Дома с башенкой москва: Яндекс Карты — подробная карта мира

Дом с башенками (Тверская 17)

165246

автор: Дмитрий Казаков

поделиться:

Мощное здание по Тверской, 17 напротив Елисеевского магазина украшено готическими башенками и ротондой. Здание возведено по проекту архитектора Аркадия Мордвинова в 1940 году. В доме поселились известные люди, представители творческой интеллигенции — писатели и драматурги, скульпторы и музыканты.

Ротонда дома завершалась скульптурой девушки с серпом и молотом в поднятой руке, созданная Аркадием Мотовиловым. В народе стали ходить шутки по поводу не совсем обычной статуи — то ли балерины, то ли статуи Свободы с символами труда в руке.

Мало того, что здание окрестили «домом под юбкой», но и Пушкина приплели. Памятник поэту в то время находился на противоположной стороне улицы. Пушкин как будто слегка отвернулся, словно ему неудобно было заглядывать даме под юбку. В народе даже стихи сложили по поводу «пары стройных женских ног».

Кто же позировал скульптору Мотовилову? По устоявшейся версии, это была балерина Ольга Лепешинская, любовница вождя, а поселили её в дом со статуей специально. Во время бомбежек Москвы в 1941 году жители верили, что если балерина стоит (на крыше), значит и Москва ещё стоит.

Но Ольга Мотовилова-Комова (внучка скульптора Аркадия Мотовилова) опровергает это мнение. Его дед действительно изваял балерин, но это было значительно позже, и всех он лепил, как и полагается, в пачках, в отличие от балерины с дома «под юбкой».

Некоторые эксперты считают, что скульптура была статуей свободы. Её образ показывал единение советской интеллигенции и рабочего класса. Есть еще одно предположение — фигура на ротонде изображает любимую жену Мотовилова — балерину Большого театра Ольгу Батикину. Но и эта версия отпадает, поскольку скульптор познакомился с будущей супругой только в конце 1948 года, когда статуя уже давно стояла на доме.

Скорее всего, это собирательный образ девушки комсомолки, спортсменки, которая идет вперед, к победе коммунизма с серпом и молотом в руке.

Балерина «протанцевала» на ротонде до 1958 года. Со временем на скульптуре появилась трещина, но это только официальная версия. Георгий Мотовилов был мастером своего дела, и его работа не могла так быстро начать разрушаться. Возможно, истинная причина в том, что «летящая» женская фигура, встречающая гостей Москвы, просто раздражала Хрущева и министра культуры Фурцеву, которая курировала московскую архитектуру и скульптуру.

Возможно, что балерину посчитали символом сталинской эпохи и поэтому её сняли. Теперь скульптура безвозвратно утеряна. Впрочем, это не первая жертва этого места. Осенью 1934 года стоявшие здесь церковь Дмитрия Солунского и колокольня были снесены.

В настоящее время москвичи обращаются во многие инстанции с просьбой вернуть балерину на ротонду, значит и дом по Тверской — «под юбку».

Назад:

Елисеевский магазин

Дальше:

Дом Шевалдышева (контора дилижансов)

поделиться:

поделиться:

«Дом с башенкой» на Большой Полянке, 1/3

Всего 9 фото

Семиэтажный дом с угловой «башенкой» по улице Большая Полянка, 1/3 возведен в 1939 году архитектором Аркадием Григорьевичем Мордвиновым. Он привлекает внимание проходящих своим фасадом в стиле сталинского ампира и изящной мансардой. Здание расположено на углу с Кадашевской набережной города Москвы. Меня всегда по ходу занимали это здание и эта самая «башенка», ее история, но всё было недосуг. Так что мы узнаем об этом интересном месте Замоскворечья, историю «Дома с башенкой» и конечно же о ней самой)

До Отечественной войны 1812 года, практически на этом же месте по Большой Полянке, №1, стоял дом княжеской семьи Трубецких, созданный зодчим Василием Ивановичем Баженовым в 1773 году. Парадный фасад строения был обращен в сторону Кремля. В 1761-м на территории владения возвели деревянную церквушку с каменным фундаментом и освятили ее во имя Казанской Божией матери.В 1783-м церковь была упразднена, а сам дом Трубецких был разрушен при захвате Москвы войсками Наполеона.

