Для чего дается одиночество человеку: Протоиерей Алексий Уминский: «За что посылается одиночество»?

Протоиерей Алексий Уминский: «За что посылается одиночество»?

Мы продолжаем публиковать ответы авторитетных священнослужителей на вопрос Елены из Петербурга, который взволновал очень многих читателей «Правмира». Напомним, что женщина просила помочь ей найти способ смириться с крестом одиночества.

Отвечает протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва):

протоиерей Алексий Уминский

– Человек может задавать один и тот же вопрос: «Почему со мной так происходит?» в совершенно разных, диаметрально противоположных случаях. Одно дело – какие-то бытовые, текущие неприятности, досада на себя, на неумение справляться с элементарными вещами. Другое – глобальные, серьезные, экзистенциальные вопросы, такие, как одиночество, потеря близкого.

То есть одно дело, когда каблук сломался, когда женщина спешила на встречу с боссом, в итоге – опоздала и лишилась великолепной вакансии. Тогда тоже задается вопрос: «Почему со мной так случилось?» На него отвечать бессмысленно и глупо, потому что… бессмысленно и глупо. Но нельзя пройти мимо серьезных вопросов, таких, как вопрос Елены, которая очень хочет иметь семью, стремится к браку, сохранила целомудрие, живет среди хороших и добрых людей и которая не обделена, в общем, ничем, по сравнению с другими. Но что-то не клеится. Что с ней не так и почему? Как она должна принять в себе эту волю Божью? Является ли это вообще волей Божьей?

Здесь появляется еще один вопрос – есть ли вообще воля Божья на страдания, на одиночество, на что-то другое, приносящее человеку боль? И это кардинальный вопрос.

Я не думаю, что воля Божья такова, чтобы люди страдали. Нет воли Божьей на то, чтобы маленькие дети умирали от страшных болезней. Нет воли Божьей на то, чтобы люди оставались одиноки и мучились от этого, потому что, Сам Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18)

Нет воли Божьей на то, чтобы люди были инвалидами. Нет воли Божьей на то, чтобы люди были несчастными, чтобы люди рождались в неполноценных семьях. И чтобы дети страдали, потому что их родители не любят.

Так что нельзя ставить вопрос «Как принять волю Божью»? Если так вопрос будет ставиться, то тогда не стоит удивляться, когда нас будут спрашивать люди со стороны: «Почему у вас такая странная вера?».

Если мы допускаем, что есть воля Божья на какие-то негативные, трагические явления, мы так должны и отвечать: «Все происходит, потому, что на это есть воля Божья». И насколько кощунственно это прозвучит, что есть воля Божья на смерть младенцев, на раковые заболевания, на жестокие убийства невинных людей, на войны, на ложь, на обман, на предательство, на измену, на преступления. Разве может быть на это воля Божья?!

Изменить картину мира…

Вспомним евангельскую историю об исцелении слепого, про которого ученики спросили Господа: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?». Иисус ответил: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 1-3).

Господь приходит, чтобы его исцелить. Но Господь приходит не для того, чтобы исцелить одного конкретного слепого и не для того, чтобы исцелить всех слепых на свете. А для того, чтобы изменить картину мира. Чтобы вообще слепота, глухота, немота и все другое перестали быть законом, нормой этого мира.

Господь берет на себя грехи этого мира на Кресте, искупает этот мир Своей собственной кровью, воскресает и дает этому миру Вечную Жизнь, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания, а только великое блаженство пребывания человека в полноте, красоте, счастье и любви.

Люди не перестали после Воскресения Христова рождаться с болезнями, они не перестали враждовать, убивать друг друга. Но люди могут перестать этим заниматься, если станут наконец-то христианами. И вообще, когда люди становятся христианами (по-настоящему, не номинально), меняется жизнь.

Может быть, не меняется их внешняя оболочка, люди не перестают быть людьми со всеми последствиями человеческой жизни. Но человек, который по-настоящему соединен с Богом, меняется сильно. Он перестает внутренне быть слепым, глухим, немым, потому что – оживает. Хотя физическая жизнь остается прежней. Может быть, тяжести этой жизни физически для христиан усугубляются. А внутренне христианин со дня на день обновляется. Как говорит апостол Павел, – если ветхий ветшает, то внутренне он обновляется.

Больше вопросов не будет

Когда человек оказался в непростой ситуации, или когда с ним произошло нечто экстраординарное, и при этом в своей жизни он сумел ощутить присутствие Божье, почувствовать, что Бог с ним, рядом, он вопросов Богу больше не задает. Не спрашивает, почему это с ним произошло.

Так получилось, что в последние несколько лет мне приходится часто общаться с детишками, больными раком в тяжелой стадии. Многие за это время уже отошли к Богу.

Я говорю с ними о Царствии Небесном, о том, чувствуют ли они присутствие Бога в своей жизни. И для меня всегда какое-то чудо, открытие, когда я от этих, совсем еще маленьких, но самых настоящих христиан слышу, что они это присутствие Божье ощущают очень ярко, очень близко. Когда они оказываются способны, например, в ситуациях, когда им приходится терпеть страшные боли, бороться и стараться не показать этих болей своим родителям. И главное, что эти дети (это не будет открытием тайны личной исповеди), каются на исповеди в том, что у них не хватает сил терпеть боль и родители, видя их страдания, страдают сами. Мне понятно, что они с Богом очень близки.

Конечно, ситуации бывают разные. Есть дети, которым 16-17 лет, они находятся в очень сильной депрессии от происходящего. Они не могут до конца многого принять, но стараются. Стараются, понимая, что час смерти близок. Стараются и их родители.

Недавно я говорю одной матери: «Крепитесь» А она мне отвечает с улыбкой: «Да что вы, я давным-давно все приняла». И виден такой мир, покой в ее душе от того, что для нее Бог – рядом. Притом, что у нее – трагедия, на ребенка, в его стадии болезни просто страшно смотреть постороннему.

Если человек не врач, не священник, не родитель, тяжело находиться рядом больше нескольких минут, видя такое страдание маленького человека.

Есть на это страдание воля Божья?

Нет.

Можно ли принять это как волю Божью?

Нет.

Можно ли принять Бога в свою жизнь?

Да.

Как это сделать?

Не знаю.

Как это делают эти люди?

Не могу сказать.

Нет у меня метода, волшебной формулы, готового рецепта.

Очень важно, если человек окажется способным в ситуации скорби, непонимания Бога, в ситуации, когда жизнь кажется ему совершенно бессмысленной и бесполезной подумать: «Как мне с Богом поближе познакомиться, как мне Бога принять, как мне получить от Него этот Свет, чтобы он, просветив, снял с меня этот вопрос». Потому что этот вопрос нельзя решать. На него нет ответа. И если его задавать постоянно, ответа все равно не будет, но будет постоянное состояние уныния, душераздирающего состояния безответности. Но можно снять этот вопрос из своей жизни.

Мир, в котором мы живем, он весь искажен, он весь как минное поле, как поле битвы. Где тут можно найти что-нибудь такое, какой-нибудь оазис, где можно спокойно пересидеть до Страшного суда? Да нет такого места на Земле.

