Интерьеры 19 века: Русский жилой интерьер XIX — начала ХХ веков

Русский жилой интерьер XIX — начала ХХ веков

 

Когда будете в Павловском дворце, обязательно посетите экспозицию «Русский жилой интерьер XIX-начала ХХ веков» – реконструкцию интерьеров жилых комнат высшего сословия России. Она находится на III этаже центрального корпуса, билет на нее покупается отдельно в кассе.

♦ По теме: Подборка экскурсий по Санкт-Петербургу, дворцовым пригородам и Ленинградской области

Эта экспозиция была создана под руководством главного хранителя Павловского дворца-музея А.М.Кучумова в 1976 году. На основе литературных и документальных источников, произведений живописи, рисунков и фотографий были воссозданы типичные интерьеры той эпохи. В 2000 году экспозиция открылась вновь, с изменениями и дополнениями. Переходя из зала в зал, словно перемещаешься в машине времени, перед глазами проходит целое столетие. Через интерьер, то, как обустраивали жилое пространство наши предки, лучше понимаешь психологию и философию людей того времени, их мироощущение и мировосприятие.

17 залов разделены на 3 смысловых блока:

  • русская дворянская усадьба 1800-1830-х годов,
  • столичный аристократический особняк 1830-1860-х годов,
  • городская квартира 1860-1890-х годов.

Интерьеры 1800-1830-х годов

В начале XIX века типичным жилищем знати был усадебный дом или городской особняк. Здесь, как правило, жила большая семья и многочисленная прислуга. Парадные залы обычно располагались на втором этаже и представляли собой анфиладу гостиных, будуар и спальню. Жилые помещения размещались на третьем этаже или антресолях и имели низкие потолки. Прислуга жила на первом этаже, здесь также находились служебные помещения. Если дом был двухэтажный, то жилые комнаты, как правило, были на первом этаже и шли параллельно служебным помещениям.

Конец XVIII – начало XIX века – время господства классицизма, который предполагает четкий ритм и единый стиль размещения предметов мебели и искусства. Мебель обычно изготавливалась из красного дерева и украшалась накладками из чеканной золоченой бронзы или полос латуни. Из Франции и других европейских стран в Россию проник интерес к античности. Поэтому в интерьере этого времени мы увидим античные статуи и соответствующий декор. Под влиянием Наполеона в моду входит ампир, созданный архитекторами Ш.Персье и П.Фонтеном, с его духом роскошных императорских резиденций времен Римской империи. Мебель в стиле ампир делалась из карельской березы и тополя, часто окрашивалась в зеленый цвет – под старую бронзу, с позолоченными резными деталями. Часы, светильники делались из позолоченной бронзы. Стены комнат часто окрашивались в чистые цвета – зеленый, серый, синий, лиловый. Иногда они оклеивались бумажными обоями или имитировали бумажные обои, гладкие или полосатые, с орнаментом.

Анфиладу комнат в экспозиции открывает Камердинерская (конец XVIII – начало XIX века). В таком помещении мог находиться дежурный камердинер. Мебель красного дерева с накладками из латуни выполнена в стиле «жакоб».

Камердинерская

Образцом для Портретной (1805-1810-е годы) стала соответствующая комната в усадьбе графа А. А.Аракчеева в Грузино. К сожалению, сама усадьба была полностью уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Портретная оформлена в стиле раннего русского ампира, стены расписаны под полосатые обои.

Портретная, 1805-1810-е гг.

Кабинет (1810-е годы) был обязательным атрибутом дворянской усадьбы. В представленном в экспозиции интерьере мебельный гарнитур сделан из карельской березы, письменный стол и кресло – из тополевого дерева. Окраска стен имитирует бумажные обои.

Кабинет, 1810-е гг.

Столовая (1810-1820-е годы) – также выполнена в стиле ампир.

Столовая, 1810-1820-е гг.

Спальня (1820-е годы) функционально разделена на зоны: собственно спальню и будуар. В углу находится киот. Кровать закрыта ширмой. В будуаре хозяйка могла заниматься своими делами – рукодельничать, вести переписку.

Спальня, 1820-е гг.Спальня, 1820-е гг.

