Содержание
Дом-легенда: капсульная башня Накагин в Токио
Архитектура
В 1972 году архитектор Кисё Курокава построил в Токио капсульное тринадцатиэтажное здание, которое вошло в историю как один из самых ярких примеров японского метаболизма.
Екатерина Карпухина
Архитектура Токио настолько удивительна и многогранна, что местных жителей сложно чем-то удивить. Здесь стоят здания великих Кенго Кумы, Тадао Андо, Кисе Курокавы и других.
Архитектура в объективе: ночной Токио глазами Тома Блэчфорда
В районе Минато над обычными жилыми домами и офисными центрами возвышается башня Накагин — издалека она сливается с соседними зданиями, но при ближайшем рассмотрение кажется похожей на хаотичный набор кубиков. Многих очаровывает этот футуристичный дизайн, но только не местных жителей — в 2007 году они проголосовали за снос сооружения.
Автор проекта Кисе Курокава исходил из практической цели — он хотел построить доступное жилье и сформировать новый образ жизни современных горожан.
Курокава был одним из основателей движения метаболизма — его приверженцы воспринимали город как живой организм, который со временем меняется и обновляется. Поэтому архитекторы всегда проектировали дома и даже целые районы со временными и постоянными составляющими: модули и ячейки зачастую были съемными деталями.
© Noritaka Minami.
Так поступил и Кисе, построив башню из 140 отдельных капсул. Каждую изготавливали на заводе в Осаке, а затем перевозили в Токио и собирали на месте за три часа. В квартирах площадью около 10 м² планировали размещать одного человека, для семей предназначались соединенные блоки. Все “номера” продавались полностью укомплектованными мебелью, встроенной кухней, системой кондиционирования и техникой — от аудиосистемы и телевизора до телефона.
© Noritaka Minami.
С помощью крана капсулы поднимали и крепили к бетонной башне всего четырьмя специальными болтами. Здание построили за год, и всего за месяц все квартиры были распроданы — их покупали люди, работающие неподалеку, бизнесмены, использующие башню как временное жилье, а также одиночки и семьи, которые пока не могли позволить себе квартиру стандартных размеров. В автономных единицах также располагались и офисы.
© Noritaka Minami.
Круглые окна, похожие на иллюминаторы, придавали и без того необычной постройке законченный футуристичный образ. Башня была предвестником города будущего, но этого не случилось. Жилье оказалось неудобным, и в 2007 году жители проголосовали за снос. Тем более, выяснилось, что в конструкции содержится опасный для здоровья асбест.
Прошло уже более десяти лет, но здание по-прежнему стоит на месте, являясь архитектурным наследием Токио. Это редкость в японском мегаполисе, поскольку здесь безжалостно уничтожают все сооружения старше 30-40 лет.
Фото: Getty Images
Башню сносит. В Японии уничтожат уникальное здание из 1970-х с капсульными квартирами.
Кому оно помешало?: Город: Среда обитания: Lenta.ru
В Японии приговорили к сносу легендарную башню «Накагин», расположенную в токийском районе Симбаси. Построенное в начале 1970-х здание стало первым в мире образцом капсульной архитектуры, предназначенным для реального и длительного использования. В доме, больше смахивающем на марсианский отель из голливудского блокбастера, поселились люди. Но идеальный быт — простой до примитивности, каким его видели в середине XX века, — просуществовал всего несколько десятилетий. Конструкции башни обветшали, и ее спасение сочли нецелесообразным, несмотря на то что проект в свое время разработал и воплотил в жизнь знаменитый архитектор Кисе Курокава (Kisho Kurokawa). Прощание с наследием архитектуры метаболизма и жизнью без излишеств — в материале «Ленты.ру».
Новый дом
«Накагин» — комплекс, будто собранный из сотни стиральных машин, — возвели в Токио в 1970-1972 годах. Башня смешанного назначения (жилая и офисная) стала символом послевоенного культурного возрождения Японии: ее придумал Кисе Курокава — один из основателей движения метаболистов, участники которого утверждали, что архитектурные формы должны отвечать законам космического развития и быть способными к трансформации. В реальности это предполагало использование в дизайне и строительстве максимально прогрессивных технологий. Кроме того, здания, по задумке Курокавы, обязаны были меняться, эволюционировать — как любой живой организм.
