Содержание
Защита авторского права на проект дизайна интерьера
Работа над дизайном — творческая деятельность и в соответствии с ГК РФ является объектом авторских прав вне зависимости от этапа его реализации. Рассмотрим в статье, что происходит с правами дизайнера после выполнения заказа и может ли он разместить чертежи и фото в своем портфолио.
Ситуацию можно рассматривать с учетом ст.7 закона «Об авторских и смежных правах» – объекты архитектуры, скульптуры, дизайна представляют собой объекты авторского права. Так что при публикации дизайна в СМИ выложенные материалы отмечаются «с» в круге, т.е. значком «копирайт», указывается фамилия создателя и год. Это позволит доказать свое право на проект при необходимости, к примеру, если кто-то укажет данные материалы в своем портфолио. Сразу стоит уточнить – все это актуально, если проект не продан.
Если работа была выполнена под заказ и оплачена согласно договоренности, то ситуация регулируется ст. 33 «Авторский договор заказа». Авторское право переходит к оплатившему работу заказчику, а разработчик не может без разрешения владельца дизайнерского проекта размещать в своем портфолио или как-то иначе использовать материалы в публикациях в СМИ. Конституция РФ охраняет неприкосновенность частной жизни и жилища каждого субъекта, так что без его согласия опубликовать информацию о подробностях обстановки или прочих нюансах дизайна запрещено.
Уточнения в соглашении
Соответствующее согласие на публикацию материалов и дизайна можно вписать отдельным пунктом в договор о разработке дизайн-проекта. Но на такое чаще соглашаются публичные люди – артисты, работники телевидения и прочие медийные персоны. Фото интерьера квартиры или дома такой персоны — значимый элемент PR. В таких случаях в соглашение можно включить соответствующие строки. При этом позже заказчик может отказаться от разрешения публиковать финальные фотографии. Тогда разработчик может использовать чертежи и прочие промежуточные результаты проекта для ознакомления потенциальных заказчиков со своими возможностями. Но передавать третьим лицам или размещать в своем портфолио эти материалы все равно незаконно — помимо проблем с законом дизайнер может потерять репутацию.
Интеллектуальная собственность фирмы
Если дизайнер в соответствии со своими служебными обязанностями работает в бюро, то авторские права на разработанный дизайн-проект принадлежат разработчику, правда, разместить работу в своем портфолио нельзя. Все права принадлежат работодателю по договору, в котором определяется величина авторского вознаграждения. При размещении элементов дизайн-проекта необходимо указывать его владельца, то есть работодателя. Такие отношения сторон обусловлены ст. 14 «Закона об авторских и смежных правах».
Плагиат
Плагиат – это нарушение авторского права, которое подразумевает использование чужого произведения, изобретения или рацпредложения под своим именем. Делать плагиат, а именно так будет квалифицироваться копирование чужого дизайна, незаконно, правда, реальных случаев вынесения судебных решений нет. Сложности возникают при сборе доказательной базы, тем более что даже незначительные изменения проекта не позволяют назвать его плагиатом.
Нередко дизайнер, выполняя пожелания заказчика, становится плагиатором. Так что в таких случаях задача дизайнера состоит в следующем: он должен не точно скопировать проект с журнала, а преобразовать его, реализуя собственный замысел. Точное повторение и незаконно, и неэтично.
Стоит учитывать такие нюансы как распространенные цветовые сочетания или правила построения композиции. При создании дизайн-проекта для ряда типовых квартир дизайнеры будут неизбежно генерировать похожие элементы. Как вариант, интересные идеи коллег могут стать основой для собственного уникального проекта дизайнера. Эти случаи также выходят за рамки плагиата. Если дизайнер обладает фантазией и вдохновением, то его работа не станет повторением чужих идей – это и является основной чертой настоящего профессионала.
Как защитить авторское право
- Задокументировать точную дату/период создания дизайн-проекта – в качестве доказательства подойдут нотариально заверенные эскизы дизайна с информацией о разработчике и его подписью.
- Если автор создал дизайн по служебному заданию, а работа оплачена по трудовому договору, то согласно ст. 95 ГК РФ разработанный дизайн-проект является интеллектуальной собственностью работодателя.
- Как вариант, достаточным подтверждением даты создания проекта является долговечный носитель, отправленный по любому адресу по почте. Почтовый штамп на запечатанном конверте содержит дату, которая и будет подтверждать период создания интеллектуальной собственности. Легитимным доказательством будет и электронная почта.
