Эдуард Мане — Берта Моризо с букетом фиалок. Эдуард мане балкон
Эдуард Мане. 5 шедевров мастера с колумбовской кровью
Эдуард Мане (1832-1883 гг.) мечтал сделать успешную карьеру живописца. Хотел почестей и признания. Но его планы расходились с его предназначением. Он был человеком с колумбовской кровью. Революционером. Хотя совсем и не планировал им быть.
Лёгкий на подъем. С великолепным чувством юмора. Любитель светской болтовни и флирта с дамами полусвета. Рожденный в респектабельной семье. Он ожидал совсем иной судьбы.
Но он ничего не мог поделать со своими глазами. Они упорно видели по-своему. В результате – шквал критики и море насмешек. Ярлык бунтаря. Которого он боялся, как огня.
Почему же одни считали его выскочкой, рисующим нелепицу? А другие, наоборот, видели в нем великого реформатора? Почему мы до сих пор помним Эдуарда Мане? Его знаменитый “Завтрак на траве”. Его скандальную “Олимпию”. Загадочный “Бар в “Фоли-Бержер”?
1. Завтрак на траве. 1863 г.
Мане охотно черпал вдохновение у старых мастеров. “Сельский концерт” Джорджоне подсказал ему идею картины “Завтрак на траве”. Позы же героев он позаимствовал с офорта Раймонди “Суд Париса” (сделан с несохранившейся картины Рафаэля).
Слева: Джорджоне. Сельский концерт. 1506-1512 гг. Лувр, Париж. Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра “Суд Париса”. 1513-1515 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Перед нами двое молодых мужчин среднего класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.
Публика была шокирована. Люди толпами приходили на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться работой. А чтобы всласть покритиковать.
Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена Мане. Но это были нереальные женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.
“В завтраке на траве” зрители увидели не божественных созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят время. Семьи дома. А пикники – с куртизанками.
Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь выставят напоказ.
Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний план, она будет под 3 метра.
Но эта “ошибка” не из-за неумения художника, как считали критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл и Леонардо да Винчи.
Помните его Тайную вечерю? Фигура Христа крупнее всех остальных. В положении сидя он вровень со стоящими.
Такие хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял. Первым на это отважился Мане. Ему было важно передать определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы.
Проверьте себя, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».
2. Олимпия. 1863 г.
Мане вновь обращается к старым мастерам. На этот раз его вдохновитель – Тициан и его Венера Урбинская. Только вместо собачки художник изображает черного кота.
Мане решится показать публике “Олимпию” спустя два года после ее создания. Разразился скандал пуще прежнего.
Художника обвиняют в “непостижимой склонности к вульгарности”. Газеты советовали беременным женщинам воздержаться от просмотра картины. Чтобы не испытать чрезмерного волнения. Ведь они бы увидели не пристойную живопись, а “игральную карту”. Вернее “одалиску с желтым животом”. И даже “самку гориллы”.
Куртизанок в Париже было много. Но респектабельные горожане предпочитали не обсуждать их существование. А тут их буквально носом тыкают в порочную сторону жизни. Ведь многие мужчины пользовались их услугами.
Публика не приняла не только сюжет. Но и не поняла новаторства в технике. Мане не стал идти по традиционному пути. И выписывать тело с помощью мягких переходов от света к тени. Он видел, что ярко освещённое тело – однородного цвета. Что делает его плоским. Но от этого оно становится более реалистичным.
Такая реальная и порочная дама слишком уж вызывающе на всех смотрела. Люди были не готовы к правде жизни. Отсюда – отторжение и высмеивание.
О картине также читайте в статье “Олимпия Мане. Самая скандальная картина 19 века”.
3. Балкон. 1868 г.
Эдуард Мане. Балкон. 1868 г. Музей д’Орсе, ПарижЭдуард продолжил эксперименты с ярким освещением. Но теперь его интересовал контраст яркого света и темноты. Как нельзя лучше для этого подходила сцена на балконе. Ярко освещённые фигуры снаружи и очень тёмный интерьер комнаты внутри.
Прототипом станет работа Гойи “Махи на балконе”.
Франсиско Гойя. Махи на балконе. 1805-1812 гг. Музей метрополитен, Нью-ЙоркНа переднем плане – художница Берта Моризо. Она была влюблена в Мане. А он в неё. Но приличия так и не позволили им пойти дальше разговоров о живописи.