Фото: Akio Kon / Bloomberg / Getty Images
Башне в Симбаси (на самом деле, башни две — в 11 и 13 этажей, но стоят они вплотную друг к другу) суждено было стать и лучшим отражением этой идеи, и доказательством сложности ее реализации: согласно проекту, капсульный небоскреб состоял из отдельных блоков, каждый из которых можно было заменять по мере износа. Кроме того, капсулы разрешалось объединять и комбинировать для создания бóльших пространств. Всего блоков размером 2,5 на 4 метра сделали 140, прикрепив их к двум основным осям с помощью высокопрочных болтов (любой блок якобы можно было легко удалить, не затрагивая другие).
Архитектура — это театральная постановка, где главные действующие лица — люди, а техники проектирования призваны драматически регулировать диалог между этими людьми и пространством
Кисе Курокава
Капсулы оснастили инженерными сетями, выполнили незатейливую внутреннюю отделку перед отправкой на строительную площадку — до такого не додумались даже в Советском Союзе, где уже вовсю велось возведение жилья без архитектурных излишеств — типовых «хрущевок» и «брежневок». И хотя блоки были разработаны с расчетом на массовое производство, ни один из них в последующие 50 лет не был заменен.
Кому это надо
Изначально предполагалось, что в необычном доме поселятся холостые работники токийских офисов, количество которых в городе резко увеличилось в период быстрого роста японской экономики. В суперкомпактных капсулах было все необходимое для обеспечения комфортной жизни этой категории граждан — кухонный уголок, телевизор, магнитофон, санузел размером с туалет в самолете и кровать, над которой располагалось единственное, но большое окно. Естественно, «Накагин» не должна была стать местом постоянного проживания офисных служащих — по задумке архитектора, они могли бы останавливаться в микроквартирах в будние дни, чтобы не тратить время на утомительную дорогу из пригородов до работы.
В рекламных буклетах башни от 1972 года указывалось, что жильцы за дополнительную плату могли заказать уборку капсул и даже секретарские услуги (включая машинопись). Предполагалось, что питаться дома они будут крайне редко — для хорошо зарабатывающих сотрудников офисов в то время уже открылись рестораны, коктейль- и суши-бары популярного торгового квартала Гиндза. Десятиметровые боксы продавались по цене 3,8-4,8 миллиона иен (12,5-15,8 тысячи долларов, для сравнения: новый автомобиль Cadillac тогда стоил около 6,4 тысячи долларов). С поправкой на инфляцию сегодня это около 10,9-13,8 миллиона иен, или около 86,5-109 тысяч долларов. Квадратный метр жилой недвижимости в центральных районах Токио в настоящее время стоит чуть больше 10 тысяч долларов — получается, что 50 лет назад «Накагин» продавали по ценам XXI века. Тем не менее, все квартиры были реализованы за шесть месяцев.
12,5тысячи долларов
составляла минимальная стоимость капсулы в башне «Накагин» в 1972 году
Критики инновационного жилья утверждали, что у резидентов дома неизбежно разовьется клаустрофобия — окна в большинстве капсул вообще не открывались, просто не были оборудованы соответствующим механизмом (эта опция была бонусной). Но продавцы боксов исхитрились и даже предлагали их в «суперлюксовой» комплектации, с мягким ковровым покрытием, обоями из искусственной кожи, цветным телевизором и двухкассетным магнитофоном.
Заменимых нет
Идея архитектора Курокавы о замене капсул с течением времени (каждые 25 лет) провалилась: с одной стороны, возникли сомнения, что можно безнаказанно, то есть без угрозы обрушения всей конструкции, снимать отдельные боксы. С другой — демонтаж и ремонт обошелся бы слишком дорого: по экспертным оценкам 2006 года, в 6,2 миллиона иен (53 тысяч долларов по курсу) за каждую капсулу. В итоге ни одна квартира так и не была заменена, жильцы ограничивались косметическим ремонтом.
Фото: Carl Court / Getty Images
Интересно, что примерно то же случилось с другим «шедевром» эпохи космической гонки и типовой архитектуры — хрущевками. Срок службы большинства таких домов тоже был рассчитан на 25 лет, но многие из них не снесены до сих пор. Еще одна общая черта: и в башне «Накагин», и в некоторых хрущевках при строительстве использовался асбест. Асбестовая пыль — канцероген, провоцирующий развитие онкологических заболеваний. В Москве хрущевки с асбестом снесли еще в первую волну реновации в начале 2000-х.