И здесь для меня очень важны слова Кьеркегора о том, что если человек относится к Богу как к Силе, как к Разуму, как к Чуду такому, на Которое все время ориентироваться, то человеку как-то надо все время стараться Бога понимать: почему так, почему эдак происходит. Чтобы не ошибиться перед таким Могущественным, Разумным, Сверхсправедливым и таким Правильным Богом. Но если «Бог – есть Любовь» (1Ин. 4:16), то совсем не страшно Его не понимать. Просто надо научиться эту Любовь чувствовать, суметь к этой Любви приблизиться, чтобы она по-настоящему глубоко коснулась человеческого сердца. Потому, что если она коснется сердца, то, во-первых, человек тогда к Евангелию начинает по-другому относиться, к жизни своей религиозной, к самому себе. И, конечно, он к Богу начинает по-другому относиться.

А дальше Кьеркегор говорит, что если Бог не есть Любовь всегда, везде и во всем, то тогда вообще нет никакого Бога.

Так что человеку надо решиться и принять Бога в свое сердце.

Фольклорное

Мысль, что Бог посылает какие-то испытания тому, кого Он больше любит – это такой фольклор, вроде присказок-частушек. Вроде того, что нет креста не по силам, Бог посылает нам лишь испытания по силам.

Простите меня, Евангелие – это что, по силам?!

Как мы можем говорить такую чушь, что крест не бывает непосильным?

Да, крест всегда непосилен. Не бывает посильного креста.

А вот эти слова: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34) – это по силам?

По силам человеку слышать такие слова?

Он что-то может сам, не впустив Бога в свою жизнь?

Если да, тогда, наверное, есть какое-то другое «евангелие», которое всем по силам. Существует такое адаптированное в умах человеческих «евангелие», где христианство и национальные идеи – это примерно одно и то же; где наши народные традиции и вообще традиции веков и жизнь во Христе – это одно и то же. Да, если такое «евангелие», то оно вполне по силам. «Евангелие» традиций, «евангелие» уставов, «евангелие» имперско-державного сознания, «евангелие» чего угодно. Только Христос в Своем Евангелии ни о традициях, ни о национальных идеях ничего не говорил.

Когда все правильно

Нередко человек думает: «Я все делаю правильно, почему же в итоге так со мной происходит?»

Но наша жизнь не зависит от того, что мы делаем правильно или что мы делаем неправильно.

Конечно, приятно читать Ветхий Завет, где написано, что если вы будете поступать так-то, так-то, то у вас все будет в порядке, а если преступите заповеди, то будет очень плохо.

Да, в категориях Ветхозаветной справедливости подобное установление, так сказать, правил дорожного движения, конечно, работает. Пойдешь налево – это потеряешь, пойдешь направо – потеряешь то. Иди лучше прямо. Тяжело, но, по крайней мере, правильно. «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение» (Второзаконие 5:32-33).

Но что такого плохого и неправильного сделали апостолы, что каждого из них казнили с жуткими, страшными пытками, что их в течение всей апостольской жизни непрестанно, побивали камнями, унижали и сажали в тюрьмы, гнали? Почему у них не было нормальной семейной жизни? Почему у них не было хорошей квартиры, дачи в доступности от центра Москвы, хорошей машины, работы, зарплаты, пенсии и уважения населения?

Повторяю, что они сделали неправильно? Кто сумеет ответить на этот вопрос, наверное, ответит, что правильно или не правильно делает он сам.

Что же касается главного вопроса, который мы обсуждаем: «Почему это случается в моей жизни?» – повторяю, на него нет ответа.

Есть только одна возможность – этот вопрос снять с повестки дня. Снять его можно только тогда, когда человек очень близок с Богом.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Одиночество / Православие.Ru

Как пережить одиночество? Есть ли в нем что-то
положительное? Как помочь человеку, страдающему от
одиночества? Об этом с добровольцами службы
«Милосердие» побеседовал протоиерей Аркадий
ШАТОВ, председатель Комиссии по церковной и социальной
деятельности при Епархиальном совете г. Москвы.



Чувство
одиночества бывает разным, иногда оно может быть
ложным. Я встречал людей, у которых было много
знакомых, но они все равно чувствовали одиночество. Так
что есть мнимое одиночество, связанное с тем, что
человек хочет, чтобы ему уделяли много внимания, чтобы
его любили, а сам он не умеет жить жизнью других людей,
не стремится любить, эгоцентричен, зациклен только на
себе и гипертрофирует свои чувства, скорби,
переживания…

Существует, конечно, и реальное чувство одиночества. В
Библии написано, что Господь, сотворив первого человека,
сказал: Не хорошо быть человеку одному ./Быт.2,18/
Действительно, когда человеку не с кем поделиться своими
радостями, бедами, печалями– становится очень тяжело
и трудно. Я иногда прихожу домой после тяжелого дня, в
который случились какие-нибудь неприятности: когда я
узнал, скажем, о тяжелых грехах духовных чад или просто
сильно устал, – и случается, что порой расскажешь за
чаем своему зятю о трудностях. Он меня пожалеет, утешит
– и на душе становится легче.

Я думаю, что до пришествия в мир Христа все люди были
несчастны, все люди страдали: были они женаты или не
женаты, выходили замуж или не выходили, были они богаты
или бедны, голодны или сыты, больны или здоровы, –
всё равно страдание являлось неизбывным, страдание
оставалось непреодолимым… Грех исказил мир. Господь
дал Адаму жену – и человеку стало хорошо, но когда в
мир вошел грех, то душа человека, даже такого, у которого
есть жена и дети, – все равно не может найти
успокоения, и поэтому здесь выходит вперед не проблема
одиночества, а проблема греха. И если человек борется со
своим грехом, если он ищет Христа, соединяется со Христом,
– то одиночество можно преодолеть, как и любую
другую трагедию земной человеческой жизни, как может
преодолеть трагедию нищеты, голода или смертельной болезни
человек, если он знает Христа, ищет Христа, если он жаждет
духовно, а не материально. Мы знаем, что среди святых
многие были очень тяжело больны. Такие многоболезненные
святые очень страдали, многое терпели, и тем не менее они
все-таки были радостны и обрели блаженство, нашли счастье
не только на небесах, но и в земной жизни. Так и человек,
если он верит во Христа, то ради Христа он даже готов
ОТКАЗАТЬСЯ от земного счастья.

Как есть мученики вольные и невольные, так есть монахи и
призванные к подвигу одинокой жизни, и свободно избравшие
этот путь, и те, кто этот путь не избирал, невольно
живущие в целомудрии. Например, святой праведный Алексий,
человек Божий. Он добровольно отказался от того, чего
сейчас ищут многие юноши и девушки, и был счастлив, обретя
свое блаженство во Христе. Много было пострадавших за
Христа мучеников и в XX веке, но к этим новомученикам
Господь причисляет, по словам старца Паисия, и инвалидов,
и тяжело больных, лишенных утешения детей, и людей,
которых постигают страдания и болезни. Если человек
самоотверженно, с упованием на Бога переносит все
посланные ему скорби, не ропщет, то это вменяется ему в
мученичество.

