Содержание
Секрет маленьких кухонь советской эпохи / Назад в СССР / Back in USSR
В Советском Союзе собственная отдельная квартира была мечтой многих семей. Миллионы граждан жили в общежитиях, коммуналках или бараках с удобствами на улице, не зная другой, комфортной жизни. Неудивительно, что, получая от государства жилье, все были довольны и даже крошечная кухня не могла омрачить счастья новоселов. Но почему в СССР экономили именно на площади кухонь?
Почти во всех советских квартирах, даже в довольно просторных по нашим меркам «сталинках», площадь кухни всегда оставляла желать лучшего.
Что касается «хрущевок» и «брежневок» — они были, вообще, мировыми рекордсменами по миниатюрности.
С того самого момента, как были сданы в эксплуатацию первые «хрущевки», людей мучает вопрос — почему нельзя было сделать кухню побольше. Существует огромное количество гипотез, среди которых есть как имеющие право на жизнь, так и откровенно абсурдные. Мы же знаем, как было дело на самом деле и хотим, чтобы об этом знали и вы.
Идеология строителей коммунизма
Самой популярной версией была идеологическая — коммунизм отрицает всяческие излишества, и поэтому кухни имеют скромные размеры. Но если разобраться, то большой метраж помещений вовсе не претил светлому будущему. Наоборот, в первые годы советской власти руководители страны не стеснялись обещать в будущем самые фантастические блага.
Но реальность оказалась гораздо более жестокой — война лишила крова огромные массы людей, которых нужно было в самые сжатые сроки обеспечить крышей над головой и стандартным комплектом удобств. Поэтому, еще не закончив восстанавливать промышленность и сельское хозяйство, советское правительство развернуло по всей стране грандиозное строительство.
Для людей, до войны живших в дощатых бараках и коммуналках, а после и вовсе лишившихся крова, «хрущевки» казались настоящими хоромами. Кроме этого, всем было известно, что дома эти — явление временное и через 20-30 лет появятся новые, с просторными и удобными квартирами. А к 2000 году каждая семья должна была получить отдельное жилье, что, конечно же, так и не сбылось.
Одной из второстепенных причин небольшой площади кухонь в советских квартирах стала идея развития общепита. В верхах было решено, что советский человек дома будет только завтракать. Подразумевалось, что обедать все станут на работе, а на ужин будут отправляться в столовую, кафе или ресторан.
Такой подход помогал гражданину СССР полноценно сливаться с коллективом и убивал в нем порочного индивидуалиста. Для реализации этих планов строились грандиозные столовые на предприятиях и просто в жилых микрорайонах. Стоит ли говорить о том, что и этот проект оказался нежизнеспособным и наши люди так и не отказались от мещанских кухонных посиделок.
«Жилая единица» Ле Корбюзье
Как ни странно, но идея квартир-клетушек с низкими потолками и экстремально маленькими кухнями принадлежала не советским партийным деятелям. СССР позаимствовал ее у французского архитектора и дизайнера Ле Корбюзье — одного из столпов западного конструктивизма.
Мэтр с макетом своей «Жилой единицы»
«Дом – машина для жилья», — утверждал француз и это как нельзя точнее перекликалось с планами советских деятелей, которые взяли его разработки за основу. В архитектуре «хрущевок» и «брежневок» хорошо видно влияние Ле Корбюзье — плоские или максимально покатые крыши, отсутствие декора, примитивная геометрия, использование блоков и панелей из железобетона.
Коснулось влияние гения конструктивизма и внутренней планировки. Система пропорций Модулор, разработанная мэтром европейской архитектуры, считала достаточной высоту потолков 226 см, так что нам еще повезло, что советские архитекторы ее немного пересмотрели в большую сторону.
Именно Ле Корбюзье первым подал идею с домашними завтраками и питанием за пределами квартиры. Он утверждал, что для утреннего чаепития в кругу семьи вполне достаточно 4 квадратных метров. Но общепит архитектор видел несколько в ином виде.
Памятник Ле Корбюзье в Москве.