В японском доме этот материал нужен был для обеспечения противопожарной защиты капсул и в итоге оказался в полах, потолках и стенах. Жителей в свое время предупредили, что они должны быть очень осторожны при проведении ремонтных работ, поскольку напыляемый асбест легко рассеивается. Удалить его сложно, и отчасти именно поэтому еще в 2007 году большинство резидентов проголосовали за снос здания. Помимо асбеста их волновала сейсмоустойчивость дома, постоянные поломки водопровода, отключение системы вентиляции (из-за опасений по поводу распространения асбестовой пыли) и системы горячего водоснабжения.
В последние годы в капсулах башни не было горячей воды, жителям пришлось устанавливать водонагреватели, многие пользовались общим душем в подвале или ходили в бани
Владельцы малопригодных для жизни боксов твердо заявили, что выступают за демонтаж дома и строительство новой современной башни взамен. Чтобы сохранить свое творение, архитектор Курокава предложил воспользоваться преимуществами гибкой конструкции — снять устаревшие капсулы и установить новые. План поддержали крупные архитектурные объединения Японии, но отвергли собственники: по их мнению, на участке возле дорогого района Гиндза можно было построить более комфортное жилье. А спустя несколько месяцев, в октябре 2007-го, Курокава умер.
Руки прочь
Странным образом созданный им дом просуществовал еще 15 лет. Сначала из-за мирового экономического кризиса не могли найти инвестора, готового заняться демонтажем здания и реализацией нового проекта. Потом о «Накагин» просто забыли. В 2010 году в здании полностью отключили горячую воду, по состоянию на октябрь 2012-го около 30 из 140 капсул по-прежнему использовались для проживания, в оставшихся разместили склады и офисы, но большую часть просто забросили.
Фото: Carl Court / Getty Images
Во второй половине десятилетия число активных сторонников сохранения здания неожиданно стало расти. Одним из них стал Николай Уруссофф, архитектурный критик The New York Times, назвавший архитектуру башни великолепной. «Как любое величайшее строение, «Накагин» — кристаллизация далеко идущего культурного идеала, — заявил эксперт. — Существование этого здания — мощное напоминание о дорогах, которыми мы не пошли, о возможных мирах, сформированных иными наборами ценностей».
В 2014 году Масато Абэ, один из бывших жителей дома и основатель проекта «Спасти башню Накагин», заявил, что он попытается собрать пожертвования со всего мира для выкупа капсул и сохранения здания. Эта затея провалилась, а в мае 2021-го стало известно, что управляющая компания проголосовала за продажу комплекса. Меньше года спустя дом объявили подлежащим сносу.
Начало демонтажа запланировали на 12 апреля — Международный день полета человека в космос: через 50 лет после рождения этого странного образца внеземной архитектуры. Тацуюки Маэда, специалист по охране окружающей среды, владеющий более чем дюжиной компактных боксов в «Накагин», сообщил, что как минимум несколько капсул будут сохранены. «Мы пока не знаем, сколько именно блоков сможем забрать, но планируем отремонтировать их и отправить, например, в музеи, — сказал Маэда. — Это не конец жизни здания, я с нетерпением жду, когда капсулы начнут свой новый путь».
Материалы по теме:
Всегда готовы.Самый большой бордель Европы переживает бум популярности. Как он появился и почему едва не разорился?
По-советски.Что заставляет россиян все чаще делить комнаты с детьми и жить в коммуналках?
Соль земли.Кварталы-призраки, пустота и грабежи: как добыча ископаемых заставила тысячи бразильцев покинуть свои дома
Один из образцов капсульной квартиры уже установлен в Музее современного искусства в Токио, здание которого тоже спроектировал Курокава. Тем временем фирма, основанная архитектором и названная в его честь, заявила, что сохранит башню в «цифровом пространстве». Эта идея, по мнению соратников и последователей мастера, в наибольшей степени соответствует философии, которой следовал Курокава, — архитектурные формы должны эволюционировать, а не застывать вечным караулом уходящих эпох.
В Токио начинается снос легендарной капсульной башни Накагин
Лиззи Крук |
Оставить комментарий
Начался демонтаж капсульной башни метаболиста Накагин в Токио, интерьеры модульных капсульных домов уже напоминают «место сноса».
Знаменитый японский жилой дом, спроектированный архитектором Кишо Курокавой, сносят из-за обветшания его железобетонных и стальных конструкций.
Его внутренние помещения в процессе подготовки к удалению асбеста, за которым последует полная разборка здания.
Идет снос капсульной башни Накагин (вверху)
Капсульная башня Курокавы была построена в 1972 году в токийском районе Гиндза. Он состоит из двух соединенных между собой бетонных башен, к которым прикручены болтами 140 сборных стальных капсул. Эти стручки содержат крошечные дома.
