Екатерина кузнецова художник: биография, роли, звания, награды, фото

Содержание

Екатерина Кузнецова

  • афиша
  • театр
  • спектакли
    • Детские спектакли
  • билеты
  • труппа
  • новости
    • Новости mos. ru
  • пресса
  • гастроли
  • контакты

Главная / Постановщики / Екатерина Кузнецова

Cпектакли:

  • Моя Марусечка

Архив спектаклей:

  • Птицы
  • Смуглая леди сонетов


1962 — 2021

Окончила постановочный факультет
Школы-студии МХАТ (курс А. Зайцева) в 1985 году. Во МХАТ сотрудничала с режиссерами Р.Сиротой, А.Покровской, Р.Козаком,
М.Брусникиной. Оформила спектакли: «Уважаемые граждане», «Маленькие
трагедии», «Лесная песня», «Бабье царство», «Дневник военнопленного Воропаева»,
«Сонечка», «Легкий привкус измены», «Белое на черном», «Солнце сияло», «Река с
быстрым течением», «Тутиш», «Дворянское гнездо» и «Он в Аргентине» (последние три спектакля — совместно с А. Порай-Кошицем).

Автор
сценографического решения спектаклей «Цыганы», «Бубен верхнего мира», «Прекрасность жизни» в Театре им. А.С.Пушкина , «Моя Марусечка» и «Саня, Ваня,
с ними Римас» в
театре «Глобус» (Новосибирск). В Театре на Таганке как художник
по костюмам выпустила спектакль «Голос отца». Художник цикла передач А.Смелянского «Сквозное
действие» (телеканал «Культура»). Доцент кафедры
технологии художественного оформления спектакля факультета сценографии и
театральной технологии Школы-студии МХАТ.

В театре «Et Сetera» оформила
спектакли «Смуглая леди
сонетов» Б. Шоу
(1997), «Моя Марусечка» А.Васильевой (2012), «Птицы» Аристофана (2014).

Пресса:

Театр «Et Cetera» выпускает премьеру спектакля «Птицы» по Аристофану (Новости телеканала «Культура», 29.04.2014)

«Моя Марусечка» (Ирина Алпатова, Газета «Культура», 12.03.2012)

Просто Маруся (Ирина Алпатова, «Культура», 02.03.2012)

Сделать из бумаги бревно. Художник-технолог МХТ рассказала «Театралу» о тонкостях своей профессии — Театрал

–Какова моя роль в театре?– переспрашивает художник-технолог Екатерина Кузнецова (на фото). – Я всегда плотно работаю с художником, который принес в театр свой проект оформления спектакля. Иногда это и не проект вовсе, а только некий замысел, настроение, атмосфера. И потом мы вместе начинаем это настроение выражать в конкретных деталях, цветах, конструкциях. Мы создаем и обустраиваем пространство, в котором потом «поселятся» актеры, «обживут» его.

Неточный расчет

Художник-технолог сцены МХТ имени Чехова Екатерина Кузнецова занимает довольно большую комнату с кондиционером:

–Без кондиционера я бы не выжила, потому что окна моей комнаты выходят в недостроенный репетиционный зал. Несколько лет назад не очень грамотный архитектор решил пристроить к зданию МХТ просторный зал с высоченными потолками, но не справился с задачей, стройка зависла. А потолочные балки этого новодела оказались настолько тяжелыми, что грозили буквально вдавить в землю здание в Камергерском. Пришлось для укрепления стен забетонировать оконные проемы.

Об этом Екатерина Кузнецова вспомнила не зря. По ее словам, профессия художника требует не меньшей точности, чем архитектурные проекты: ошибешься в расчетах и декорация погибла. А такие казусы в ее практике случались:

–Я пришла во МХАТ 27 лет назад, сразу по окончании Школы-студии, и мне доверили изготовить шаблон настольной керосиновой лампы для спектакля «Дядя Ваня». Над постановкой работал Олег Ефремов, сценографом был Валерий Левенталь, и потому мой трепет описать непросто. В общем, я трудилась так усердно, что в эйфории забыла про масштаб, и, когда понесла свой шаблон в мастерскую, оказалось, что разработала керосинку в несколько раз больше обычной. Рабочие надо мной посмеивались, но мне было не до смеха: по юности казалось, что из-за меня сорвется выпуск спектакля. С тех пор много раз все проверяю, прежде чем идти к мастерам.

Пустые рамки

Найти свободное место в «просторной» комнате Екатерины Кузнецовой практически невозможно: всюду стоят, лежат и даже висят макеты декораций; множество чертежей, кипы бумаг… На одном из столов– старинная железная печка.

–Вполне возможно, что она пойдет в спектакль «Мастер и Маргарита». Там среди реквизита будут вещи из разных эпох.

