Николай лызлов архитектор: Николай Лызлов

Не допустить появления «симулякров»

Одной из актуальных тем, обсуждаемых в рамках недавнего форума «Зодчество VRN 2018», стала проблема воссоздания объектов культурного наследия и нового строительства в историческом городе.

— Ответственность архитектора перед обществом, сегодняшним и будущим, крайне велика, и потому к процессу реставрации нужно подходить с особой осторожностью, дабы не фальсифицировать историческое наследие, — подчеркнул в ходе своей лекции руководитель бюро «Архитектурная мастерская Лызлова», преподаватель МАРХИ, вице-президент Союза московских архитекторов Николай Лызлов.- Восприятие архитектуры со временем может меняться, и часто проходит немало времени, прежде чем то или иное здание займет свое место в иерархии объектов культурного наследия. Мы перестаем видеть одни детали, но замечаем другие. При этом каждое поколение тем или иным образом фиксирует свои следы в архитектуре – меняются здания и городская среда в целом.

В качестве примера спикер привел территорию московского Кремля, где построенные в разные века и несущие на себе явный отпечаток своего времени дворцы тем не менее составляют единый ансамбль. Множество споров возникало вокруг возведения последнего — Посохинского дворца съездов, однако сейчас и он воспринимается достаточно органично.

— Архитектура – это застывшая история. Книга, каждая страница в которой о чем-то повествует, и сносить какие-либо здания – значит вырывать эти страницы. Однако есть и гораздо худший вариант – вписывать в эту книгу то, чего в ней никогда не было, создавая здания – «симулякры», — заметил он.- Примеры подобного отношения к архитектуре – изменение облика Дома художника, построенного в начале 1970-х годов по проекту Ю.Н. Шевердяева, или ресторана на Патриарших прудах по проекту того же автора. После проведения «реконструкции» эти здания изменились до неузнаваемости. Я еще помню прежний Дом художника, а многие – уже нет. Молодежь и вовсе не видела старого здания. На мой взгляд, такие примеры фальсификации, когда под видом реставрации на месте известного здания строится другое, совершенно непохожее, которое затем начинает пользоваться его именем – настоящее преступление перед культурой и историей.

В знаменитой Венецианской хартии о реставрации говорится как об исключительной мере. Архитектор должен иметь стопроцентную уверенность в исторической достоверности воссоздания объекта. Одним из выдающихся реставраторов был настоящий герой Великого Новгорода А.В. Греков. Он собирал штукатурку полуразрушенных храмов в ящики по квадратам, а затем в течение десятилетий восстанавливал ее, как пазл. Если же составных частей не хватало, поверхность просто закрашивалась нейтральным цветом, чтобы было понятно, какие части росписи утрачены.

Спикер рассказал также о том, как несколько лет назад работал над документацией для реконструкции и реставрации здания усадьбы Долгоруковых-Вяземских и приспособления ее под помещение Пушкинского музея. По имеющейся информации, строение было возведено на месте снесенной усадьбы XVII века, однако после снятия штукатурки стало понятно, что последующий владелец князь Голицын ничего не снес, а лишь провел ряд реконструктивных мероприятий. В здании проламывались новые проемы, закрывались старые и в итоге дом представлял собой своего рода «лоскутное одеяло» преобразований XVII-XVIII-XIX веков. Возникшая изначально мысль о воссоздании первоначального облика XVII века вскоре была архитекторами и реставраторами отвергнута – настолько сильно смешались в этом здании все изменения – старинная кирпичная кладка поддерживалась более современной.

— После реставрации мы получили бы уже не XVII, а XXI век с элементами XVII. Поэтому мы оставили эту идею. Воссоздание первоначального облика может быть возможным только в чертежах, — пояснил Н.Лызлов. – Мы не могли позволить себе имитацию или фальсификацию еще и потому, что здание принадлежало музею, а значит, его облик требовал исторической достоверности. Решено было оставить фасад таким, каков он есть – хранящим следы всех изменений.

