В музее есть аудиогиды на нескольких языках, включая японский, чтобы помочь любителям Чайковского с востока. Музей закрыт по средам и четвергам, в остальное время открыт с 10:00 до 18:00. Более подробную информацию смотрите на сайте музея.

Алексей Братерский для МТ

Фабрика елочных украшений

Получив дозу высокой культуры, отправляйтесь в Музей елочных украшений. Музей, в котором представлены наряженные елки разных советских эпох, — живая история праздничных украшений.

Вы можете увидеть новогоднюю елку военных лет с дешевыми картонными украшениями, изображающими Деда Мороза, одетого как антифашистский солдат, десантников и танков; украшение из стеклянной кукурузы хрущевской эпохи; и простые стеклянные шары, сделанные в годы брежневского застоя. Музей входит в состав фабрики «Ёлочка», выпускающей стеклянные елочные игрушки. Хотя фабрика была построена в советское время, клин имеет богатые традиции стеклоделия с 1887 года.

В музее через толстое окно можно наблюдать, как стеклодувы делают украшения. А самое главное, здесь есть отличный магазин, где можно купить стеклянные елочные игрушки, которые сильно отличаются от тех, что продаются в супермаркетах. Например, можно купить шаровое украшение с ликом Чайковского, футбольный мяч, маленькую марионетку или украшение с изображением собора.

Музей и магазин на Староямской улице, дом 4 работают ежедневно с 9:00 до 17:00. до 28 декабря. Дополнительную информацию можно найти на их сайте.