Рядом с печкой в кабинете художницы– монтировочная опись (то есть подробнейшее описание всех элементов оформления) к спектаклю «Письмовник» по книге Михаила Шишкина. Правда, о постановке Екатерина Кузнецова предпочитает пока не говорить: работа ведь едва началась.

–Спектакль ставит Марина Брусникина. С ней я сотрудничала и как художник-постановщик, и как художник-технолог. Марина часто сама находит художественный образ спектакля, а я его уже воплощаю. Например, в «Сонечке»– это одна из первых наших совместных работ– нужно было создать атмосферу литературного салона. Так появился образ книжных стеллажей, в которые были вмонтированы разноцветные витражи. Подобные витражи раньше устанавливались на загородных верандах. Сначала решили, что на книжных полках должны стоять детские фотографии. Но, пока я собирала у артистов их детские кадры, у Марины родилось иное решение: рамки должны оставаться пустыми. И родился довольно точный образ ушедшего времени, от которого осталась разве что оболочка…

Спецотдел для спецэффектов

–Удивительно, что в детстве я не любила театр, поскольку в нем все ненастоящее, – продолжает Екатерина. – Например, я расстроилась, когда узнала, что мальчики из спектакля Театра оперетты вовсе не мальчики, а актрисы-травести, да еще и предметы в их руках– сплошная бутафория. И кто бы мог подумать, что через несколько лет я буду с огромным удовольствием учиться тому, как сделать из бутафорского материала бревно или, скажем, шпагу…

В прежние времена театральные декорации создавались преимущественно из досок, фанеры и холстов. Не так давно технология переменилась. Появились необычные материалы, применяются новые методы, за считаные минуты можно смоделировать любые интерьеры, наполнить водой бассейн, запустить фонтан. И МХТ в этом плане опередил множество театров, когда здесь появился специальный отдел сценических эффектов.

Еще недавно любой художник-технолог, приступая к работе над спектаклем, создавал вручную макет оформления сцены: в большой коробке наклеивал макеты будущих декораций. Однако, по словам Екатерины Кузнецовой, современные художники все чаще прибегают к компьютерным презентациям, что не очень хорошо сказывается на профессии, ведь компьютерная картинка– это двухмерное изображение. А декорация– трехмерная, объемная. Поэтому и желателен макет, переводящий двухмерное изображение в трехмерное. Это позволяет избежать пространственных ошибок.

«Целый месяц делали макет»

На самом видном месте в этом гнезде художника-технолога расположился макет декораций к спектаклю «Дворянское гнездо»:

–Этот спектакль мы делали в 2009 году с художником Алексеем Порай-Кошицем. Я была вторым художником постановки, чертила только мебель и, кстати, керосиновые лампы– и уже не ошибалась в масштабе. В результате получились очень красивые и в то же время функциональные декорации: белоснежная усадьба с колоннами и балконом. От колонн падают тени: часть сцены погружена в сумрак, часть освещена ярким светом. На зеленой траве– белый рояль.

А мой самый любимый спектакль– по-прежнему «Кабала святош» режиссера Адольфа Шапиро, в котором играли Олег Ефремов и Иннокентий Смоктуновский. Тогда я только пришла в театр, и это была моя первая работа в качестве художника-технолога: тут я все делала сама, начиная от макета и заканчивая контролем воплощения замысла. Художник спектакля Андрис Фрейбергс придумал, что образ мольеровского театра, который постоянно находится в движении, в разъездах, могут передать театральные кофры– сундуки и саквояжи. Их перемещали по сцене монтировщики, одетые в костюмы, и из этих кофров «складывались» места действия. И сами сундуки таили в себе чудеса: в одном кофре оказывался огромный канделябр, в другом– полки с театральным реквизитом, третий превращался в альков, четвертый– в комнату с дверью…

Мы целый месяц делали макет. Для изготовления кофров художник дал нам кусок настоящей тончайшей лайковой кожи. Потом надо было представить свой замысел на суд художественного совета, состоящего из ведущих артистов театра. И каждый старался высказаться. А теперь Олег Павлович Табаков отменил эти худсоветы, макеты принимает только руководство театра.

Когда сценографический замысел «Кабалы святош» был одобрен, мы придумали конструкцию для каждого сундука и отдали в мастерские. Вообще в оформлении этого спектакля многое было непросто: например, сундуки получились тяжеловатыми, к некоторым из них пришлось приделать ролики. Беспокоились, не упадут ли кофры, когда их ставили один на другой, чтобы создать из них композицию. Вот эта атмосфера творческого поиска запоминается надолго. И по сути, без нее ты и не мыслишь своей жизни…

Екатерина Кузнецова | В гевебе

УЧАСТНИК

Екатерина Кузнецова, уроженка Москвы, преподаватель идиш и литературы. Она закончила магистратуру по изучению идиша в Еврейском университете в Иерусалиме. В настоящее время она живет в Берлине, где в составе группы «Идиш.Берлин» ведет кружок чтения на идиш и организует литературные мероприятия на идише.