Еще одна история – реставрация дома, превращенного в фабрику. Заказчик – крупная транспортная компания — выкупил его для использования в качестве офиса.
— Во все стороны из этого строения торчали разнообразные трубы, оно буквально обросло сараями, но когда мы сняли все эти наслоения, оказалось, что это двухэтажное кирпичное здание училища XIX века, к которому позднее были пристроены еще два этажа. Мы разобрали грубо выполненную надстройку и, подобрав похожий по цвету кирпич, заново выстроили верхние этажи. В старом здании же под штукатуркой обнаружилась очень красивая кладка, и мы не стали ее закрывать. Таким образом, стал очевиден контраст между этажами, построенными в XIX и XXI веке – в отделке последних применены современные материалы. Особенно хорошо эта граница просматривается на лестнице, — рассказал архитектор.
К сожалению, порой процесс создания зданий-«симулякров» может доводить до абсурдных ситуаций. Так, в практике Николая Лызлова был случай, когда по просьбе заказчика на месте снесенного дома, в котором жил известный драматург Сухово-Кобылин, он спроектировал современное здание, стилизованное под старинный особняк. Через несколько лет архитектор с удивлением узнал о том, что департамент культурного наследия столицы объявил это здание объектом культурного наследия XIX века.

В этой связи ответственность архитектора перед обществом – сегодняшним и будущим — возрастает многократно. В конечном счете она всегда лежит на архитекторе, ведь по сути заказчик имеет не больше прав на изменение городской среды, чем все остальные члены общества.

Об эволюции стиля

Всякая творческая художественная деятельность, будь то музыка, литература или изобразительное искусство, неразрывно связанна с общим уровнем научного и технического развития общества. Сейчас архитектору-практику следует ждать появления нового строительного материала, который будет совмещать в себе свойства несущих и ограждающих конструкций, что должно избавить нас от такого неприятного явления как вентилируемые фасады, насквозь фальшивые и лживые, с этими ужасными керамгранитами, этернитами, композитами, пластмассовыми иммитациями кирпичной кладки, распиленной до полной невозможности каменной чешуёй и прочими изображениями твёрдого на мягком. Архитектуре вернётся естественность и красота обнажённой тектоники, присущая зданиям прошлых времён и сохранившаяся сейчас, пожалуй; только в деревянном домостроении.

Русский архитектор ощущает себя прежде всего художником. Названия учебных заведений — ВХУТЕМАС, Академия живописи ваяния и зодчества, Академия художеств, обязательные экзамены по рисунку и композиции, а в процессе учёбы — занятия рисунком, живописью и скульптурой, позднее, в составе членов Творческого Союза, творческие вечера, мастер-классы, персональные и юбилейные выставки живописи и графики в ЦДА. Все этапы формирования, обучения, воспитания и практической деятельности специалиста, начиная с подготовительных курсов в институт, и заканчивая участием в культурной и общественной жизни на пенсии, приучают его к такой самоидентификации.
Не случайно, половина из тех выпускников МАРХИ, которые не занимаются проектной практикой стали художниками – живописцами графиками и деятелями контемпорари арта.

И вполне естественно, что как художник, архитектор более всего озабочен вопросами формы, художественного образа своих произведений. Из витрувианской триады – польза, прочность, красота – в творчестве отечественного архитектора, приоритетной, как правило, выступает последняя.
Отсюда следует обострённое внимание к вопросам стиля.
Другой чертой психологического автопортрета отечественного архитектора, отличающей его от просто- художника, является эрудиция, которая включает в себя глубокое знание истории искусств и истории архитектуры, что тоже в результате приводит к обострённому отношению к стилям.

Общество тоже ждёт от архитектора художественного образа, выразительности и красоты. Прочность и целесообразность объектов строительства воспринимаются как должное и не играют роли в качестве оценочных критериев архитектуры. Общественное сознание сравнивает вновь построенные здания с лучшими из произведений прошлых лет, и приходит к однозначному мнению, что раньше было лучше.