Картину ругали. Ведь лица девушек откровенно не прорисованы. Кто не знал Мане, были уверены в отсутствии опыта у художника.
Но Мане пошёл на такое упрощение намеренно. Едва наметив носы девушек. Он заметил, что на ярком солнце мы не видим на лицах полутонов и теней.
В этом парадокс живописи Мане. Плоские лица и тела делают его живопись более реалистичной. На картине “Балкон” этот эффект подчёркивается яркими перилами. Они зрительно отодвигают фигуры на задний план. Придавая изображению ещё больший объем.
4. Аржантей. 1874 г.
Эдуард Мане. Аржантей. 1874 г. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikipedia.orgВ 1874 году Мане часто работал бок о бок со своим другом Клодом Моне. Их летние дачи были по соседству в местечке Аржантей.
Не удивительно, что в работах этого года чувствуется сильное влияние главного импрессиониста. Картина “Аржантей” тому подтверждение. Она написана на пленэре (на открытом воздухе). Яркими сочными красками.
Перед нами шурин Мане и неизвестная женщина. В солнечный день они сидят на причале. На фоне реки Сены. Мане был уверен, что такая невинная картина будет благосклонно принята публикой. Но не тут-то было…
Опять скандал. На этот раз критики ругали цветовое решение художника. Откуда Мане взял воду Сены цвета индиго? Даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, негодовали они.
Мане был ошарашен. Он и не думал, что обязан писать воду традиционного зеленоватого оттенка. Одно утешение – картина понравилась одной очаровательной даме. Которая стала очередной его любовницей. А к освистыванию он уже привык.
5. Бар в Фоли-Бержер. 1882 г.
Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер”. 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.Перед нами работница бара в знаменитом кабаре Парижа. Ее грустные глаза смотрят мимо зрителя. Она думает о чем-то своём. Позади неё зеркало. В нем мы видим посетителей кабаре. Ноги выступающей акробатки. В нем же отражается сама барменша и стол с бутылками.
Но приглядитесь. Девушка отраженная отличается от девушки реальной. Бутылки тоже стоят в отражении по-другому.
Что это? Возможно, что Мане решил совместить события настоящего и прошлого в одном полотне.
До него так поступал только Леонардо да Винчи. В его “Тайной вечере” тоже изображено одновременно два события. Момент, когда Христос произносит роковые слова “Один из вас предаст меня”. И приобщение апостолов к причастию.
В 2017 году в игре “Кто хочет стать миллионером” был задан вопрос “Где Мане поставил свою подпись и дату на картине “Бар в “Фоли-Бержер”? Было дано четыре варианта ответа: на скатерти, на браслете барменши, на бутылке вина и на вазе.
Если не найдёте ответ на репродукции, ищите его в статье “Бар в Фоли-Бержер. Самая загадочная картина Эдуарда Мане”.
“Бар в Фоли-Бержер” Мане написал уже в статусе признанного художника. Многие осознали, что Мане кардинально повлиял на всю западную живопись. В 1882 году он получил Орден почётного легиона.
Но после этого он уже напишет очень мало работ. Его здоровье стремительно ухудшалось. Он умрет в 1883 году. Не успев вволю насладиться всеобщим признанием, о котором так мечтал.
Эдуард Мане в России
Несколько работ Мане хранится в Пушкинском музее в Москве. Самая известная из них – Кабачок.
Эдуард Мане. Кабачок. 1879 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Silver.ruПроверьте себя, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».
Если Вы очарованы картинами Мане, то качественную репродукцию его «Балкона» или «Аржантея» Вы можете заказать вот здесь.
Автор: Оксана Копёнкина
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Похожее
arts-dnevnik.ru
Описание картины Эдуарда Мане «Балкон»
Музей, вдохновившей Мане на создание своей широко известной картины стала художница Берта Моризо. Они повстречались в 1868 году и уже осенью Берта начинает позировать художнику для образа. Общество хорошо приняло законченную картину и весной 1869 года ее выставляют на продажу в одном из местных салонов. Долгое время картина принадлежала одному французскому живописцу, а после его смерти она стала собственностью государства. Сегодня этот холст находиться в Музей Орсе. На картине запечатлены действия, происходившие на одном из балконов. Сам он выполнен в зеленых тонах и огражден плотной решеткой. Среди людей на балконе расположились двое женщин. Правая женщина – это скрипачка Фанни Клаус, она стоит возле двери и смотрит на зрителя.
