Содержание
Дом-легенда: капсульная башня Накагин в Токио
Архитектура
В 1972 году архитектор Кисё Курокава построил в Токио капсульное тринадцатиэтажное здание, которое вошло в историю как один из самых ярких примеров японского метаболизма.
Екатерина Карпухина
Архитектура Токио настолько удивительна и многогранна, что местных жителей сложно чем-то удивить. Здесь стоят здания великих Кенго Кумы, Тадао Андо, Кисе Курокавы и других.
Архитектура в объективе: ночной Токио глазами Тома Блэчфорда
В районе Минато над обычными жилыми домами и офисными центрами возвышается башня Накагин — издалека она сливается с соседними зданиями, но при ближайшем рассмотрение кажется похожей на хаотичный набор кубиков. Многих очаровывает этот футуристичный дизайн, но только не местных жителей — в 2007 году они проголосовали за снос сооружения.
Автор проекта Кисе Курокава исходил из практической цели — он хотел построить доступное жилье и сформировать новый образ жизни современных горожан.
Курокава был одним из основателей движения метаболизма — его приверженцы воспринимали город как живой организм, который со временем меняется и обновляется. Поэтому архитекторы всегда проектировали дома и даже целые районы со временными и постоянными составляющими: модули и ячейки зачастую были съемными деталями.
© Noritaka Minami.
Так поступил и Кисе, построив башню из 140 отдельных капсул. Каждую изготавливали на заводе в Осаке, а затем перевозили в Токио и собирали на месте за три часа. В квартирах площадью около 10 м² планировали размещать одного человека, для семей предназначались соединенные блоки. Все “номера” продавались полностью укомплектованными мебелью, встроенной кухней, системой кондиционирования и техникой — от аудиосистемы и телевизора до телефона.
© Noritaka Minami.
С помощью крана капсулы поднимали и крепили к бетонной башне всего четырьмя специальными болтами. Здание построили за год, и всего за месяц все квартиры были распроданы — их покупали люди, работающие неподалеку, бизнесмены, использующие башню как временное жилье, а также одиночки и семьи, которые пока не могли позволить себе квартиру стандартных размеров. В автономных единицах также располагались и офисы.
© Noritaka Minami.
Круглые окна, похожие на иллюминаторы, придавали и без того необычной постройке законченный футуристичный образ. Башня была предвестником города будущего, но этого не случилось. Жилье оказалось неудобным, и в 2007 году жители проголосовали за снос. Тем более, выяснилось, что в конструкции содержится опасный для здоровья асбест.
Прошло уже более десяти лет, но здание по-прежнему стоит на месте, являясь архитектурным наследием Токио. Это редкость в японском мегаполисе, поскольку здесь безжалостно уничтожают все сооружения старше 30-40 лет.
Фото: Getty Images
ТегиАрхитектураДом-легендаТокиоМетаболизм
В Токио демонтируют знаменитую башню «Накагин», состоящую из 140 жилых капсул Но даже после этого здание будет функционировать.
Рассказываем его историю — Meduza
Один из модернистских символов Токио — жилую башню «Накагин», построенную в начале 1970-х, — решено снести. Капсульный дом, который, по замыслу архитектора Кисё Курокавы, должен был изменяться под стать времени, так и остался в прошлом. За 50 лет коммуникации прохудились (к примеру, в доме с 2008 года нет горячей воды), некоторые квартиры остались заброшенными, а трансформация башни так и не началась. Тем не менее нельзя в полной мере считать «Накагин» архитектурным провалом. Журналист Ася Зольникова рассказывает почему.
Капсульная башня «Накагин» резко отличается от своего окружения — аккуратных бутиков и офисов токийского района Гиндза. Жилой дом состоит из одинаковых прямоугольных блоков с окнами-иллюминаторами. Бетонные стены почернели от дождевых потеков и уже много лет затянуты строительной сеткой: ее установили «всего на несколько дней» после землетрясения 2012 года, но так и не сняли.
Часть окон оклеена полиэтиленовой пленкой и газетами — так оставшиеся жильцы пытаются защититься от солнца и посторонних глаз. Раньше для этих целей использовали жалюзи, которые раскладывались по кругу подобно восточному вееру. Теперь от большинства из них остались лишь крепежи на стеклах.