- Регистрация авторского права осуществляется с помощью онлайн-регистрации. Также можно оформить патент – такой документ позволяет защитить интеллектуальную собственность.
- Доступным вариантом подтверждения даты создания интеллектуальной собственности является фотосессия – полученные кадры должны быть созданными и храниться в RAW-формате. При настройке параметров снимков необходимо указать личные данные, дату – это поможет подтвердить авторство.
- Выкладывать в СМИ документы необходимо только с водяными знаками/ подписями – это позволит доказать авторство без проблем.
- Разработчик должен иметь в наличии все исходники от эскизов до итоговых документов. Отсутствие промежуточных материалов существенно усложняет доказательство авторства.
- Важным фактором являются свидетели, которые на судебном разбирательстве подтвердят, что видели, как автор выполнял проект.
Если интеллектуальная собственность была украдена, и злоумышленник опубликовал составляющие проекта в СМИ, указав свои данные, то начать нужно с просьбы убрать из портфолио данный дизайн. В случае отказа выполнить обоснованное требование можно обращаться в суд. Но перед этим стоит оценивать возможную сумму возмещения в случае подтверждения факта плагиата – иск в Арбитражный суд необходимо подавать на имя владельца сайта.
Можно ограничиться санкциями на портал – за этим стоит обращаться в поисковые системы, предоставляя им доказательства авторских прав на проект или изображение. В этом случае вероятность исчезновения украденного дизайна из сети гораздо выше.
———————-
Смотрите также по теме:
Авторское право при создании портфолио дизайнера интерьера
Как остаться автором своего проекта. Защита интеллектуальных прав дизайнера
Правовые аспекты авторского надзора и комплектации
Исключительные права на дизайн проект \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Исключительные права на дизайн проект
Подборка наиболее важных документов по запросу Исключительные права на дизайн проект (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Исключительное право:
- Акт приема передачи исключительных прав
- Безвозмездная передача исключительных прав
- Договор об отчуждении исключительного права
- Договор об отчуждении исключительного права на программу для эвм
- Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак
- Показать все
Еще
- Исключительное право:
- Акт приема передачи исключительных прав
- Безвозмездная передача исключительных прав
- Договор об отчуждении исключительного права
- Договор об отчуждении исключительного права на программу для эвм
- Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак
- Показать все
- Проектно-изыскательские работы:
- Архитектурно-градостроительное решение
- Бухгалтерский учет проектной документации
- Бюджетный учет проектно-сметной документации
- Виды инженерных изысканий
- Внесение изменений в проектную документацию
- Показать все
Формы документов
Судебная практика
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27. 12.2022 N 14АП-10138/2022 по делу N А13-14041/2021
Требование: О взыскании компенсации за нарушение авторских прав на использование дизайн-проекта.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Исследовав представленные Обществом цветные снимки дизайна-проекта, представленные Предпринимателем цветные снимки дизайна-проекта, подготовленного ООО «СФЕРА» и техническое задание, направленное Предпринимателем Обществу, ООО «СФЕРА», содержащее цветные снимки, принадлежащего самому Предпринимателю дизайна-проекта, реализованного в предыдущий год на иной выставке, суд первой инстанции правильно указал, что данными доказательствами не подтверждается факт использования ответчиками объектов интеллектуальной собственности истца, в том числе не подтверждается факт использования Предпринимателем дизайна-проекта, исключительные права на которое принадлежит истцу
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 30. 03.2022 по делу N 66-1069/2022
Категория спора: Защита патентных прав.
Требования правообладателя: О нарушении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Обстоятельства: Ответчиком был неправомерно, без согласия правообладателя и иного законного основания размещен и доведен до всеобщего сведения спорный объект на страницах сайта.