В действительности здесь, на земле, мы все в той или иной
степени страдаем, в том числе и от одиночества, чувство
которого для человека может быть очень трудным и тяжелым,
но если он несет свой крест благодушно, без ропота,
– это становится для него подвигом. Самое главное,
что после пришествия в мир Спасителя у нас есть Тот, Кто
называет Себя нашим Другом, – Христос, – Тот,
Кого мы называем, воспевая тропарь великомученице
Екатерине, Женихом, Небесным Женихом. И общение со Христом
помогает человеку преодолеть одиночество, и радость быть
со Христом гораздо больше, чем радость пребывания с самым
близким человеком. И здесь естественное одиночество
преодолевается сверхъестественным общением со Христом, и
человек то, что недополучает по естеству, то, что
недополучает по обычным законам этого мира, –
восполняет общением со Христом. Преодолевается
естественное одиночество, и человек обретает намного
больше, чем друга, намного больше, чем жениха, намного
больше, чем жену и детей, – обретает Самого Бога в
своей душе.

Я считаю, что все проблемы человеческого общения
преодолеваются, когда человек идет к Богу. Без возвышения
этих проблем на другой, совершенно иной уровень их решить,
мне кажется, невозможно. Все спорные проблемы нашей земной
жизни, расположенные в ее плоскости, разрешаются только
тогда, когда человек выходит за рамки этой плоскости,
когда он обращается с молитвой к Богу, когда его жизнь
начинает строиться на вере во Христа, – тогда все
эти вопросы можно решить.

В Евангелии не пишется о том, что мы будем любимы другими
людьми, хотя говорится, что если человек оставит отца,
мать, родственников, то обретет гораздо больше, чем у него
было. /Ср.:Мф.19,29/ Нужно уметь совершить этот подвиг
самоотречения, самопожертвования. Когда человек перестает
жить для себя и начинает жить для других, начинает жить
для Бога, – он меняется и становится близок и
интересен очень многим людям. Есть такие одинокие люди
(одинокие в смысле отсутствия родственников), которых все
очень любят. Мне запомнилось, например, как умирала одна
женщина. Очень часто, к сожалению, случается, что мы долго
не можем найти человека для помощи по уходу за умирающими
людьми. У всех свои дела и заботы, и если у больного нет
близких родственников, то очень трудно организовать за ним
уход, а иногда такой уход нужен круглосуточно. Так вот,
когда эта женщина умирала, люди записывались в очередь,
чтобы подежурить у ее постели, так всем с ней было
радостно и хорошо. Поэтому очевидно: очень часто человек
находится в тяжелом состоянии одиночества только потому,
что не умеет служить другим, не умеет любить и жертвовать
собой, а лишь постоянно требует чего-то от остальных. В
этом случае нужно научиться жить для других. Если у тебя
есть какая-то скорбь, если ты одинок и впал в уныние,
– нужно найти человека, чьё одиночество гораздо
больше, чем твое, кому еще хуже, чем тебе, помочь ему,
– и твое одиночество и уныние обязательно пройдут.
Как сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский святому
праведному Алексию Мечеву, когда тот потерял матушку:
«Иди к людям и, помогая им в их скорбях, ты забудешь
о своей скорби». Так и здесь: когда человек
разделяет скорби своих ближних, когда он помогает другим в
их болезнях и печалях, то его собственная скорбь делается
намного меньше: он видит, что есть люди, которые страдают
гораздо больше, чем он, – и приходит в трезвое,
правильное внутреннее состояние.

Например, незамужняя, страдающая от одиночества
девушка… Она может пойти работать в школу
учительницей и всю жизнь посвятить своим ученикам:
полюбить этих детей, у которых очень часто есть проблемы,
взять их в свое сердце, заботиться о них, любить их,
служить им, помогать учиться… Такой подвиг,
возможно, очень трудный, но и радостный, если есть любовь.
Нужно научиться любить – тогда никакого одиночества
не будет.



Человек,
конечно же, нуждается в тепле и сочувствии других
людей, тому, кто не имеет такого тепла, жить весьма
трудно, даже немного искажается его душа. Например,
дети, которые не получили любви и тепла в детстве,
дети, которые находятся сейчас в домах ребенка, –
в чем-то ущербны, и восполнить потом этот недостаток
любви очень тяжело. Так, в период подросткового
возраста детям нужны друзья, но еще не так сильно, как
впоследствии, в этот период мать заменяет им друзей, а
вот во время взросления, в молодые годы они очень
нуждаются в друзьях. В зрелые годы наличие друзей уже
не так для человека обязательно, хотя важно, чтобы
кто-то был рядом. Но христианин должен перерасти эту
естественную потребность. Жизнь ему для того и дана,
чтобы научиться жить в радости с Богом. Естественные,
дружеские отношения оказываются не так важны для
человека в дальнейшем, эта проблема перестает быть
такой острой, хотя все равно остается. Она остается,
пока человек не достигнет совершенства. Я не думаю, что
святой праведный Алексий Мечев чувствовал себя одиноким
после смерти жены, хотя какое-то время это, конечно,
было. И я не думаю, что отец Иоанн Крестьянкин перед
своей кончиной чувствовал одиночество, так сильно его
любили другие люди. Но его любили другие люди –
потому что он любил! Так с чего начать?!
«Одиночество – это плохо».
«Полюбите меня – а я полюблю вас».
Нет, ты полюби, и тогда другие полюбят тебя! Ты научись
любить – и тогда твое одиночество прекратится, в
ответ на твою любовь обязательно отзовутся другие люди.

У некоторых в действительности есть много друзей и
знакомых, но они все равно чувствуют одиночество. Это, я
думаю, одиночество без Бога, без духовной жизни,
одиночество, может быть, от усталости, и здесь мы
сталкиваемся с мнимым, ненастоящим чувством одиночества.
Человек считает это одиночеством, а на самом деле это
что-то другое. Я знал одну женщину, которая на исповеди
все время жаловалась мне на свое одиночество, хотя у нее
были замечательные сыновья, один из которых –
священник, хорошая невестка, прекрасные внуки, которые все
ее любили. Эта женщина продолжала в каком-то смысле
оставаться центром всей семьи, но она все равно жаловалась
на одиночество и говорила: «Все мои друзья умерли,
мужа рядом со мной нет». Ей как будто чего-то не
хватало. Мне кажется, что ей не хватало правильного
устроения души.