Блоки «Накагина» в строительной сетке
Ned Snowman / Shutterstock.com
Тем не менее о ремонте здания речи не идет: собственники, девелоперы и градозащитники больше 15 лет не могут договориться о его судьбе. «Накагин» собирались снести, затем хотели полностью отреставрировать, а в июле 2021 года объявили, что его все-таки демонтируют. После этого башня станет отчасти музейным экспонатом, отчасти жильем — но уже в другом виде. Уникальная конструкция позволяет разобрать здание и использовать повторно, а его культурная и архитектурная ценность настолько велика, что один из фрагментов уже установили на территории Музея современного искусства Сайтамы (MOMAS) к северу от Токио. Точно так же планирует поступить парижский Центр Помпиду.
Эволюция здания
«Накагин» — это ранний пример капсульной архитектуры и уникальный образец архитектурного метаболизма — визионерского направления, которое возникло в Японии после Второй мировой войны и значительно повлияло на развитие модернистской архитектуры.
Метаболисты стремились совмещать архитектурное проектирование с естественными науками. Их ключевая идея заключалась в том, что города и здания должны развиваться подобно живым существам — только способность к быстрой эволюции может уберечь их от сноса. В соответствии с их теорией, на смену классическим жилым домам должны прийти мегаструктуры с автономными квартирами-ячейками. Эти модули можно перестраивать без ущерба для остального здания — точно так же сменяются листья на деревьях или клетки в живом организме.
В начале 1960-х метаболисты разработали целый ряд проектов массового жилья: Арата Исодзаки предлагал поселить людей в «Городе в воздухе» с ветвистыми жилыми башнями, Киёнори Кикутаке — в «Водном городе» на искусственных островах в море. Однако эти и другие подобные идеи остались на бумаге; единственный, кому удалось частично воплотить их, стал Кисё Курокава. В 1970 году к 36-летнему архитектору обратился президент компании недвижимости Nakagin Co., впечатленный его павильоном на Всемирной выставке в Осаке. Он предложил Курокаве спроектировать многоквартирный дом.
Виды башни «Накагин»
Strelka Institute
Через два года в центре Токио выросло здание из 140 жилых ячеек, каждую из которых изготовили на заводе и привезли на стройплощадку в полностью готовом виде. Внутри уже находились вся необходимая мебель и оборудование. Ячейки нанизали на две железобетонные опоры — «ядра обслуживания» с лестницами, лифтовыми шахтами и инженерными коммуникациями. Жилые модули крепились к каркасу только четырьмя высокопрочными болтами, так что на монтаж каждого уходило всего несколько часов. Здание целиком собрали за 30 дней, что фантастически быстро для многоэтажного дома.
Временное жилье для одиночек
Курокава был убежден, что в неизменном виде любое здание может нормально функционировать несколько десятилетий, после чего оно неизбежно устаревает. Современник архитектора вспоминал, как тот в шутку предлагал закладывать в стены одного из проектов динамит, который сработает 30 лет спустя. «Накагин» взрывать не собирались, но, по замыслу архитектора, через 25 лет все жилые ячейки нужно было удалить и заменить на новые.
Квартиры были очень маленькими — 10 квадратных метров (4 в длину и 2,5 в ширину). В них помещались кровать, раскладная мебель, встроенная техника и санузел, похожий на те, что устанавливают в поездах и пассажирских лайнерах. Тем не менее в нем умудрились разместить даже крошечную ванну, выполненную из цельного куска пластика вместе с раковиной и унитазом.
Капсула изнутри
Целевой аудиторией «Накагина» были офисные клерки, которые владели основным жильем в пригороде Токио, но оставались ночевать в городе. Курокава предполагал, что со временем капсулы можно будет объединять или даже транспортировать в другой город, преобразуя в отдельно стоящие здания. Для себя архитектор построил именно такое жилье: в 1973 году он поселился в префектуре Нагано в частном доме Capsule House K, созданном по тому же принципу, что и «Накагин».
13 лет без воды
Ни одну из капсул «Накагина» за все время его существования так и не заменили: это оказалось куда дороже и труднее, чем предполагал Курокава.
Как отмечает автор издания Japan Reports Питер Таскер, крошечное расстояние между капсулами — около 15 сантиметров — предполагает, что удаление отдельных ячеек будет «мучительно трудным делом». А водопроводные трубы, проходящие через каждый жилой блок, «усугубят логистический кошмар». Поэтому капсулы необходимо заменять единовременно, и каждый владелец должен будет заплатить за это порядка 10 миллионов иен (более 90 тысяч долларов). Все это делает замену невозможной, так как собственники «Накагина» слишком по-разному смотрят на будущее дома.
