Старинные краски: Сурик, охра и киноварь: какие краски использовали на Руси

Сурик, охра и киноварь: какие краски использовали на Руси

Публикации раздела Музеи

Высушенные насекомые, окисленный свинец, смесь ртути и серы. Первым художникам на Руси — иконописцам и народным умельцам — зачастую приходилось самим изготавливать краски по сложным и иногда опасным рецептам. Часто на это уходило больше времени, чем на создание живописного изображения. Рассказываем о старинных красках, происхождении пигментов, а также их недостатках и преимуществах перед современными масляными.

Капризная основа

Саркофаг египетского фараона. Фотография: EugeneSergeev / фотобанк «Лори»

Деревянная ложка и глиняный кувшин. Фотография: Яна Королева / фотобанк «Лори»

Дымковская глиняная игрушка. Фотография: Николай Винокуров / фотобанк «Лори»

Первыми живописными произведениями на Руси считаются иконы и фрески. Технологии письма в них разные: в иконах изображение наносили на деревянную пластину, покрытую левкасом — смесью мела и клея, а храмовую роспись выполняли по сырой штукатурке. Но краски использовали похожие — темперные. Это древний тип красок, ими еще в Древнем Египте украшали саркофаги фараонов. Темперой также пользовались и народные умельцы при изготовлении игрушек, статуэток, глиняной или деревянной декоративной посуды.

Краску получали из порошковых пигментов, разведенных в природных эмульсиях — веществах, в которых вода и масла соединяются в однородную жидкость. Самой распространенной природной эмульсией был желток яйца, в нем и растворяли пигмент.

Свежий желток не использовали: слишком густой и тягучий. Поэтому его предварительно «томили» в теплом месте, пока нежелательные свойства не исчезали, и слегка разбавляли водой. Поскольку яичный желток мог быстро протухнуть, в него в качестве консервантов иногда добавляли квас или каплю эфирного масла гвоздики. Важно было соблюдать пропорции: если добавляли слишком много желтка, краска лоснилась и не прилипала к нижнему слою, если мало — быстро стиралась.

Пигменты и палитра

Иконописец пишет икону. Фотография: Яков Филимонов / фотобанк «Лори»

Реставрация православной иконы. Фотография: Яков Филимонов / фотобанк «Лори»

Реставратор работает над старинной иконой. Фотография: Яков Филимонов / фотобанк «Лори»

Пигменты использовали привозные византийские, а позже — венецианские, немецкие, голландские. Но мастера изготавливали краски и из местных пигментов — красного, синего, желтого, зеленого, белого, черного цветов. При смешивании они давали обширную палитру оттенков.

Красный получали из маленьких насекомых кошенили, которых на Руси называли червецами. Их самки вырабатывали кармин — стойкий краситель, который давал насыщенный цвет с оттенком пурпурного. Такую краску называли баканом. Кроме карминового красного изготавливали киноварь. Ее получали из одноименного ртутного минерала или сплавленной ртути и серы. В зависимости от примесей краска могла быть и малиново-красной, и огненно-алой.

Вместо черной краски могли взять сажу или жженую кость. Желтый — охру или вохру — изготавливали из смеси местных глин и оксида железа, чаще из ржавчины. Меняя пропорции, художники получали разные оттенки. Также охру можно было осветлить с помощью белил.

Белила получали из свинца. Стружки помещали в горшок, заливали уксусом и оставляли на некоторое время в тепле. Потом полученное белое вещество перетирали в порошок. А если свинцовые белила прокаливали на огне, получался сурик — краска ярко-оранжевого цвета.

Зеленый и синий пигмент получали из минерального сырья. Например, бирюзовую празелень изготавливали из глауконита, а лазорь — из лазурита. Пигменты обладали разными свойствами. Например, черная сажа подходила для полупрозрачных слоев, а черная жженая кость — для плотных, укрывистых.

Если у художника не было готовых пигментов, на приготовление красок уходило гораздо больше времени, чем на создание живописного произведения.