Будуар (1820-е годы) располагался рядом со спальней. Если позволяли условия, это была отдельная комната, в которой хозяйка дома занималась своими делами.

Будуар, 1820-е гг.

Прообразом Гостиной (1830-е годы) послужила гостиная П.В.Нащекина, друга А.С.Пушкина, с картины Н.Подклюшникова.

Гостиная, 1830-е гг.Гостиная, 1830-е гг.

Кабинет молодого человека (1830-е годы) создан по мотивам пушкинского «Евгения Онегина» (интересно сравнить его с усадьбой Тригорское, которая стала прообразом дома Лариных из этого романа). Здесь видно стремление к удобству и комфорту, активно используются декоративные ткани. Постепенно исчезает лаконичность, присущая ампиру.

Кабинет молодого человека, 1830-е гг.

Интерьеры 1840-1860-х годов

40-е – 60-е годы XIX столетия – время господства романтизма. В это время пользуется популярностью историзм: псевдоготика, второе рококо, неогрек, мавританский, позднее – псевдорусский стили. В целом, историзм господствовал вплоть до конца XIX века. Интерьеры этого времени характеризуются стремлением к роскоши. В комнатах обилие предметов мебели, украшений и безделушек. Мебель делали преимущественно из ореха, розового, сахарданового дерева. Окна и двери закрывали тяжелые драпировки, столы покрывали скатертями. На полы стелили восточные ковры.

В это время становятся популярными рыцарские романы В.Скотта. Во многом под их влиянием возводятся усадьбы и дачи в готическом стиле (я уже писала об одной из них – Марфино). В домах также устраивались готические кабинеты и гостиные. Готика выражалась в витражах на окнах, ширмах, экранах, в декоративных элементах отделки комнат. Для украшения активно использовалась бронза.

Конец 40-начало 50-х годов XIX века отмечены появлением «второго рококо», иначе называемого «а-ля Помпадур». Оно выразилось в подражании искусству Франции середины XVIII столетия. В стиле рококо были возведены многие усадьбы (например, погибающая ныне Николо-Прозорово под Москвой). Мебель изготовлялась в стиле Людовика XV: гарнитуры из розового дерева с бронзовыми украшениями, вставки из фарфора с росписью в виде букетов цветов и галантных сцен. В целом, комната походила на драгоценную шкатулку. Особенно это было характерно для помещений женской половины. Комнаты на мужской половине были более лаконичны, но также не лишены изящества. Часто они были отделаны в «восточном» и «мавританском» стиле. В моду вошли диваны-оттоманки, стены украшало оружие, на полах лежали персидские или турецкие ковры. В помещении также могли находиться кальяны, курильницы. Хозяин дома облачался в восточный халат.

Примером вышесказанного служит Гостиная (1840-е годы). Мебель в ней выполнена из ореха, в декоративной отделке прослеживаются готические мотивы.

Гостиная, 1840-е гг.Гостиная, 1840-е гг.

Следующее помещение – Желтая гостиная (1840-е годы). Гарнитур, представленный в ней, был сделан для одной из гостиных Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, предположительно, по рисункам архитектора А.Брюллова.

Желтая гостиная, 1840-е гг.

Туалетная молодой девушки (1840-1850-е годы) выполнена в стиле «ореховое рококо». Подобная комната могла быть как в столичном особняке, так и в провинциальной усадьбе.

Туалетная молодой девушки, 1840-50-е гг.

В Кабинете-будуаре (1850-е годы) в стиле «второе рококо» представлена дорогая мебель «а-ля Помпадур», фанерованная розовым деревом, с вставками из золоченой бронзы и расписного фарфора.

Кабинет-будуар, 1850-е гг.

Спальня молодой девушки (1850-1860-е годы) поражает своей пышностью, она также является образцом «второго рококо».

Спальня молодой девушки, 1850-60-е гг.