Я считаю, что всегда, когда нас постигает какая-то скорбь,
трагедия или драма, когда мы сталкиваемся в жизни с
какими-то неудобствами или терпим в чем-то недостаток,
– мы должны не просто просить и требовать чего-то у
Бога, а задуматься о причине происходящего с нами. Нет,
допустим, у молодой девушки жениха. Надо не просто просить
у Бога: «Дай мне жениха», а нужно задуматься:
«А почему Бог не дает мне жениха?» В чем
причина этого? Может быть, мне нужно чему-то научиться,
прежде чем Бог пошлет мне супруга? А может быть, мой путь
иной и Господь зовет меня к какому-то другому подвигу,
более высокому? Возможно, я нужна другим людям, а не
одному только человеку: не жениху, а тем же самым детям?
Например, директор нашего детского дома – одинокая
женщина. И если бы у нее был муж, у нас бы, возможно, не
было детского дома, потому что всё держится на ней.
Кому-то нужно пожертвовать своим личным счастьем для того,
чтобы служить другим, если мы христиане! О ком-то есть
такая воля Божия! А то, что иногда бывает тяжело и трудно,
– это естественно, без трудностей нельзя ничему
научиться. Одна старшая сестра больничного отделения
говорила, что когда в ее работе встречаются проблемы,
препятствия, искушения (не хочется идти в палату, устала
ухаживать за больными – разные бывают трудности у
сестер) и она сдается, начинает пребывать в плохом
настроении, идти у него на поводу, – то делается еще
хуже. А если все-таки себя превозмочь, если помолиться
Богу, попросить у Него сил и постараться относиться к
своему служению так же ответственно, так же серьезно, как
и раньше, – то еще большая приходит радость, еще
большая дается благодать от Бога и открываются другие
силы, появляется другое умение в душе.

Научиться ходить – очень трудно. Ты падаешь,
ползаешь все время по полу на четвереньках. Но если
ползать на четвереньках – ходить никогда не
научишься. И научиться говорить тоже иногда трудно, как и
научиться писать. Вообще приобрести определенные навыки, а
речь здесь идет не о каких-то навыках естественных, а о
сверхъестественных: о любви, о настоящей вере, – это
всегда очень трудно. Но когда человек их приобретает
– эти трудности начинают казаться ему ненастоящими и
уже его не смущают.

В наше время часто встречаешься и с тем, что человек
специально остается одиноким для того, чтобы лучше, как
ему кажется, устроить свою жизнь, – и это, конечно,
эгоизм. Многие современные люди сейчас даже НЕ ХОТЯТ
жениться, НЕ ХОТЯТ выходить замуж, стремясь жить так, как
им нравится. «Я, – говорят они, – еще не
нагулялся, я не сделал того-то, я еще ничего в жизни не
достиг. Вот когда я чего-то достигну, когда получу все
удовольствия, – тогда буду искать себе
супругу». Это другой, в совершенно другую сторону
крен греховный.



Есть
еще и явление стремления к «дружбе» с
духовником, как к одному из способов преодоления
одиночества и компенсации недостатка общения. Бывает
так, что иногда «старые» духовные чада
становятся друзьями Батюшки, и Батюшка с ними куда-то
ездит, проводит вместе с ними время, ходит в гости,
– отношения действительно устанавливаются
дружеские, то есть лучше сказать, что дружеский элемент
входит в эти отношения, которые могут оставаться очень
благоговейными. Эти друзья из духовных чад относятся к
Батюшке снизу вверх, сохраняя правильную дистанцию, но
в то же время оттенок этих отношений дружеский. Для
молодых людей это очень опасная вещь, потому что
некоторые девушки, которые еще не вышли замуж, пытаются
иногда найти в духовнике тоже какого-то друга: начинают
обижаться на духовника, ревновать, надоедать ему
звонками и какими-то вопросами, не имеющими отношения к
исповеди. Я понимаю всю тяжесть положения одинокой
девушки, которая хочет выйти замуж (сейчас у нас очень
много таких православных девушек), но тем не менее она
должна понимать, что духовник – не друг. Он для
того, чтобы быть посредником между девушкой и Богом,
для того, чтобы помочь утвердиться в вере, а не затем
чтобы вести с ней долгие разговоры на исповеди, не для
того, чтобы отвечать на ее телефонные звонки и ходить к
ней в гости. Если так складываются отношения, эти
отношения – неправильные, и девушка не получает
духовной пользы. Я могу раскрыть одну небольшую
духовную тайну: часто бывает так, что когда девушка
выходит замуж, все ее духовные вопросы, проблемы и
трудности почему-то исчезают, и на исповедь она
перестает ходить часто, появляется достаточно редко.
Мне кажется, это говорит о том, что раньше, до
замужества, у нее была не настоящая духовная жажда, а
неудовлетворенное одиночество, которое, с одной
стороны, – реальная проблема, но, с другой
стороны, избавляться от него за счет низведения
духовных отношений до дружеских – неправильно.

Понять, что это неправильные отношения, можно так: если
они становятся душевными, а не духовными, то есть если
появляется привязанность, обида, ревность, зависть к тем,
кто отнимает у духовника больше времени, – значит, в
этих отношениях что-то не так, значит, в них есть что-то
неправильное и с этим нужно бороться.

По поводу стремления компенсировать недостаток общения с
людьми общением с животными следует сказать, что человек
– существо удивительно богатое, в его жизни есть
разные элементы, включающие в себя в том числе и общение с
животными. Я знаю одну девушку, которая замечательно
общается с лошадьми, с собаками, однажды она спасла
вороненка, перевязав ему крыло, – но все это вовсе
не вместо общения с друзьями, так как одно другому не
мешает. Сердце человека – достаточно широко и может
вместить в себя очень многое, всё многообразие отношений с
земными существами, с животными, населяющими этот мир.



Сестры милосердия

Я
думаю, чувство одиночества возникает, когда человек не
ощущает любви Божией и стремится ее получить от других
людей, но люди никогда не дадут человеку того, что
может дать Бог, поэтому в этом случае лучше всего
помолиться Богу. А Евангелие прямо говорит нам:
«Не делайте добра тем, кто вам ответит на это, а
делайте добро тем, кто ответить на это не сможет
«. /Ср.:Мф. 5,44-47/ То есть Евангелие зовет нас
научиться любви бескорыстной, возвыситься над
естественным порядком вещей, который существует в этом
мире. Но, с другой стороны, по человеческой немощи мы
всё же нуждаемся в друзьях. И у самого Христа были
друзья, Лазаря Он называл Своим другом /Ср.: Ин.
11,11/, так что дружеское общение является естественным
и в какой-то мере необходимым.

Причем в Церкви мы стараемся все-таки говорить о факторе
духовном, а не психологическом, и друзья прежде всего
должны быть близки духовно. Психологический фактор
оказывается на втором плане: часто случается, что люди
совершенно разные становятся замечательными друзьями.

Старец отец Павел Груздев говорил: «Всех люби и всех
бойся». Эти слова подразумевают и некоторую
осторожность, и определенную дистанцию в общении с другими
людьми, потому что общение может быть не только любовью,
не только дружбой, но и привязанностью и иметь какие-то
перекосы.

Иногда одиночество – это хорошо. Я порой очень хотел
бы остаться в одиночестве, но мне этого Бог не дает,
потому что приходится общаться с разными людьми,
заниматься многими делами, а побыть одному иногда бывает
полезно и необходимо. В Евангелии сказано, что, чтобы
помолиться, нужно затворить двери, остаться одному и в
одиночестве обратиться к Богу /Ср.: Мф. 6,6/. Святые
искали одиночества, уходили в пустыню, скрывались от людей
в лесах.

Порой и для многодетной мамы хорошо оставаться на какое-то
время одной, потому что ей тоже нужно побыть с Богом,
помолиться. Это очень важно для мамы – находиться
иногда в тишине. Но в то же время нужно нести свой крест и
следовать воле Божией.