Левая же – это художница Берта Моризо, она сидит на небольшом пуфике и смотрит за оградку балкона, а возле ее ног изображена небольшая бело-коричневая собачка. Обе женщины изображены в белоснежных нарядах, которые заметно контрастируют с остальной обстановкой. За их спиной изображен стоящий мужчина, это Антуан Гийеме, известный художник. За его силуэтом в густой темноте комнаты можно едва увидеть пасынка художника — Леона Леенхоффа. Вдохновением для создания этого полотна послужила одно из творений любимого творца Мане — Франсиско Гои – «Махи на балконе». Именно с ней связан сюжет и композиция образа. Перед созданием своей знаменитой картины Мане в рамках тренировки успел создать отдельный портрет скрипачки мадемуазель Клаус на том же самом зеленом балконе. На картине она запечатлена сидящей том же самом табурете, что и Берта.
Описание картины Эдуарда Мане «Балкон» | источник
sochinenie-o.ru
История картины "Балкон" Эдуарда Мане
Летом 1867 года Мане отдыхает с семьей в Булони. Однажды во время прогулки он заметил людей, расположившихся на балконе и выделяющихся на фоне затененного пространства комнаты, видного сквозь открытую дверь. Почему бы не воспользоваться этим мотивом - ведь к такому же некогда обращался Гойя в своих «Махах на балконе». Известно, что Эдуард Мане очень любил творчество Франсиско Гойи, восхищаясь его композициями, колоритом и сюжетами.Возвратившись в Париж, Мане начинает писать картину «Балкон». Он решил, что там будут фигурировать четыре персонажа, две женщины - сидящая и стоящая, а за ними мужчина; на заднем плане, в тени виден Леон Коэлла. Мужчину он напишет с одного из художников кафе Гербуа - это всегда одетый с иголочки Антуан Гийеме. Художник просит через свою приятельницу Сюзанну, её подругу Фанни Клаус (известная скрипачка) позировать для картины. Второй моделью для картины послужила очаровательная Берта Моризо, с которой в 1868 году в Лувре знакомится художник. Почти всю осень Мане работает над «Балконом».Эдуард Мане
"Балкон"
1869, 169×123 см
Масло, Холст
Париж, Лувр
Цветовой колорит картины построен на контрасте белоснежных платьев со всей окружающей обстановкой. Внимательный зритель сразу увидит, кому из действующих лиц благоволил художник – образ Берты выписан со всей тщательностью и любовью. Это явно взаимная любовь, но любовь запретная, невысказанная и обреченная таковой остаться. Художник никогда так хорошо не видел Берту Моризо, как в то время, когда писал её в длинном белом платье, с длинными чёрными локонами, падающими на плечи. Он неустанно изучает её черты. Ощущая затаённую страстность её натуры, он загорается сам. Мадам Моризо, неизменно присутствующая на сеансах с вышиванием в руках, находит, что у него «вид словно у сумасшедшего».
Берта Моризо, фотография
Когда мать Берты Моризо увидела изображённую на картине «Балкон» брюнетку с тёмными глазами, она с удивлением спросила Мане: «Вы уверены, что это моя дочь?». В 1869 году картина «Балкон» будет принята на Салон. Общее мнение резюмирует Теофиль Готье: «Работы, выставленные г-ном Мане, относительно благонравны; скандала они не вызовут». В остальных критических высказываниях преобладает безразличие. Полное враждебности безразличие, проявленное публикой и критиками, глубоко печалит, удручает Мане.Критики поторопились сказать Берте, что в картине Мане не слишком ей польстил, что она там чудовищно «безвкусна». «Я вышла там скорее странной, чем некрасивой», - считает Берта. «Среди любопытных, - пишет Берта, - как будто уже распространился эпитет «роковой женщины». Полотно «Бакон», представленное Эдуардом Мане на очередном Салоне в Париже, закрепило за Моризо репутацию роковой женщины. Берта стала любимой моделью для Эдуарда, всего им было написано 16 полотен с ней.
Берта Моризо с мужем Эженом Мане и их дочерьюВ 1874 году Берта вышла замуж за младшего брата Мане - Эжена. На тот момент художнице было уже 33 года - преклонный возраст для того времени. Родители Моризо с недоверием и скептицизмом относились к Эжену Мане, однако, настаивали на браке дочери. Женщина в таком возрасте не должна была оставаться одна. Союз этот оказался удачным. Эжен всячески поддерживал жену в её творчестве и оставался с ней вплоть до её смерти.