Интерьеры 1870-1900-х годов

Этот период характеризуется сглаживанием различий между дворянским и буржуазным интерьерами. Многие старые дворянские фамилии постепенно беднели, уступая влияние промышленникам, финансистам, людям умственного труда. Оформление интерьера в этот период начинает определяться финансовыми возможностями и вкусом владельца. Технический прогресс и развитие промышленности способствовали появлению новых материалов. Так, появилось машинное кружево, окна стали украшать тюлевыми занавесками. В это время появляются диваны новых форм: круглые, двусторонние, совмещенные с этажерками, полочками, жардиньерками т. п. Появляется мягкая мебель.

В 1870-е годы под влиянием Всемирной выставки в Париже 1867 году в моду входит стиль Людовика XVI. Второе рождение переживает стиль «буль», названный так по имени А.Ш.Буля, работавшего при Людовике XIV – мебель декорировалась черепахой, перламутром, бронзой. Комнаты этого периода украшаются фарфором русских и европейских заводов. Стены украшали многочисленные фотографии в ореховых рамках.

Основным типом жилища становится квартира в доходном доме. Ее оформление характеризовалось часто смешением стилей, сочетанием несочетаемых вещей лишь по общности цвета, фактуры и т.п. В целом, интерьер этого времени (как и архитектура в целом) носил эклектический характер. Комнаты подчас более напоминали выставочный зал, нежели жилое помещение.

Входит в моду псевдорусский стиль. Во многом этому способствовал архитектурный журнал «Зодчий». Загородные дачи часто строились в этом стиле (например, подмосковное Абрамцево). Если же семья жила в квартире, в псевдорусском стиле могла быть отделана одна из комнат, как правило, столовая. Стены и потолок обшивались панелями из бука или дуба, покрывались резьбой. Часто в столовой стоял массивный буфет. В декоративном оформлении использовались мотивы крестьянских вышивок.

В конце 1890-х годов складывается стиль модерн (от фр. moderne — современный), выражающийся в отказе от подражания, прямых линий и углов. Модерн – это плавные изогнутые природные линии, новые технологии. Интерьер в стиле модерн отличается единством стиля, тщательным подбором предметов.

Малиновая гостиная (1860-1870-е годы) поражает своей пышностью и роскошью стиля Людовика XVI в сочетании со стремлением к удобству и комфорту.

Малиновая гостиная, 1860-е гг.Малиновая гостиная, 1860-е гг.

Кабинет (1880-е годы) отличается эклектичностью. Здесь собраны разные, часто несочетаемые предметы. Подобный интерьер мог быть в доме престижного адвоката или финансиста.

Кабинет, 1880-е гг.

Столовая (1880-1890-е годы) выполнена в русском стиле. Обязательным атрибутом было кресло «Дуга, топор и рукавицы» В. П.Шутова (1827-1887). После Всероссийской выставки в Петербурге в 1870 году они приобрели огромную популярность. Вскоре подобные предметы мебели с различными вариациями стали изготовлять и другие мастера.

Столовая, 1880-90-е гг.

Кленовая гостиная (1900-е годы) – прекрасный образец стиля модерн.

Кленовая гостиная, 1900-е гг.Кленовая гостиная, 1900-е гг.

Таким образом, перед нашими глазами прошел весь XIX век: от ампира с его подражанием античной культуре в начале века, через увлечение стилями историзма в середине века, эклектики второй половины столетия и неповторимого, ни на что не похожего модерна на рубеже XIX-XX веков.

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2022. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

 

Интерьер в стиле 19 века: изучаем ампир


Ампир принес в дома русской знати древнеримскую роскошь и французскую надменность. Но под влиянием то ли сурового климата, то ли нравов быстро изменился, став мягче и свободнее.

  • 1 из 1

На фото:


«Большой стиль»

Что собой представляет. Интерьеры 19 века в стиле ампир — это, прежде всего, яркие краски в сочетании с позолотой. Неудивительно, ведь золото — царский металл, а Empire (франц.) означает «империя». Этот напыщенный стиль имеет довольно узкие временные рамки: начало 19 века и правления Наполеона (1804) — закат великого императора (1814-1815). Русский ампир возник как подражание французскому, но быстро приобрел собственное лицо. Он был мягче, свободнее, пластичнее и просуществовал до 1830-1840-х годов.