Читайте также:

  • Женский мир в искусстве Дагестана
  • Нукнус, кукем и мучал: работы дагестанских ювелиров в приложении Artefact
  • Сокровища кочевников Евразии в коллекции Азовского музея-заповедника

Преимущества и недостатки

Палитра акриловых красок. Фотография: Syda Productions / фотобанк «Лори»

Рисование масляными красками. Фотография: Николай Винокуров / фотобанк «Лори»

Покрытие иконы лаком. Фотография: Яков Филимонов / фотобанк «Лори»

Краски на яичной основе требовали особого мастерства. Они могли храниться до трех дней, а на полотне или дереве быстро сохли — времени на работу было немного. Разные слои плохо смешивались между собой, поэтому плавные переходы из одного цвета в другой могли делать только искусные мастера. При высыхании темперные краски меняли свой цвет. Художники должны были заранее рассчитать пропорции пигментов, чтобы получить нужный оттенок.

Однако затвердевший живописный слой не покрывался маленькими трещинками — кракелюром и практически не смывался водой. И, например, расписанные темперой глиняные игрушки не портились без лакового покрытия.

Но иконы все-таки защищали: от царапин, гниения, насекомых-древоточцев и излишней влаги. Изображение покрывали вареным льняным маслом — олифой. Масло твердело на воздухе, но без солнечного цвета приобретало желтоватый оттенок. Также олифа темнела от копоти церковных свечей. Поэтому иконы время от времени освобождали от старого защитного слоя и наносили новый или просто рисовали сверху по изображению.

В XV веке в Европе изобрели масляные краски, точнее масляную основу для тех же пигментов. Она не сохла раньше времени на холсте, не портилась, краски легко смешивались и при высыхании имели тот же цвет, что и в жидком состоянии. Через два столетия их стали использовать и в России, а к XVIII веку маслом писали почти все художественные произведения. В XIX веке эти краски проникли в декоративно-прикладное творчество, но готовые изделия обязательно нужно было покрывать лаком.

В иконописи масляные краски тоже использовали, но недолго: масляная основа делала пигменты нестойкими, и в церковных условиях иконы портились через 30–40 лет. Поэтому современные иконописцы продолжают использовать темперу: традиционную на яичном желтке, а также на усовершенствованных эмульсиях — казеино-масляную, воско-масляную и акриловую.


Автор: Лидия Туляганова

Теги:

Интересные фактыХудожникиЖивописьПубликации раздела Музеи

История красок от возникновения до наших дней, их появление и развитие

В общем, краски можно определить, как совокупность веществ, предназначенных для изменения цвета предмета. В жизни человека краски встречаются на каждом шагу, будь то свой дом или дачный посёлок. Даже не задумываясь о том, мы видим результат «деятельности» краски везде: от живописных картин, написанных великими художниками, до крашеных фасадов домов и заборов. Любой из нас, немного задумавшись, может назвать больше десяти наименований красок, использующихся в разных сферах жизни.

Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён.

Первобытные времена

Яркие минералы притягивали взор наших далёких предков.

Именно тогда человек догадался растирать такие вещества в порошок и, добавляя некоторые элементы, получать первые в истории краски. Цветная глина также шла в ход. Чем больше развивались люди, тем больше становилась потребность запечатлеть и передать свои знания. Сначала для этого использовались стены пещер и скал, а также самые примитивные краски. Считается, что самым древним из обнаруженных наскальных рисунков уже более 17 тысяч лет! При этом живопись доисторических людей довольно хорошо сохранилась.

В основном первые краски изготавливались из железистого природного минералы охры. Название имеет греческие корни.

Для светлых оттенков использовали чистое вещество, для получения более тёмных добавляли в смесь чёрный древесный уголь. Все твёрдые вещества растирались вручную между двумя плоскими камнями. Далее непосредственно краску замешивали на животных жирах. Такие краски хорошо ложились на камень и долго не высыхали из-за особенности взаимодействия жира с воздухом. Получаемое покрытие, как уже было сказано ранее, было очень прочным и стойким к разрушительным воздействиям окружающей среды и времени.

Для наскальной росписи использовалась преимущественно жёлтая охра. Красноватые оттенки оставляли для ритуальных рисунков на телах умерших жителей племени.

Предположительно, именно эти обряды дали современное название минералу красный железняк – гематит, с греческого языка переводимого как «кровь». Красный цвет придаёт минералу безводная окись железа.