Берта Моризо (1841-1895) - французская художница, представительница импрессионизма. Родилась 14 января 1841 года в городе Бурж, Франция. Приходилась внучатой племянницей Жану Оноре Фрагонару.По материалам книги А. Перрюшо "Эдуард Мане". М.: ТЕРРА - Книжный клуб. 2000.
artofhistorian.livejournal.com
ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ (ЭДУАРД МАНЕ И ОБИТАТЕЛИ ЕГО "БАЛКОНА")
Открыть что-то новое в творчестве Эдуарда Мане просто нереально. Художнику посвящены книги, исследования, целые сайты. Но одна из моих читательниц «подбросила» мне информацию о картине французского импрессиониста Мане, которая очень смахивает на картину великого испанца Гойи. И, казалось бы, можно было пополнить новым материалом мою рубрику «Идеи витают в воздухе». Но копнув информацию о работе Мане, я нашел в ней и в истории создания много интересного, поэтому решил вам отдельно рассказать о картине.Édouard Manet (French, 1832–1883) Le balcon. 1868-1869 гг. Musée d'Orsay
Картина «Балкон» (Le Balcon) была написана французским импрессионистом Эдуардом Мане (Édouard Manet, 23 января 1832 - 30 апреля 1883) в 1868 году и в мае следующего года выставлена на Парижском Салоне. В искусствоведческой литературе также встречается второе название - «На балконе». На картине изображены четыре фигуры - две женщины в белоснежных платьях - одна из них сидит, а другая стоит; позади них стоит нарядно одетый мужчина, а на заднем плане можно различить фигуру еще одного юноши. Оказывается, все изображенные персонажи – реальные, причем, хорошо знакомые художнику люди.
Персонажи картины
Слева Мане написал сидящую на стуле художницу Берту Моризо (Berthe Morisot, 14 января 1841 - 2 марта 1895), которая входила в круг импрессионистов.
Berthe MorisotEdouard Manet (French, 1832–1883) Berthe Morisot with a Bouquet of Violets. 1872 г.
С Моризо художник познакомился в том же 1868 году, уже в сентябре она начала позировать ему для будущей картины «Балкон». С Бертой Моризо Мане сближают не только профессиональные интересы, и даже не родственные связи - в 1874 году Моризо стала женой брата Мане – Эжена, а как утверждают некоторые историки – взаимные чувства. Об этом была даже документально-художественная статья в журнале «Караван историй», об этом пишет Анри Перрюшо в своей книге о Мане, но об этом в следующий раз. Замечу, что в конце 1860-х - начале 1870-х годов художник написал более десятка портретов своей будущей невестки. Вот пара не очень известных из них.
Édouard Manet (1832–1883) Portrait of Berthe Morisot. 1869 г.
Édouard Manet (1832–1883) Portrait de Berthe Morisot with a Fan. 1873 г.
Посетив выставку Салона 1869 года, Берта Моризо написала в письме своей сестре Эдме: «Его картины, как всегда, производят впечатление дикого или даже слегка недозрелого плода, но я не могу сказать, что они не нравятся мне. В «Балконе» я получилась скорее странной, чем некрасивой, кажется, среди любопытных распространился эпитет «роковая женщина».
В центре картины «Балкон» на втором плане Мане изобразил известного французского художника-пейзажиста Жана Батиста Антуана Гуийеме (Jean-Baptiste-Antoine Guillemet, 30 июня 1843 – 19 мая 1918), своего друга, который в течение многих лет являлся членом жюри Парижского Салона.
Édouard Manet (French, 1832–1883) Le balcon (Detail. Portrait of Jean-Baptiste-Antoine Guillemet). 1868-1869 ГГ. Musée d'Orsay
Правда, Перрюшо в книге о Мане пишет, что «Гуийеме всё быстро наскучило: он говорит, что Мане «промахнулся» с ним, что сеансы ему надоели, и он решил говорить, будто картина «совершенна» и «добавлять к ней нечего»».