Основные черты. Ампир — декоративный стиль, созданный придворными декораторами Наполеона, внутренне жесткий и холодный. Включает египетские и особенно римские мотивы, большей частью атрибуты военной истории римлян, допускает контрастные сочетания цветов и резкие переходы форм и линий.

На фото: кресло 8900SC + 8912PL фабрики Colombostile.

Стены. Алые, небесно-синие, зеленые, они отлично сочетались с позолоченной мебелью, карнизами, люстрами. Использовали и пастельные оттенки: фисташковые, голубые, сиреневые. Основным украшением стен служили росписи и барельефы на античные сюжеты. Они не были отвлеченными, а указывали на пристрастия и взгляды хозяина дома, а то и содержали изображение его и/или супруги в виде древних героев.

Потолки. Украшались гипсовой лепниной или гризайлем — нарисованными барельефами. Непременной деталью была роскошная люстра, которую подвешивали на тяжелые цепи. Порой люстры делали… из папье-маше, и только потом покрывали позолотой.

Примеры парадных люстр, подходящих для оформления интерьера в стиле ампир.









Люстра Varza 2430/6 фабрики Odeon Light.

Детали

Роскошь требует света. Освещению в эпоху ампира уделяли особое внимание. Помимо огромной люстры, в залах и кабинетах обязательно присутствовали настольные лампы, бра и консольные канделябры, свет от которых отражался в позолоте и многочисленных зеркалах.

«Золотой» характер. Золоченая бронза появилась в России благодаря французскому мастеру Пьеру Ажи. Интерьеры 19 века в стиле ампир блестят канделябрами, чернильницами, несессерами и прочими мелкими деталями. В комнатах можно увидеть курильницы и жардиньерки — подставки для цветов. Именно в эпоху ампира на туалетных столиках появились зеркала, подсвеченные с обеих сторон канделябрами.

На фото: часы 2001 фабрики F.B.A.I..

Золотой век русского фарфора. Так называют специалисты первую треть 19 века, когда

отечественным мастерам удалось создать неповторимый «русский ампир». Исторические и патриотические сюжеты (так, победа 1812 года получила отражение в серии «военных тарелок» Императорского фарфорового завода), портреты императорской семьи, пейзажи, картины старых мастеров — все это было запечатлено на фарфоровых и стеклянных вазах и сервизах. Нередко они создавались по рисункам именитых архитекторов.

Мебель как архитектура. После 1812 года русские дворяне стали обзаводиться кушетками-рекамье (знаменитая парижская красавица мадам Рекамье принимала гостей в античной тунике, лежа на кушетке), секретерами, диванами-ладьями и прочей новомодной мебелью. Мебель часто украшалась позолотой, в отделке использовались античные архитектурные детали — колонны, кариатиды, фризы. Несмотря на причудливый вид, столы в стиле ампир удобны для работы с компьютером, а потому популярны и сегодня. Ну а зеркала-псише и курульные кресла (с Х-образными ножками) не такая уж редкость в интерьерах спален и кабинетов.

Типичный декор мебели в стиле ампир: позолоченные лебеди, львиные морды, аканты, каннелюры, лавровые венки, звериные лапы.


  • Кресло Fantasy фабрики Finkeldei.

  • Журнальный столик O903bis фабрики Annibale Colombo.

  • Стул люкс 0731 фабрики Provasi

  • Тумба-комод 5530-234 Maitland-Smith.

  • Журнальный столик Арт. 7041 фабрики Napoleon Bonaparte.

  • Бюро Empire Desk MN 5206 фабрики Century Furniture.

  • Столик 492706 Empire Centre Table фабрики Jonathan Charles Fine Furniture.

Знаменитые мастера русского ампира





Карл Росси (1775—1849)Итальянец Карл Росси приехал в Россию сложившимся мастером, в возрасте 33 лет. Построил Елагин дворец, павильоны Летнего и Михайловского садов, Александринский театр. Создал знаменитые ансамбли петербургских площадей: Дворцовой, Сенатской, Александринской. Остался в памяти потомков как главный творец русской эпохи ампир.
Андрей Воронихин (1759—1814)Андрей Воронихин — русский архитектор, в Петербурге построил здания Горного института и Казанского собора. Пользовался покровительством императрицы Марии Федоровны. По его «дизайну» создавались вазы, посуда, мебель и прочие предметы убранства императорских дворцов, в частности, Павловского.
Генрих Гамбс (1764—1831)
Мебель работы Генриха Гамбса украшала императорские дворцы и дома самых богатых и знатных русских семейств. «Гамбсовские кресла» упоминаются в произведениях Пушкина и Тургенева, а «гамбсовские стулья» уже в 20 веке стали главными героями знаменитой книги Ильфа и Петрова.

