Дом ракицкого в тарусе: Сад и дом-музей Н.П. Ракицкого в Тарусе

История сада

Николай Петрович Ракицкий — агроном и коллекционер

Ученому-агроному, ботанику, филологу, автору нескольких книг, человеку энциклопедических знаний, Николаю Петровичу Ракицкому Таруса обязана сразу двумя достопримечательностями. Одна из них ― это сад экзотических растений, другая ― Тарусская картинная галерея.

Николай Ракицкий, учёный-агроном по образованию и коллекционер по призванию приехал в Тарусу в 1926 году. Здесь на окраине города он создал уникальный сад-дендрарий на выделенном ему городскими властями участке земли.

Главной задачей для учёного — было удачно акклиматизировать растения из других климатических зон, создавая максимально благоприятные условия для роста и развития растений. Благодаря удачным экспериментам в Тарусе появился маньчжурский орех, кедр сибирский, сосна румелийская, ель Энгельмана, амурская сирень, татарский клён и многие другие растения.

Бывая по служебным делам в командировках, Николай Петрович привозил в Тарусу семена и саженцы растений из различных концов страны. Неустанные труды и эксперименты Николая Петровича и его супруги, писательницы Софьи Захаровны Федорченко дали прекрасные результаты. Постепенно на бывшем пустыре образовался потрясающий сад. Тарусяне гордились садом диковинных растений, выращенных на пустыре.

Николай Петрович был человеком необыкновенной широты интересов. Он закончил факультет философии Киевского университета, потом сельскохозяйственную академию в Баварии, а искусство изучал в Италии. Ракицкий свободно разговаривал на 6 языках.

Николай Петрович умел видеть и понимать красоту во всех её проявлениях и ценить её. В 1963 году он инициировал создание в Тарусе картинной галереи, передав в дар городу более 200 живописных работ и предметов включая удивительные полотна западноевропейской живописи, изделия из фарфора, фаянса, стекла, фрагменты старинных кружев, а также декоративно-прикладного искусства.

Предметы из коллекции Ракицкого переданы в том числе в музей имени Пушкина, Краеведческий музей Тарусы, музеи Серпухова и Калуги. В архивах сохранились десятки благодарственных писем от музеев, описи и акты переданных экспонатов, телеграммы от руководителей музеев и различных культурных ведомств.

За создание картинной галереи и заслуги перед городом в 1967 году Николай Петрович объявлен почетным гражданином Тарусы.

Круг общения Ракицкого и его жены Софьи Федорченко был очень разнообразным. 
В Москве, на Пречистенке, где они жили в одной из квартир «толстовского» дома собирались самые «сливки» творческой интеллигенции: читал стихи Борис Пастернак, часто в гости заглядывал Михаил Булгаков с женой. 

Есть предположение, что первые чтения «Белой гвардии» состоялись именно тут. Николай Петрович и Софья Захаровна были знакомы с Михаилом Булгаковым еще с тех времён, когда тот работал врачом на Смоленщине. Впоследствии Ракицкий написал воспоминания «Встречи с М. А. Булгаковым». 

Ракицкий был очень дружен и с семьей Поленовых. В начале войны, в доме Ракицкого жил Фёдор Поленов со своей тётей, куда они перебрались в эвакуацию. Федору тогда было было 12 лет, и он учился в Тарусской школе. Об этот свидетельствуют записи в «Домовой книге» за октябрь 1941 года.

История создания сада Ракицкого

История создания сада

Мы расшифровываем записи Николая Петровича Ракицкого, в которых он подробно описывал растения своего уникального сада и продолжаем восхищаться и удивляться. Сад был зелёной лабораторией агронома и исследователя, причём продуманной, грамотно зонированной и красиво оформленной, ведь он старался подбирать наиболее декоративные растения. При выращивании растений в своём саду Николай Петрович стремился создать для них наилучшие условия освещения, обеспечить высокое качество почвы и особый микроклимат. Например, «в период с 1929 по 1940 год, на участок ежегодно вносился навоз чередуясь один год — 20 возов, другой — 40 возов».

Николай Петрович стремился подбирать оптимальные сочетания растений, которые не мешают друг другу расти и развиваться, а помогают, много экспериментировал. Он руководствовался принципом — «не изнеживать» растения. Ракицкому, например, удалось акклиматизировать «южную гостью» скумпию, помогла организация правильного соседства с быстрорастущей и декоративной душистой малиной. Душистая малина стала хорошим партнером для скумпии, она «прижилась, хорошо развивалась и благополучно перенесла морозные зимы 1939-1941гг. В 50-х годах семенами скумпии были снабжены питомники и новые молодые растения показали хорошую морозостойкость».

Сад с северной стороны был защищен от ветров и метелей высокой живой стеной из 23-х берёз, высота деревьев достигала 25-30 метров, а диаметр стволов — 50 см. Ранней весной в зелёном кружеве и золотой осенью стройный ряд берёз выглядел художественно и нарядно. К сожалению сейчас большая часть берёз погибла, а оставшиеся находятся в плачевном состоянии.

Диковинным украшением сада стала Сосна румелийская — её родина Балканский полуостров (Македония). Достигает 30 метров высоты при диаметре ствола — 75 см. Сосна не поражается грибком. Шишки — крупные, до 15 см. длиною. Ракицкий считал, что это растение «заслуживает самого широкого распространения в зелёном строительстве». Семенами сосны в своё время были снабжены: местное лесничество, некоторые питомники (в том числе: кафедра лесоводства Московского лесотехнического института).