Сейчас большинство квартир в доме заброшено — в том числе из-за серьезного износа капсул и повреждений от землетрясений. Порядка 40 ячеек переделаны под офисы и склады, и в них мало что сохранилось от оригинальной обстановки. Жилых помещений осталось около тридцати, и жизнь в них нельзя назвать комфортной. Горячей воды нет с 2008 года: тогда в доме прорвало водопровод и с тех пор его так и не восстановили. Гермо- и теплоизоляция тоже испортились, так что обитатели «Накагина» страдают от частых протечек и жары летом, а зимой они вынуждены подключать дополнительные обогреватели.
Современное состояние дома
Nesby Darbfeld
Вдобавок ко всему башня не отвечает сейсмическим нормам, пересмотренным в Японии после землетрясения 2011 года. В стенах и потолках жилых ячеек содержится асбест, который в годы строительства использовали в качестве антипирена. Как выяснилось уже после возведения башни, этот минерал опасен для здоровья и увеличивает риск возникновения онкозаболеваний.
В конце жизни Курокава боролся за то, чтобы восстановить капсулы и обновить «Накагин», как и планировалось изначально. Несмотря на это, в 2007 году за полгода до его смерти 80% собственников проголосовало за снос здания. Два года спустя генеральный подрядчик работ обанкротился и отказался от проекта.
Нынешний застройщик настроен довести дело до конца. По данным портала SoraNews24, снос запланирован на 2022 год, когда «Накагину» исполнится 50 лет.
Влияние
Курокава верил, что свобода передвижения будет цениться все выше и в конце концов люди откажутся от стационарных домов в пользу более мобильных. В чем-то он оказался прав — с начала 1970-х трейлеры и передвижные дома действительно стали более популярными. Однако «Накагин» так и остался единственным в своем роде экспериментом — и повторил судьбу многих проектов XX века, которые пытались кардинально изменить привычный образ жизни и приблизить будущее, но так и не смогли.
С началом нефтяного кризиса 1973 года от метаболистских проектов отказались. Но для Курокавы это не означало конец карьеры — он стал одним из самых известных японских архитекторов и после «Накагина» много работал за рубежом. Бюро Kisho Kurokawa architect & associates проектировало выставочное крыло и новый вход Музея Ван Гога в Амстердаме, стадион «Газпром-Арена» (ранее «Зенит-Арена») в Санкт-Петербурге, генеральный план и аэропорт Астаны, а также множество проектов в родной Японии — в том числе Музей современного искусства Сайтамы, где теперь выставлена одна из жилых капсул «Накагина».
Музей Ван Гога в Амстердаме. Архитектор — Кисё Курокава
Jürgen Raible / akg-images / Scanpix / LETA
Национальный центр искусств в Токио. Архитектор — Кисё Курокава
View Pictures / Universal Images Group / Getty Images)
Работа над «Накагином» натолкнула Курокаву на создание первого в мире капсульного отеля, открытого в Осаке в 1977 году, — теперь подобные отели стали одной из визитных карточек Японии. Башня за полвека тоже стала достопримечательностью: точные реплики капсул устанавливали во время выставок в Токио и Сан-Себастьяне, здание печатали на постерах и визитках, снимали в кино. Украинский дизайнер Владимир Дерезниченко даже создал кресло, в котором процитированы круглые окна и жалюзи «Накагина».
Собственники, которые не желают мириться со сносом башни, запустили краудфандинг и надеются собрать деньги, которые позволят снять и отреставрировать оригинальные капсулы. К работам привлекут бюро Kisho Kurokawa architect & associates. Некоторые из капсул передадут музеям, однако большинство из них хотят превратить в жилые единицы, которые можно будет сдать. В этом смысле у «Накагина» уникальная судьба, которая не позволяет считать этот проект в полной мере неудачным. Разве есть на свете еще одно модернистское здание, которому удалось выжить после сноса?
Ася Зольникова
Капсульная башня Накагин — Знаковые дома
Здание Капсульной башни Накагин, спроектированное покойным Кишо Курокава (1934-2007), является представительным произведением японского архитектурного движения под названием «Метаболизм». Он был построен с идеей, что, заменив капсулы, здание будет осуществлять обмен веществ; однако в последующие 46 лет ни одна капсула не была заменена.
Здание состоит из двух соединенных между собой бетонных башен, к которым 140 квартир-капсул были индивидуально соединены болтами высокого напряжения, чтобы их можно было легко заменить по мере старения, воплощая в жизнь идею метаболистов о том, что здания должны быть возобновляемыми.
Последние новости
Дезин, 29 апреля 2022
Кадры, демонстрирующие демонтаж капсульной башни Накагин в Токио.
Трейлер документального фильма «Капсульная башня Накагина — ориентир японского метаболизма на грани разрушения» (1:30). Загружено Michael Blackwoods Productions.