Свои дома, созданные на основе системы Модулор, Ле Корбюзье называл «Жилыми единицами». В основе такого дома лежало жилое ядро из квартир, а вокруг располагались различные службы: прачечные, библиотеки, ателье, парикмахерские, детские сады, спортзалы, бассейны, поликлиники и, разумеется, столовые и буфеты.
Жителю «Жилой единицы», чтобы поесть, нужно было лишь выйти из квартиры и немного пройтись по коридору или проехаться на лифте. Все свои нужды жилец мог удовлетворить, не выходя из своего дома, а большинство из них — не покидая свой этаж. Интересно, но идеи строительного гения не прижились на родине — единственной сданной «Жилой единицей» стал 18-этажный жилой комплекс в Марселе, строительство которого стартовало в 1947 году.
Марсельская «Жилая единица» — ближайший родственник наших «хрущевок» и «брежневок»
В 1952 году огромный дом был построен, но ажиотажа вокруг квартир в новостройке не возникло. Балованные французы оказались не готовы к квартирам-пеналам и буфетам в конце коридора, поэтому на этом проект, предусматривающий строительство десятков домов, оперативно свернули.
В Союзе семена, посеянные в мире архитектуры Ле Корбюзье, упали на благодатную почву, но даже в условиях советского тоталитаризма не одобрили буржуазных издевательств над людьми и увеличили высоту потолков и площадь помещений, в том числе кухонь. Несмотря на это, мы имеем полное право винить Запад в том, что наши кухни далеки от идеала.
Все и даже больше: немецкие кухни Leicht
Промо
© пресс-служба Leicht
13 апреля 2018
Немецкий бренд Leicht хорошо известен не только качеством, но и умением создавать «умные» кухни, органично вписывающиеся в интерьер. Рассказываем, на какие разработки Leicht стоит обратить внимание и как с кухнями может быть связан знаменитый Ле Корбюзье.
В Москве открывается новый шоу-рум немецких кухонь Leicht. История бренда насчитывает 90 лет. Впрочем, несмотря на почтенный возраст, компания продолжает ставить все новые и новые задачи – одну амбициознее другой. Кухонные блоки, интегрирующиеся в жилые пространства, мобильные элементы, суперкомпактные системы хранения вплоть до целых «тайных» комнат, укомплектованных с пола до потолка «умной» техникой, которые можно встроить и спрятать за раздвижными фасадами у себя в гостиной. Кажется, для немецких разработчиков, сотрудничающих с брендом, нет непосильных задач.
Из последних любопытных инициатив компании, например, изучение уникальной палитры Couleurs® Le Corbusier из 63 цветов, созданной одним из самых значительных архитекторов XX века, Ле Корбюзье, в 1959 году. Архитектора интересовало влияние цвета на поведение людей. Первую палитру он создал в начале 1930-х годов. «Цвет в архитектуре — такое же сильное средство воздействия, как любая конструкция или форма, — писал он. — Тот же красный, например, стимулирует силу и энергию».
В 2017 году Leicht ввела в свою линейку 15 цветов из «Архитектурной палитры» Ле Корбюзье, идеально сочетающихся между собой. Так, кухня Verve из линии 2018 года выполнена в гамме «ombre naturelle moyenne» (оттенок описан архитектором как «цвет тени»). Объекты действительно будто бы помещены в тень. Сдержанный дизайн шкафов и отделки благородными материалами подчеркивает строгую элегантность модели. Такая кухня отлично вписалась бы в интерьер в бельгийском стиле. Схожие цвета палитр RAL и NCS доступны в матовом и глянцевом лаке. В компании подчеркивают, что для бренда, сотрудничающего с всемирно известными архитекторами на протяжении многих лет, обращение к наследию Ле Корбюзье — важный и логичный шаг.
Вообще, вневременной дизайн – это то, на что креативный отдел марки всегда делал ставку. В новой линейке кухонь действительно много минималистских решений, подразумевающих чистый и аскетичный интерьер. Редко дизайнеры используют в одной модели больше двух-трех цветов и материалов. Баланс и чувство меры – во главе угла. Отдавая дань моде на бетон, который все активнее применяется для оформления интерьеров, в том числе модных ресторанов и общественных заведений, дизайнеры Leicht предложили модель Topos Concrete со своеобразным цементным фасадом. На основу вручную наносится шпателем тонкий слой цемента и покрывается матовым лаком. Поверхность приобретает очень необычную фактуру. Есть вариант этой же кухни, но с металлическим фасадом, который, коррозируя, приобретает особый окрас.