Фридрих Бергенфельдт (1768—1822)

В начале 19 века в Петербурге были известные фабрика и магазин бронзовщика Фридриха Бергенфельдта. Он был поставщиком императорского двора и богатой русской знати: Шереметевых, Строгановых, Юсуповых. Люстры, канделябры, вазы работы Бергенфельдта хранятся в Зимнем, Павловском и Петергофском дворцах.

 

Комментировать в FB
Комментировать в VK

Дизайн интерьера | Определение, история, стили и факты

Концертный зал Берлинской филармонии

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Роберт Адам
Филипп Старк
Джулио Романо
Луи Комфорт Тиффани
Элси де Вульф
Похожие темы:
мебель
напольное покрытие
обои на стену
формование
штора

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

дизайн интерьера , планирование и дизайн искусственных пространств, часть экологического дизайна и тесно связанная с архитектурой. Хотя желание создать приятную обстановку старо, как сама цивилизация, область дизайна интерьера относительно нова.

По крайней мере, с середины 20-го века термин «декоратор интерьеров» применялся настолько свободно, что стал почти бессмысленным, в результате чего стали использоваться другие, более описательные термины. Термин дизайн интерьера указывает на более широкую сферу деятельности и в то же время предполагает его статус серьезной профессии. В некоторых европейских странах, где эта профессия хорошо известна, она известна как внутренняя архитектура. Люди, которых интересуют многие элементы, формирующие искусственную среду, стали называть поле в целом средовым дизайном.

Важно подчеркнуть, что дизайн интерьера является специализированной отраслью архитектуры или дизайна окружающей среды; не менее важно помнить, что ни одна специализированная ветвь в какой-либо области не будет иметь большого значения, если будет применяться вне контекста. Лучшие здания и лучшие интерьеры — это те, в которых нет явного несоответствия между многими элементами, составляющими совокупность. К этим элементам относятся структурные аспекты здания, планировка территории, ландшафтный дизайн, мебель и архитектурная графика (вывески), а также детали интерьера. Действительно, есть много примеров выдающихся зданий и интерьеров, которые были созданы и согласованы одной руководящей рукой.

Из-за технологической сложности современного планирования и строительства один архитектор или дизайнер больше не может быть экспертом во всех аспектах, составляющих современное здание. Однако важно, чтобы многие специалисты, составляющие команду, могли общаться друг с другом и обладали достаточными базовыми знаниями для достижения своих общих целей. В то время как архитектор обычно занимается общим дизайном зданий, дизайнер интерьеров занимается более интимными аспектами дизайна, конкретными эстетическими, функциональными и психологическими вопросами, а также индивидуальным характером пространств.

Хотя дизайн интерьера все еще является развивающейся профессией без четкого определения ее границ, эту область можно рассматривать с точки зрения двух основных категорий: жилых и нежилых помещений. Последнее часто называют контрактным дизайном из-за способа, которым дизайнер получает свое вознаграждение (, т. е. , соглашение о вознаграждении по договору), в отличие от комиссионного или процентного соглашения, распространенного среди декораторов жилых интерьеров. Несмотря на то, что объем деловой активности в области жилых интерьеров продолжает расти, кажется, что в профессиональном дизайнере меньше потребности и меньше проблем, в результате чего все больше и больше квалифицированных специалистов привлекаются к нежилым работам.

