Содержание
Самые красивые готические здания Москвы
Хеллоуин
Маргарита Косолапова
28 октября 2022 19:05
Перед Хеллоуин-вечеринкой или даже вместо нее предлагаем погрузиться в атмосферу, рассматривая мрачные замки. «Афиша Daily» рассказывает, где в Москве найти готическую архитектуру.
ЦУМ
Петровка, 2
История здания связана с торгово-промышленным товариществом «Мюр и Мерилиз». Предприниматели-шотландцы Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз сначала обосновались в Петербурге, а в конце XIX века перебрались в Москву, где заняли трехэтажное здание на углу Петровки и Театральной площади. Галантерейный бизнес успешно развивался, пока в 1906-м пожар не уничтожил магазин. «Мюр и Мерилиз» временно переехал на верхние этажи дома Хомякова на Кузнецком мосту, но владельцы задумались о строительстве нового здания на прежнем месте.
Неоготический универмаг для компании спроектировал русский архитектор Роман Клейн. Работы начались в 1906 году, и уже в августе 1908 обновленный «Мюр и Мерилиз» открыл свои двери для посетителей. Тогда в строительстве впервые применили железобетон и металлические каркасы, такие же как в нью-йоркских небоскребах. Высокие потолки, окна-розы и стрельчатые арки делают его похожим на готический собор. Магазин был великолепно оснащен для своего времени: на входе установили вращающиеся двери, внутри появились электрические лифты и темная комната, освещенная газовыми фонарями, — в ней можно было увидеть, как выглядит наряд в вечернем свете.
Доходный дом Фролова
Бауманская, 23
Неоготический дом выходца из крестьян, купца Антона Фролова, появился на бывшей Немецкой, а теперь Бауманской улице в 1910-х годах. Его автор — архитектор Виктор Мазырин, увлеченный мистик, вхожий в круг деятелей искусства эпохи. Фасад украсили стрельчатые окна, а на крыше установили ажурную решетку и несколько башен. Миниатюрные размеры дома определила площадь участка — на четырех этажах были запланированы всего три квартиры, зато высота потолков в них достигала 3,8 метра.
После революции дом национализировали и устроили в нем коммунальные квартиры для 15 семей. Изначальный облик интерьерам вернули только в 1990-х, когда новые владельцы восстановили прежнюю планировку. В парадной все еще можно увидеть оригинальную лепнину, лестничные ограждения и метлахскую плитку. Особенно красиво дом выглядит вечером, когда теплый свет оживляет рисунки витражных окон.
Музей Бахрушина
Бахрушина, 31/12
Театральный музей на улице Бахрушина — еще один памятник рубежа веков. Особняк построен для московского купца и его семьи в 1896 году по проекту архитектора Карла Гиппиуса. Здание изначально проектировали как музей. Тогда коллекция располагалась на цокольном этаже, а выше были парадные комнаты с анфиладной планировкой и жилые помещения.
Для архитектора была важна скорее не достоверность отдельных деталей, а общее настроение эпохи, и его удалось передать в полной мере. Особняк и сейчас заметен издалека благодаря кирпичному фасаду, стрельчатым окнам, миниатюрным башням и затейливому декору. Готическими стали и главный вестибюль и парадная столовая. С особым внимание разрабатывали фонари и светильники — здесь впервые в Замоскворечье появилось электричество. После передачи коллекции Академии наук в 1913 году здание продолжило функционировать как музей и, несмотря на разрушения во время войны и в 1960-е, его удалось сохранить.
Церковь святого Андрея
Вознесенский переулок, 8/5
Идея строительства церкви Святого Андрея принадлежит московской англиканской общине. Она существовала в городе еще со времен Ивана Грозного, но в конце XIX века стала действительно многочисленной. Прихожанам требовалось новое место для собраний. Работы поручили британцу Ричарду Ниллу Фримену. Архитектор не слишком интересовался Россией и для строительства выбрал типовой проект базилики. Работы заняли два года, и уже в 1884-м в церкви прошло первое богослужение.
Прямоугольное в плане здание из темно-красного кирпича стилизовано под английскую готику. Об этом напоминают и высокие стрельчатые окна, и венчающие здание башни, и архитектурный декор. Колокольня, пристроенная к церкви, никогда не использовалась по назначению — сегодня в ней располагаются технические помещения и библиотека. Внутреннее убранство выглядит предельно лаконично, но под дубовыми сводами базилики легко забыть, что за окнами Москва.