Если говорить о настоящих друзьях – их можно найти и
на работе, и во время учебы. Одна из выпускниц училища
сестер милосердия рассказывала, как она нашла друзей, пока
училась в училище. Так что для молодых людей есть такой
способ поиска товарищей: найти место, где учатся
единомышленники, где находятся люди, которые одинаково с
тобой думают, одинаково с тобой мыслят, стремятся к
подвигу, ищут служения ближним…

Если жить с Богом, молиться Богу – всё можно
преодолеть, и само одиночество, которое так тяжело
переживается людьми, может быть во благо человеку, если он
ищет спасения своей души, если он с Богом.

Марина ВАСИЛЬЕВА, координатор службы добровольцев
«Милосердие»:
Я обычно сталкиваюсь с
чувством одиночества не в себе, а в других людях: наших
подопечных или друзьях. Причем если друзьям еще можно дать
прочитать эти слова (они как православные люди постараются
хоть в какой-то мере применить к себе Ваши советы), то вот
с подопечными ситуация гораздо более сложная.

Да, с одной стороны, мы (добровольцы) и нужны для того,
чтобы своим присутствием, и общением, и помощью восполнять
недостаток любви у наших подопечных насколько это в наших
силах. С другой стороны, чувство одиночества у них часто
настолько обострено, что отношения с добровольцами
переходят в некий «террор», когда добровольцу
начинают почти приказывать: «приходи ко мне каждый
день», «почему ты мне не звонишь каждые два
часа» и т.п.

Мы стараемся – опять же насколько это в наших силах
– способствовать воцерковлению этих людей. Но даже
когда удается более-менее наладить духовную сторону жизни
подопечных: они читают Евангелие, молитвы, регулярно
причащаются, имеют возможность побеседовать со священником
– все равно одиночество их ОЧЕНЬ сильно преследует.
Может быть это такой некий «голод по любви»,
который не утоляется даже несколькими годами неодинокой
жизни?

Если же человек жил духовной жизнью до того, как постарел,
заболел, остался один – у него обычно не бывает
таких переживаний.

Хотя наверное, на самом деле, все проще – это мы не
в состоянии им дать настоящей любви – вряд ли люди
рядом со святыми чувствовали свое одиночество?

Прот. Аркадий ШАТОВ: Как-то один очень
хороший батюшка, отец Александр Киселев, сказал своему
собеседнику, который давал ему советы, как не скорбеть
после смерти жены: «Да-а-а-а! Советы давать легко,
все равно, что камушки вниз бросать с колокольни, а
выполнять их – все равно, что тяжелые камни снизу
наверх на колокольню таскать!».

Подавляющее большинство наших добровольцев молоды и
здоровы, и прочувствовать горе одиноких, брошенных,
больных, пожилых людей мы не можем. Мы можем в меру наших
сил помочь, утешить этих людей, усердно о них помолиться,
терпеть их капризы и придирки.

Их страдания не должны ввергать нас в уныние и отчаяние.
Есть Тот, Кто любит их больше нас и больше нас может им
помочь. Они совершают свой подвиг терпения болезни и
одиночества, мы должны поддержать их в этом.

Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил мне, что задача сестры
милосердия научить больного полюбить свою болезнь, понять
ее смысл.

Не знаю, есть ли среди нас люди, которые могли бы это
исполнить. Для этого нужно самому любить свой крест,
испытать болезни и скорби, преодолеть уныние, научиться
любви.

Будем делать то, что можем, будем стараться сами исполнять
советы святых отцов и евангельские заповеди, а все наши и
не-наши скорби и печали возлагать на Господа, у Которого
нет недостатка в любви!

Социальная изоляция, одиночество у пожилых людей представляют опасность для здоровья

Человек — существо социальное. Наша связь с другими позволяет нам выживать и процветать. Тем не менее, с возрастом многие из нас остаются одинокими чаще, чем когда мы были моложе, что делает нас уязвимыми перед социальной изоляцией и одиночеством, а также связанными с этим проблемами со здоровьем, такими как снижение когнитивных функций, депрессия и сердечные заболевания. К счастью, есть способы противодействовать этим негативным последствиям.

Исследователи, поддерживаемые NIA, изучают различия между социальной изоляцией и одиночеством, их механизмы и факторы риска, а также то, как помочь людям, пострадавшим от этих состояний. «NIA заинтересована в изучении потенциальных вмешательств для решения проблемы социальной изоляции и одиночества, которые являются факторами риска неблагоприятных последствий старения», — сказала Лисбет Нильсен, доктор философии, из отдела поведенческих и социальных исследований NIA.

Социальная изоляция и одиночество не всегда идут рука об руку. Около 28 процентов пожилых людей в Соединенных Штатах, или 13,8 миллиона человек, живут в одиночестве, согласно отчету Администрации общественной жизни по проблемам старения Министерства здравоохранения и социальных служб США, но многие из них не являются одинокими или социально изолированы. В то же время некоторые люди чувствуют себя одинокими, несмотря на то, что их окружают семья и друзья.

«Ключевой научный вопрос заключается в том, являются ли социальная изоляция и одиночество двумя независимыми процессами, по-разному влияющими на здоровье, или же одиночество обеспечивает путь социальной изоляции, влияющий на здоровье», — отметил д-р Нильсен.

Последствия социальной изоляции, одиночества для здоровья

Исследования связывают социальную изоляцию и одиночество с повышенным риском различных физических и психических состояний: высокое кровяное давление, болезни сердца, ожирение, ослабленная иммунная система, тревога, депрессия, снижение когнитивных функций , болезнь Альцгеймера и даже смерть.

Распространяйте информацию о социальной изоляции

Ознакомьтесь с набором инструментов для борьбы с социальной изоляцией и одиночеством, чтобы найти изображения и публикации в социальных сетях, анимированную графику (GIF), образовательные материалы и многое другое.

Люди, которые неожиданно оказались одинокими из-за смерти супруга или партнера, разлуки с друзьями или семьей, выхода на пенсию, потери подвижности и отсутствия транспорта, подвергаются особому риску.

И наоборот, люди, занимающиеся значимой и продуктивной деятельностью вместе с другими, как правило, живут дольше, у них улучшается настроение и появляется целеустремленность. Эти занятия, по-видимому, помогают поддерживать их благополучие и могут улучшить их когнитивные функции, как показывают исследования.

Прорыв в исследованиях одиночества

Многое из того, что мы знаем о причинах и следствиях социальной изоляции и одиночества, получено из новаторских исследований покойного Джона Т. Качиоппо, доктора философии, бывшего директора Центра когнитивной и социальной неврологии Чикагского университета. и грантополучатель NIA.

Исследование доктора Качиоппо показало, что одиночество и одиночество разные, но взаимосвязанные. Социальная изоляция — это цель физического отделения от других людей (жизнь в одиночестве), а одиночество — это цель .0029 субъективное тревожное чувство одиночества или разлуки. Можно чувствовать себя одиноким среди других людей, а можно быть одиноким, но не чувствовать себя одиноким.