Планы по демонтажу башни были подтверждены в прошлом году, что побудило жителей начать сбор средств для сохранения, пожертвования или перемещения капсул.
Одна из групп, сохранивших модуль, называется «Проект Nakagin Capsule Tower A606» и занимается восстановлением и модификацией капсулы под номером A606.
Его сносят из-за разрушения конструкции. Фото Романа Давыдко через Unsplash
Проект Nakagin Capsule Tower A606 сообщил Dezeen, что, хотя сегодня знаменуется начало работ по сносу здания снаружи, большая часть внутренней части башни уже демонтирована.
«Работы по сносу начнутся 12 апреля, но уже начались внутренние демонтажные работы и другие работы», — сообщила представитель группы Акико Ишимару. «Так что внутри это уже похоже на место сноса», — сказала она Dezeen.
Ишимару заявил, что работы по сносу начнутся с удаления всех оставшихся элементов интерьера, а также асбеста.
После этого капсулы будут сняты, а затем снесены поддерживающие их бетонные башни. Ожидается, что снос продлится до конца 2022 года.
Башня-капсула Накагин будет демонтирована и превращена в арендуемое жилье и экспонаты
До 12 апреля Ишимару и проект Nakagin Capsule Tower A606 документировали здание с помощью измерений, фотографий, видео и 3D-сканов.
Группа планирует сохранить одну из капсул и превратить ее в «мобильную капсулу», которая, по их словам, будет соответствовать «концепции Курокавы «архитектура в движении» и адаптируемости».
Курокава, умерший в 2007 году, спроектировал корпус Nakagin Capsule Tower во время движения метаболистов в Японии, пионером которого он был вместе с Киёнори Кикутакэ и Фумихико Маки.
Метаболистская архитектура выступала за здания, которые можно было приспособить и заменить.
Интерьеры уже сняты
Крошечные дома в капсульной башне Накагин были спроектированы таким образом, чтобы менять их каждые 25 лет. Отсутствие финансирования означало, что это так и не было реализовано, что привело к их ветхости.
Цель Курокавы для башни заключалась в том, чтобы привлечь одиноких бизнесменов, ищущих компактную и удобно расположенную квартиру.
Каждый из домов-капсул здания оживляется круглым окном размером 2,5 метра на четыре метра. Они содержат встроенные жилые помещения и мебель.
«Пока мы были внутри капсулы, осматривая капсулу, мы увидели много людей за окном», — подумал Ишимару. «Казалось, они пришли, чтобы увидеть последние из здания».
Ночной снос раннего дома Марселя Брейера описан как «наиболее значительная потеря в недавней памяти»
Архитектура ХХ века находится под угрозой в городах по всему миру. Одним из самых уязвимых стилей является брутализм – зданиям свойственны смелые монолитные формы, отлитые из бетона.
Только в США такие иконы брутализма, как здание Burroughs Wellcome Пола Рудольфа и апартаменты Shoreline, стали жертвами разрушительного удара.
В серии интервью историки архитектуры недавно рассказали Dezeen, что эта волна сноса частично вызвана политической идеологией, но также и старением этих зданий.
Фотография предоставлена проектом Nakagin Capsule Tower A606, если не указано иное.
Подпишитесь на нашу рассылку новостей
Ваша электронная почта
Dezeen Debate
Наш самый популярный информационный бюллетень, ранее известный как Dezeen Weekly. Рассылается каждый четверг и содержит подборку лучших комментариев читателей и самых обсуждаемых историй. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.
Новинка! Dezeen Agenda
Рассылается каждый вторник и содержит подборку самых важных новостей. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.
Dezeen Daily
Ежедневный информационный бюллетень, содержащий последние новости от Dezeen.
Dezeen Jobs
Ежедневные обновления последних вакансий в области дизайна и архитектуры, рекламируемых на Dezeen Jobs. Плюс редкие новости.
Dezeen Awards
Новости о нашей программе Dezeen Awards, включая сроки подачи заявок и объявления. Плюс периодические обновления.
Dezeen Events Guide
Новости от Dezeen Events Guide, справочника, посвященного ведущим событиям, связанным с дизайном, происходящим по всему миру. Плюс периодические обновления.
Мы будем использовать ваш адрес электронной почты только для отправки запрошенных вами информационных бюллетеней. Мы никогда не передадим ваши данные кому-либо еще без вашего согласия. Вы можете отказаться от подписки в любое время, нажав на ссылку отказа от подписки в нижней части каждого письма или написав нам по адресу [email protected].