Особняк Зинаиды Морозовой
Спиридоновка, 17
В архитектуре рубежа веков тесно сплетались готика и модерн. Особняк жены предпринимателя Саввы Морозова Зинаиды — одна из первых значимых работ Федора Шехтеля и начало его поисков собственного стиля. Интерпретируя мотивы английской готики, архитектор сделал монументальное здание изящным и легким. Разноуровневые объемы соединяются в единую композицию, а смысловым центром особняка служит башня с заостренными зубцами.
В плане усадьба напоминала средневековый замок. В интерьере появились все необходимые для него атрибуты — стрельчатые арки и деревянные панели, мрамор и гобелены, витражи, искусные панно и скульптуры по эскизам художника Михаила Врубеля. После смерти мужа Зинаида продала особняк Михаилу Рябушинскому, а в 1929 году здание отошло наркомату иностранных дел и сегодня служит Домом приемов МИД.
Дом Московского политехнического общества
Малый Харитоньевский переулок, 4
Расположенный в Малом Харитоньевском переулке Дом Московского политехнического общества напоминает готический замок с узкими окнами и отделкой из темного камня. Общество было создано для поддержки выпускников Императорского технического училища в 1877 году. Здание же построили на деньги его участников в 1905 — эту дату можно увидеть над обильно украшенным центральным эркером. Там же изображены главные символы прогресса — паровая машина, поезд, ткацкий станок. Обращение к тюдоровской архитектуре тоже символично — Англия в начале XX века оставалась синонимом технического прогресса.
Не меньшее внимание уделили интерьерам. Из парадной на второй этаж ведет богато украшенная дубовая лестница. На первом этаже располагались рабочие помещения нескольких учреждений, в частности, редакции технических журналов. На втором находились столовая, библиотека и зал собраний со сводами, напоминающими готические нервюрыВыступающие ребра готического каркасного крестового свода. . Еще выше располагались квартиры, которые сдавали в аренду. Сегодня здание принадлежит Институту машиноведения. Попасть внутрь можно только с экскурсией, например в Дни исторического и культурного наследия.
«Электрозавод»
Электрозаводская, 21
Здание «Электрозавода» в 1915 году начало строить русско-французское товарищество «Проводник», выпускающее изделия из резины и каучука. Проект для компании разработал Георгий Евланов, ученик Романа Клейна. Завод хотели сделать похожим на средневековую ратушу с острыми шпилями, башнями и окнами-розами.
Однако случилась революция, и план был реализован в сильно упрощенном виде. Строительство возобновили только в 1925 году, а Электрозаводом предприятие стало в 1928 году. Тем не менее здание вошло в историю, дав название улице и расположенной рядом станции метро. Производство меняло вектор, но продолжало работу до 2007-го, а после этого его перенесли за пределы Москвы. Сейчас промышленные помещения сдают в аренду, а завод постепенно превращается в творческий кластер.
расскажите друзьям
теги
ЦУМРАН
люди
Эндрю МюрРоман КлейнЗинаида МорозоваГеоргий ЕвлановМихаил Врубель
Топ-7 готических зданий Москвы | Blog Fiesta
Особняк барона Андреаса Кнопа
Гуляя в окрестностях станции метро «Китай-город», обратите внимание на необычное здание в Колпачном переулке — особняк барона Андреаса Кнопа — одно из московских зданий в готическом стиле.
Если говорить о стиле точнее, то это «тюдоровская готика», для которой характерно использование кирпича, а также большое количество башенок. К слову, в подобных домах начали появляться такие функциональные элементы интерьера, как камины.
Первым хозяином этого особняка стал Людвиг Кноп, немец, работавший менеджером в Британии по поставке английской пряжи и текстильного оборудования. После революции здесь находилось представительство Украинской ССР, затем ряд других организаций, а в восьмидесятые – райком ВЛКСМ.
Дом в в Селивёрстовом переулке
Дом под номером 10 появился здесь в 1903 году по заказу полковника Смазина. Строился он целенаправленно для сдачи в наем, ведь около 40% жилья в Москве до 1917 года составляли доходные дома. По традиции, в целях экономии бюджета, декорировано было лишь «лицо» дома, выходящее на переулок. Со стороны двора он выглядит весьма аскетично.
Архитектор Иллиодор Васильевич Михайловский интегрировал готический декор главного фасада в саму форму здания. Великолепные пилястры, расстеклованные окна, в которых так недостает средневекового витража, большое круглое окно –роза –с фигурным переплетом над главным входом – эпоха становления буржуазии навека увековечена в этом доме.