В архивах Николая Петровича найден алфавитный список растений из 139 наименований. Например, упомянуто 7 жасминов: русский, японский, карликовый, Монблан, Грандифлора, Лемуана. А ещё спиреи, 3 сорта вишни, 9 разнообразных типов сирени, 2 вида сахалинской гречихи, 6 сортов флоксов, 16 кустов горного американского крыжовника, малина белая, красная черная и душистая. Дельфиниум бирюзовый, можете себе представить? Какое богатство и разнообразие!

А под номером 138 обнаружена такая запись: «в экзотике ещё растение, которого не знаю»
и приписка:
Георгины — 19 сортов
Гладиолусы — 28 экземпляров

Вот, например, записи 1939 года:
Летники — 16 наименований, среди них бархатцы, левкой, табак, петуния, душистый горошек, артемизия, маки махровые.

Огородные растения — более 20 наименований, в том числе турецкие бобы, греческие кабачки, спаржевая фасоль, брюква, 4 сорта гороха и даже дыни!

Продолжение следует…

Тарусский дом / Архитектурное бюро ПРОЕКТ905

Тарусский дом / Архитектурное бюро ПРОЕКТ905

© Полина Полудкина

+ 43

  • Куратор: Паула Пинтос
  • Архитекторы:
    Архитектурное бюро PROJECT905

  • Площадь Площадь этого архитектурного проекта Площадь:
    350 м²
  • ГодГод завершения этого архитектурного проекта
    Год :

    2018

  • Фотографии

    Фотографии: Polina Poludkina

  • Производители, продукты с продуктами, используемыми в этом архитектурном проекте

    Производители: Bticino, Dörken, Artemide, Colombo Design, Ikea, Jøtul, Legrand, Purmo, Rockwool, Saab

  • 3 © Polinkina, Polinkina, Polinkina, Polina, Pulin Текстовое описание предоставлено архитекторами. Деревянная дача построена в исторической части города Таруса для творческой семьи художников. В окрестностях малоэтажные традиционные тарусские дома и дома выходного дня. Заказчик попросил нас создать здание, похожее на старую русскую дачу, а вместо этого мы предложили проект, сочетающий традиционные и современные решения. Игнорировать существующую историческую среду было невозможно, однако мы стремились спроектировать технологически и визуально современную дачу.

    © Полина Полудкина © Полина Полудкина © Полина Полудкина

    Уклон участка 5 метров в сторону реки Оки. Дом спроектирован в несколько полууровней, его объем повторяет рельеф. Он имеет две разные записи. Главный вход сохранился наверху участка, второй вход — со стороны сада.

    © Полина Полудкина

    Помещения первого этажа расположены на трех полууровнях с шагом 450 мм — это гостиная, кухня, столовая, две гостевые спальни и кладовые.

    © Полина Полудкина © Полина Полудкина

    Жилая зона находится на уровне сада, также есть терраса, где можно посидеть в хорошую погоду. Гостиная немного приподнята над уровнем земли, с ее консолей открывается более интересный вид на деревья. Это открытое многофункциональное пространство с камином и большой площадью остекления, создающее атмосферу традиционной тарусской веранды.

    План 1-го этажа Раздел А

    Деревянная лестница с большим окном, выходящим на улицу, ведет на верхние этажи. Спальни второго этажа расположены на двух полууровнях. Есть также две ванные комнаты и холл с выходом на балкон, который в летнее время используется как мастерская художника.

    © Полина Полудкина © Полина Полудкина © Полина Полудкина

    Хозяева дачи собирают старинную русскую мебель. И искусство – неотъемлемая часть интерьера. Фундамент дома и террасы выполнены из железобетона. На железобетонном основании деревянный несущий каркас из клееного бруса, заполненный утеплителем. Фасады облицованы досками состаренной сосны.

    © Полина Полудкина

    Ссылка: «Тарусский Дом» / Архитектурное бюро ПРОЕКТ905″ 04 апреля 2019. ArchDaily. Доступ.

     

    26 мая 2016 г., Sumit Singhal

    Источник статьи: Архитектурное бюро PROJECT905

    Этот загородный дом находится в историческом городе Таруса. проект предыдущего владельца

    Изображение предоставлено © Красюком Сергеем

    • Архитекторы: Архитектурное бюро ПРОЕКТ905 (Алексей Дунаев, Марианна Запольская)
    • Проект: Загородный дом
    • Местонахождение: Таруса, Калужская область, Россия
    • Фото:  Сергей Красюк
    • Застройщик: Николай Чокан и партнеры
    • Площадь: 170 м²
    • Проект Год: 2015

    Изображение предоставлено © Красюком Сергеем

    Первым этапом ремонта было пристроить веранду, крыльцо и эркер, что позволило разместить здесь столовую. Затем мы построили террасу и добавили дверной проем, ведущий в сад с южной стороны.

    Изображение предоставлено © Красюком Сергеем

    Изображение предоставлено © Красюком Сергеем

    Структура пристроек не связана с основным объемом дома: новый фундамент заложен на расстоянии от старого. Конструкция новой части представляет собой легкий деревянный каркас, что позволило местным строителям завершить все работы за один летний сезон.

    Изображение предоставлено © Красюком Сергеем

    Изображение предоставлено © Красюком Сергеем

    Гостиная представляет собой открытое многофункциональное пространство с камином и большой площадью остекления, создающее атмосферу традиционной тарусской веранды. Южная терраса расположена ниже уровня земли в саду, поэтому подпорную стенку мы превратили в скамейку. Асбестовую трубу, поддерживающую крышу старого дома, заменили круглым бревном. Старый дом был утеплен и обшит досками из лиственницы.

    Изображение предоставлено © Sergey Krasyuk

    Изображение предоставлено © Sergey Krasyuk

    Image reulesy © Sergey Krasyuk

    Image © Sergey Krasyuk

    Image Courtesy © Sergey Krasyuk

    Image.