Для получения более подробной информации см. наше уведомление о конфиденциальности.
Спасибо!
Вскоре вы получите приветственное письмо, поэтому проверьте свой почтовый ящик.
Вы можете отказаться от подписки в любое время, щелкнув ссылку внизу каждого информационного бюллетеня.
Капсульная башня Накагин — Знаковые дома
Здание Капсульной башни Накагин, спроектированное покойным Кишо Курокава (1934-2007), является представительным произведением японского архитектурного движения под названием «Метаболизм». Он был построен с идеей, что, заменив капсулы, здание будет осуществлять обмен веществ; однако в последующие 46 лет ни одна капсула не была заменена.
Здание состоит из двух соединенных между собой бетонных башен, к которым 140 квартир-капсул были индивидуально соединены болтами высокого напряжения, чтобы их можно было легко заменить по мере старения, воплощая в жизнь идею метаболистов о том, что здания должны быть возобновляемыми.
Последние новости
Дезин, 29 апреля 2022
Кадры, демонстрирующие демонтаж капсульной башни Накагин в Токио.
Трейлер документального фильма «Капсульная башня Накагина — ориентир японского метаболизма на грани разрушения» (1:30). Загружено Michael Blackwoods Productions.
Архитектурные изюминки
Здание было задумано как две башни со 144 съемными и сменными капсулами (сборными за пределами площадки), которые можно было использовать как студии или как жилые дома. Каждая капсула повторяла структуру и размеры морского контейнера (7,5 х 12,5 х 7 футов / легкая стальная рама с усиленными стальными панелями), но с окном-иллюминатором из плексигласа диаметром 4,5 фута. Интерьеры были оборудованы кроватью, санузлом и различной бытовой техникой, включая цветной телевизор и настольный калькулятор. Стоимость в 1972 был эквивалентен роскошному автомобилю.
‘Капсульная башня Накагин представляет собой важный исторический момент в послевоенной архитектуре. Его дизайн воплощает городские и социальные идеалы Метаболистов: город мобильности и гибкости, а также система, адаптированная к потребностям быстро меняющегося, постоянно меняющегося общества. Здание прославляет идею взаимозаменяемости и гибкости через капсулу, а его история отражает взлет и падение технологических утопий метаболизма и трансформацию городской культуры Японии с начала 19 века.70-е годы. Таким образом, Башня представляет собой живое ископаемое, предлагающее всеобъемлющий урок успехов и неудач послевоенного авангарда». (Чжунцзе Линь (2011) «Капсульная башня Накагин: новый взгляд на будущее
недавнего прошлого», Journal of Architectural Education, 65:1, 13-32).
youtube.com/embed/Vp1Yy4ahcW8″ frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Более длинный фрагмент документального фильма «Капсульная башня Накагина». Загружено Миланским фестивалем дизайна. (3:29)
Icon for Tokyo
Благодаря уникальному внешнему виду и концепции здание получило высокую оценку не только в Японии, но и во всем мире. Он часто упоминается в путеводителях, издаваемых за границей, таких как Lonely Planet, и часто появляется в различных средствах массовой информации, так что он стал хорошо зарекомендовавшим себя туристическим местом, которое посещают многие иностранные гости. Также популярны англоязычные экскурсии по капсулам Showcase Tokyo, в которых участвуют около 100 человек в месяц. Министерство экономики, торговли и промышленности и столичное правительство Токио включили изображения здания Nakagin Capsule Tower в свои видеоролики, знакомящие с городом за рубежом.
youtube.com/embed/sXRJE2caPNY» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Накагин: 140 капсул plug-n’play плавают в башне метаболиста. Загружено Кирстен Дирксен/Faircompanies.com (11:48).
Угроза
Сегодня башня-капсула Накагина представляет собой печальную тень своего некогда футуристического облика. Около 30 из 140 квартир заброшены, некоторые непригодны для проживания из-за протечек и плесени. Его конструкция пронизана асбестом, находится под угрозой сноса и покрыта унылой сеткой для защиты пешеходов от падающих обломков.
На общем собрании ассоциации управления зданием в декабре 2017 года Проект сохранения и восстановления капсульной башни Накагин получил рекомендации от проектировщика существующих зданий, Kisho Kurokawa Architect & Associates, а также совместно с архитектурно-строительным офисом. семинар, предложил план замены капсулы. Многочисленные первоначальные консультации относительно замены капсул были проведены с отделом городского развития округа Тюо, и хотя вопросы остаются, от соответствующих органов был получен обнадеживающий ответ относительно возможности реализации плана.