Готический Электрозавод
Здание должно было выглядеть немного иначе: с окнами-розами и высокими башнями по образцу средневековых ратуш. Но, к сожалению, строительство завода было приостановлено из-за революции и было закончено лишь в 1925 году — без задуманных украшений, башенок и верхнего освещения. Но все-таки здание не стало обыденным и все равно притягивает взоры прохожих.
Фасад оформлен необычными готическими башнями, которые, пожалуй, являются главной «визитной карточкой» здания. Отдельного внимания стоит и въезд на территорию завода, который напоминает портал храма, но уж никак не завода. Остальные фасады были достроены позже, поэтому выглядят скромнее.
В данный момент здесь находится российская компания-производитель разнообразного электротехнического оборудования.
Доходный дом Я.М. Филатова
Стоит начать с самого удивительного в этом здании: конечно, это принципы средневековой архитектуры в масштабе огромного современного здания, которое до сих пор возвышается над Арбатом и сильно отличается от других домов как на этой улице, так и во всем городе, в целом.
Построен дом был в период с 1913 по 1914 год знаменитым тогда архитектором В.Е. Дубовским, который в то время строительного бума привнес в облик города что-то необычное, отличающееся от других простых и заурядных зданий.
В начале «жизни» этого дома здесь находились жилые квартиры партийных деятелей и работников культуры, позже — Министерство культуры СССР. В 1990 году в здании находился Центральный дом актера, потерявший помещение на Тверской в связи с реконструкцией. В наше время — Центральный Дом Актёра сдает помещения под многочисленные офисы.
Адрес
ул. Арбат, дом 35
Римско-католический собор
Еще в 90х годах на месте собора было только жалкое и запущенное подражание его красоте — выбитые стекла, обшарпанные стены, кругом лежал мусор и металлолом. К счастью, место с вековой историей восстановлено и готово принять у себя любого желающего.
Римско-католический кафедральный собор — один из первых католических храмов, возведенных в России еще до революции 1917 года. Если говорить точнее, то третий по времени возведения. История создания собора говорит о том, что в XIX веке численность католиков в Москве достигла 30 тысяч человек, поэтому мест, куда можно было приходить верующим, не хватало. В связи с этим в 1894 году было принято решение построить для московских католиков еще один храм.
Сегодня Римско-католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии принимает у себя посетителей, а также проводит концерты классической музыки. Здесь можно послушать органный концерт, скрипку, произведения Баха и Вивальди.
Англиканская церковь Святого Андрея
Англиканскую церковь Святого Андрея по праву можно назвать уникальной достопримечательностью Москвы. Во-первых, архитектурный проект Ричарда Нила Фримана, который задумал здание в викторианском стиле с элементами готики, оценили единогласно — настолько он был превосходен. Неоготическая красно-кирпичная базилика с четырьмя остроконечными башенками выглядит элегантно и по-европейски, что, безусловно, украшает Москву.
Церковь была построена в 1870-е годы, когда единственная часовня уже не могла вместить всех прихожан. Нил Фриман, о котором мы говорили выше, был выбран главным архитектором. Примечательно, что Нил довольно много строил в Англии — это были и библиотеки, и школы, и частные дома, а также церкви. Проект был довольно успешным, поэтому здание построили довольно быстро, всего за 2 года. В 1894 году здесь уже прошла первая служба.
Во время октябрьской революции здесь, как и везде, проходили жестокие кровавые бойни, священника несколько раз сажали в тюрьму, но ему удалось сбежать в Великобританию. В течение долгого времени здесь не велись службы, а располагалось здание для представителей Финляндии, а позже — студия грамзаписи «Мелодия». Восстановили церковь только в 1991 году.
Сейчас в церкви проходят органные концерты, благотворительные мероприятия, ярмарки и службы.
Аптека Феррейна
В районе станции метро «Лубянка», на Никольской улице, стоит невероятное здание, к счастью, сохранившееся для города. Невероятный фасад с колоннами и скульптурами богинь здоровья, исчезнувшие часы, готическая загадочность — всё это яркие архитектурные черты аптеки Феррейна.
В XIX веке аптека Феррейна была самой крупной в Европе и снабжала нашу страну медикаментами в годы Первой Мировой. А началась история с покупки в 1862 году, когда Карл Феррейн купил это здание у купца Шильбаха, после чего незамедлительно перевёз из Калязинского подворья свою аптеку.
Проходя мимо по Никольской, стоит обратить внимание на архитектуру здания аптеки — лаконичное сочетание неоренессанса и готики, огромные окна — на каждом этаже разного размера и формы рам, статуи богини здоровья Гигиеи, которая кормит из своей чаши змею — символ медицины.