Справа на балконе Мане написал стоящей скрипачку Фанни Клаус (Fanny Claus, 1846–1877). Фанни была лучшей подругой жены Мане – Сюзанны Леенхофф (1830-1906) и женой художника (также пейзажиста) Пьера-Эрнеста Принса (Pierre-Ernest Prins, 26 ноября 1838 – 21 января 1913).
Pierre-Ernest-PrinsÉdouard Manet (1832–1883) Portrait of Mademoiselle Claus (detail). 1868 г. Ashmolean Museum
Тот же Перрюшо уточняет, что на тот момент «крошка Фанни» была еще только невестой «застенчивого великана» Пьера Принса, бывшего хорошим приятелем Мане. Влюбленная парочка вынуждена была встречаться вечерами на улице С.-Петербург, вдали от любопытных глаз. Поэтому сеансы позирования для «Балкона» могут служить оправданием для встреч влюбленных в мастерской Мане на улице Гюйо. Клаус была концертирующей скрипачкой, участницей первого женского струнного квартета под названием «Квартет Святой Цецилии», историки пишут, что Фанни даже позировала другим художникам (но не указывают – кому конкретно). Клаус описывают, как веселую компанейскую девушку, но в 30 лет она умерла от туберкулеза.При работе над картиной «Балкон» Мане написал подготовительный этюд «Портрет мадемуазель Клаус» (1868), который считается сейчас отдельной готовой работой. На этой картине Фанни Клаус изображена на том же балконе, но только сидящей.
Édouard Manet (1832–1883) Portrait of Mademoiselle Claus. 1868 г. Ashmolean Museum
После смерти Мане в 1883 году, портрет Клаус был куплен у вдовы художника в 1884 году американским живописцем Джоном Сингером Сарджентом (John Singer Sargent, 12 января 1856 - 15 апреля 1925), который всю свою творческую жизнь прожил в Европе, и в частности - в Англии. Картина долгие годы являлась собственностью семьи Сарджента и выставлялась только один раз. В результате картину в 2012 году приобрел музей Ашмола (The Ashmolean Museum) в Оксфорде, чтобы поместить ее в постоянной экспозиции музея и не дать вывезти работу известного французского импрессиониста из Великобритании.
Четвертый персонаж картины – юноша на заднем плане у буфета. Это, по мнению экспертов и историков, сын Мане – Леон Леенхофф (Léon Leenhoff, 29 января 1852 – 1927), которого некоторые историки почему-то называют приемным.
Léon Koëlla-LeenhoffÉdouard Manet (1832-1883) Young Boy Peeling a Pear (Portrait of Léon Leenhoff). 1868 г. Nationalmuseum Stockholm, Sweden
История Леона запутана до сих пор от начала до конца, начиная с вопроса отцовства. Его мать, голландка Сюзанна Леенхофф (Suzanne Leenhoff, 30 октября 1829 - 8 марта 1906) с 1849 года была репетитором - учительницей музыки в семье юриста Огюста Мане, обучая игре на фортепиано младших братьев Эдуарда - 16-летнего Эжена (1833-1892) и 14-летнего Гюстава (1835-1884).
Suzanne LeenhoffÉdouard Manet
Когда началась связь между 17-летним Эдуардом и 20-летней Сюзанной, осталось неизвестным. Но 19 января 1852 года у Сюзанны родился сын. Официальная версия гласит, что отцом ребенка был Эдуард. Правда, современные историки полагают, что это «согрешил» 55-летний папаша Эдуарда, известный юрист Огюст Мане (Auguste Manet, 1797-1862).
Édouard Manet (1832–1883) Portrait de M. et Mme Manet. 1860 г. Musee d'Orsay
Как бы там ни было, «грех» дочери взяла на себя мать Сюзанны, записав мальчика своим младшим сыном и дав ему имя некого Коэлла, о котором ничего не известно. Эдуард же стал крёстным отцом мальчика, он обеспечивал свою «тайную семью», но женился на Сюзанне, когда Леону было уже 11 лет. Версия в пользу отцовства Мане-старшего основывается еще и на том факте, что Сюзанна Леенхофф стала мадам Мане только 28 октября 1863 года - через год после смерти отца Эдуарда. Складывается такое ощущение, что Мане словно ждал смерти отца, чтобы, наконец, жениться на Сюзанне. Впрочем, известно также, что Мане сына так и не усыновил, Леон по-прежнему считался крестником художника и младшим братом своей матери. Удивителен и тот факт, что после смерти Сюзанны Мане в 1906 году Леон Леенхоф официально поменял себе имя на Леон Коэлла. В возрасте 54 лет он женился на некой мадам Фантилльон, переехал жить в Нормандию, где и умер в 1927 году, не оставив наследников.Тем не менее, Леон всю жизнь питал теплые чувства к своему «крёстному отцу». Когда Мане из-за болезни оказался прикованным к постели, Леон за ним заботливо ухаживал. А после смерти художника именно он помогал в организации большой мемориальной выставки и предоставил биографам Мане много информации об истории создания картин, помогал также в их идентификации.Напоследок сообщу, что Леон был моделью на многих полотнах Мане, начиная с совсем юного возраста. Художник изобразил сына в семнадцати своих работах. Например на картине «Завтрак в мастерской» (1868), выставленной в Салоне вместе с «Балконом», или на картине «Чтение», созданной между 1865 и 1871 годами.