Пионер в области социальной неврологии, доктор Качиоппо скончался в марте 2018 года. Его жена и соавтор Стефани Качиоппо, доктор философии, продолжает эту работу в качестве доцента кафедры психиатрии и поведенческой неврологии в Чикагском университете и директор университетской лаборатории динамики мозга, поддерживаемой NIA.

«Несчастья и страдания, вызванные хроническим одиночеством, вполне реальны и требуют внимания», — сказала она. «Как социальный вид мы обязаны помогать нашим одиноким детям, родителям, соседям и даже незнакомцам так же, как мы относились бы к самим себе. Борьба с одиночеством — наша коллективная ответственность».

Хотя еще многое предстоит узнать, по словам доктора Стефани Качиоппо, понимание механизмов действия одиночества и его лечения резко возросло с тех пор, как более двух десятилетий назад начались научные исследования. Одним из новых предсказаний Эволюционной теории одиночества Качиоппо является то, что одиночество автоматически запускает ряд связанных поведенческих и биологических процессов, которые способствуют связи между одиночеством и преждевременной смертью у людей всех возрастов. По словам доктора Качиоппо, исследования направлены на систематическое изучение этих процессов на протяжении поколений.

Понимание биологии одиночества

Потеря чувства связи и общности меняет мировосприятие человека. По словам Стива Коула, доктора философии, директора основной лаборатории социальной геномики Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, человек, испытывающий хроническое одиночество, чувствует угрозу и недоверие к другим, что активирует биологический защитный механизм. Его исследование, финансируемое NIA, сосредоточено на понимании физиологических путей одиночества (различных способов, которыми одиночество влияет на работу вашего разума и тела) и разработке социальных и психологических вмешательств для борьбы с ним.

Например, одиночество может изменить склонность клеток иммунной системы к воспалению, которое необходимо для того, чтобы помочь нашему телу исцелиться от травм, сказал доктор Коул. Но воспаление, которое длится слишком долго, увеличивает риск хронических заболеваний.

Одиночество действует как удобрение для других болезней, — сказал доктор Коул. «Биология одиночества может ускорить образование бляшек в артериях, способствовать росту и распространению раковых клеток и способствовать воспалению в мозгу, ведущему к болезни Альцгеймера. Одиночество способствует нескольким различным типам износа тела.

Люди, которые чувствуют себя одинокими, могут также иметь ослабленные иммунные клетки, которым трудно бороться с вирусами, что делает их более уязвимыми для некоторых инфекционных заболеваний, добавил он.

Исследование, проведенное доктором Коулом и другими при поддержке NIA, показывает, что наличие чувства миссии и цели в жизни связано с более здоровыми иммунными клетками. Помощь другим посредством ухода или волонтерства также помогает людям чувствовать себя менее одинокими.

«Работа в общественных целях или с другими людьми, которые разделяют ваши ценности и являются надежными партнерами, позволяет вам общаться с другими людьми и помогает развивать чувство общности», — отметил он.

Изучение генетических и социальных детерминант одиночества

В другом исследовании, финансируемом NIA, исследователи пытаются понять разницу между социальной изоляцией и одиночеством и то, как они могут влиять на здоровье. Они также пытаются определить потенциальное взаимодействие между генами и окружающей средой пожилых людей, страдающих от социальной изоляции и одиночества.

Предыдущие исследования оценивали наследуемость одиночества между 37 и 55 процентами с использованием близнецов и семейных подходов. «Люди, которые генетически не склонны к одиночеству, могут, например, гораздо меньше страдать от социальной изоляции, в то время как другие чувствуют себя одинокими, даже если они окружены и являются частью богатой социальной жизни», — говорит Нэнси Педерсен, доктор философии, профессор генетической эпидемиологии Каролинского института в Стокгольме, Швеция. «Нам также интересно понять, какую роль играет социально-экономический статус в таких объединениях».

Используя данные исследований близнецов, доктор Педерсен и исследователи обнаружили, что как социальная изоляция, так и одиночество являются независимыми факторами риска, и что генетический риск одиночества в значительной степени предсказывает появление сердечно-сосудистых, психических (большое депрессивное расстройство) и метаболических признаков. История семьи не сильно влияет на этот эффект.

«Нам необходимо выявить людей, которые наиболее склонны страдать от социальной изоляции и одиночества, а также тех, кто получит наибольшую пользу от вмешательства», — сказал д-р Педерсен. «Вмешательства для социальной изоляции могут сильно отличаться от вмешательств для тех, кто чувствует себя одиноким».

Помимо генетики, изучение социальных детерминант здоровья и роли социальных и межличностных процессов в здоровом старении и долголетии является еще одним направлением исследований в NIH. Ученые начинают применять эту схему для исследования социальной изоляции и одиночества.

«В будущих исследованиях необходимо будет выяснить, в какой степени одиночество и социальная изоляция податливы, и если да, то каковы наиболее эффективные подходы? Демонстрация того, что мы можем изменить эти факторы риска, является важным первым шагом на пути к разработке эффективных вмешательств», — сказал д-р Нильсен. Она также добавила, что необходимы исследования, чтобы выяснить, насколько сильное изменение в одиночестве или социальной изоляции требуется для достижения значимого изменения здоровья.

Одинокое проживание с когнитивными нарушениями

Пожилые люди с когнитивными нарушениями, живущие в одиночестве, — растущая и уязвимая группа — сталкиваются с уникальными проблемами. Елена Портаколоне, доктор философии, доцент социологии Калифорнийского университета в Сан-Франциско, возглавляет исследование, финансируемое NIA, чтобы понять их повседневный опыт, социальные сети и способность принимать решения с целью разработки мероприятий, учитывающих культурные особенности. улучшить свое здоровье, благополучие и социальную интеграцию.

«В то время как большинство исследователей изоляции изучают личные качества и поведение изолированных людей, мое исследование сосредоточено на роли, которую играют структурных факторов (то есть институты, социальная политика, идеология) в усугублении социальной изоляции уязвимых людей», — сказал он. Доктор Портаколоне. «Например, в моем предыдущем исследовании пожилых жителей районов с высоким уровнем преступности, которые в основном были пожилыми людьми афроамериканского происхождения, возникло напряжение между стремлением участников участвовать в жизни общества и препятствиями, которые затрудняли это участие».

Эти структурные препятствия включали страх ограбления, недоверие к соседям, ограниченную доступность соответствующих услуг, ветхое окружение и ограниченные содержательные и позитивные отношения. Еще одним фактором, усугубляющим социальную изоляцию, было наличие нескольких друзей или членов семьи, способных решить их проблемы. Участники исследования выразили желание быть социально интегрированными, идея, которая противоречит преобладающему предположению, что изолированные пожилые люди одиноки по своему выбору.

Аналогичные закономерности обнаруживаются в продолжающемся исследовании доктора Портаколоне пожилых людей с когнитивными нарушениями, живущих в одиночестве. «Одна афроамериканка, участница исследования, рассказала мне о своей склонности запираться в ванной во время семейных собраний, чтобы поплакать и «выпустить напряжение», потому что члены ее семьи понимают, насколько она обеспокоена потерей памяти», — вспоминает доктор Портаколоне. «Другие участники с болезнью Альцгеймера отметили, что их друзья меньше стремились их видеть после того, как они поделились своим диагнозом».