Решение: Удовлетворено.Удовлетворяя заявленные исковые требования о возложении на ответчика обязанности прекратить создание технических условий, обеспечивающих размещение и иное использование изображений дизайн-проекта «Сафонтьево» по указанным в иске ссылкам, а также о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав, суд первой инстанции указал на представление стороной истца достаточных доказательств в подтверждение наличия у него исключительных прав в отношении дизайн-проекта интерьера «Сафонтьево» и его использования на администрируемом ответчиком сайте https://resident-house.ru, тогда как стороной ответчика доказательств наличия права использования спорного результата интеллектуальной деятельности представлено не было.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Готовое решение: Как учитывать затраты на дизайн-проект
(КонсультантПлюс, 2023)В том случае, если вы заказали разработку дизайн-проекта, необходимого для выпуска продукции (выполнения определенных работ по договорам подряда) в течение периода, превышающего 12 месяцев, и при этом исключительные права на дизайн-проект перешли к вашей организации, выполненный проект вы принимаете к налоговому учету в качестве НМА. В первоначальную стоимость включите договорную стоимость разработки (без НДС) и другие затраты, связанные с приобретением прав на дизайн-проект (п. 3 ст. 257 НК РФ).
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Статья: Использование работником результатов интеллектуальной деятельности, полученных на прошлом месте работы
(Переверзева О.)
(«Трудовое право», 2018, N 6; «Административное право», 2018, N 2)Авторским правом охраняется произведение с точки зрения единства формы и содержания. Принципы, методы, концепции, не имеющие формы выражения, произведениями не признаются. При этом по смыслу п. 3 ст. 1270 ГК РФ практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта составляет содержание исключительного права.
Нормативные акты
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Постановление Правительства РФ от 13.10.2022 N 1827
«Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий в целях поддержки и развития малых и средних дизайн-центров электроники»реализацию мероприятий, направленных на последующую коммерциализацию результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в том числе посредством организации испытания, сертификации, лицензирования, организации серийного выпуска продукции, возмездного распоряжения исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности, предоставления образцов электронной и радиоэлектронной аппаратуры и электронной компонентной базы, исследовательского оборудования и систем автоматизированного проектирования электронной компонентной базы (далее — системы автоматизированного проектирования) в возмездное и (или) безвозмездное пользование другим дизайн-центрам электроники, участия в выставочных мероприятиях, организации и проведения образовательных (просветительских) и иных мероприятий, если тематика таких мероприятий связана с комплексным проектом, а также посредством вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в экономический оборот иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации;
Что должен знать каждый дизайнер об интеллектуальной собственности и нарушении авторских прав
Логотипы, веб-сайты и многое другое…
Логотипы, веб-сайты, обложки книг и многое другое…
Получить дизайн
Если вы дизайнер, вас окружает вдохновение. Вы можете посетить новый город и найти вдохновение в его уникальной архитектуре, картине, скульптуре или другом произведении искусства. И тогда вы можете подражать художникам, стоящим за этими работами, в своих собственных проектах. Ничто не существует в вакууме, включая ваши проекты. Но есть грань между вдохновением от другой работы и ее плагиатом. Эта строка называется нарушением авторских прав.
Как графический дизайнер, вы должны точно знать, где провести грань между тем, чтобы позволить чужой работе вдохновить вас, и простым ее копированием. Еще одна область, где грань становится действительно размытой, — это когда вы имеете дело с пародиями. Пародии — это весело, они забавны, и часто дизайнеры создают их в знак уважения к произведениям, которые им нравятся. Но даже пародии с благими намерениями могут нарушать авторские права создателей оригинала, и это может привести к серьезным юридическим проблемам. «
Spaceballs» — классический пример пародии на любимую кинофраншизу от Brooksfilms. Оригинальная сцена через Lukasfilm.
Прежде чем мы действительно углубимся в то, когда и как вы можете вдохновлять или пародировать часть своего дизайна, давайте рассмотрим несколько важных терминов, которые нужно знать и понимать.
Содержание
—
- Интеллектуальная собственность
- Добросовестное использование
- Вдохновение
- Кому принадлежат права на произведение искусства?
Интеллектуальная собственность
—
Все оригинальное, созданное кем-либо, является их интеллектуальной собственностью, если оно охраняется законом. Это означает, что когда вы рисуете картину, пишете песню, изобретаете лучшее колесо, создаете персонажа, создаете тему WordPress или называете продукт, ваше творение является вашей интеллектуальной собственностью — до тех пор, пока вы не продадите свои права собственности клиенту. Интеллектуальная собственность может также включать инновации и выражения открытий. Единственным исключением является работа по найму. Если вы работаете полный рабочий день, дизайн, который вы создаете в рамках своей работы, является интеллектуальной собственностью вашего работодателя, а не вашей собственной.