Édouard Manet (1832-1883) Luncheon in the Studio. 1868 г. Neue Pinakothek, München
Édouard Manet (1832-1883) La lecture (Portrait of Suzanne Manet and her son Léon Leenhoff). between 1865-1873 гг. Musée d'Orsay
Впрочем, для того, чтобы разобраться – сын или не сын, почему он остался на фамилии матери и не был усыновлен, стоит, наверное, поподробней поговорить о личной жизни художника Эдуарда Мане отдельно. Сразу оговорюсь, не ради любопытства «покопаться в чужом грязном белье», а для того, чтобы понять для себя реалии или надуманность разных версий и мнений, и чтобы упорядочить события жизни художника, которому, безусловно, посвящены книги, трактаты, диссертации, статьи и целые сайты. О личной жизни художника я уже писал в своем дневнике здесь. Но тема постоянно обрастает подробностями, ранее неизвестными фактами, поэтому к рассказу о «семейных тайнах» Мане можно вновь вернуться и поговорить еще раз.
Судьба «Балкона»
Возвращаясь к самой картине «Балкон» мне осталось сказать, что после смерти Мане картина была продана на распродаже мастерской Мане в Отеле Друо (4-5 февраля 1884) французскому коллекционеру и живописцу, известному представителю импрессионизма Гюставу Кайботту (Gustave Caillebotte, 19 августа 1848 - 21 февраля 1894).
Gustave Caillebotte (French, 1848-1894) Self-Portrait. 1888-1889 гг.
После смерти в 1874 году отца – богатого текстильщика, Гюстав получил солидное состояние, что позволило ему заниматься живописью, не заботясь о продаже своих работ. Он также участвовал в финансировании выставок импрессионистов, поддерживал своих друзей-художников, покупая их работы. В своем завещании художник подарил большую коллекцию из шестидесяти восьми картин импрессионистов французскому правительству с условием размещения картин в Люксембургском дворце, где находились тогда работы современных художников, а затем и в Лувре. Французское правительство не сразу согласилось с таким условием. Но в феврале 1896 года было заключено соглашение с Ренуаром, который являлся душеприказчиком Кайботта, и тридцать восемь картин были размещены в Люксембургском дворце. Среди этих картин был и «Балкон» Мане. Остальные двадцать девять картин (одну Ренуар взял в качестве оплаты за свои услуги душеприказчика) предлагались французскому правительству ещё дважды - в 1904 и 1908 годах, и оба раза был получен отказ. Когда же правительство в 1928 году решило поместить в музейные фонды оставшиеся работы, то оно получило теперь отказ от вдовы сына Кайботта, которая продала эти картины американцу C. Альберту Барнсу, и в настоящее время они принадлежат Фонду Барнса в Филадельфии. У картины «Балкон» на фоне этих событий сложилась «счастливая судьба». В 1929 году ее передали в постоянную экспозицию Лувра, в 1947 году картина перешла в национальную галерею Же-де-Пом (Jeu de Paume), а с 1986 года находится в коллекции Музея Орсе в Париже.
Мане и Гойя
И последнее. Многие историки пишут, что сюжет и композиция картины «Балкон» навеяны Мане картиной великого испанца Франсиско Гойи (Francisco José de Goya y Lucientes, 30 марта 1746 - 16 апреля 1828) «Махи на балконе» (The Majas at the balcony, 1808-1814).