Появление красок

Древний Египет

Шло время, и человечество открывало для себя новые виды и способы производства красок. Примерно пять тысяч лет назад появилась киноварь – ртутный минерал, придающей краске алый цвет. Наибольшую популярность киноварь завоевала у древних ассирийцев, китайцев, египтян, а также в древней Руси.

Египтяне на заре расцвета своей цивилизации открыли секрет изготовления пурпурной (фиолетово-красной) краски. Из особого вида улиток выделяли секрецию, которую потом добавляли в стандартный состав красящих веществ.

Для создания белой краски с древнейших времён люди использовали известь, которая является конечным продуктом сжигания известняковых минералов, устриц, мела и мрамора. Такая краска была одной из самых дешёвых и простых в изготовлении. Кроме того, белая известь может поспорить с охрой в вопросе древности рецепта.

Египетские гробницы и пирамиды фараонов перенесли из времён расцвета египетской цивилизации удивительно красивый и чистый оттенок – ляпис-лазурь, натуральный ультрамарин. Даже спустя несколько тысяч лет рисунки не потеряли своей яркости и не потускнели. Основным красящим пигментом в такой краске является порошок минерала под названием лазурит. В Древнем Египте лазурит был очень дорог. Чаще всего бесценную краску применяли для изображения священного символа египтян – жука-скарабея.

Надо сказать, что с древнейших времён методы производства краски не претерпели значительных изменений. Твёрдые вещества также перетирают в порошок, правда, используя при этом специальные установки. Вместо натуральных жиров сейчас используют полимерные вещества. А вот для получения тёмных оттенков всё так же применяют сажу, но уже очищенную современными способами.

Древний Китай

Китайской цивилизации принадлежит пальма первенства в создании бумаги. Здесь же, за Великой Китайской стеной, появились лёгкие акварельные краски. В их состав, помимо красящих веществ и масел, входят мёд, глицерин и сахар. Для создания картин из акварельных красок нужна подходящая основа. Холсты, древесина, камни и другие традиционные предметы, на которые наносятся краски, не могут быть использованы для этой цели: акварель не ляжет на них хорошо. Поэтому при рисовании акварельными красками применяют только бумагу. Это объясняет факт появления таких красок именно в Китае, который является прародителем бумажного производства.

Средние века

Средневековье подарило миру масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надёжность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и другие.

Во времена Средневековья люди научились накладывать масляные краски именно тонкими слоями. Получившаяся картина приобретала за счёт этого глубину и объем. Улучшалась и цветопередача.

Однако далеко не все мастера средневековой живописи создавали свои краски на основе растительных жиров. Кто-то замешивал красящие вещества на яичном белке, кто-то – на казеине, являющимся одной из производных молока.

Из-за уникальных особенностей производства разных красок не обошлось без исторических казусов. «Тайная вечеря», созданная знаменитым средневековым мастером Леонардо да Винчи, начала разрушаться ещё при жизни художника. Это произошло потому, что масляные краски на основе растительных жиров были смешаны с красками на основе разведённого в воде яичного белка. Химическая реакция, возникшая при этом, помешала надёжности покрытия и сохранности картины.

Натуральные компоненты вкупе с ручным производством делали краски довольно дорогим материалом. Особенно это касалось натуральной ляпис-лазури. Минерал лазурит, используемый при изготовлении ультрамариновой краски, импортировали в Европу из стран Ближнего Востока. Минерал был очень редким и, соответственно, дорогим. Художники применяли ляпис-лазурь только тогда, когда заказчик произведения заранее оплачивал краски.

Новые открытия

Ситуация начала меняться в начале 18 века. Немецкий химик по фамилии Дисбах занимался улучшение качества красной краски. Но однажды учёный получил вместо ожидаемого алого цвета краску оттенка, очень близкого к ультрамариновому. Это открытие можно считать революцией в производстве красок.

Новую краску назвали «берлинской лазурью». Её стоимость была в разы ниже, нежели у натуральной ультрамариновой краски. Неудивительно, что берлинская лазурь быстро завоевала популярность у художников того времени.

Век спустя во Франции появилась «кобальтовая синька» – краска, получившаяся ещё более чистой и яркой, чем берлинская лазурь. По внешним качествам кобальтовая синька оказалась ещё ближе к натуральной ляпис-лазури.