РОДСТВЕННЫЕ СТАТЬИ
Педагогика

Заметки о преподавании идиша в Берлине

Екатерина Кузнецова

Я всегда мечтал лично преподавать идиш в Берлине. Когда изнурительный карантин в Берлине, наконец, закончился, я начала работать над воплощением своей мечты.

21 января 2022 г.

Блог

Штетл Берлин: Интернет-издание

Екатерина Кузнецова

Что произойдет, если перенести клезмерский фестиваль в онлайн? Екатерина Кузнецова рассматривает культуру идиш в эпоху COVID-19 в Штетле Берлин 2020.

19 января 2021

Статья

Образ уличных проституток в балладах Ицика Мангера и Деборы Фогель

Екатерина Кузнецова и Анастасия Любас

Рассматривая образ уличной проститутки в творчестве Мангера и Фогеля, эта статья углубляет понимание творчества на идише как мультимодального и взаимосвязанного.

02 декабря 2020 г.

Блог

«Фрагментарные повествования»: история одного идишского слова

Екатерина Кузнецова

Екатерина Кузнецова рецензирует новую выставку Элианны Реннер в Берлине «Питшипой», открытую до 6 ноября 2020 года, которая включает идиш в современное искусство и дискуссию о политике коллективной памяти.

16 октября 2020 г.

Блог

Идишистика на русском языке: 2014–2019

Екатерина Кузнецова

Аннотированная библиография стипендии по изучению идиша, опубликованная в России в период с 2014 по 2019 год.

05 мая 2020 г.

Блог

Берлинское еврейское общество Рубрика: Йорцайт Суцкевера

Екатерина Кузнецова

19 января 2020 года. Небольшая галерея в берлинском районе Кройцберг переполнена и гудит, чтобы отметить десятую годовщину смерти Аврома Суцкевера поэзией, музыкой и изобразительным искусством.

15 марта 2020 г.

Педагогика

Идиш в Берлине/Берлин на идиш

Екатерина Кузнецова

Екатерина Кузнецова размышляет о первой в истории летней программе на идише в столице Германии (14 августа — 1 сентября 2017 г.)

06 декабря 2017 г.

ПОДПИСАТЬСЯ НА ЕЖЕМЕСЯЧНУЮ РАССЫЛКУ

Екатерина Кузнецова, автор журнала Youth Time Magazine

Екатерина Кузнецова работает на Олимпийские игры и живет в Испании. Живя и учась в шести странах, Екатерина обожает путешествовать и знакомиться с новыми людьми. Она питает особую страсть к журналистике, писательству и презентациям, а также правам человека и поэзии.

Какими на самом деле были Паралимпийские игры для журналиста?

С уникальной проницательностью Екатерина Кузнецова рассказывает нам реальную историю Паралимпийских игр в Токио.

Ледяная королева Сара Уртадо готова создать уникальную историю

Youth Time беседует с танцовщицей Сарой Уртадо, которая готовится к своей третьей Олимпиаде в следующем году. Мы говорим о ее карьере и ее будущем.

Симона Барлаам: итальянская паралимпийка готова занять центральное место в Токио

Пара-пловец из Италии и студентка факультета машиностроения Симона Барлаам в очень молодом возрасте перенесла 13 операций. Он нашел свою любовь к плаванию, но путешествие…

Алёна Савченко: «В три года я решила, что хочу стать лучшей фигуристкой в ​​мире».

Многие юные фигуристы говорят Алена Савченко, когда их спрашивают, что их больше всего вдохновляет в спорте. И нетрудно понять, почему. Когда вы смотрите на титулы Алены Савченко,…

Интервью с Акваси Фримпонгом, первым олимпийским чемпионом Ганы по скелетону

Акваси Фримпонг — голландско-ганский спринтер, бобслеист и скелетонист. Фримпонг вырос в Гане, а затем переехал в Нидерланды. Живя сейчас в США, Акваси тренируется…

Призер Олимпийских игр из Италии Марта Паньини: «Из худших моментов извлекаются лучшие уроки».

От случайного начала занятий гимнастикой до попадания в сборную Италии, а затем – к вершине карьеры каждого спортсмена – Олимпийским играм. Итальянская гимнастка Марта…

Путешествие вокруг света: История пары

Алекс и Валентина — двое молодых и смелых людей, которые решили бросить работу и отправиться в кругосветное путешествие. Будучи креативщиками, они продолжали брать кучу сказочных…

IFEMME: поддержка женщин через искусство

Некоторое время назад корреспондент YouthTime Екатерина Кузнецова познакомилась с творческим фотографом из Вьетнама Вьет Ха Тран и взяла у нее интервью для нашего журнала.