Если что-то является вашей интеллектуальной собственностью, вы имеете исключительное право на использование, изменение и получение прибыли от этого. Вы также имеете право лицензировать свою работу другим по своему усмотрению. Проще говоря, если вы пишете роман о персонаже по имени Волшебная мангуста Марианна, другой автор не может написать продолжение, Волшебная мангуста Марианна готовит пироги с зефиром , если вы не лицензируете персонажа и концепцию.
Если ты его сделал, он твой, если ты его не продашь. Дизайн Хейзел Энн для Kendrick Plumbing.
Интеллектуальная собственность защищена четырьмя способами:
- Авторское право: Обычно используется для художественных и литературных произведений.
- Патент : Патенты используются для защиты инноваций, изобретений и новых технических решений существующих трудностей.
- Товарный знак: Товарные знаки используются для того, чтобы отличать товары и услуги отдельных компаний от товаров и услуг, предоставляемых другими компаниями. Слоганы, талисманы, названия компаний и другие элементы брендинга защищены товарными знаками.
- Коммерческая тайна: Определенные стратегии и методы ведения бизнеса могут стать интеллектуальной собственностью, охраняемой законом в соответствии с Единым законом о коммерческой тайне.
В Соединенных Штатах каждый дизайнер автоматически владеет авторскими правами на свою работу, за исключением упомянутых выше случаев работы по найму. Нет необходимости регистрировать авторские права в Ведомстве США по патентам и товарным знакам, как это необходимо для получения защиты, связанной с патентованием концепции. Однако авторское право может быть зарегистрировано в Бюро регистрации авторских прав США. Если вы хотите подать иск о нарушении авторских прав, вам необходимо сначала зарегистрировать свои авторские права.
Вам также не нужно регистрировать товарный знак, чтобы использовать его исключительно, но, как правило, это хорошая идея. Таким образом, название вашей компании и все другие элементы брендинга будут признаны вашими в Соединенных Штатах. Чтобы защитить свой бренд за границей, вам необходимо зарегистрировать свой товарный знак в каждой стране, где вы работаете.
Защита вашей интеллектуальной собственности принадлежит вам. Design by Dexterous» для проекта «Защити то, что собираешь».
Для наших целей мы будем в основном говорить о работе, защищенной авторским правом и торговой маркой. Имейте в виду, что эти определения ориентированы на США, поэтому, если вы работаете за пределами Соединенных Штатов, законы, применимые к вашей работе, и их сфера действия могут сильно отличаться. Чтобы получить конкретную юридическую консультацию, обсудите свою ситуацию с местным юристом по вопросам интеллектуальной собственности.
Добросовестное использование
—
Доктрина добросовестного использования является исключением из Закона об авторском праве, которое делает законным использование произведений, защищенных авторским правом, без получения разрешения их авторов в определенных ограниченных обстоятельствах. Это:
- Научные труды . Вы можете ссылаться на работы, защищенные авторским правом, в документах вашего колледжа или других опубликованных научных работах, когда ваши ссылки комментируют работы, защищенные авторским правом. Однако вы не можете заявлять, что работа, защищенная авторским правом, является вашей собственной.
- Новостной репортаж . Если вы сообщаете новости и произведение, защищенное авторским правом, имеет отношение к вашей истории, вы можете упомянуть его, не беспокоясь о нарушении авторских прав. Сюда входят цитаты из других новостных статей, имеющих отношение к вашей истории.
- Критика . Точно так же, как в научной критике или новостях, вы можете упомянуть работы, защищенные авторским правом, в опубликованной вами критике. Книжные критики, кто-нибудь?
- Обучение . Иногда работа с существующими произведениями является наиболее эффективным способом обучения. Может быть, дизайн постеров к фильмам для Аутсайдеры или написание новой главы Над пропастью во ржи являются частью планов уроков, которые вы разработали для своих учеников. Это допустимое использование в соответствии с доктриной добросовестного использования.
- Пародия . Критика произведения посредством пародии, преувеличенной имитации произведения в комедийных или критических целях, разрешена в соответствии с доктриной добросовестного использования, когда пародия каким-то образом преобразует произведение.
Пародия может быть такой же простой, как забавная игра слов и текст. Дизайн Anonymous для Designer Studios.