Архитектурные изюминки
Здание было задумано как две башни со 144 съемными и сменными капсулами (сборными за пределами площадки), которые можно было использовать как студии или как жилые дома. Каждая капсула повторяла структуру и размеры морского контейнера (7,5 х 12,5 х 7 футов / легкая стальная рама с усиленными стальными панелями), но с окном-иллюминатором из плексигласа диаметром 4,5 фута. Интерьеры были оборудованы кроватью, санузлом и различной бытовой техникой, включая цветной телевизор и настольный калькулятор. Стоимость в 1972 был эквивалентен роскошному автомобилю.
‘Капсульная башня Накагин представляет собой важный исторический момент в послевоенной архитектуре. Его дизайн воплощает городские и социальные идеалы Метаболистов: город мобильности и гибкости, а также система, адаптированная к потребностям быстро меняющегося, постоянно меняющегося общества. Здание прославляет идею взаимозаменяемости и гибкости через капсулу, а его история отражает взлет и падение технологических утопий метаболизма и трансформацию городской культуры Японии с начала 19 века.70-е годы. Таким образом, Башня представляет собой живое ископаемое, предлагающее всеобъемлющий урок успехов и неудач послевоенного авангарда». (Чжунцзе Линь (2011) «Капсульная башня Накагин: новый взгляд на будущее
недавнего прошлого», Journal of Architectural Education, 65:1, 13-32).
youtube.com/embed/Vp1Yy4ahcW8″ frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Более длинный фрагмент документального фильма «Капсульная башня Накагина». Загружено Миланским фестивалем дизайна. (3:29)
Icon for Tokyo
Благодаря уникальному внешнему виду и концепции здание получило высокую оценку не только в Японии, но и во всем мире. Он часто упоминается в путеводителях, издаваемых за границей, таких как Lonely Planet, и часто появляется в различных средствах массовой информации, так что он стал хорошо зарекомендовавшим себя туристическим местом, которое посещают многие иностранные гости. Также популярны англоязычные экскурсии по капсулам Showcase Tokyo, в которых участвуют около 100 человек в месяц. Министерство экономики, торговли и промышленности и столичное правительство Токио включили изображения здания Nakagin Capsule Tower в свои видеоролики, знакомящие с городом за рубежом.
youtube.com/embed/sXRJE2caPNY» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Накагин: 140 капсул plug-n’play плавают в башне метаболиста. Загружено Кирстен Дирксен/Faircompanies.com (11:48).
Угроза
Сегодня Капсульная башня Накагина представляет собой печальную тень своего некогда футуристического облика. Около 30 из 140 квартир заброшены, некоторые непригодны для проживания из-за протечек и плесени. Его конструкция пронизана асбестом, находится под угрозой сноса и покрыта унылой сеткой для защиты пешеходов от падающих обломков.
На общем собрании ассоциации управления зданием в декабре 2017 года Проект сохранения и восстановления капсульной башни Накагин получил рекомендации от проектировщика существующих зданий, Kisho Kurokawa Architect & Associates, а также совместно с архитектурно-строительным офисом. семинар, предложил план замены капсулы. Многочисленные первоначальные консультации относительно замены капсул были проведены с отделом городского развития округа Тюо, и хотя вопросы остаются, от соответствующих органов был получен обнадеживающий ответ относительно возможности реализации плана.
Источник: Change.org
Архив новостей
ArchDaily, 4 апреля 2022 г.
Капсульная башня Накагин будет снесена в середине апреля
Nikkei Asian Review, 28 апреля 2020 г.
Судьба оригинальной капсульной башни Токио Liter05 9004 90
Капсульная башня Накагина
Норита Минами
2015
Купить книгу
Доставка на дом: Изготовление современного жилища
Нью-Йоркский музей современного искусства0003 Барри Бергдолл, Питер Кристенсен, Питер Хьюитт Кристенсен, Кен Осима
2008
Купить книгу
Кишо Курокава Архитектор и зам.
1972, Япония
В Токио начинается снос легендарной капсульной башни Накагин
Лиззи Крук |
Оставить комментарий
Начался демонтаж капсульной башни метаболиста Накагин в Токио, интерьеры модульных капсульных домов уже напоминают «место сноса».
Знаменитый японский жилой дом, спроектированный архитектором Кишо Курокавой, сносят из-за обветшания его железобетонных и стальных конструкций.
Его внутренние помещения в процессе подготовки к удалению асбеста, за которым последует полная разборка здания.
Идет снос капсульной башни Накагин (вверху)
Капсульная башня Курокавы была построена в 1972 году в токийском районе Гиндза. Он состоит из двух соединенных между собой бетонных башен, к которым прикручены болтами 140 сборных стальных капсул. Эти стручки содержат крошечные дома.