Francisco de Goya y Lucientes (Spanish, 1746–1828) Majas en el balcón. 1805-1812 гг. Metropolitan Museum
Сравнив обе картины, в этом нет сомнения. Но не «слепое» повторение или подражание тому причина, а обожание живописи испанцев и дань уважения таланту Гойи, который наряду с Диего Веласкесом, был одним из любимых художников Мане. Историки пишут, что в 1840-х годах в Лувре собралась огромная коллекция испанской живописи (Лувр даже в шутку стали называть «испанским музеем»). Неудивительно, что Мане еще подростком проводил в музее много времени, вдохновлялся творчеством испанцев, полюбил «испанскую тему», пластику испанских танцев и тореадоров. Спустя много лет вдохновение Махами Гойи выразилось в его «Балконе».
Послесловие
В Большом универсальном словаре XIX века, выпущенном в 1878 году, о картине Мане "Балкон" написали:Эта картина была выставлена в Салоне 1869 года и является одной из тех работ, которые внесли свой вклад в формирование репутации реалистичной эксцентричности и оригинальности в живописи. Эта репутация «плохого вкуса» была закреплена за господином Мане. Контраст цветов (полностью черный фон, белые лица и одежда, синий галстук у мужчины и зеленые перила балкона) способствует созданию атмосферы «тайны». Пресса рассматривала картину, как «несогласие» с официальным искусством. Добавлю, что непризнанные импрессионисты были вынуждены объединяться, чтобы отстаивать свои права, так возник Салон «несогласных» (или Салон отверженных), благодаря которому импрессионизм со временем сумел не только завоевать сердца французов, но и распространиться по всему миру.
parashutov.livejournal.com
Описание картины Эдуарда Мане «Балкон»
09.09.2015«Балкон» – это полотно работы французского художника импрессиониста Эдуарда Мане. На холсте художник передал действия, происходящие на балконе. На этой картине мастер запечатлел двух женщин, смотрящих вдаль. Сам фон произведения и балкон выполнен в зеленой гамме.
Вдохновила художника на создание данного произведения французская художница Берта Моризо, входившая в круг импрессионистов. Она изображена на картине с левой стороны, смотрящей вдаль и сидящей на пуфике с небольшой бело-коричневой собакой у ее ног. Справа от Берты Моризо художник изобразил скрипачку Фанни Клаус, стоящую у двери и также смотрящую вдаль. Обеих дам художник облачил в белоснежные платья, создающие контраст с общими оттенками произведения. За спинами прекрасных дам Мане увековечил Антуана Гийеме – известного художника того времени, а также зритель может разглядеть силуэт в темноте, почти что тень. Это пасынок художника Леон Леенхофф. Еще одним вдохновением для создания данного шедевра стало произведение художника Франсиско Гойи (одного из почитаемых Мане творцов) – «Махи на балконе». Вот так, встретив в 1868 году художницу Берту Моризо, осенью того же года Эдуард Мане приступает к написанию картины, одним из образов которой и становится художница. Чуть ранее художник рисует портретный образ скрипачки Фанни Клаус – все на том же зеленом фоне, на том же балконе, сидящей на пуфе, на котором чуть позже была запечатлена художница Берта Моризо. Данное произведение было хорошо принято публикой, выставлено на продажу в одном из французских салонов и приобретено французским живописцем. В дальнейшем это произведение искусства стало собственностью государства, и в настоящее время является экспонатом музея Орсе. Эта одна из самых известных картин Эдуарда Мане.
8-poster.ru
Эдуард Мане — Берта Моризо с букетом фиалок
Окутанная ореолом воздушного наряда, с едва заметным букетом фиалок в руках, Берта Моризо меланхоличным взглядом смотрит с балкона и с одной из самых знаменитых картин Эдуарда Мане. Эта художница-импрессионистка пошла наперекор общественному мнению и заслужила признание. Но не только это привлекало в ней Мане: девушка была хороша собой и вскоре стала одной из любимых моделей живописца.
Знакомство состоялось в 1868 году. Эдуарда Мане с первого взгляда поразили необыкновенная красота и художественный талант Берты. Он не задумываясь предложил девушке стать моделью. Та согласилась — и в результате на свет появилось более 10 ее портретов.
Мане немало повлиял на творчество Моризо, хотя и не был ее наставником. Он ввел Берту в круг художников-импрессионистов, и порой она одним только своим присутствием смягчала жаркие творческие споры, которые могли дойти и до рукопашной.