Рефлексирующий и совестливый архитектор понимает, что у него есть только один способ понравиться общественному мнению – сделать красиво. И в этом ему на помощь приходят умение рисовать и знание истории.

Современное производство зданий имеет одну характерную черту – строительные конструкции разделились на несущие и ограждающие. Несущие конструкции исчерпывающе выполняют все тектонические задачи, но не могут оставаться снаружи и вынуждены прятаться за ограждающими. Ограждающие представляют собой мягкую, субстанцию теплоизолирующего материала, выполняющего роль одеяла. Одеяло, принято прятать – для этого используется тонкая и хрупкая оболочка вентилируемого фасада, на которой можно изобразить что угодно. Например, каменную кладку.
Появляется имитация стиля. Любого – готики, ампира, модерна, всего вместе и сразу…

В истории русской- советской архитектуры есть один парадоксальный пример – творчество В. Г. Шухова. Не будучи, в полном смысле архитектором, позиционируя себя исключительно как инженер, Шухов, проектируя радио-башню преследовал только две цели, из трёх витрувианских – пользу и прочность. Красота, причём совершенно не декоративная, получилась сама. С течением времени, с появлением иных способов передачи радиоволн, у башни исчезла польза, затем, под влиянием массы неблагоприятных факторов, стала пропадать и её прочность, — а красота осталась. Красота, совершенно не подвластная времени. И стиль.

Строительное производство, как часть всякого материального производства, непрерывно развивается. Современная тенденция развития заключается в том, что стройка перемещается с территории участка строительства в цеха заводов. Изготовление монолитных конструкций, с растворными узлами и сваркой арматуры под открытым воздухом уходят в прошлое. На объекте остаются земляные работы и сборка готовых, выполненных с машиностроительными допусками и качеством, отдельных стальных и бетонных элементов и отделочные работы.

Собственно происходит именно то, к чему стремился так называемый, уже порядком подзабытый, советский Строительный Комплекс. Здесь уместно вспомнить об ещё одной характерной черте этого пресловутого Комплекса – стремлении к экономии средств. В советской архитектуре позднего времени (после известного постановления 56 года) не было идеологической цензуры, — была цензура экономическая. В результате советская архитектура того времени, в лучших своих произведениях, характеризуется аскетичным, благородным минимализмом.

Новые способы строительного производства, решая проблемы оптимизации, позволят вновь объединить в одном изделии, в одном материале прочностные и изоляционные качества. Извращённая практика укутывания зданий одеялом останется в прошлом.

И в этом развитии должен родится выход из сегодняшнего кризиса образной составляющей архитектуры – из кризиса стиля.

Николай Лызлов

Николай Лызлов

информация:
Здания и проекты:

Россия

проект

Россия, Москва

здание

Россия, Москва

проект

Россия

проект

Россия, Москва

проект

Россия, Москва

здание

Россия

проект

Россия, Москва

проект

Россия, Москва

здание

Россия

проект

Зданий и проектов Показано: 10

Архи.

ру Текстов:

31.03.2016

В этом номере мы публикуем результаты мастер-класса, организованного в Казани архитектурной школой МАРШ. Конкурсанты разработали проекты семи общественных зон в разных городах и поселках Республики Татарстан.

29.01.2009

Играя с масштабом и простыми формами, Николай Лызлов сумел превратить атриум офисного здания в нечто циклопическое и завораживающее, фантазию Пиранези. Постройку планировали реализовать, но кризис поменял планы и, видимо, так и останется на бумаге. Было бы интересно увидеть его построенным. Однако проект кажется интересным и на бумаге. Как Пиранезис.

08. 07.2008

Продолжаем публиковать интервью с архитекторами-участниками экспозиции русского павильона в Венеции. Тексты этих интервью войдут в каталог павильона России.

03.03.2008

Конкурсный проект площади в Будве в первом варианте напоминает фантазии русских архитекторов-авангардистов 19 века.20-е годы: трибуны и мавзолеи. Второй вариант более фантастический и современный, но оба они имеют общую черту: они пронизаны решеткой конструкции, что делает здания прозрачными, проницаемыми и довольно театральными.