Планы по демонтажу башни были подтверждены в прошлом году, что побудило жителей начать сбор средств для сохранения, пожертвования или перемещения капсул.
Одна из групп, сохранивших модуль, называется «Проект Nakagin Capsule Tower A606» и занимается восстановлением и модификацией капсулы под номером A606.
Его сносят из-за разрушения конструкции. Фото Романа Давыдко через Unsplash
Проект Nakagin Capsule Tower A606 сообщил Dezeen, что, хотя сегодня знаменуется начало работ по сносу здания снаружи, большая часть внутренней части башни уже демонтирована.
«Работы по сносу начнутся 12 апреля, но уже начались внутренние демонтажные работы и другие работы», — сообщила представитель группы Акико Ишимару. «Так что внутри это уже похоже на место сноса», — сказала она Dezeen.
Ишимару заявил, что работы по сносу начнутся с удаления всех оставшихся элементов интерьера, а также асбеста.
После этого капсулы будут сняты, а затем снесены поддерживающие их бетонные башни. Ожидается, что снос продлится до конца 2022 года9.0004
Башня-капсула Накагин будет демонтирована и превращена в арендуемое жилье и экспонаты
До 12 апреля Ишимару и проект Nakagin Capsule Tower A606 документировали здание с помощью измерений, фотографий, видео и 3D-сканов.
Группа планирует сохранить одну из капсул и превратить ее в «мобильную капсулу», которая, по их словам, будет соответствовать «концепции Курокавы «архитектура в движении» и адаптируемости».
Курокава, умерший в 2007 году, спроектировал корпус Nakagin Capsule Tower во время движения метаболистов в Японии, пионером которого он был вместе с Киёнори Кикутаке и Фумихико Маки.
Метаболистская архитектура выступала за здания, которые можно было приспособить и заменить.
Интерьеры уже убраны.
Крошечные домики в капсульной башне Накагин были спроектированы таким образом, чтобы менять их каждые 25 лет. Отсутствие финансирования означало, что это так и не было реализовано, что привело к их ветхости.
Цель Курокавы для башни заключалась в том, чтобы привлечь одиноких бизнесменов, ищущих компактную и удобно расположенную квартиру.
Каждый из домов-капсул здания оживляется круглым окном размером 2,5 метра на четыре метра. Они содержат встроенные жилые помещения и мебель.
«Пока мы были внутри капсулы, осматривая капсулу, мы увидели много людей за окном», — подумал Ишимару. «Казалось, они пришли, чтобы увидеть последние из здания».
Ночной снос раннего дома Марселя Брейера, описанный как «самая значительная потеря в недавней памяти»
Архитектура ХХ века находится под угрозой в городах по всему миру. Одним из самых уязвимых стилей является брутализм – зданиям свойственны смелые монолитные формы, отлитые из бетона.
Только в США такие иконы брутализма, как здание Burroughs Wellcome Пола Рудольфа и апартаменты Shoreline, стали жертвами разрушительного удара.
В серии интервью историки архитектуры недавно рассказали Dezeen, что эта волна сноса частично вызвана политической идеологией, но также и старением этих зданий.
Фотография предоставлена проектом Nakagin Capsule Tower A606, если не указано иное.
Подпишитесь на нашу рассылку новостей
Ваш электронный адрес
Dezeen Debate
Наш самый популярный информационный бюллетень, ранее известный как Dezeen Weekly. Рассылается каждый четверг и содержит подборку лучших комментариев читателей и самых обсуждаемых историй. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.
Dezeen Agenda
Рассылается каждый вторник и содержит подборку самых важных новостей. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.
Dezeen Daily
Ежедневный информационный бюллетень, содержащий последние новости от Dezeen.
Новинка! Dezeen In Depth
Рассылаемый в последнюю пятницу каждого месяца, Dezeen in Depth содержит оригинальные тематические статьи, интервью и мнения, которые глубже раскрывают основные истории, формирующие архитектуру и дизайн.
Dezeen Jobs
Ежедневные обновления последних вакансий в области дизайна и архитектуры, рекламируемых на Dezeen Jobs. Плюс редкие новости.
Dezeen Awards
Новости о нашей программе Dezeen Awards, включая сроки подачи заявок и объявления. Плюс периодические обновления.
Dezeen Events Guide
Новости от Dezeen Events Guide, справочника, посвященного ведущим событиям, связанным с дизайном, происходящим по всему миру. Плюс периодические обновления.
Мы будем использовать ваш адрес электронной почты только для отправки запрошенных вами информационных бюллетеней.