В области дизайна интерьеров уже существует ряд специализированных направлений. Одной из новых областей является «пространственное планирование» — т. е. анализ потребности в пространстве, распределение пространства и взаимосвязь функций внутри коммерческих фирм. Помимо этих предварительных соображений, такие дизайнерские фирмы обычно специализируются на офисном дизайне.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Многие дизайнерские фирмы стали специализироваться в таких областях, как проектирование отелей, магазинов, промышленных парков или торговых центров. Другие работают в основном над крупными проектами колледжей или школ, а третьи могут быть специалистами по проектированию больниц, клиник и домов престарелых. Дизайнерские фирмы, занимающиеся нежилыми помещениями, варьируются от небольших групп сотрудников до организаций, состоящих из 50–100 сотрудников. В состав большинства крупных фирм входят архитекторы, промышленные дизайнеры и графические дизайнеры. Напротив, дизайнеры интерьера, которые берутся за жилые заказы, скорее всего, будут работать индивидуально или, возможно, с двумя или тремя помощниками. Размер фирм, занимающихся проектированием нежилых помещений, ясно указывает на относительную сложность крупных комиссионных. Помимо того, что проектирование жилых домов менее сложное, это другой вид деятельности. Жилой интерьер обычно является очень личным заявлением как для владельца, так и для дизайнера, каждый из которых занимается всеми аспектами дизайна; маловероятно, что клиент, желающий воспользоваться услугами дизайнера интерьера для своего дома, будет доволен организованным системным подходом.

Большинство крупных архитектурных фирм создали собственные отделы дизайна интерьеров, а небольшие фирмы имеют по крайней мере одного специалиста в этой области. Нет четких границ ни для профессии дизайнера интерьеров, ни, по сути, ни для одной из дизайнерских профессий. Дизайн мебели, например, осуществляется промышленными дизайнерами и дизайнерами мебели, а также архитекторами и дизайнерами интерьеров. Как правило, мебель, предназначенная для массового производства, проектируется промышленными дизайнерами или дизайнерами мебели; дизайнер интерьеров или архитектор обычно проектирует те специальные предметы, которые не всегда доступны на рынке или которые должны соответствовать конкретным потребностям для конкретной работы. Эти потребности могут быть функциональными или эстетическими, и часто специальный стул или стол, предназначенные для конкретной работы, оказываются настолько успешными, что производитель включает их в свою обычную линию. Та же основная ситуация в целом верна в дизайне тканей, осветительных приборов, напольных покрытий и всех предметов домашнего обихода. Все виды дизайнерской деятельности в основном схожи, даже несмотря на то, что обучение и образование в разных областях дизайна различаются по акценту. Талантливый и хорошо обученный дизайнер может без труда перейти из одной специализированной области в другую.

При обсуждении общих аспектов дизайна важно отметить важное различие между искусством и дизайном. Дизайнер в основном занимается решением поставленных перед ним задач (будь то функциональные, эстетические или психологические). Художника больше волнуют эмоциональные или экспрессивные идеи и решение проблем, которые он сам ставит. По-настоящему великий или красивый интерьер действительно можно назвать произведением искусства, но некоторые предпочли бы назвать такой интерьер «великим дизайном».

Интерьеры эстетического движения 1872–1889

 

 Рисунок Стива Бауэра из Bradbury & Bradbury Wallpapers, выполненный пером и тушью, иллюстрирует идеальную эстетическую комнату.

Иллюстрация Стива Бауэра

Реакция против викторианского массового производства, предшественник гештальта «Искусства и ремесла», движение Раскина, Морриса и Оскара Уайльда было названо «культом красоты».

Предшественник британской реформы искусств и ремесел, Эстетическое движение охватило японизм, важную коду, проявленную в англо-японской мебели Э. У. Годвина и декоративном дизайне Уолтера Крейна и Джеймса Макнила Уистлера. Популярные мотивы включают аиста, подсолнух и лилию. Эта тенденция была поддержана Liberty & Co. в Лондоне и всеми модными декораторами на протяжении 1880-х годов.