14.02.2008

На Стромынке завершено строительство дома, который его авторы, архитекторы мастерской Николая Лызлова, назвали Рафинад. По нынешним меркам это очень маленькое здание, выполненное в редком жанре архитектурной миниатюры, малопопулярном в современной Москве.

см. Все тексты Archi.ru / Николай Лызлов

Партнер Архитекторы Archi.ru:

Здания и проекты: новые дополнения

Николай Лызлов.

Интервью Григория Ревзина

Объект

Многоликий грот
Это, казалось бы, маленькое, ничем не примечательное, полуразрушенное и даже не очень древнее здание – Грот в саду Баумана – было восстановлено архитектурной компанией «Народный архитектор» со всей тщательностью, присущей памятнику наследия. Они сохранили романтическую привлекательность руин, добавили мультимедийный контент и исследовали каскадный фонтан, который, как оказалось, полностью сохранился. Приготовьтесь к длинной истории!

Объект

Первый среди равных
Здание детского сада в городе Белоярский — это не просто еще один пример современного образовательного пространства. Его проектирование началось давно; он расположен на Крайнем Севере России; это также государственный объект, на который распространяются правила, и ему пришлось сократить расходы во время строительства (как обычно). Тем не менее, дизайн современный, планировка современная, и здание выглядит очень свежим. Проект планируется тиражировать.

Отзыв

Гюстав Фальконье
В «руинном» крыле Московского архитектурного музея открыта выставка «стеклянных кирпичей» Гюстава Фальконье. Эти «кирпичики» по сути являются предшественниками стеклоблоков, но более сложными и красивыми. Выставка показывает настоящие «кирпичи», здания из них, историю уничтожения окон Falconnier в здании Государственного архива, а также стала одной из причин возрождения этой уникальной технологии производства.

Объект

Оптимизация для городских каньонов
Степан Липгарт спроектировал два дома на двух небольших земельных участках, расположенных в районе Варшавского вокзала, который сейчас интенсивно застраивается. Сайты расположены близко, но не рядом друг с другом, и они разные, но похожие: тема одна, но трактуется по-разному. В этом выпуске мы рассматриваем и сравниваем оба проекта.

Объект

Восточная граница
«Восточная дуга» — один из основных земельных ресурсов развития Казани, сосредоточенный в руках одного собственника. Институт Генплана Москвы разработал концепцию комплексного развития этой территории на основе аналитической транспортной модели, которая позволит создать комфортную среду обитания, новые центры притяжения, а также новые рабочие места.

Объект

Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги ATRIUM, посвященной проектированию школ и других учебных заведений, на основе значительного опыта архитекторов, а также экспертных оценок, мы рассматриваем здание школы Quantum STEM, построенное по свой проект в Астане. Кроме того, это здание планируется первым открыть новую сеть. Архитекторы спроектировали его в полном соответствии с современными стандартами, но иногда от них отступали – лишь для подтверждения общих правил застройки. Например, в атриуме есть два амфитеатра, а во дворе есть искусственная горка, призванная сделать равнинную казахстанскую степь более насыщенной.

Объект

Пушистое пространство
Проектируя пассажирский терминал аэропорта Оренбург, архитекторы ASADOV продолжают развивать космическую тему, впервые представленную ими в аэропортах Саратова и Кемерово. В то же время архитекторы снова объединяют глобальное и локальное, отражая темы, вдохновленные локальным концептуальным контекстом. В данном случае здание «накрыто» оренбургским пуховым платком – аналогия достаточно узнаваемая, но не дословная; кто-то увидит ссылку, а кто-то нет.

Объект

Белый фитнес-центр
Белый физкультурно-оздоровительный комплекс, спроектированный Futura Architects на входе в петербургский жилой комплекс «Новый Питер», придает развивающейся территории не только функциональное, но и скульптурное разнообразие, оживляя ряды кирпичных кварталов белизной бесшовные фасады, консольные конструкции и динамичные наклонные линии.