Вершиной деятельности учёных и исследователей в этой области стало изобретение абсолютного аналога натуральному ультрамарину. Новая краска, которую получили во Франции почти четверть века спустя после кобальтовой синьки, получила название «французский ультрамарин». Теперь чистые синие цвета стали доступны всем художникам.

Однако существовало одно немаловажное обстоятельство, которое значительно понижало популярность искусственных красок. Компоненты, используемые в их составе, нередко были вредны или даже смертельно опасны для здоровья человека.

Как было выяснено в 70-х годах 19-го века, особенно большую угрозу представляла изумрудно-зелёная краска. В её состав входили уксус, мышьяк и окись меди – действительно, страшная смесь. Существует легенда, что на самом деле бывший император Наполеон Бонапарт умер, отравившись парами мышьяка. Ведь стены в его доме, находящемся на острове Святой Елены, где Бонапарт пребывал в ссылке, были покрыты именно зелёной краской.

Массовое производство

Как уже известно, краски использовались ещё пещерными людьми при создании наскальных рисунков. Однако массовое производство красок было начато менее двух веков назад. Раньше все краски изготовляли вручную: растирали в порошок минералы, смешивали их со связующими веществами. Такие краски не хранились долго. Уже спустя сутки они становились непригодными для использования.

На заре развития лакокрасочной промышленности в продаже были и готовые к непосредственному использованию краски, и сырьё для их ручного изготовления, так как многие люди придерживались консервативных взглядов и делали краски «по-старинке». Но с развитием промышленности и новых технологий готовые краски постепенно вытеснили ручное производство.

С развитием лакокрасочной промышленности краски становились всё лучше и безопаснее для использования.

Многие вредные вещества – например, мышьяк и свинец, входившие в состав киновари и красного сурика соответственно – были заменены на менее опасные синтетические компоненты.

Неорганические вещества придают краске устойчивость к разрушению, а также помогают сохранить яркость цвета за счёт постоянного состава, что немаловажно при производстве краски в промышленных масштабах.

Однако в последнее время возвращается спрос на натуральные краски. Скорее всего, это связано с их экологичностью и безопасностью благодаря входящим в состав природным компонентам. Переход на экологически чистые технологии обусловлен общей экологической ситуацией на планете.

Главная | Винтажная краска

Добро пожаловать в мир натуральных красок

ТОЛЬКО ДЛЯ РОЗНИЧНЫХ ПРОДАВЦОВ

Вдохновитесь КАК ЭТО НАЧАЛОСЬ

Слайдер продуктов

Гордый обладатель знака EcoLabel

Вдохновение из прошлого.

Устойчивое развитие для будущего.

Винтажная краска безопасна как для пользователей, так и для окружающей среды. Экомаркировка ЕС — это знак экологического превосходства, который присуждается продуктам, отвечающим очень высоким стандартам на протяжении всего их жизненного цикла, от сырья до конечного продукта, включая производство и распространение. Таким образом, наша краска содержит безопасные ингредиенты, поэтому она также одобрена для использования для мебели и детских игрушек (een 71-3).

Мы берем на себя ответственность за производство наших продуктов, и для нас важно, чтобы мы предотвращали вредное воздействие и оставляли минимальный экологический след при использовании наших продуктов. Благодаря этим усилиям мы гордимся тем, что являемся обладателями экомаркировки ЕС.

Узнать больше

60

Цвета

10

Эффектные краски

48

Натуральные воски

Экологичный

Краска и воск

Независимо от того, что вы хотите создать, у нас есть подходящая краска для вас. Vintage Paint — дышащая краска для внутренних и наружных работ, не требующая отделки. Откройте для себя наш широкий выбор из более чем 60 цветов. Дополняется различными красками с потрясающим эффектом, лаками и восками.

К ПРОДУКЦИИ

Рука помощи

Инструменты и принадлежности

Превратите каждый проект в успех. Мы предлагаем профессиональные кисти и инструменты, которые делают нанесение еще проще. А с помощью наших трафаретов и штампов вы можете еще больше украсить свои творения.

К ПРОДУКЦИИ

229

Трафареты и штампы

38

Кисти и инструменты

343

Аксессуары для модернизации

Получить вдохновение

Подпишитесь на нас в Instagram

Подписывайтесь на наш Instagram, чтобы получать ежедневное вдохновение.