По нечетной стороне улицы, от нынешнего дома и вплоть до Полянского рынка, еще в 30-х годах прошлого столетия стоял дом Вольфа-Прозоровского, выстроенный в последнее 25-летие XVIII века на сводчатых погребах. В разные годы авторами проекта, очертания которого напоминали знаменитый дом Пашкова, были два знаменитых архитектора – Матвей Федорович Казаков и все тот-же Василий Баженов. Реконструкцию дома проводил в конце этого же века зодчий М.Ф. Казаков на средства нового хозяина И.И. Прозоровского.

02. «Дом с башенкой» на дальнем плане. На первом плане справа Особняк Рыловых-Котова по адресу Большая Полянка, 2/10. История этого дома связана с располагавшейся здесь некоторое время первой российской женской академией, созданной Екатериной Романовной Воронцовой-Дашковой.

Из стоящего здесь здания Вольфа-Прозоровского в начале Большой Полянки, неподалеку от Малого Каменного моста, открывался круговой обзор на местные окрестности. Эта черта отразилась и в архитектурной составляющей фасадов, имевших равные по количеству вертикальные оси. Два уровня строения размещались на достаточно высоком цоколе и были объединены в единое целое с применением ионических пилястр, относившихся к большому ордеру.

03. «Дом Прозоровского». 1906 год

Как и дом Трубецких, усадьба Вольфа-Прозоровского, пострадала в пожар 1812 года, но вскоре была все же восстановлена. В 1848-м владение числилось за княгиней Прозоровской, но десятилетие спустя ими владела уже Елизавета Петровна Кичеева, к собственности которой был прикреплен и соседний участок Варвары Юрьевны Трубецкой. 

В 1876-м объединенный участок находился в собственности штабс-капитанши Софьи Алексеевны Брянской. Спустя три года, за долги, усадьба была продана с торгов статскому советнику и коммерсанту Лазарю Соломоновичу Полякову, который сдавал его в аренду за весьма приличные деньги.

04. Местонахождение будущего «дома с башенкой». Ликвидация ледяного затора на Обводном канале. 14 марта 1926 года. В центре кадра и выше «Дом Прозоровского».

Весь участок с уникальными памятниками архитектуры демонтировали в 1930-х годах, а вскоре на части территории построили дом №1/3 по улице Большая Полянка.

«Дом с башенкой» был построен в 1939-40 годах по проекту известного московского архитектора Аркадия Мордвинова, который в первую очередь знаменит своей работой над проектом гостиницы «Украина» (в соавторстве с Олтаржевским), а также строительством домов на Фрунзенской набережной. Интересно, что в начале своего пути Мордвинов примыкал к конструктивизму, но с началом 1930-х годов от этих взглядов отказался. О чем красноречиво говорят его работы.

05. Фасад «Дома с башекой» со стороны Большой Полянки

Дом на Большой Полянке относят то к «сталинскому ампиру», то к мавританскому стилю. И то, и другое верно: сам дом — явная «сталинка», массивная и устойчивая, как слон, а вот беседка («башенка») действительно напоминает хауду — специальное сиденье, которое крепится на спину слона, для перевозки в нем важных лиц (правда, хауда — индийский термин). Кроме того, именно для мавританского стиля характерно использование башенок, арок, куполов.

Изюминка этого дома — «башенка» — беседка в угловой части здания. Есть полное ощущение, что «чего-то здесь точно не хватает»)

06. «Башенка» — «беседка»

Как мы видим на старом фото 1950 года ниже, башенка не пустовала, как и «Дом под юбкой» на Тверской) На башенке замечается характерный вазон на котором установлен серп и молот — символ эпохи. Кстати, внутри башенки находилась цилиндрическая ячеистая конструкция из оцинкованного железа. Внутри нее была лесенка, очевидно для доступа на вершину конструкции. Кстати сейчас отсутствует и балюстрада вокруг этой примечательной архитектурной детали здания.

07. «Дом с башенкой» на Полянке. 1950 год.