Результаты конкурса

Новый рассвет
В своем проекте технопарка на базе крупнейшего в России «Домостроительного комбината 500» в Тюменской области архитекторы ХАДАА сохраняют не только производственную функцию гигантского ангара, построенного в конце XIX в.80-х и 90% его структур, но и реагируют на его образы. Они также предлагают «градиентный» подход к развитию имеющихся площадей: от открытых общественных до профессиональных пространств только для персонала. Цель такого подхода — превратить технопарк в драйвер развития бизнес-функции между промышленными зонами и будущим жилым районом в соответствии с программой «Комплексное освоение земель».

Новости

​Прирученные холмы для новых жителей
T+T Architects сообщили о завершении проекта благоустройства двора первой очереди жилого комплекса «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, адаптированную под предпочтения покупателей и стандарты центра города, с дерзким мастером неомодернизма. мазки и буйная и разнообразная растительность.

Объект

Кристалл городского квартала
Типология и пластика крупных жилых комплексов шагают в ногу со временем, и порой в рамках, казалось бы, привычных решений можно найти новые тонкости. Комплекс Sky Garden объединяет две известные темы, образуя гигантский жилой район, состоящий из высоких стройных башен, размещенных по периметру большого двора, в котором «растворен» перекресток двух пешеходных променадов.

Объект

Солнце, воздух и вода
Завершено строительство летнего лагеря «Солнечный» по проекту проектного института «Арена» — крупнейшего летнего лагеря легендарного детского курорта «Артек». Он был задуман еще в советское время, но реализован не был. Современная версия удивляет продуманными инженерными решениями, которые сочетаются с четкой структурой: вместе они создают пространства в стиле Ашера.

Объект

Арт-деко на краю космоса
Конкурсный проект Степана Липгарта — элитный жилой комплекс в стиле сдержанного классицизма в непосредственной близости от Калужского музея космонавтики — одинаково хорошо отвечает контексту и заданию заказчика. Он в меру респектабелен, в меру подвижен и прозрачен, и даже немного вкапывается в землю, чтобы соблюдать строгие ограничения по высоте, не теряя при этом пропорций и масштаба.

Объект

Холм за стеной
Генплан нового жилого района в Южно-Сахалинске, разработанный Институтом генплана Москвы при участии Kengo Kuma & Associates, основан на сложностях и преимуществах рельефа предгорий: дома расположены каскадами, а многоуровневое благоустройство пронизывает все кварталы, продолжаясь лесными тропами.

Объект

Иду, Иду, Ухожу!
Жилой комплекс «Композиторская резиденция» построен по проекту Сергея Скуратова, победившего в международном конкурсе еще в 2011 году. Все началось с поиска образа и «отрезания всего лишнего», а затем воплощения в жизнь узнаваемого скуратовского архитектура. Кончилось все, однако, сносом корпусов завода Шлихтермана, консервация которых была предусмотрена всеми соответствующими органами еще до утверждения проекта Скуратова. Этот рассказ кажется познавательным и важным для понимания истории всех одиннадцати лет, в течение которых проектировался и строился комплекс.

Объект

Жизнь железа
Здание Выксунского металлургического музея, спроектированное Никитой Явейным и Сергеем Падалко, предусматривает естественное старение металла – предполагается, что железо будет постепенно ржаветь – при этом используется усовершенствованный тип конструкции, основанный на способности металла потягиваться. Здание будет построено из труб и металлопроката, поставляемых компанией ОМК, а также из вторичного кирпича.

Объект

И ручей течет
ASADOV Architects разработали мастер-план развития жилого массива на окраине Калининграда: регулярная сетка кварталов обогащается масштабными общественными объектами, главной «артерией» нового района становится фортификационный канал, который восстанавливает свой первоначальный вид. функция.