Преобразующий . В этом ключевое различие между добросовестным использованием и нарушением авторских прав. Производная работа, в которой просто используются защищенные авторским правом имена, концепции, персонажи и идеи, не является пародией, но работа, которая берет их и искажает таким образом, что потребитель получает новое понимание оригинала, действительно является пародией. Иногда это новое понимание заключается в том, чтобы просто посмеяться над тем, как пародия издевается над оригиналом.
Пародирование известных логотипов с целью заявить о компаниях, стоящих за ними, является примером добросовестного использования. через Maentis. В 2013 году суд постановил, что фотография справа, сделанная фотографом Ричардом Принсом, достаточно трансформирует оригинал (левое изображение Патрика Кариу), чтобы можно было использовать изображение добросовестно. Через Патрика Кариу и Ричарда Принса.
Тем не менее преобразующий характер произведения — не единственный фактор, который отделяет добросовестное использование от нарушения авторских прав. Каждый случай предполагаемого нарушения уникален, и когда суду представляется конкретный случай, он рассматривает все нижеперечисленное, чтобы определить, действительно ли имело место нарушение авторских прав:
- Характер произведения, защищенного авторским правом . Некоторые виды произведений пользуются защитой авторских прав больше, чем другие, и именно эти произведения обычно получают «более сильную» защиту авторских прав. К ним относятся такие произведения, как фильмы, романы и другие произведения, которые требуют значительной творческой работы со стороны создателя. Напротив, технический документ или новостная статья требуют меньше творческих усилий для создания, и поэтому их использование с большей вероятностью будет считаться добросовестным использованием.
- Количество и существенность защищенной авторским правом работы, используемой в производной работе . По сути, использовалась ли небольшая часть оригинальной работы для поддержки точки зрения создателя производной версии или были скопированы большие части и размещены вокруг относительно незначительной точки? Здесь важны и качество, и количество — в некоторых случаях использование даже небольшой части оригинальной работы может быть сочтено чрезмерным для добросовестного использования производной, поскольку эта небольшая часть является сутью оригинальной работы.
- Влияние производного на маркетинг оригинального произведения . Добросовестное использование произведения не должно наносить ущерб способности оригинального создателя получать прибыль от своей работы. Если суд определит, что нелицензионная производная работа может негативно повлиять на рынок оригинала, он может счесть производную работу нарушением авторских прав.
Столкнувшись с судебным иском о нарушении авторских прав, скульптор Джефф Кунс утверждал, что использование им фотографии Арта Роджерса для иллюстрации банальности повседневной жизни было добросовестным. Суд вынес решение в пользу Роджерса, заявив, что скульптура слишком похожа на фотографию и что зрители узнают в ней копию, и что Кунс мог использовать общий источник, чтобы сделать такое же художественное заявление. Через Арта Роджерса и Джеффа Кунса.
Вдохновение
—
Поговорим о вдохновении. Возможно, есть художник, который вас действительно вдохновляет. Если вы используете это вдохновение в своей работе, когда именно вдохновение становится плагиатом? Плагиат означает подражание работе другого человека и выдачу ее за свою, не отдавая должное автору. Вдохновение превращается в подражание при копировании того, что считается сутью или центральной идеей произведения.
Скажите, что вас вдохновляет использование ярких цветов и геометрических форм другим художником. Использование одних и тех же цветовых схем и форм будет считаться имитацией, в то время как интерпретация этих идей по-разному и применение их к вашей собственной работе по-новому будет считаться источником вдохновения. Суть в том, что ваше применение идеи должно быть преобразующим, то есть ваша вдохновленная работа должна четко отличаться от основной идеи, из которой состоит оригинальное произведение искусства. Вот как перестраховаться, когда вы не уверены: всегда избегайте подражания и стремитесь к преобразованию и развитию идеи до такой степени, что связь с оригиналом больше не видна.
Кому принадлежат права на произведение искусства?
—
Хорошо, допустим, вы создали что-то оригинальное, что хотите продать клиенту. Кому тогда принадлежат права? Что ж, если «клиент» не является вашим постоянным работодателем (в этом случае он автоматически владеет правами), это зависит от того, какие права вы решите передать ему. Если вы дизайнер-фрилансер, у вас есть авторские права на все, что вы создаете. Вы имеете право контролировать, как ваша работа воспроизводится и используется в коммерческих целях. Когда вы продаете свою работу, важно, какие права вы соглашаетесь передать своему клиенту. Вы должны обратить внимание на то, передаете ли вы своему клиенту право использовать, воспроизводить, отображать или вносить изменения в вашу работу. Если вы не передаете авторские права кому-либо другому, дизайн принадлежит вам и только вам, что является мерой безопасности, которая защищает от нарушений и гарантирует, что он не нарушает авторских прав на любую другую работу.