Конфигурацию каждой модели можно «подогнать» под интерьер. Специалисты отрегулируют высоту столешницы под ваш рост, откорректируют глубину ящиков и ширину шкафчиков. Расчеты с точностью до миллиметра и отличное качество всех материалов – в этих вопросах немцы по-прежнему впереди планеты всей. Мелкие детали кухни окрашиваются вручную, чтобы каждый элемент был строго выверен и прорисован и не выпал из общей концепции.
Интеграция кухни в жилое пространство – пожалуй, главная идея интерьерной моды последних лет. Среди новых концепций, представленных Leicht в 2018 году, — «комната в комнате», подразумевающая свободно стоящий в любом помещении кухонный блок с множеством интегрированных функций. Помимо духовки, кухонного острова и холодильника, в него могут быть встроены также стиральная и сушильная машины, системы стеллажей и многофункциональные шкафы.
© пресс-служба Leicht
Внутри предусмотрена даже удобная ниша, отделанная деревом, в которой оборудован небольшой диванчик. Со стороны блок выглядит как обычный шкаф. В отделке дизайнеры используют комбинацию матового белого с натуральным деревом – актуальное сегодня сочетание. Столешница — матовая, с защитой от отпечатков пальцев. Ну а вход в «тайную комнату» предусмотрен через замаскированную распашную дверь напротив «острова».
В новой коллекции, представленной Leicht, как всегда, много решений для студийной планировки квартиры. Важный элемент — «связующее звено» между кухней и гостиной — стеновая панель, представленная в самых разных материалах и отделках: темный шпон ореха, с имитацией мелкозернистого бетона, с покрытием белый лак. Все системы хранения продуманы с учетом эргономичности, чтобы максимально облегчить доступ ко всем полкам. Линию глухих шкафов «разбавляют» открытые секции, отделанные шпоном дуба. «Кухонный остров» в новой линейке включает барный элемент с отделкой из эвкалипта. Есть вариант с монтирующейся прямо на «остров» широкой деревянной столешницей, превращающей стойку в полноценный обеденный стол, за которым смогут уместиться все члены семьи.
Увидеть модели Leicht и рассмотреть фактуры можно в московском шоу-руме в ТЦ «Твинстор».
Кухонный натюрморт | Художественный институт Чикаго
© 2018 Общество прав художников (ARS), Нью-Йорк / ADAGP, Париж / FLC
Действия с изображением
Об этой работе
Статус
- В настоящее время не отображается
Отдел
- Печать и рисунки
Художник
Ле Корбюзье (Шарль-Эдуар Жаннере)
Титул
- Кухня Натюрморт
Место
- Франция (национальность художника)
Дата
1908–1965 гг.
Средний
- Графит на синей тканой бумаге
Надписи
- Надпись на оборотной стороне внизу справа графитом: «ЛеКорбюзье».
Размеры
- 20,9 × 26,9 см (8 1/4 × 10 5/8 дюйма)
Кредитная линия
- Завещание Хедвиг Б.
Шнивинд
Справочный номер
- 1963.434
Авторское право
- © 2018 Общество прав художников (ARS), Нью-Йорк / ADAGP, Париж / FLC
Расширенная информация об этом произведении
Информация об объекте находится в стадии разработки и может обновляться по мере появления новых результатов исследований. Чтобы помочь улучшить эту запись, пожалуйста, напишите по электронной почте. Информация о загрузке изображений и лицензировании доступна здесь.
Ле Корбюзье приезжает в Крэнбрук
21 ноября 1935 года знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье прибыл в Детройт и немедленно потребовал, чтобы его доставили в комплекс Ривер-Руж Генри Форда. То, что один из ведущих мировых архитекторов-модернистов захотел посетить завод Форда, не должно было слишком удивлять, поскольку в течение предыдущих двух десятилетий Ле Корбюзье, урожденный Шарль-Эдуар Жаннере, выступал за революцию в архитектуре, подобную революции Форда в транспорте.