Данный дом один из первых в Москве был возведен с применением шлакоблоков. Но, очевидно, осознавая важность местоположения (все-таки, да еще набережная и Кремль), не забыли и о фасаде. В таком месте преступлением было бы возвести незаметное здание (хотя, кажется, это сделали раньше — построив «Дом на набережной», но и тот по первоначальному замыслу должен был быть краснокирпичным, и только потом его сделали серым, поэтому здание воспринимается как мрачное).

08. «Дом с башенкой» на Полянке. 1947 год.

И, кстати, в связи с тем, что с крыши дома на Большой Полянке хорошо просматривается и «Дом на набережной», в котором жили многие видные члены партии и даже сама дочь Сталина Светлана Аллилуева, существует версия, что башенка использовалась для внешнего наблюдения за «неугодными» лицами (ведь известно, что всего были расстреляны около 700 человек, проживавших по этому адресу). Но подтверждений этого предположения не находится. Поэтому можно считать башенку просто декоративным элементом этого здания.

09. Вид с Малого Каменного моста в сторону Замоскворечья на юг. Слева «желтое» шестиэтажное кирпичное здание офисного центра, это бывший доходный дом, построенный в 1901 году по проекту архитектора М.М. Черкасова по адресу Кадашевская набережная, дом 6/1/2, стр. 1. Справа «Дом с башенкой» по адресу Большая Полянка, дом 1/2. Справа в кадре ул Большая Полянка.

Источники:

Памятники архитектуры Москвы. Архитектура Москвы 1933-1941 гг / Автор-сост. Н.Н. Броновицкая. М.: Искусство-XXI век, 2015.

Сытин, П.В. Из истории московских улиц, М., 1948.

Гейдор Т., Казусь И. Стили московской архитектуры. М.: Искусство—XXI век, 2014.

И другие…

© Vladimir d’Ar, 2021

Круглый дом в Москве

Senses Atlas

Круглый дом

Евгений Стамо, Александр Маркелов
Москва, Россия
55° 42′ 26″ с.ш., 37° 28′ 12″ в.д. Ситуация с жилищным кризисом в СССР. Круглая форма делает его образцом конструкции Хрущевки , отличной от стандартизированных и монотонных зданий того времени.

Типология, созданная жилищным кризисом

После Второй мировой войны Восточная Европа пережила значительный отток населения из сельских районов, последовавший за движением, начавшимся в 1930-х годах в результате новой политики индустриализации и коллективизации. Сельское население покинуло сельскую местность и поселилось в городах, что вынудило советские власти расширять городские районы и строить массивные здания. Это было появлением коллективного жилья и рождением новой архитектурной модели — 9-го века.0017 Хрущевка (неофициальное название от Никиты Хрущева). Эта типология пришла на смену сталинской архитектуре, группе дорогих, качественных зданий, предназначенных для меньшинства. В то время как Хрущевки представляют собой недорогие дома, построенные из кирпича или бетонных панелей. Первоначально они были построены как временные жилища для решения жилищного кризиса в СССР с расчетным сроком службы 25 лет, но многие из них в конечном итоге были построены как постоянные постройки. Приоритет отдается простоте и дешевизне строительства, взамен этого функционализм, эстетичность и оригинальность сводятся к минимуму, лезвию и однообразию. Особенностью этих построек были их массивные размеры, хотя они редко превышали 5 этажей. Действительно, это позволило отсутствие лифта, что считается слишком дорогим.

Разнообразить коллективное жилье круговой архитектурой

В ответ на стандартизацию этих архитектур советский архитектор Евгений Стамо объединил усилия с инженером Александром Маркеловым, чтобы предложить новый дизайн этих зданий. В 1972 году они построили цилиндрический многоквартирный дом, призванный сломать монотонность Очаково-Матвеевского района. Это здание диаметром 155 м имеет 26 подъездов, что позволяет обслуживать 913 квартир на 8 этажах. Первый этаж отведен под магазины (магазины, парикмахерские, аптеки, книжный магазин/библиотека, детский клуб и т. д.), а внутренний двор оформлен как парк и детская площадка, изолированные от города. По прозвищу « Бублик » (по-русски бублик) для своей особой формы операция с недвижимостью не имела большого финансового успеха. Из-за своего технического отличия от типовых зданий он был намного дороже и строился дольше, чем соседние здания.