Моризо очень ревновала, когда Мане рисовал других женщин, ее раздражало их присутствие в его мастерской. Однако, несмотря на взаимное притяжение друг к другу, между художником и его любимой натурщицей не возникло серьезных отношений: у Мане была семья, а Берту на сеансы позирования всегда сопровождала мать. Когда готовая работа была представлена в Салоне в 1869 году, Моризо стали называть роковой женщиной. При этом сама себя она находила скорее странной в изображении Мане.
Глубокий черный цвет наряда контрастирует с молодым красивым лицом женщины. На портрете Берта выглядит несколько печально и меланхолично. Мане специально сделал фон светлым и однотонным, чтобы зрителя ничто не отвлекало от созерцания ее выразительных черт. Если внимательно присмотреться к платью, то можно заметить: его контуры заполнены ровными мазками так, что различить можно едва заметные складки.
Смотрите также
painteropedia.ru
Эдуард Мане. "Балкон" - 1868—1869 - Статьи - Художники и картины - Библиотека художника
"Мане: те же достоинства, те же недостатки. Зрители уже
привыкли к этой живописи и считают, что она лучше, чем
раньше. Они ошибаются. Художник не изменился.
Изменилась публика"
Чесне. Критик Салона 1869 года
В 1865 году Мане отправился в Мадрид. В этом же году первый раз в его картинах появляется „балконная тема" (в портрете „Ангелина"). Он вернулся к этому же мотиву в 1868 году, рисуя „Балкон". Для картины ему позировали трое друзей. На переднем плане мы видим художницу Берту Моризо, которая позже выйдет замуж за младшего брата Мане Эжена. С правой стороны стоит молодая скрипачка Фанни Клаус. Третьим лицом является Антуан Гийеме — художник-пейзажист.
«Балкон» — это дань, отдаваемая художником Испании.Композиция картины была вдохновлена картиной Гойи „Махи на балконе". Но если женщины на картине испанского художника как будто переговариваются вполголоса, то трио с полотна Мане с виду ничего не объединяет.
Современность этой картины состоит в революционно новаторской организации пространства картины. У классических художников планы подчинены линиям перспективы, они придают картине глубину. У Мане впечатление объемности пространства создается за счет большей или меньшей резкости, как на фотографиях... Художник использует эффект: расфокусированности и размывает детали. Силуэт в глубине картины и стоящая на переднем плане молодая женщина имеют слегка смазанные контуры, но черты находящейся на переднем плане Берты Моризо очень точны, благодаря тонкой игре света и тени художнику удается создать впечатление трехмерности.
Даже эта картина, кажущаяся нам классической и вполне невинной, привела в свое время к определенному замешательству. Критики и общественность снова были возмущены. Их шокировал ярко-зеленый цвет балкона и зонтика, синий цвет галстука, поскольку такие цвета "не встречаются в действительности".
Однако Мане не зависел от натуры. Он искал, как передать чувства и впечатления, а не выполнить точную копию действительности. В одной из своих записных книжек он напишет: „Мои картины эмоциональные, а не представительные". "Балкон" принадлежит к серии "Испанских впечатлений". Еще перед путешествием в Мадрид художник написал „Испанского певца", который выставлялся в Салоне в 1860 году, и двумя годами позже — "Лолу из Валенсии". В тот период в Париже было модно все испанское. Мане рассматривал в Лувре полотна испанских мастеров, у которых многому научился. Представленный на выставке в 1867 году "Мертвый тореадор" был частью картины "Эпизод боя быков", экспонированной в Салоне за три года до этого. В "испанских" картинах Мане можно выделить несколько общих особенностей: желание показывать жизнь во всей правде; стиль, передающий суровость темы; подчеркнутое выделение черного цвета, резкая светотень. Пребывание в Мадриде пробудило увлечение Веласкесом. После возвращения из путешествия Мане постепенно забросит испанскую тематику.
Автор: Марк ДюпетиВеликие художники. Часть 5. Эдуард Мане. Киев, 2003. с.20-21
Иллюстрации:
Эдуард Мане. Лола из Валенсии 1862; 123x92 см
Музей д'Орсэ, Париж
Эдуард Мане. Мертвый тореадор 1864—1865; 75,9x153,3 см
Национальная галерея искусств, Вашингтон
Эдуард Мане. Балкон 1868—1869; 169x125 см
Музей д'Орсэ, Париж
www.alartist.ru