В своей новаторской книге 1923 года « На пути к архитектуре » (или, как она называлась в первых английских переводах, « На пути к новой архитектуре ») Ле Корбюзье сделал известное утверждение: «Дом — это машина для жизни в ». Как он считал, «машины приведут к новому порядку как в работе, так и в досуге».
Ле Корбюзье сказал репортеру Флоренс Дэвис из Detroit News , что «Детройт является логичным городом для производства домов завтрашнего дня, сборных эффективных домов массового производства». Далее он заявил, что производители автомобилей, а не архитекторы, «возьмут на себя производство домов завтрашнего дня», потому что они понимают проблемы массового производства.
Хотя Форд, возможно, привлек Ле Корбюзье посетить Детройт во время его единственной поездки в Америку, именно Крэнбрукская художественная академия и ее президент Элиэль Сааринен принимали у себя великого архитектора.
Ле Корбюзье с трубкой и Элиэль Сааринен в Крэнбруке, ноябрь 1935 года. Ричард Г. Аскью, фотограф. Крэнбрук Архив.
Осмотрев комплекс Форда и сделав несколько остановок в центре города, Ле Корбюзье направился к Блумфилд-Хиллз. В павильоне Крэнбрука (ныне Театр Св. Дунстана) были выставлены двадцать четыре увеличенные фотографии, подборка фильмов, четырнадцать планов зданий и городов и одна модель, документирующая его работу. Эти предметы стали частью небольшого шоу архитектора, открытого с 19 ноября.по 22 ноября. Но главным событием стала лекция Ле Корбюзье, прочитанная в 20:00 21 ноября 1935 года.
Прочитанная на французском языке и переведенная его американским коллегой Робертом Джейкобсом, Ле Корбюзье покорил публику своими теориями архитектуры. Он рассказал о своей работе в Европе, в том числе о недавно построенной вилле Savoye в Пуасси. Однако в центре внимания были его теории городского планирования и механизации. Ле Корбюзье использовал лист кальки длиной от 8 до 12 футов и приколол его к стене, чтобы выполнить большие красочные пастельные наброски, которые иллюстрировали его идеи архитектуры и планирования. Этот рисунок был сохранен Академией, но с тех пор, к сожалению, утерян.
Вид инсталляции Современная архитектура:
Международная выставка в Музее современного искусства с виллой Ле Корбюзье Савойя в центре и на фотографиях слева, 9 февраля — 23 марта 1932 года. Пока нет фотографий лекции или выставки Ле Корбюзье в Крэнбруке. выжить, это, скорее всего, было похоже на эту установку. Архивы МоМА.
Ле Корбюзье читал лекции на протяжении большей части своей карьеры архитектора. Как он сказал интервьюеру в 1951 году:
Я никогда не готовлю свои лекции… Импровизация — замечательная вещь: я рисую, а когда ты рисуешь и говоришь одновременно, ты создаешь что-то новое. И вся моя теория — мой самоанализ и ретроспекция феномена архитектуры и урбанизма — проистекает из моих импровизаций и рисунков во время этих лекций.
После лекции в Крэнбруке Ле Корбюзье был гостем исполнительного секретаря Академии художеств Ричарда Расемана и инструктора по дизайну интерьеров Рэйчел ДеВульф Расеман. Супруги оба изучали архитектуру в Корнелле (Рэйчел Расеман была первой женщиной-выпускницей Корнелла) и проживали в резиденции Академии № 3 через Академию Уэй от дома Сааринен. Утром Ле Корбюзье продолжил свое путешествие по пересеченной местности на поезде до следующей остановки.
Как Detroit Free Press сообщила 22 ноября: «В четверг Ле Корбюзье, известный французский архитектор-модернист, несколькими ловкими штрихами… набросал то видение, которое он видит через, пожалуй, самую громоздкую пару очков из когда-либо созданных».