Круг, форма единства и разделения

Однако центр, который должен был напомнить старый советский жилой двор, придавал соблазняющему власть проекту символическое значение. Кроме того, возможность доступа ко всем услугам на очень близком расстоянии позволила построить в Москве в 70-е годы еще два круглых дома с примерно таким же количеством квартир. С другой стороны, хотя коллективный функциональный аспект ценился, квартиры имели трапециевидную форму, что аккумулировало ограничения. Во-первых, трудно обставить поверхность с неперпендикулярными стенами, но также трудно было сделать ремонт в этих нестандартных элементах. Кроме того, это большое центральное общее пространство усиливало непрекращающийся ветер, а не прерывало его, и была замечена проблема с эхом. Тем не менее, этот проект оставил свой след в советском городском ландшафте, и круг до сих пор остается широко используемой архитектурной формой.

Больше информации, изображений и планов в этом видео:

Источник: Slavorum, The Village

TER71

Архитектурный, Архитектура, Брутализм, Территория

Рубрика: Архитектура Архитектура Территория брутализмаTagged: 1972CircledomusMoscow

Трехэтажный пентхаус на башне «Федерация» в Москве

Перейти к основному содержанию

БИЛЛ КЭРИ

|
|

Особняк Глобал

ОБЪЯВЛЕНИЕ ДНЯ

Местонахождение: Москва, Россия
Цена: 2,6 миллиарда рублей (35,14 миллиона долларов США)

Эта гламурная тройка спрятана под гигантским стеклянным куполом и считается самой высокой квартирой в Европе. Двухэтажный пентхаус расположен на вершине новой башни «Федерация» в Московском международном бизнес-центре.

«Башня «Федерация» — сверхвысокий небоскреб, его высота — 374 метра, — сообщила листинговый агент Наталья Курганова.

«Очень красивый и захватывающий вид на всю Москву», — сказала она. «Мы видим север, юг, запад и восток Москвы».

Архитектурно-дизайнерские особенности включают парящий главный зал, панорамные окна от пола до потолка, два камина, высоту потолков до 13 метров и два скоростных лифта.

Пентхаус находится под гигантским стеклянным куполом.

Москва Sotheby’s International Realty

Пентхаус имеет свободную планировку и гибкую планировку, говорит г-жа Курганова.

Подробнее : Эксклюзивный район Москвы, в котором проживают знаменитости, государственные деятели

На первом уровне теперь обустроена лаунж-зона с баром, две столовые, кухня, музыкальный зал, винный погреб, кинотеатр, сигарная комната и библиотека с панорамным видом и книжными полками высотой более 10 метров.

На 96-м, -м, -м этаже есть несколько спален, семейная комната и игровая комната.

Верхний этаж предусмотрен как бизнес-апартаменты для владельца, с лифтом для сотрудников и гостей с первого этажа. На этом уровне также есть тренажерный зал, сауна, хаммам, массажный кабинет, зоны отдыха и гостевые спальни.

Пентхаус очень безопасный, сказала госпожа Курганова.

«Попасть в пентхаус может только владелец по специальной магнитной карте», — сказала она. «Он должен подняться до 93-й этаж, затем поднимитесь на лифте, который ведет в пентхаус.»

Подробнее : Знаменитый пластический хирург снизил цену мегаособняка Bel-Air со 180 до 99 миллионов долларов

Удобства

«В здании есть много удобств», в том числе «спа-центр, фитнес-клуб, огромный бассейн, изысканные рестораны и бесчисленное количество магазинов и кафе», — сказала г-жа Курганова.

«На высоте 227 метров в велнес-клубе Nebo находится самый высокий бассейн в Европе», — сказала она.

Из Пенты : Прославление автомобильной культуры с моделями и мини

Соседские заметки

Башня «Федерация» представляет собой комплекс из двух небоскребов, построенных на 13-м участке Московского международного делового центра, рассказала г-жа Курганова. Пентхаус находится в Восточной башне.

Международный бизнес-центр находится в Пресненском районе, «отличается развитой инфраструктурой и наличием множества различных мест притяжения», — сказала она.