Имена, вновь известные, связаны с этой реакцией на средневикторианскую «безвкусицу», не только Уильям Моррис, но и керамист Уильям Де Морган, дизайнер Ч. Р. Эшби и законодатель вкуса Брюс Дж. Талберт. Они предположили, что грань между изобразительным и прикладным искусством ложна, что дизайн и производство мебели, керамики, изделий из металла и текстиля должны возвыситься ради красоты в быту. Хотя Моррис часто стремился дистанцироваться от широко пародируемого эстетического движения (см. оперетты Гилберта и Салливана), его популярные проекты действительно помогли расширить его влияние в США. К 1870 году обои Морриса продавались в Бостоне, а два года спустя о домашних вкусах Чарльза Локка Истлейка была опубликована в американском издании. Затем последовала Столетняя выставка 1876 года в Филадельфии, которая познакомила тысячи американцев с «движениями за реформы» в Англии. Затем Оскар Уайльд совершил свое знаменитое лекционное турне по США в 1882–1883 ​​годах.

В США к середине 1880-х годов нью-йоркские краснодеревщики братья Гертер баловались собственной версией англо-японского стиля. Керамика и серебро были широко доступны в эстетическом вкусе. Японский стиль, конечно же, был вызван «открытием Японии» знаменитым визитом коммодора Перри в 1853 году. Жители Запада были очарованы этим недавно открытым обществом, не испорченным современными машинами.

Диван Hunzinger занимает центральное место в салоне Manhattan с эстетической мебелью: стол и тщательно продуманные шкафы изготовлены братьями Herter.

Alan Weintraub

Плоские плоскости, стилизованные узоры и мотивы природы в англо-японском стиле, включая аистов и сов, вырезанных на спинках стульев, жуков и пауков, ползающих по ручкам столового серебра, стрекоз, освещающих серебряные чайники. от Тиффани и Горхэма, и цветущие вишни в витражах.

Реформированный вкус особенно хорошо работал в домашнем стиле, основанном на народном средневековье и современной готике: стиль Стик (называемый Истлейк в Сан-Франциско), стиль королевы Анны, стиль Шингл, а также поздние викторианские эпохи Тюдоров и Якобинского возрождения. Тем не менее, итальянские дома и дома времен Второй империи, построенные в 1860-х и 70-х годах, часто ремонтировались в соответствии с популярным эстетическим вкусом.

Эстетическое движение трансформировалось в искусство и ремесла в Англии и ар-нуво на континенте. В Америке повальное увлечение сошло на нет к 1890 году, и в последнее десятилетие 19-го века произошел ностальгический поворот к рококо, капустным розам и розовато-лиловым цветам. Японское влияние будет продолжаться, более аутентично, в работах Луи Салливана и Фрэнка Ллойда Райта и их проектах школы прерий, а также в бунгало, спроектированных Грином и Грином.

Клейма

• В резьбе, на стенах и текстиле предпочитали СТИЛИЗОВАННЫЙ, АБСТРАКТНЫЙ орнамент, на плоских поверхностях – плоский орнамент. Затененные, реалистичные изображения фауны и флоры в середине викторианского периода вышли из моды.

• МОТИВЫ в англо-японском стиле были популярны ок. 1875–1885: журавли, ласточки, бамбук и цветущая вишня. Мотивы и палитры также были основаны на средневековых и готических узорах. Альтернативное название Эстетик и Истлейк — реформатская или современная готика.

• ОБРАБОТКА СТЕН включала в себя трехстороннее разделение: плинтус, заполнение и фриз. Заливка была простой — даже однотонной по японской моде — чтобы оттенить гравюры в рамках, свисающие с карниза. Обои на стенах и потолках часто имели восточные мотивы.

• Третичные цвета — оливковый и шалфейный, охра, терракотовый и рыжевато-коричневый, павлиний синий — пользовались популярностью. На палитру повлияло возрождение Уильямом Моррисом средневековых формул и приглушенные, но четкие тона японских ксилографий.

• ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ВКУСЫ Экзотическое возрождение было подтемой, пик которой пришелся на 1880 год, когда американцы увлеклись арабесками. Мавританская плитка, персидская мебель и турецкие курительные комнаты были в моде.

В отеле Queen Anne в Коннектикуте настенная отделка 1882 года была воссоздана для англо-японской комнаты с редкой мебелью британским архитектором Томасом Джекиллом; новый камин в его стиле.