Ещё одна интересная деталь: на фасаде можно заметить проём, в котором ранее были установлены часы. Но, к сожалению, они давно оттуда исчезли.
Фото: ershov.35photo.ru, proekt-wms.narod.ru, urbanshots.ru, moscow-gothica.livejournal.com, afisha.ru/msk/other/4012, zvezdateatr.ru, um.mos.ru, Александр Иванов
Справочник по архитектурному стилю: Готика — Москва 2023
Архитектура готического стиля в первую очередь ассоциируется со средневековой Европой, но отголоски его можно найти и в Москве, причем в отделке зданий разных эпох. Мы расскажем вам о самых любопытных образцах московской готики.
Здания
Собор Непорочного Зачатия
Неоготический католический собор, в котором играет Шуберт
ул. Малая Грузинская, 27/13
catedra.ru
Бесплатно
Самое известное готическое здание столицы — собор на Большой Грузинской улице. Построенный в 1911 году, он напоминает Миланский собор и Вестминстерское аббатство в Лондоне. Здание представляет собой кирпичную церковь с высокими стрельчатыми окнами и двускатной крышей, украшенной разноцветными узорчатыми витражами. Собор пережил сначала бомбежку Великой Отечественной войны, а затем крупный пожар, но его первоначальный декор практически не изменился.
Царицыно музей-заповедник
Загородная резиденция с архитектурой 18 века
ул. Дольская, 1
tsaritsyno-museum.ru
Бесплатно
Музей-усадьба — один из первых значительных памятников псевдоготики или «русской готики», популярной в конце XVIII века. Архитектурный ансамбль парка с тремя дворцами и множеством флигелей был построен известными русскими мастерами Василием Баженовым и Матвеем Казаковым. Готический декор усадьбы полностью не сохранился, но отдельные его элементы можно увидеть и сегодня, например, Большой мост с арочными проемами, похожими на соборные порталы.
Покупки
Универмаг ЦУМ
Элитный универмаг со 150-летней историей
г. Москва, ул. Петровка, 2
11:00 — 23:00
цум.ру
Главное здание ЦУМа (сегодня элитный универмаг состоит из нескольких корпусов) построено в 1908, спроектированный Романом Клейном, одним из главных представителей русской неоготики. Семиэтажное здание построено из железобетонных конструкций, предназначенных для возведения нью-йоркских небоскребов, а его необычный фасад и сегодня выделяется на фоне соседних классических зданий. К созданию ЦУМа приложил руку и другой известный архитектор Владимир Шухов: он спроектировал потолок здания.
Здания
Московский Кремль
Символ русской истории и могущества
кремль.ру
Итальянские архитекторы принимали активное участие в строительстве Кремля. Они придумали характерную зубчатую форму башен, заменили белый камень красным кирпичом и построили несколько башен Кремля. Никольская башня была построена в 1492 году архитектором Пьетро Антонио Солари, а несколько столетий спустя перестроена другим итальянцем, Луиджи Руска, в готическом стиле. Именно тогда башня получила свои узнаваемые черты: восьмиугольный ярус с высоким шатром и белокаменными ажурными орнаментами.
Здания
Собор Петра и Павла
Старая лютеранская церковь
Старосадский переулок, дом 7/10, дом 10
lutherancathedral.ru
Старейшая лютеранская кирха Москвы — современное здание, построенное по проекту основателя Московского архитектурного общества Александра Мейнгарда в середине прошлого века. Собор имеет классические черты неоготики — узорчатые окна, высокие арочные проемы, башня со шпилем. Колокол был лично подарен церкви кайзером Вильгельмом I. В 20 веке собор был разрушен почти до основания, но с точностью воссоздан. В настоящее время здание используется для проведения органных концертов.
Фото на обложке: Wikipedia/Creative Commons
Goticko naslijeđe u Moskvi — Russia.hr
Несмотря на то, что готический стиль не характерен для русской архитектуры и появляется в ней относительно поздно, в 18 веке, готические жемчужины Москвы своим выдающимся и необычным обликом вносят свой вклад в специфическое архитектурное своеобразие Российская столица. Готическое влияние заметно лишь на некоторых постройках Москвы, например, на самом большом римском храме столицы, соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы.
Первым русским архитектором, привнесшим в свои постройки элементы готики, был Василий Баженов. В 70-х годах 18 — годов он спроектировал для императрицы Екатерины Великой по ее личному распоряжению резиденцию Царицыно в Подмосковье. По желанию императрицы, это ансамбль зданий в «готическом стиле», построенный по образцам французской и итальянской готики. Василий Баженов получил образование в Европе, и эти пребывания за пределами России были способом переноса европейского средневекового архитектурного наследия в русскую архитектуру и строительство. Европейская готика на русской земле не получила массового распространения и не стала одним из ведущих архитектурных стилей.