Вот как это работает на платформе 99designs: когда дизайнер завершает проект с клиентом и подписывает DTA (соглашение о передаче дизайна), это означает, что клиент теперь владеет дизайном. Дизайнер больше не контролирует, как его работа воспроизводится или используется в коммерческих целях. Если клиент решит изменить дизайн позже, он имеет право сделать это, и дизайнер не имеет права голоса в этом вопросе. В случае нарушения авторских прав, если дизайнер продал изображение, защищенное авторским правом, клиенту, законный владелец изображения должен будет подать в суд на клиента. Затем клиент может подать в суд на дизайнера за предоставление этого изображения.
Ваш адвокат может стать вашим героем. Дизайн баннера от vepar для Siegfried & Jensen.
Будьте осторожны
—
Очень важно знать, кому принадлежат какие права на дизайн и как его можно использовать. Если вы не уверены в том, является ли дизайнерская идея добросовестным использованием или потенциально может быть нарушением, не рискуйте и избегайте использования этого дизайна. У вас может быть собственный жесткий диск или блокнот, переполненный откровенной, даже злобной сатирой, высмеивающей популярные бренды и деятели, но когда вы публикуете и продаете дизайны, вам нужно знать все тонкости того, что вы можете и чего не можете делать по закону. Как владелец малого бизнеса, вы должны иметь отношения с юристом, к которому вы можете обратиться за советом по таким вопросам, как этот. Такой совет является одним из самых ценных инвестиций, которые вы можете сделать в своем бизнесе.
Кому принадлежит дизайн? Что нужно знать об авторском праве
Кому принадлежит дизайн, заказчику или дизайнеру? Это распространенный вопрос, и прежде чем вы решите нанять дизайнера, вы определенно должны знать ответ на этот вопрос. Итак, давайте посмотрим, что вам нужно знать об авторском праве.
Представим, что вы, клиент, наняли дизайнера, чтобы тот создал для вас произведение. Вы можете легко предположить, что как только проект будет завершен и оплачен, вы будете владеть всеми правами на него.
Однако это не обязательно так.
Закон об авторском праве закрепляет право собственности на произведение за лицом, фактически создавшим произведение. Это означает, что он автоматически принадлежит дизайнеру.
Любое изменение права собственности зависит от условий, изложенных в вашем контракте.
Нет контракта?
Во-первых, это не то, что я рекомендую. Ваш дизайнер должен либо дать вам контракт для подписания до начала работы, либо иметь набор стандартных положений и условий, применимых к вашему проекту. Таким образом, у вас обоих будет четкий список ваших прав и обязанностей во время совместной работы.
В любом случае, если у вас нет контракта, вопрос авторских прав очень прост. Он остается у дизайнера. Они полностью владеют дизайном, всеми файлами и активами, и если вы хотите изменить это, вам придется попросить их и надеяться, что они будут сотрудничать.
Работать по найму?
Если ваш контракт основан на работе по найму, то полное право собственности на проект переходит к вам, работодателю или клиенту, после полной оплаты.
Однако большинство внештатных контрактов не основаны на работе по найму. Особенно в Великобритании, поскольку работа по найму больше похожа на американскую.
Кроме того, большинство независимых дизайнеров не захотят заключать контракт на работу по найму, поскольку они отказываются от всех своих прав. Это включает в себя право показывать работы в своем портфолио. Портфолио дизайнера — большая часть его маркетинга, так что, как вы понимаете, это не слишком привлекательная перспектива.
Вам также может быть интересно: Защищает ли наличие собственного домена ваши авторские права?
Лицензия на острые ощущения
Итак, мы уже установили, что в большинстве внештатных контрактов авторские права не передаются клиенту. Что это оставляет вам?
Вместо полного владения авторскими правами большинство контрактов предоставляют вам право собственности или лицензию на использование конечных продуктов, в то время как дизайнер сохраняет право собственности на дизайн, активы и рабочие файлы (файлы, используемые для создания дизайна и его редактирования в будущее).