Объект

Поехали!
Новый терминал томского аэропорта проектирует бюро ASADOV. Архитекторы продолжают развивать его индивидуальность, строя образы на изобретениях Николая Камова, имя которого носит аэропорт. Получилось лаконично, легко и, как всегда, паряще.

Объект

Максимальная гибкость
Multispace Dinamo, недавно открывшийся в бизнес-центре «Арена», — пример проекта, полностью основанного на передовых подходах и технологиях. Он управляется через мобильное приложение, для него создано специальное программное обеспечение, а пространства не просто многофункциональны, а тщательно перемешаны, как некий пазл, который позволяет офисным работникам смешивать свои рабочие будни для большей эффективности.

Объект

Путь фабрики
На прошлой неделе в новом центре конструктивистских исследований «Зотов» открылась первая выставка «1922 год. Конструктивизм. Начало». Идея создания этого центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов и приспособление здания хлебозавода под новую музейную функцию архитектор делал совместно с коллегами из SPEECH. Мы решили, что такой сложный проект нужно рассматривать целиком — так и появился этот лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, инновациях, многослойности и надежде.

Объект

Савеловская ось
Деловой центр, расположенный прямо посреди крупного городского узла рядом с Савеловским вокзалом, берет на себя роль пространственной оси, на которой держится все пространство: он закручивается по спирали, чередуя идеальное стекло ярусов и глубокие углубления межъярусных перекрытий, скрывающие придуманные архитекторами окошки. Он скульптурный и претендует на роль новой городской достопримечательности, несмотря на относительно небольшую высоту в девять этажей.

Обзор

Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ФСК Групп строит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировала центральный квартал города, сочетая в своей архитектуре параметрические фасады и модульные технологии.

Объект

Мультитон
Новый интерьер штаб-квартиры Action Development можно рассматривать как попытку создать идеальный «дом» для компании — не просто удобный, но транслирующий ценности современного развития. Он откликается на контекст, но построен на контрасте, он свеж, но уютен, он динамичен, но при этом располагает к отдыху — все это сосуществует здесь достаточно гармонично, наверное, потому, что архитекторы нашли подходящее место для каждого из элементов. темы.

Посмотреть

Уточнение больше не актуально
На днях журналистам показали здание Хлебзавода №5, отреставрированное по проекту Сергея Чобана. В этом номере мы публикуем мысли Григория Ревзина об этом проекте.

Объект

Гребень Стрельны
В этом выпуске мы подробно рассмотрим проект, получивший премию «Хрустальный Дедал», — жилой комплекс «Верен Вилладж» в Стрельне, спроектированный Остоженкой. Его малоэтажный формат стал поводом для типологических и морфологических экспериментов – вроде бы, мы видим узнаваемые тренды, но в то же время есть множество тонкостей, в которые приятно вникнуть. Детально изучив этот проект, мы считаем, что награда заслуженная.

Объект

Тектонический сдвиг
Вот уже несколько лет Futura Architects работает с жилым районом «Новый Питер» на юге Санкт-Петербурга. В этой статье мы расскажем об их последнем проекте — доме, в котором архитектурные идеи архитекторов мирно уживаются с ограничениями жилья комфорт-класса, создавая очень привлекательный для данной типологии эффект «многослойности».

Отчет

Три «зеленых» истории
В этом выпуске мы рассматриваем три экологических городских проекта, представленных Институтом Генплана Москвы на фестивале «Зодчество». Масштабы проектов действительно разнообразны: от сбора информации и предложений от жителей в масштабе города до выращивания луговой травы между домами до картин, которые, как оказалось, обладают способностью лечить деревья, залечивая их израненную кору. + список видов растений, произрастающих в Москве в помощь разработчику.

Новости

Плиты Багратиона.
Анонсировано строительство нового небоскреба по проекту SPEECH в комплексе Москва-Сити. Внимательный наблюдатель увидит в нем: московские высотки, чикагскую архитектуру, архитектон Малевича и попытку деконструкции целостного образа московского небоскреба – прием, активно применяемый архитекторами в последних работах.