Еще одним структурным препятствием является ограниченность доступных по цене услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей одиноких людей с когнитивными нарушениями. По словам доктора Портаколоне, помощников по уходу на дому редко учат оказывать помощь пожилым людям с когнитивными нарушениями, и их гонорары часто слишком высоки для большинства пожилых людей на долгосрочной основе. Кроме того, у некоторых пожилых людей с когнитивными нарушениями лишили водительских прав, но они не получают помощи в замене транспорта, что резко усиливает их изоляцию.

В результате пожилые люди с когнитивными нарушениями, живущие в одиночестве, проводят большую часть своего времени, управляя своим домом и своим здоровьем, сказал доктор Портаколоне. Они часто не хотят показывать, что нуждаются в помощи, потому что боятся, что их заставят переехать из дома.

«Основной вывод из этого исследования заключается в том, что вмешательства, направленные на усиление социальной интеграции пожилых людей, должны касаться не только их поведения, но и их общего окружения. Нам необходимо сосредоточить наше внимание на влиянии социальной политики, институтов и идеологий на повседневную жизнь изолированных пожилых людей», — сказал доктор Портаколоне.

Ссылки

Администрация по вопросам старения. Профиль пожилых американцев: 2017 г. (PDF, 712K). Апрель 2018 г.

Cacioppo JT и Cacioppo S. Растущая проблема одиночества. Ланцет 2018;391(10119):426.

Cacioppo JT и Cacioppo S. Одиночество в современную эпоху: эволюционная теория одиночества (ETL). A Успехи в экспериментальной социальной психологии 2018; 58:127-197.

Cacioppo JT и Cacioppo S. Пожилые люди, сообщающие о социальной изоляции или одиночестве, через 4 года демонстрируют ухудшение когнитивных функций. Сестринское дело, основанное на доказательствах 2014;17(2):59-60.

Cacioppo S, Capitanio JP, Cacioppo JT. К неврологии одиночества. Психологический бюллетень 2014;140(6):1464-1504.

Качиоппо С., Гриппо А.Дж., Лондон С. и др. Одиночество: клиническое значение и вмешательства. Перспективы психологической науки 2015;10(2):238-249.

Cacioppo JT и Hawkley LC. Воспринимаемая социальная изоляция и познание. Тенденции в когнитивных науках . 2009 г.;13(10):447-454.

Коул С.В., Капитанио Дж.П., Чун К. и др. Архитектура миелоидной дифференцировки динамики транскриптома лейкоцитов в воспринимаемой социальной изоляции. Труды Национальной академии наук США . 2015;112(49):15142-15147.

Коул С.В., Хоукли Л.С., Аревало Дж.М. и др. Анализ происхождения транскрипта идентифицирует антигенпрезентирующие клетки как первичные мишени социально регулируемой экспрессии генов в лейкоцитах. Труды Национальной академии наук США 2011;108(7):3080-3085.

Portacolone E. Структурные факторы изоляции пожилых людей в районе с высоким уровнем преступности: углубленный взгляд. Отчет о государственной политике и старении 2018; 27(4):152–155.

Portacolone E. Об одиночестве с болезнью Альцгеймера. Еженедельник ухода 2018;1-4.

Portacolone E, Covinsky KE, Rubinstein RL, et al. Опасность одиноких пожилых людей с когнитивными нарушениями. Геронтолог 2019;59(2):271-280.

Portacolone E, Johnson JK, Covinsky KE, et al. Последствия и значение получения диагноза легкого когнитивного нарушения или болезни Альцгеймера, если человек живет один. Журнал Болезнь Альцгеймера 2018;61(4):1517-1529.

Portacolone E, Perissinotto CM, Yeh J, et al. «Я чувствую себя в ловушке»: напряженность между личными и структурными факторами социальной изоляции и стремлением к социальной интеграции среди пожилых жителей района с высоким уровнем преступности. Геронтолог 2018;58(1):79–88.

Portacolone E, Segal SP, Mezzina R и др. История двух городов: исследование модели общественной психиатрии Триеста в Сан-Франциско. Культура, медицина и психиатрия 2015;39(4):680-697.

Причины, последствия и профилактика – Forbes Health

Содержание

  • Что такое одиночество?

  • Причины одиночества

  • Последствия одиночества

  • Как справиться с одиночеством и предотвратить его

{{ tocState.toggleTocShowMore ? ‘Показать больше’ : ‘Показать меньше’ }}

Одиночество — это универсальная эмоция, которую большинство из нас испытывает хотя бы раз в жизни, хотя некоторые события, такие как болезнь или пандемия, могут сделать ее более распространенной. Если вы в настоящее время испытываете чувство одиночества, вы не одиноки. Фактически, исследование Cigna, проведенное в 2020 году, показало, что 61% американцев сообщили, что в 2019 году были одиноки., по сравнению с 54% в 2018 году [1] Одиночество и рабочее место . Синья. По состоянию на 06.07.2022. .

Независимо от того, какие события происходят вокруг вас, понимание одиночества и связанных с ним рисков важно для того, чтобы понять, когда вам может понадобиться поддержка. Читайте дальше, чтобы узнать, что такое одиночество, его причины, долгосрочные риски и способы справиться с эмоциями, которые могут возникнуть, когда вы одиноки.

Предложение для избранных спонсоров

Предложения для партнеров представляют бренды, которые заплатили Forbes Health, чтобы оказаться в верхней части нашего списка. Хотя это может повлиять на то, где их продукты или услуги появляются на нашем сайте, это никоим образом не влияет на наши рейтинги, которые основаны на тщательных исследованиях, надежных методологиях и рекомендациях экспертов. Наши партнеры не могут платить нам за предоставление положительных отзывов об их продуктах или услугах

Получите скидку 20% на первый месяц с кодом «forbes»

BetterHelp Online Therapy

  • $60–90 за сеанс
  • Пользователи могут быть сопоставлены с терапевтом в течение 48 часов
  • Общайтесь по телефону, видео или с помощью сообщений в любое время вы чувствуете, что это необходимо
  • Доступ к лицензированным, обученным, опытным и аккредитованным психологам, семейным и семейным терапевтам, клиническим социальным работникам и лицензированным профессиональным консультантам

Начало работы

На веб-сайте BetterHelp

Что такое одиночество?

Американская психологическая ассоциация (АПА) определяет одиночество как «аффективный и когнитивный дискомфорт или беспокойство от того, чтобы быть или воспринимать себя одиноким или иным образом одиноким».

Другими словами, одиночество — это ментальный или эмоциональный дискомфорт, который вы можете испытать либо из-за того, что вы одиноки, либо из-за ощущения, что вы одиноки. Это чувство возникает из-за того, что ваши социальные потребности не удовлетворяются и/или из-за неспособности установить желаемую социальную связь.