Царицыно, Москва (источник: worldjourney.ru)
Русская готическая архитектура не может считаться «готической» из-за ее позднего появления, а когда речь идет о зданиях в этом стиле, чаще всего используется термин «неоготика». Но, поскольку средневековой готики, подобной этой, в России не существовало, в русской архитектуре не был возможен ее ренессанс, поэтому этот стиль некоторые определяют как «псевдоготику».
Элементы готического декора, как и в Европе, чаще всего встречаются на культовых сооружениях, на римских, англиканских и лютеранских церквях. Готика просматривается в архитектуре некоторых частных вилл и торговых объектов. Во время осмотра достопримечательностей Москвы можно будет совершить тематический туристический тур, чтобы за одну прогулку посетить эту «готическую жемчужину».
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы построен в первой декаде 20 -го -го века. Его фасад выполнен по образцу готического собора Вестминстерского аббатства. Внутренняя отделка храма продолжалась до 1917 года. Во время советской антирелигиозной кампании 1938 года у храма было конфисковано все имущество, а в здании собора был открыт студенческий купол. Позже, в 1956 году, в храме разместился НИИ «Мосспецпромпроект», что повлияло на изменение архитектуры этого здания. Первое богослужение после 60 лет состоялось в 1990 на ступенях собора, который сегодня открыт для посетителей. Помимо осмотра его внутренних помещений, это место поклонения на нескольких языках, в том числе на английском, испанском, корейском и вьетнамском.
Вилла Саво Морозова построена как замок в готическом стиле, что подтверждается легендой о роскошной жизни Саво Морозова, одного из самых известных меценатов из семьи богатого промышленника. Савва Морозов был очарован английской готикой, и по его желанию проект виллы для его жены сделал молодой архитектор Федор Шехтель. Строительство виллы продолжалось до 189 г.8. Невиданное доселе в Москве здание сразу стало одной из главных городских достопримечательностей. Благодаря проекту этой виллы Шехтель стал известным и успешным архитектором. Помимо истории архитектуры, вилла Морозова вошла в историю литературы потому, что считается, что Михаил Булгаков описал эту виллу в романе «Мастер и Маргарита», где героиня превращается в ведьму и влетает в окно. Сегодня вилла используется только для дипломатических приемов на самом высоком уровне. К сожалению, люди, не связанные с высокой политикой, не могут войти.
Собор Святых Петра и Павла — один из двух действующих лютеранских храмов в городе и центр одной из старейших лютеранских епархий России. Строительство собора началось в 1817 году, а средства на строительство были вложены королем Фридрихом Вильгельмом III и русским императором Александром I. В течение 19 века это здание несколько раз перестраивалось: собор расширялся за счет нескольких настоятелей. Богослужения отменили в 1936 году. Спустя три года в соборе открыли кинотеатр. В соответствии с этим интерьер был полностью изменен, а остроконечные башни убраны. К этому собору, как и ко многим другим сакральным сооружениям, первоначальный сакральный смысл был возвращён только в 1991. В том же году начались новые большие работы по реконструкции его экстерьера, которые продлились до 2010 года. До сих пор продолжается реконструкция деталей интерьера, из-за чего иногда отменяются концерты органов.
Торговый центр ГУМ – одно из самых популярных мест для шоппинга в Москве. Покупая там, вы можете одновременно насладиться осмотром достопримечательностей готической архитектуры. Шестиэтажное здание на углу Петровки и Театральной площади (напротив Большого театра) было построено торговцами Эндрю Мьюиром и Арчибальдом Миррилизом в 1908 специально для их магазина «Мьюир и Миррилиз». Готический стиль, который они выбрали, среди прочего, был хорошим коммерческим. При строительстве впервые в России был использован железобетон. За свою историю здание ГУМа никогда не меняло своего назначения: здесь вели торговлю даже во время Великой Отечественной войны. Сегодня торговый центр ГУМ является одним из самых популярных мест для шоппинга в столице России. Здесь находится более 1000 магазинов одежды известных брендов, парфюмерии и ювелирных изделий.
Англиканская церковь Святого Андрея была первой англиканской часовней в столице России. Она была построена в 1827 году, а в 1827 году британским архитектором Ричардом Нилом Фриманом возведена кирпичная церковь, которая стоит и сегодня на улице Вознесенской.