Эдвард Аддео

Эстеты и филистимляне

К середине 1870-х «Искусство ради искусства» приняло в Англии масштабы национальной мании. Движение больше не зависело от серьезно настроенных медиевистов вроде Морриса, движение было доведено до безумия молодой и возмутительной группой длинноволосых ультраэлегантных эстетов, типичным примером которых был Оскар Уайльд. Культ Интенсивности, также известный как Эстетическое Безумие, расцвел со своей собственной символикой — подсолнухом, лилией и павлином — и поразительными новыми способами одежды и поведения.

Быть эстетичным означало не только ценить Искусство, но и становиться Искусным. Не просто Искусно, но зримо, одухотворенно, совершенно Искусно, чаша изысканно-интенсивного чувства. В самых популярных выражениях той эпохи использовалось слово «слишком», указывающее на то, что все, что переживалось или описывалось, было просто слишком изысканным, слишком утонченным и слишком Искусным, чтобы его можно было передать простыми словами: это было просто СЛИШКОМ! Совершенно ТОЖЕ! Непревзойденный тоже!

Противоположностью Эстета были Филистимляне, те, кто были грубы, лишены культуры, скованы материальным и привязаны к обыденности. «Обыкновенное» было высшим эстетическим оскорблением. Гилберта и Салливана обвинили в том, что они обыватели, когда они представили свою оперетту «Терпение» (1881 г.), пародию на эстетическое движение:

Интерьеры Eastlake представляли собой геометрический, богато украшенный деревом вариант Aesthetic в США. Все больше женщин с радостью меняли свои неудобные корсеты из китового уса, узкие корсажи и тяжелые юбки на легкие струящиеся греческие платья с рукавами, расстегнутыми на плечах в эстетическом режиме. —Брюс Брэдбери, 1984

Посещение внутренних помещений

18 STAFFORD TERRACE , Дом Линли Самборна, Лондон, 1875 . Обои Morris, мебель Eastlake, каминная доска, отделанная черным деревом, японские гравюры и витражи. rbkc.gov.uk/museums

ШАТО-СЮР-МЕР, Ньюпорт, Род-Айленд, 1852 г., реконструирован в 1870-х годах архитектором Ричардом Моррисом Хантом. Бильярдная и лестничная клетка выполнены в стиле Истлейк, две главные спальни выполнены в превосходном английском эстетическом вкусе, есть экзотическая турецкая комната. newportmansions.org

EMLEN PHYSICK ESTATE , Кейп-Мэй, Нью-Джерси, 1879 г., архитектор Фрэнк Фернесс. Асимметричный дом в стиле Stick имеет четкую геометрию и сохранившиеся интерьеры в стиле эстетической / современной готики с большей частью оригинальной мебели. capemaymac.org/emlen-physik-estate

EUSTIS ESTATE , Милтон, Массачусетс, 1878 г., архитектор Уильям Ральф Эмерсон. Каменный английский
Дом королевы Анны с элементами современной готики, богатой деревянной отделкой, витражами, ферменным потолком, обработкой стен металлической краской.

ДОМ ГЛЕССНЕРА , Чикаго, 1887 г., архитектор Х. Х. Ричардсон. Обставлен товарами от Morris & Co.; плитка, разработанная Джоном Мойром Смитом, рассказывает историю Ланселота и Элейн; «Арт-мебель» принадлежит Исааку Элвуду Скотту. glessnerhouse.org

В отеле Queen Anne 1882 года выпуска в Коннектикуте утонченная музыкальная комната украшена деревянными деталями из черного дерева, напоминающими лак.

Эдвард Аддео

ЗЕЛЕНАЯ СТОЛОВАЯ , Музей Виктории и Альберта, Лондон, украшение Уильяма Морриса с Филипом Уэббом и Эдвардом Бёрн-Джонсом, 1867 г. Мотивы елизаветинского и готического возрождения, богато украшенные. vam.ac.uk

ДОМ МАРКА ТВЕЙНА , Хартфорд, Коннектикут, 1874 г., архитектор Эдвард Такерман Поттер, ремонт 1881 г. Эстетический интерьер мирового класса от L. C. Tiffany’s Associated Artists с работой Кэндис Уилер.