В вашем контракте или лицензии должно быть указано, что вы можете и что не можете делать с этими конечными продуктами. Это может включать ограничение количества копий чего-либо, которое вы можете распечатать, или на каких носителях это можно использовать.
Обычно также указывается, что дизайнер имеет право отображать работы в своем портфолио и других материалах, используемых для продвижения своих услуг.
Давайте рассмотрим несколько примеров того, как это работает на практике.
Пример 1: Брошюра или флаер для продвижения вашего бизнеса
Если конечным результатом проекта является печатный продукт, такой как дизайн брошюры или флаера, ваш контракт обычно предоставляет вам право собственности на эти печатные брошюры. Вам также может быть предоставлен файл для печати в формате PDF, чтобы вы могли распечатать больше копий, когда вам нужно.
Но дизайнер сохраняет за собой право собственности на фактический дизайн, поэтому вы не сможете дублировать или адаптировать дизайн или макет брошюры, например, если вы хотите, чтобы она превратилась в изображение баннера для вашего веб-сайта. Вам нужно снова нанять дизайнера, чтобы он сделал это за вас.
Дизайнер также владеет всеми рабочими файлами. Это включает в себя такие вещи, как предварительные эскизы и файлы Adobe InDesign. Поэтому, если вы хотите внести изменения в брошюру перед следующей перепечаткой, вам нужно будет либо нанять дизайнера, который сделает это за вас, либо купить у него рабочий файл InDesign, если вы хотите работать с другим дизайнером.
Пример 2: Иллюстрация для печати на футболках, которые вы планируете продавать
Лицензирование продуктов, которые вы планируете продавать, обычно имеет больше ограничений. Вам будет предоставлена лицензия на печать иллюстрации на определенном количестве футболок. Если вы позже захотите напечатать дополнительные копии или создать другие продукты с той же иллюстрацией, вам нужно будет договориться с вашим дизайнером о новой лицензии, покрывающей эти дополнительные виды использования.
В вашем контракте также может быть указан географический регион или временные рамки, в которых вы можете использовать иллюстрацию. Например, она может покрывать вас за товары, продаваемые в Великобритании, в течение трех лет. Поэтому, если вы позже решите начать продажи в США или захотите использовать иллюстрацию после этих первых трех лет, вам нужно будет заключить новый контракт.
Пример 3: Дизайн логотипа для вашего нового бизнеса
Дизайн логотипа — это то, что должно быть немного по-другому. Для вашего бизнеса и вашего бренда очень важно, чтобы вы полностью владели своим логотипом. (Вот почему использование шаблонов логотипов — плохая идея: вы не будете владеть дизайном, к тому же кто знает, сколько других людей используют тот же шаблон?)
Вы должны иметь возможность использовать свой логотип столько раз, сколько хотите, где угодно.
Таким образом, в этом случае вам нужно убедиться, что ваш контракт с вашим дизайнером передает вам право собственности на окончательный логотип после его полной оплаты. Большинство дизайнеров все равно сделают это — у меня есть немного другие условия для проектов по разработке логотипов, чтобы разрешить это — но если ваш дизайнер пытается сохранить полное право собственности на ваш дизайн логотипа, это плохой знак. Единственное, что им действительно нужно сохранить, — это право использовать его в своем портфолио, чтобы иметь возможность сказать «9». 0033 Я разработал этот логотип и использую его для продвижения своих услуг.
Вам нужны авторские права?
Вероятно, нет.
В большинстве случаев вам, клиенту, не обязательно полностью владеть дизайном. Ваш контракт или лицензия должны охватывать все ваши потребности. Поэтому обязательно поговорите со своим дизайнером, чтобы вы оба знали, что должен включать контракт.
А рабочие файлы редко нужны. У вас вряд ли будет доступ к программному обеспечению для их редактирования, а покупка копии может обойтись дорого. Кроме того, такие программы, как Adobe InDesign, Illustrator и Photoshop, требуют серьезного обучения, чтобы понять, как использовать их для редактирования файла. Как правило, дешевле, быстрее и проще заставить оригинального дизайнера внести изменения.
Вот что вам нужно знать об авторских правах и о том, кому принадлежит дизайн, особенно перед тем, как вы начнете свой следующий проект. Чтобы получить дополнительные советы по брендингу вашего бизнеса и работе с дизайнером, обязательно подпишитесь на мою рассылку.