Одиночество против одиночества

Хотя одиночество и одиночество обычно путают, одиночество не обязательно означает, что кто-то одинок. «Одиночество — это чувство, в то время как одиночество — это ситуация или состояние бытия, которое по своей сути не является негативным», — говорит Нина Васан, доктор медицинских наук, психиатр и профессор Медицинской школы Стэнфордского университета и главный врач онлайн-центра психического здоровья Real. сайт членства.

«Вы можете чувствовать себя одиноким, даже когда вас окружают другие люди, например партнер, семья, коллеги или друзья, — продолжает доктор Васан.

Также можно быть одной, но не чувствовать себя одинокой, добавляет она. «Например, если вы одиноки, но общаетесь с другими посредством хорошего общения или таких занятий, как волонтерство, вы не чувствуете себя одиноким».

Причины одиночества

Одиночеству могут способствовать различные демографические факторы. Хотя доктор Васан отмечает, что любой человек может чувствовать себя одиноким в любой момент своей жизни, несколько групп, которые выделяются повышенным риском одиночества, включают «молодых взрослых, матерей с маленькими детьми и пожилых людей». Иммигранты и представители сообщества ЛГБТК+ также подвержены более высокому риску одиночества, продолжает доктор Васан.

Одиночество может возникать по разным причинам, но чаще всего оно связано с серьезными переменами в жизни. Исследование, проведенное в 2020 году Эдинбургским университетом, предполагает, что причины одиночества различаются в зависимости от возраста человека. Поколенческие различия в одиночестве и его психологических и социально-демографических предикторах: исследовательское и подтверждающее исследование машинного обучения. Психологическая медицина. 2021;51(6):991-1000. . Например, пожилые люди чаще испытывают одиночество в результате одиночества, в то время как люди среднего возраста реже сообщают о одиночестве как о причине своего одиночества.

Это несоответствие между тем, что вызывает одиночество у пожилых людей и у людей среднего возраста, может быть связано с тем, что пожилые люди вышли на пенсию и больше не имеют сообщества и повседневного взаимодействия на работе, объясняет Никки Пресс, Psy.D. , клинический психолог из Нью-Йорка. Пожилые люди чаще теряют друзей и членов семьи, и они чаще испытывают медицинские или физические ограничения, которые ограничивают их возможности для деятельности и общения, продолжает доктор Пресс.

Другие распространенные причины одиночества включают:

  • Смерть близкого друга или члена семьи
  • Физическая изоляция, например, проживание в одиночестве или удаление от семьи и друзей
  • Болезнь или инвалидность
  • Выход на пенсию
  • Работа в одиночку

Ты заслуживаешь счастья

Просьба о помощи требует силы. BetterHelp может подобрать вам профессионального, лицензированного и проверенного терапевта с любого устройства.

Начните со скидкой 20 %

Последствия одиночества

Здоровые социальные связи важны для общего состояния здоровья. Длительное одиночество может иметь серьезные последствия для здоровья, включая ухудшение психического и физического здоровья и даже преждевременную смерть.

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), другие долгосрочные риски хронического одиночества могут включать:

  • Снижение когнитивных функций
  • Депрессия
  • Болезнь сердца
  • Высокое кровяное давление (гипертония)
  • Ожирение
  • Ослабленная иммунная система
  • Болезнь Альцгеймера

Хроническое чувство одиночества может ухудшить качество вашей жизни. Если их не лечить, эти чувства могут привести к более серьезным проблемам, включая депрессию или другие психические расстройства. Если вы боретесь с одиночеством, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью к специалисту в области психического здоровья. Терапевт может помочь вам понять ваши эмоции и предложить стратегии преодоления, чтобы улучшить ваше общее самочувствие.

В общем, если вам кажется, что одиночество берет верх над вами, чем раньше вы поговорите с терапевтом, тем лучше, — объясняет доктор Васан. «Нет ничего плохого в том, чтобы обратиться за помощью. Ресурсы, которые может предоставить ваш врач, могут помочь не только вам, но и вашей семье и близким».

Если вы не знаете, с чего начать, подумайте о том, чтобы поговорить со своим лечащим врачом. Они могут дать направление к специалистам в области психического здоровья в вашем районе.

Вас также могут заинтересовать онлайн-терапевтические услуги от наших избранных спонсоров

Онлайн-терапия BetterHelp

Учить больше

На веб-сайте BetterHelp

Тип терапии

Общая, профессиональная терапия

Начальная стоимость

$65 в неделю

Основная функция

Встреча с лицензированным терапевтом в течение 48 часов

Подписка включает

Живой чат, живые телефонные сеансы, живые видеосеансы

Восстановить онлайн-терапию

Учить больше

На веб-сайте Regain

Тип терапии

Профессиональная терапия, направленная на отношения

Начальная стоимость

$65 в неделю

Основная функция

Обменивайтесь сообщениями в приложении с вашим терапевтом в любое время

Подписка включает

Живой чат, живые телефонные сеансы, живые видеосеансы

ПодростокКонсультирование

Учить больше

На веб-сайте TeenCounseling

Тип терапии

Профессиональная терапия для подростков от 13 до 19 лет

Начальная стоимость

$65 в неделю

Основная функция

Подростку назначается один, преданный своему делу терапевт, с которым он будет работать

Подписка включает

Живой чат, живые телефонные сеансы, живые видеосеансы

Прайд Консультирование

Учить больше

На веб-сайте Pride Counseling

Тип терапии

Профессиональная терапия для ЛГБТКИ+ сообщества

Стартовая цена

$65 в неделю

Основная функция

Все терапевты специализируются на ЛГБТКИ+ сообществе.

Подписка включает

Живой чат, живые телефонные сеансы, живые видеосеансы

Верное консультирование

Учить больше

На веб-сайте Faithful Counseling

Тип терапии

Профессиональная терапия для христианского сообщества

Начальная стоимость

$65 в неделю

Основная функция

Каждый терапевт считает себя практикующим христианином.

Подписка включает

Живой чат, живые телефонные сеансы, живые видеосеансы

Как справиться с одиночеством и предотвратить его

Так же, как причины одиночества могут быть разными у разных людей, стратегии преодоления и предотвращения также могут различаться. В общем, цель состоит в том, чтобы установить прочные, здоровые связи, которые удовлетворят вашу потребность в социальном взаимодействии.

Хотя ничто не заменит помощь специалиста в области психического здоровья, следующие советы могут помочь вам установить эмоциональные связи.

  • Найдите хобби по душе: Участие в мероприятиях, которые вам нравятся, может стать отличным способом познакомиться с другими людьми со схожими интересами. Подумайте о книжном клубе, художественном классе, фитнес-группе или любом другом мероприятии, где вы можете общаться с другими людьми, которым нравится то же самое.
  • Стать волонтером в организации, которую вы поддерживаете: Волонтерство не только подарит вам чувство выполненного долга и гордости, но и даст возможность познакомиться с другими людьми, поддерживающими ту же организацию.
  • Присоединяйтесь к группам поддержки: Группы поддержки — это отличный способ связаться с другими людьми, с которыми у вас есть что-то общее, например психическое или физическое состояние.
  • Регулярное общение с семьей и друзьями: Попытка оставаться на связи, даже если только по телефону или в видеочате, может помочь укрепить ваше эмоциональное здоровье и помочь предотвратить одиночество.